Планируемые предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
Содержание учебного предмета, курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 15 |
4 | Люблю природу русскую Осень. | 8 |
5 | Русские писатели | 14 |
6 | О братьях наших меньших | 12 |
7 | Из детских журналов | 9 |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 9 |
9 | Писатели детям | 17 |
10 | Я и мои друзья | 10 |
11 | Люблю природу русскую. Весна. | 9 |
12 | И в шутку и всерьез | 14 |
13 | Литература зарубежных стран | 14 |
| ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование
I четверть – 36 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) |
1. 2. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Игра «Крестики-нолики» | | | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. | Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. | Пользоваться словарем в конце учебника. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. |
Самое великое чудо на свете (4ч.) |
3. | Самое великое чудо на свете | | 3-5 | Прогнозировать содержание раздела. Представлять любимую книгу и любимых героев. | Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. | Представлять выставку книг прочитанных летом. |
4. | Библиотеки | | 7 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить отличия и общее. | Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге. | Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». Готовить выступление на заданную тему. |
5. | Книги | | 8-11 |
6. | Устное народное творчество Р/К Народные загадки, собранные в Ставропольском крае | | 12 |
Устное народное творчество (15 ч.) |
7 | Русские народные песни. | | 16-19 | Находить созвучные окончания слов в песне, прибаутке, потешке, считалке, небылице. | Размышлять над прочитанным. Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. | Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, считалке, небылице опираясь на опыт создания народного творчества. |
8 | Потешки и прибаутки –малые жанры устного народного творчества. | | 20-21 |
9 | Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества. | | 22-23 |
10 | Загадки, пословицы, поговорки Р/К Пословицы и поговорки народов, проживающих на территории Ставропольского края | | 24-25 | Соотносить загадки и отгадки. | Анализировать загадки. | Распределять загадки по тематическим группам. |
11 | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…» | | 28-31 | Перечислять героев сказки. Характеризовать героев сказки. Соотносить качества с героями сказок. Делать подписи под рисунками | Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | Соотносить пословицу и сказочный текст. Определять последовательность событий. Составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки) |
12 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | | 32-33 |
13 | Сказка «У страха глаза велики». | | | Перечислять героев сказки. Характеризовать героев сказки. Соотносить качества с героями сказок. Делать подписи под рисунками | Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | Соотносить пословицу и сказочный текст. Определять последовательность событий. Составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки) |
14 | Сказка «Лиса и тетерев» | | |
15 | Сказка «Лиса и журавль». | | |
16 | Сказка «Каша из топора». | | |
17 | Сказка «Гуси – лебеди». Соотнесение смысла сказки с пословицей. | | |
18 | Сказка «Гуси – лебеди». | | |
19 20 | Викторина по сказкам. КВН «Обожаемые сказки» | | 56 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Люблю природу русскую (8ч) |
21 | Люблю природу русскую «Осень» | | 65-67 | Прогнозировать содержание раздела. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Находить средства художественной выразительности. Подбирать свои собственные придуманные слова. Создавать с помощью слова собственные картины. | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения Представлять картины осенней природы. Оценивать свой ответ. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои дстижения. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Сравнивать художественный и научно- познавательный текст. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом текста. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. |
22 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». | | 68 |
23 | К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила | | 69-70 |
24 | А. Фет «Ласточки пропали» | | 71 |
25 | Осенние листья – тема для поэтов. | | 72 |
26 | В. Берестов «Хитрые грибы» | | 76-77 |
27 | М. Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так светло кругом» | | 78-79 |
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Р/К Народные загадки, собранные в Ставропольском крае | | 82 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Русские писатели (14ч.) |
29 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | | 84-87 | Прогнозировать содержание раздела. | Определять в тексте яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты. | Читать произведения вслух с постепенным переходом про себя. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. |
30 | стихотворения А .С.Пушкина. | | 88-89 |
31 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке | | 90 | Сравнивать авторские и народные произведения. Пересказывать текст выборочно, подробно. | Воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. | Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. |
32 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | | 90 |
33 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | | 90 |
34 | Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина» Р/К С.П.Бойко. Сказки. | | |
35 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».. | | 102-105 | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. | Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Оценивать свой ответ. | Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. |
36 | И.Крылов «Стрекоза и муравей». | | 106-107 |
II четверть – 28 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
37 | Л. Толстой «Старый дед и внучек». | | 108-111 | Отличать басню от рассказа. | Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Оценивать свой ответ. | Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. |
38 | Л.Толстой «Филипок».. | | 112 | Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы. | Воспринимать на слух художественное произведение. | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев на основе анализа их поступков. |
39 | Л.Толстой «Филипок». | | 112 |
40 | Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». | | | Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы. | Воспринимать на слух художественное произведение. | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев на основе анализа их поступков. |
41 | Веселые стихи | | 120 | Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы. | Воспринимать на слух художественное произведение. | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев на основе анализа их поступков. |
42 | Обобщение по разделу «Русские писатели» Р/К Народные мифы, легенды, поверья, собранные в Ставропольском крае | | 122 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
О братьях наших меньших (12ч.) |
43 | О братьях наших меньших | | 126-127 | Планировать работу с произведением. | Прогнозировать содержание раздела. | Выбирать виды деятельности на уроке. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. |
44 | Б.Заходера, «Плачет киска в коридоре» И.Пивоваровой «Жила-была собака» | | 128-129 | Планировать работу с произведением. | Воспринимать на слух прочитанное. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. |
45 | В.Берестов «Кошкин щенок» | | 130 | Планировать работу с произведением. | Воспринимать на слух прочитанное. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. |
46 | Домашние животные | | 132 | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Определять героев произведения и характеризовать их. | Выражать свое собственное отношение к героям. Давать нравственную оценку поступкам. | Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Выбирать книги по темам и по авторам. |
47-48 | М.Пришвин «Ребята и утята» | | | | | |
49 | Рассказ о животных Е.Чарушина «Страшный рассказ. | | 136 | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Определять героев произведения и характеризовать их. | Выражать свое собственное отношение к героям. Давать нравственную оценку поступкам. | Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Выбирать книги по темам и по авторам. |
50 | Рассказ о животных Е.Чарушина «Страшный рассказ». | | 136 |
51 | Рассказ о животных Б.Житкова «Храбрый утенок» | | 139 | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Определять героев произведения и характеризовать их. | Выражать свое собственное отношение к героям. Давать нравственную оценку поступкам. | Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Выбирать книги по темам и по авторам. |
52 | В.Бианки «Музыкант» | | 142 | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Определять героев произведения и характеризовать их. | Выражать свое собственное отношение к героям. Давать нравственную оценку поступкам. | Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Выбирать книги по темам и по авторам. |
53 | Рассказ о животных В.Бианки»Сова» | | 146 | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Определять героев произведения и характеризовать их. | Выражать свое собственное отношение к героям. Давать нравственную оценку поступкам. | Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Выбирать книги по темам и по авторам. |
54 | Обобщение по разделу Р/К Народные мифы, легенды, поверья, собранные в Ставропольском крае | | 146 |
| | | | | | |
Из детских журналов (9ч.) |
55 | Из детских журналов. | | 158-159 | Планировать работу с произведением. Отличать журнал от книги. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в журнале. | Выбирать виды деятельности на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. |
56 | Д.Хармс «Игра» | | 160 | Читать вслух с постепенным переходом про себя. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Прогнозировать содержание произведения. | Воспринимать на слух прочитанное. Планировать работу на уроке. Находить нужную информацию по заданной теме. | Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Придумывать свои вопросы по содержанию. |
57 | Д.Хармс «Вы знаете?». | | 165 |
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи». | | 170 |
59 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Что это было?» | | 174 |
60 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | | 175 |
61 | Ю.Владимиров «Чудаки» | | 176 |
62 | А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». | | 177, 182 |
63 | Обобщение по разделу Р/К Старинные казачьи поверья | | 186, 181 | Проверка знаний и умений. Участвовать в проекте. | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Распределять роли для реализации проекта. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой проекта. |
Люблю природу русскую. Зима (9ч) |
64. | Люблю природу русскую «Зима» | | 188 | Прогнозировать содержание раздела. | Соотносить загадки и отгадки. | Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. |
III четверть - 40 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
65 | Стихи о первом снеге. | | 190 | Читать выразительно отражая настроение стихотворения. Читать стихи наизусть. | Воспринимать на слух почитанное произведение. Чувствовать ритм и мелодику стихотворений. | Сравнивать произведения разных поэтов на одну и ту же тему. Рисовать словесные картины зимней природы на текст стихотворения. |
66 | Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…». | | 194 |
67 | С.Есенин «Поет зима-аукает» | | 195 |
68 | Русская народная сказка «Два мороза». | | 198 | Сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. | Воспринимать на слух художественный текст. | Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном произведении. Прогнозировать содержание произведения. |
69 | Новогодняя быль С.Михалкова. | | 203 | Сравнивать и характеризовать героев на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. | Воспринимать на слух художественный текст. Понимать особенности были и сказочного произведения. | Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном произведении. Прогнозировать содержание произведения. |
70 | А.Барто, А. Прокофьева. | | 208 | Читать выразительно отражая настроение стихотворения. Читать стихи наизусть. | Воспринимать на слух почитанное произведение. Чувствовать ритм и мелодику стихотворений. | Сравнивать произведения разных поэтов на одну и ту же тему. Рисовать словесные картины зимней природы на текст стихотворения. |
71 72 | Обобщение по разделу Игра «Поле чудес» | | 212 | Проверка знаний и умений | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Писатели детям (17 ч.) |
72 | Знакомство с содержанием раздела. К.Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения. Рифма. | | 4 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
73 74 75 | Писатели-детям К.Чуковский «Путаница» К. Чуковский «Радость» | | 11-13 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
76 | К.Чуковский «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. | | 13 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
77 | К.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. | | 13 |
78 | Творчество С.Я.Маршака. Герои произведения «Кот и лодыри». | | 24 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
79 | Творчество С.Михалкова. «Мой секрет», «Сила воли». | | 30 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
79-80 | С.Михалков «Мой щенок». | | 35 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
81 | Творчество А.Барто. Стихотворение «Веревочка». | | 38 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря | Воспринимать на слух произведение. | Читать стихотворение выразительно передавая настроение. Читать стихотворение по ролям. |
82 | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | | 44 |
83 | А.Барто «Вовка-добрая душа». | | 46 |
84 | Н.Носов. «Затейники». | | 48 | Определять смысл художественного произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды | Воспринимать на слух художественный текст. Организовывать взаимоконтроль. Оценивать свое чтение. | Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Читать текст в паре. |
85 | Н.Носов «Живая шляпа» | | 54 | Определять смысл художественного произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды | Воспринимать на слух художественный текст. Организовывать взаимоконтроль. Оценивать свое чтение. | Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Читать текст в паре. |
86 | Н.Носов «Живая шляпа». | | 54 |
87 | Н.Носов «На горке». | | 60 | Определять смысл художественного произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Рассказывать о героях отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды | Воспринимать на слух художественный текст. Организовывать взаимоконтроль. Оценивать свое чтение. | Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Читать текст в паре. |
88 | Н.Носов «На горке». | | 60 |
89 | Обобщение по разделу «Писатели детям» Р/К Галина Пухальская «Бабушкины сказки» | | 68 | Проверка знаний и умений | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Я и мои друзья (10 ч.) |
90 | Я и мои друзья | | 72 | Прогнозировать содержание раздела. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. | Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста. |
91 | Стихи о дружбе и друзьях. | | 74 | Прогнозировать содержание произведения. Соотносить основную мысль стихотворения с пословицей. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. | Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста. |
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». | | 79 | Соотносить основную мысль рассказа с пословицей. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять нравственный смысл рассказов. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. | Определять последовательность событий в тексте. Придумывать продолжение рассказа. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. |
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных». | | 85 | Соотносить основную мысль рассказа с пословицей. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять нравственный смысл рассказов. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. | Определять последовательность событий в тексте. Придумывать продолжение рассказа. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. |
94 | В.Осеева «Волшебное слово» | | 87 | Соотносить основную мысль рассказа с пословицей. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять нравственный смысл рассказов. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. | Определять последовательность событий в тексте. Придумывать продолжение рассказа. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. |
95 | В.Осеева «Волшебное слово» | | 87 |
96 | В.Осеева «Хорошее» | | 93 | Соотносить основную мысль рассказа с пословицей. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять нравственный смысл рассказов. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. | Определять последовательность событий в тексте. Придумывать продолжение рассказа. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. |
97 | В.Осеева «Почему?» | | 96 | Соотносить основную мысль рассказа с пословицей. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять нравственный смысл рассказов. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. | Определять последовательность событий в тексте. Придумывать продолжение рассказа. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. |
98 | В.Осеева «Почему?» | | 96 |
99 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Р/К Произведения писателей и поэтов Ставрополья. Л.Ф.Епанешников «Вместе с солнцем» | | 98 | Проверка знаний и умений | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Люблю природу русскую. Весна (9ч.) |
100 | Люблю природу русскую | | 108 | Прогнозировать содержание раздела. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. | Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста. |
101 | Ф.Тютчева о весне. | | 110 | Прогнозировать содержание произведения. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев. | Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Оценивать свой ответ. Контролировать и оценивать свое чтение. | Читать стихотворение выразительно. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
102 | А. Плещеева о весне. | | 112 | Прогнозировать содержание произведения. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев. | Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Оценивать свой ответ. Контролировать и оценивать свое чтение. | Читать стихотворение выразительно. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
103 | А. Блок «На лугу» Р/К И.В.Кашпуров «Гуси» | | 114 | Прогнозировать содержание произведения. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев. | Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Оценивать свой ответ. Контролировать и оценивать свое чтение. | Читать стихотворение выразительно. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
104 | С Маршак «Снег теперь уже не тот». | | 115 | Прогнозировать содержание произведения. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. | Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Оценивать свой ответ. Контролировать и оценивать свое чтение. | Читать стихотворение выразительно. Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
106. | И.Бунин «Матери» | | 116 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | Читать стихотворение с выражением. Ставить вопросы к стихотворению. | Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев. |
IV четверть - 32 часов
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
106 | А Плещеев «В бурю». | | 117 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | Читать стихотворение с выражением. Ставить вопросы к стихотворению. | Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев. |
107 108 | Е.Благинина «Посидим в тишине», Э Мошковская «Я маму мою обидел..» | | 119 | Прогнозировать содержание произведения. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | Читать стихотворение с выражением. Ставить вопросы к стихотворению. | Находить слова в стихотворении которые помогают представить героев. |
109 110 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Р/К Л.Ф.Епанешников «Волшебные сапожки» И в шутку и всерьез | | 124 | Проверка знаний и умений | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
И в шутку и в серьез (14 ч.) |
111 | Веселые стихи Б.Заходера «Товарищам детям» | | 128 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения. | Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. |
112 | Веселые стихи Б.Заходера. Песенки Вини-Пуха. | | 132 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения. Оценивать свой ответ. | Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. |
113 | Веселые стихи Б.Заходера. Песенки Вини-Пуха. | | 134 |
114 | Э Успенский «Чебурашка». | | 137 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения Оценивать свой ответ. | Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. Инсценировать фрагменты рассказа. Пересказывать веселые рассказы. |
115 | Э Успенский «Чебурашка» | | 137 |
116 | Веселые стихи Э.Успенского. | | 142 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения. Оценивать свой ответ. | Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. |
117 | Веселые стихи В.Берестова. | | 148 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения. Оценивать свой ответ. | Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. |
118 | Веселые стихи И. Токмаковой. | | 150 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения. Оценивать свой ответ. | Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. |
119 | Г.Остер «Будем знакомы». | | 153 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения Оценивать свой ответ. | Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. Инсценировать фрагменты рассказа. Пересказывать веселые рассказы. |
120 | Г.Остер «Будем знакомы». | | 153 |
121 | В.Драгунский «Тайное становится явным». | | 159 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Понимать особенности юмористического произведения Оценивать свой ответ. | Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением. Инсценировать фрагменты рассказа. Пересказывать веселые рассказы. |
122 | В.Драгунский «Тайное становится явным». | | 159 |
123 | Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез» Р/К Л.Ф.Епанешников «Живой значок» | | 168 | Проверка знаний и умений | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Литература зарубежных стран (15 ч.) |
124 | Литература зарубежных стран | | 170 | Прогнозировать содержание раздела. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. | Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста. |
125 | Американские и английские народные песенки. | | 172 | Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. | Воспринимать на слух художественное произведение. | Объяснять значение незнакомых слов. Определять герое произведения. |
126 | Песенки "Сюзон и мотылек", "Знают мамы, знаю дети" | | 177 | Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. | Воспринимать на слух художественное произведение. | Объяснять значение незнакомых слов. Определять герое произведения. |
127 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | | 180 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие. | Давать характеристику героям произведения. Оценивать свой ответ. | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана. |
128 | Ш.Перро «Кот в сапогах». | | 180 |
129 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | | 192 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие. | Давать характеристику героям произведения. Оценивать свой ответ. | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана. |
130 | Г-Х.Андерсен «Принцесса на горошине». | | 197 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие. | Давать характеристику героям произведения. Оценивать свой ответ. | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана. |
131 | Э.Хогарт «Мафин и паук». | | 200 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие. | Давать характеристику героям произведения. Оценивать свой ответ. | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана. |
132 | Э.Хогарт «Мафин и паук». | | 200 |
133 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Р/К А,Е.Екимцев «Полёт багряного листа» | | 212 | Проверка знаний и умений | Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
134 | КВН «Цветик – семицветик» | | | Ориентация в прочитанных произведениях. | Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | Находить книги в школьной и домашней библиотеке для чтения летом. |
135 | Повторение пройденного. По страницам любимых книг. Р/К А.Е.Екимцев «Пожелтела длинная трава» | | |
136 | Повторение пройденного. По страницам любимых книг. | | |