СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 5 класса по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012 г).

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 5 класса по ФГОС»

МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60

социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ



«Рассмотрено»

Педагогическим советом

«___» ___________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________

«___» ___________ 2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

5 класс

(ФИО ученика)

на 2016 - 2017 учебный год




Составил: ФИО учителя




Улан-Удэ, 2016



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012 г).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образова ния, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного

и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего

Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана на следующее количество часов: 102 часа – в школе, в том числе уроки развития речи (написание домашних сочинений); 34 часа - обучение на дому. Количество часов (школа-дом) отражено в календарно-тематическом планировании.

Контроль знаний должен осуществляться непосредственно на уроке (тесты, сравнительные характеристики, планы содержания произведения, составление синквейнов, кластеров и т. п.), а также через написание домашних сочинений.

Формы контроля знаний и умений обучающихся и их количество. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для чтения. Преобладающей формой текущего контроля выступают письменные работы (сочинения, характеристика героев, синквейны, лимерики, создание сценария) и устный опрос (беседы, устное рисование).

Количество уроков по развитию речи (школа)

Тема урока

часы

РР Создание сочинения-характеристики главного героя народной сказки.

1

РР Создание сочинения-характеристики главного героя литературной сказки.

1

РР Обучение устному сочинению - сравнительной характеристике: истинная и ложная красота

1

РР Подготовка к сочинению - индивидуальной характеристике образа Герасима

1

РР Подготовка к домашнему сочинению - сравнительной характеристике Жилина и Костылина

1

РР Составление киносценария к рассказу А.П. Чехова «Хирургия».

1

РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (19 век)

1

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В. Г. Короленко

1

РР Устное рисование образов сказа П. П. Бажова

1

РР Составление плана ответа по проблемному вопросу по рассказам К. Г. Паустовского.

1

РР Составление плана ответа по проблемному вопросу по рассказу В. П. Астафьева.

1

РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (20 век)

1

РР Составление плана ответа на проблемный вопрос по произведению Д. Дефо.

1

РР Составление плана ответа на проблемный вопрос по произведению X. К. Андерсена.

1

РР Составление плана ответа на проблемный вопрос по произведению М.Твена.

1



Национально-региональный компонент. Реализация национально-регионального компонента предполагается на уроках внеклассного чтения посредством использования литературного материала писателей и поэтов родного края. Данный аспект содержит как образовательный, так и воспитательный потенциал, передает особые реалии национальной жизни, отражает многовековую историю бурятского народа, что составляет предмет гордости носителей национального языка. Уроки внеклассного чтения пропорционально распределены между основным материалом.

Это обеспечивает равномерность, комфортные условия для организации учебного процесса. Особое внимание уделяется разделам «Поэты Бурятии о Великой Отечественной войне», «Бурятские народные сказки», «Бурятские басни», «Поэты и писатели Бурятии о Родине, родной природе».

Методы и формы организации работы. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретацию произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

  • Урок – устный журнал.

  • урок - творческая мастерская.

  • урок – игра.

  • урок – конкурс.

  • Урок – путешествие.

Связь с другими учебными предметами. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

(6 часов)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Внеклассное чтение. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

Внеклассное чтение. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44 часа)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Внеклассное чтение. Бурятская басня. Гунга Чимитов «Трутни».

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

Внеклассное чтение. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Внеклассное чтение. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Внеклассное чтение. В. Митыпов. Мамонтенок Фуф: Повесть. Сказочное и реальное в произведении.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Внеклассное чтение. «Мороз, Красный нос». Картины крестьянского труда.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Внеклассное чтение. Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (32 часа)

Внеклассное чтение. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА

Внеклассное чтение. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Внеклассное чтение. «Заячьи лапы». 

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Внеклассное чтение.А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Внеклассное чтение. Поэты и писатели Бурятии войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Внеклассное чтение. Поэты Бурятии о Родине, о родной природе.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 часов)

Внеклассное чтение. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Учебно-методическое обеспечение программы

Реквизиты программы:

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

Основной учебник:

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Коровина В. Я. И др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс».

Учебные пособия:

Электронные ресурсы:

  • Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  • Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫:[Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  • Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  • Сайт ≪Сеть творческих учителей≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  • Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  • Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru

Дополнительные материалы:

  1. Авторские презентации

  2. Видеофильмы, мультфильмы:

  • «Руслан и Людмила»

  • «Медной горы хозяйка»

  • «Ночь перед Рождеством»

  • «Майская ночь, или Утопленница»

  • «Черная курица, или Подземны жители»

  • «Бородино»

  • «Муму»

  • «Снежная королева»

  • «Робинзон Крузо»

  • «Приключения Тома Сойера».

  • Календарно-тематическое планирование

  • по литературе, 5 класс

  • Школа

    • Тема урока

    • часы

    • Дата проведения

    • Роль книги в жизни человека

    • 1

    • Устное народное творчество

    • 1

    • Волшебная сказка и ее герои

    • 1

    • Своеобразие сказок о животных

    • 1

    • Своеобразие бытовых сказок

    • 1

    • РР Создание сочинения-характеристики главного героя сказки.

    • 1

    • Сказка и другие виды искусства

    • 1

    • «Повесть временных лет» как литературный памятник. 

    • 1

    • «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

    • 1

    • Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

    • 1

    • М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

    • 1

    • Басни И. А. Крылова

    • 1

    • Язык басен И. А. Крылова

    • 1

    • Литература и другие виды искусства

    • 1

    • Бурятская басня. Гунга Чимитов «Трутни».

    • 1

    • В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

    • 1

    • Сказка «Спящая царевна».

    • 1

    • РР Создание сочинения-характеристики главного героя сказки.

    • 1

    • Народные и авторские сказки: сходство и различие

    • Баллада Жуковского «Кубок»

    • 1

    • Детство, годы учения А. С. Пушкина. «Няне».

    • 1

    • Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

    • 1

    • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    • 1

    • РР Обучение устному сочинению - сравнительной характеристике: истинная и ложная красота

    • 1

    • Рифма. Ритм

    • 1

    • А. Погорельский «Черная курица или Поземные жители»

    • 1

    • Нравоучительность сказки Погорельского.

    • 1

    • В. Митыпов. «Мамонтенок Фуф»: Повесть.

    • 1

    • М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте

    • 1

    • М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

    • 1

    • Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

    • 1

    • Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место»

    • 1

    • Поэтизация народной жизни в повести

    • 1

    • Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»,

    • 1

    • Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

    • 1

    • И.С. Тургенев. Рассказ «Муму».

    • 1

    • Быт и нравы крепостной России в рассказе «Муму»

    • 1

    • Образ Герасима – образ крепостной Руси

    • 1

    • РР Подготовка к сочинению - индивидуальной характеристике образа Герасима

    • 1

    • А. А. Фет. «Весенний дождь», «Чудная картина»

    • 1

    • А. А. Фет «Задрожали листы, облетая…»

    • 1

    • Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе

    • 1

    • Рассказ-быль «Кавказский пленник».

    • 1

    • Два пленника: Жилин и Костылин.

    • 1

    • Смысл заглавия рассказа.

    • 1

    • РР Подготовка к домашнему сочинению - сравнительной характеристике Жилина и Костылина

    • 1

    • А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия»

    • 1

    • Речь персонажей как средство их характеристики

    • 1

    • РР Составление киносценария к рассказу А.П. Чехова «Хирургия».

    • 1

    • Внеклассное чтение. Сюжеты и образы ранних юмористических рассказов А.П. Чехова.

    • 1

    • Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

    • 1

    • Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

    • 1

    • Конкурс иллюстраций к стихотворениям

    • 1

    • РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения

    • 1

    • Литературные места России

    • 1

    • Внеклассное чтение. И. А. Бунин «Косцы»

    • 1

    • Краткий рассказ о В. Г. Короленко

    • 1

    • В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.

    • 1

    • Контраст судеб героев, тема дружбы в повести.

    • 1

    • Композиция литературного произведения

    • 1

    • РР Подготовка к домашнему сочинению

    • 1

    • С.А.Есенин. Образ родного дома

    • 1

    • Анализ поэтического языка Есенина

    • 1

    • П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка».

    • 1

    • Реальность и фантастика в сказе

    • 1

    • РР Устное рисование образов сказа

    • 1

    • К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»,

    • 1

    • Рассказ «Заячьи лапы».

    • 1

    • РР Составление плана ответа по проблемному вопросу.

    • 1

    • Краткий рассказ о С. Я. Маршаке.

    • 1

    • Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

    • 1

    • Краткий рассказ о А. П. Платонове.

    • 1

    • Быль и фантастика в рассказ «Никита»

    • 1

    • Краткий рассказ о В.П.Астафьеве.

    • 1

    • Сюжет и герои рассказа «Васюткино озеро»

    • 1

    • Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».

    • 1

    • Становление характера героя в рассказе

    • 1

    • РР Составление плана ответа по проблемному вопросу.

    • 1

    • Поэты о Великой Отечественной войне

    • 1

    • Поэты и писатели Бурятии войне.

    • 1

    • Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

    • 1

    • Поэты Бурятии о Родине, о родной природе.

    • 1

    • РР Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения

    • 1

    • Писатели улыбаются. Саша Черный

    • 1

    • Юлий Ким «Рыба-кит»

    • 1

    • Конкурс чтецов юмористических стихов

    • 1

    • Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»

    • 1

    • Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

    • 1

    • Характер главного героя и его поступки

    • 1

    • Сила человеческого духа в романе Дефо.

    • 1

    • РР Составление плана ответа по проблемному вопросу.

    • 1

    • X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое.

    • 1

    • Победа добра, любви и дружбы в сказке

    • 1

    • РР Составление плана ответа по проблемному вопросу.

    • 1

    • М.Твен. «Приключения Тома Сойера».

    • 1

    • Внутренний мир героев М. Твена.

    • 1

    • РР Составление плана ответа по проблемному вопросу.

    • 1

    • Дж. Лондон. Человек и писатель

    • 1

    • Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

    • 1

    • Литературные места России

    • 1

    • Литературные места России

    • 1

    • Итоговая работа. Литература на лето

    • 1

  • Приложение

  • Контрольно-измерительные материалы

  • ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  • ЗА КУРС  5 КЛАССА

  • часть 1

  1. Соотнесите автора и произведение (соединить стрелками)

  • А.С. Пушкин

  • «Два астронома»

  • М.В.Ломоносов

  • «Косцы»

  • М.Ю.Лермонтов

  • «Мороз, Красный нос»

  • Л.Н.Толстой

  • «Бородино»

  • А.А.Погорельский

  •  «Заколдованное место»

  • И.С.Тургенев

  • «Хирургия»

  • Н.А.Некрасов

  • «Теплый хлеб»

  • Н.В.Гоголь

  • «Крестьянские дети»

  • А.П.Чехов

  • «Робинзон Крузо»

  • И.А.Бунин

  • «Медной горы хозяйка»

  • В.Г.Короленко

  • «Кавказский пленник»

  • П.П.Бажов

  • «Кавказский пленник»

  • В.П.Астафьев

  • «Васюткино озеро»

  • К.Г.Паустовский

  • «Зимнее утро»

  • Саша Черный

  • «Приключения Тома Сойера»

  • Даниэль Дефо

  • «Черная курица или подземные жители»

  • Р.Л.Стивенсон

  • «Муму»

  • Марк Твен

  • «В дурном обществе»

  1. Отметьте псевдонимы писателей. По возможности напишите настоящее имя писателя.

  • М.В.Ломоносов

  • Л.Н.Толстой

  • А.А.Погорельский

  • И.С.Тургенев

  • А.П.Чехов

  • П.П.Бажов

  • В.П.Астафьев

  • Саша Черный

  • Даниэль Дефо

  • Р.Л.Стивенсон

  • Марк Твен

  1. С какими  писателями  связаны следующие литературные места России:

  • Село Константиново

  • Село Тарханы

  • имение Спасское – Лутовиново

  • город Таганрог

  • часть 2

  1. Вставьте в комментарии к литературным произведениям термины:

  • а) В повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь в изобилии использует малороссийские (украинские) слова и выражения, создавая таким образом

  • национальный  ___________________________.

  • б) Для сюжетов своих рассказов В.П.Астафьев часто использует ________________________

  • сведения. Например, историю о том, как еще школьником он заблудился в лесу.

  • в) Переработанные писателями фольклорные сюжеты служат основой для

  • создания      ________________________          сказок.

  1. Выберите верный ответ:

  • а)   Почему в своем произведении  И.С.Тургенев не называет имени старой барыни?

  • не хотел, чтобы все узнали в ней его мать, а мать обиделась

  • создал собирательный образ, похожий на многих хозяек крепостного люда

  • счел необязательным давать имя второстепенному персонажу

  •             б)  Что такое идея литературного  произведения?  

  • содержание произведения

  • главная мысль произведения

  • главные слова главного героя произведения

  •              в)   Что такое стихотворный размер?

  • количество строчек в стихотворении

  • количество строф в стихотворении

  • повторение ударных и безударных слогов в строчке

  1.  Запишите верный ответ:

  • а)    Назовите жанр произведения «Кавказский пленник» ___________

  •            б)   Назовите профессию главного героя рассказа «Хирургия»______

  • в)   Назовите прием, с помощью которого изображены Жилин и Костылин  в «Кавказском пленнике», Падчерица и Королева в «Двенадцати месяцах», герои Бородина и современная автору молодежь в стихотворении «Бородино» _______________________________________________________

  • часть 3

  1. Назовите тип рифмы в следующих строчках:  

  • Зима недаром злится,

  • Прошла её пора -

  • Зима в окно стучится

  • И гонит со двора…

  •         _____________________________________

  1. С  помощью каких  приемов  поэт создает картину природы:

  •         Золотою лягушкой луна

  •         Распласталась на тихой воде

  •         Словно яблонный свет седина

  •         У отца пролилась в бороде…

  • __________________________________________________________________

  • __________________________________________________________________

  • __________________________________________________________________

  1. Кто автор стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете…», когда оно было написано? Как называется такой тип стихотворений?

  • __________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________

  • __________________________________________________________________

  1. Напишите, какое произведение  из изученных в 5 классе Вам понравилось больше всего и почему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!