Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Программа «Музыка» для 5—7 классов предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов – Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—7 классов.
Другие отличительные особенности программы отразились:
во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
развивать интеллектуальный потенциал;
всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по нашему убеждению, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.
Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения - 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись. В программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.
Углубление содержания в программе для основной школы повлекло и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных взаимодействий. Углубляются аспекты образных соответствий (например, 7 класс. Тема «Драматические образы в музыке», в которой освещаются различные стороны взаимодействий музыкального и поэтического образов на примере вокальной баллады Ф. Шуберта «Лесной царь» и ее литературного первоисточника И. В. Гёте – В. Жуковского), а также соответствий на уровне средств художественной выразительности (5 класс. Тема «Музыка — сестра живописи» - общие для музыки и живописи понятия: пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т. д.).
Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:
с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;
с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).
Если применение междисциплинарного метода направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, а также с другими предметами художественной и познавательной деятельности, то освещение собственно музыкальных процессов и явлений выражается с помощью стилевого подхода.
Несмотря на то что авторы специально не вводят стилевых тем (как, например, это делается в ряде программ по музыке и мировой художественной культуре), присутствие данного подхода со всей очевидностью заметно во многих разделах программы.
Обоснуем авторскую позицию в связи с интерпретацией стилевого подхода. С одной стороны, мы опираемся на общепринятую концепцию стиля как исторической категории, выработанную в отечественном музыкознании и господствовавшую на протяжении многих десятилетий XX века, согласно которой стиль предстает как «музыкально-интонационный почерк эпохи» (Б. Асафьев).
С другой стороны, нами учитываются научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки последних десятилетий, значительно расширяющие возможность применения стилевого подхода. В литературоведении и эстетике были предложены различные уровни стилевой системы - такие, как «стиль времени», «стиль направления», «стиль течения», «индивидуальный стиль» (стиль отдельного автора), «стиль периода творчества», «стиль художественного произведения» и даже «стиль элемента произведения» (например, «гармонический стиль», «ритмический стиль» и т.д.). На сегодняшний день подобная иерархия в понимании стиля в искусстве стала общепринятой.
Данная стилевая типология находит применение в нашей программе. Она, как указывалось ранее, реализуется не на уровне специальных тем, а органично вплетается в тематическое содержание курса. Например, «стиль направления» присутствует при рассмотрении музыкальной изобразительности в творчестве композиторов-импрессионистов (5 класс. Тема «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов»); «индивидуальный стиль» окрашивает темы, посвященные творчеству В. А. Моцарта и П. Чайковского (6 класс. Темы «Мелодией одной звучат печаль и радость», «Мелодия «угадывает» нас самих»); «стиль художественного произведения» воссоздает художественные особенности Этюда соч. 8 № 12 А. Скрябина (7 класс. Тема «Когда музыка не нуждается в словах»); наконец, «стиль элемента произведения» выявляет художественную специфику важнейших средств музыкальной выразительности — ритма, мелодии, гармонии, фактуры, тембров, динамики. Ярким примером «ритмического стиля» может служить фрагмент «Танец с саблями» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» (6 класс. Тема «Диалог метра и ритма»).
Обозначив составляющие уровни стилевой системы, применяемой в нашей программе, обращаем внимание на то, что все эти уровни объединяет одно важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических особенностей, присущих произведениям искусства, —независимо от того, задействуется ли «стиль времени» или «стиль элемента произведения».
В чем же заключаются характерно-типологические особенности отдельного произведения, творчества композитора, наконец, произведений искусства целых направлений? Настало время определить главное: что же составляет сущность понятия «стиль в музыке», широко применяемого в нашей программе.
Вслед за академиком Д. С. Лихачевым мы трактуем стиль как «...объединяющий эстетический принцип... всего содержания и всей формы произведения». Именно художественное содержание и художественная форма в их нерасторжимом единстве и составляют то неповторимое, сугубо своеобразное, что отличает любое произведение искусства.
Этой важнейшей стилевой проблеме посвящена тема года в 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории — содержание и форма — получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя все множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.
Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли «скелет» произведения, его структуру — период, двухчастность, трехчастность?.. Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.
Крылатое изречение И. Гофмиллера о том, что «художественная форма — это ставшее зримым содержание», по нашему убеждению, является ключом к пониманию истинного предназначения формы в искусстве. Задумаемся: как обычно мы постигаем содержание музыки? Ведь многие произведения лишены программного выражения. В такой ситуации мы непроизвольно начинаем искать содержание в самой музыке. «Мы ждем ответы на многие свои вопросы и получаем их, но получаем на том языке, на каком музыка общается со своими слушателями». А ведь язык музыки заключен прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.
Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. «Стиль «осуществляется» в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура, оркестровка, форма или «параметрами» высотность, ритм, тембр, динамика, артикуляция, — это не только формально-языковые средства (средства музыкальной выразительности. — Авт.), но и звучащее содержание, воплощение результатов музыкального мышления композитора».
В подтверждение этой мысли приведем лишь один пример. Всем нам хорошо известна музыка Этюда соч. 8 №12 А. Скрябина (7 класс. Тема «Когда музыка не нуждается в словах»). Что мы знаем из предварительных сведений об этом произведении? Мы знаем, что Этюд (наряду с другими одиннадцатью пьесами) является составляющей частью цикла, равно, как знаем и то, что в содержательно-драматургическом отношении он самостоятелен и лишь условно связан с общим циклическим развитием. Таким образом, приступая к прослушиванию Этюда, мы опираемся на одну лишь «подсказку», данную композитором, — изначальную ремарку «Patetico». В этой ситуации слушатель вынужден искать содержание музыкального произведения только в нем самом.
При этом звучание музыки Скрябина столь сильно и выразительно, столь потрясает своей открытой эмоциональностью, что слушатель находится у нее в плену буквально с первых же тактов. В чем же секрет такого непостижимого воздействия музыки, которое, по словам Г. Гессе, «помимо чисто художественной силы обретает власть над душами...»?
Ответ мы находим в самой музыке, в том, что ее составляет — «в пульсирующем триольном ритме, мелодических взлетах, в порывистости ритмического рисунка мелодии...». Именно средства музыкальной выразительности, эти «действующие лица» музыкального произведения и передают содержание пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.
Именно потому, что «звучащее содержание» находит свое прямое выражение в музыкальном языке произведения, мы придаем столь серьезное значение важнейшим средствам музыкального языка — выразителям музыкальной формы, музыкального стиля, наконец, носителям огромной силы эмоционального воздействия (см. содержание учебников 6 и 7 классов).
Описанные методы, во многом определяющие содержание программы, реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода и метода проблемного обучения. Культурологический подход, имеющий существенное значение в концепции курса, дает возможность рассмотреть музыкальные феномены в широком пространстве инохудожественных, социокультурных предпосылок. Его применение позволяет дать оценку таким явлениям, какими стали в XX веке авторская песня, рок-музыка, многие иные формы музицирования. Данный подход позволил объективно охарактеризовать природу многих видов музыкального творчества, возникших не в ходе музыкальной эволюции, а обусловленных сложным сочетанием исторических, политических, социальных и жизненных обстоятельств.
Системный подход выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы — ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.
Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы). Пять подсистем, соответствующих годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:
5 класс — «Музыка и другие виды искусства»;
6 класс — «В чем сила музыки»;
7 класс — «Содержание и форма в музыке».
Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.
Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах — «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение этого года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, а также специфические жанровые разновидности — музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие.
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебника для 5 класса, предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».
Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:
литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры — например, сказки Х. К. Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя...», «музыкальная» басня Г. Малер. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия — интонация, предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности — портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия — пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т. д.);
историей (изучение древнегреческой мифологии — К. В. Глюк. «Орфей»);
мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» — описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года «В чем сила музыки»).
Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.
В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника для 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой — только ли разновидности музыкальной композиции —период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах — опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.
Организация тематизма в программе для 5—7 классов принципиально отличается от организации тематизма в программе для начальной школы. Это обусловлено тем, что восприятие школьников в возрасте десяти—пятнадцати лет становится во многом другим, способным удерживать и развивать одну тему (проблему) на протяжении нескольких уроков. С учетом этого в программе предпринято укрупнение внутренних тематических блоков. Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.
Основными видами практической деятельности на уроке являются: слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта — учебника, дневника музыкальных наблюдений (размышлений), нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии; Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. Ориентиром в выстраивании содержательного хода урока может служить раздел «Содержание», изложенный в Тематическом планировании настоящей программы, а также вопросы, данные в заключении каждого параграфа учебников и песенных разделов дневников.
Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений по фонохрестоматии (в исполнении учителя) органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения, подробно разработанные в программе под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Содержательный вектор размышлений о музыке с последующим закрепляющим обобщением во многом определяется содержанием проблемных вопросов, приведенных в параграфах учебников. Очень важно, чтобы размышления о музыке не превращались в субъективно-интерпретаторскую деятельность учащихся, а носили целенаправленный характер, обусловленный содержанием темы.
Выполнение проблемно-творческих заданий осуществляется обучающимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома.
В классе ребятам предлагаются задания, не требующие сколько-нибудь продолжительных затрат во времени. Например:
- выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее для сочинения песни (5 класс. Раздел «Слово и музыка»);
- определить по рисунку (репродукции) главные и второстепенные его элементы (5 класс. Раздел «Образы живописи в музыке»);
- выделить в стихотворении различные содержательные пласты (6 класс. Раздел «Полифония»);
- определить контраст «динамического звучания» двух стихотворений (6 класс. Раздел «Динамика») и т. д.
Кроме подобных заданий, выполняемых школьниками на уроке, в дневнике приводятся также проверочные задания - тесты, направленные на диагностику усвоенного материала.
В качестве домашней работы могут быть предложены творческие задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке.
Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы. Этому способствуют скоординированные проблемные вопросы, представленные в учебниках и песенных разделах дневников.
Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром.
Естественные процессы возрастания познавательной активности учащихся 5—7 классов обусловили новый уровень проблематизации программного содержания. Понятие проблема рассматривается как задача, а порой даже трудность, возникающая в ходе изучения того или иного музыкального явления.
Многие творчески работающие учителя нередко применяют в педагогической практике проблемные ситуации, целью которых является активизация развития познавательных и творческих способностей школьников.
В нашей программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель — ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.
Среди наиболее часто используемых авторами методических приемов создания проблемных ситуаций укажем следующие. В учебниках:
- изложение неоднозначных (порой противоречивых) точек зрения при рассмотрении каких-либо явлений с целью предложить учащимся самим найти верные ответы (заключительные параграфы в 5, 6, 7 классах);
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос (5 класс. Тема Музыка рассказывает обо всем»: приведение различных точек зрения по поводу различных способов изучения музыки; 7 класс. Тема «Драматические образы в музыке»: различная трактовка образа Лесного царя у И. В. Гёте и В. Жуковского и ее преломление в музыке Ф. Шуберта);
- постановка конкретных вопросов: на обобщение (5 класс. Тема «Искусства различны, тема едина». Вопрос: «Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, приведенные в параграфе?»);
- на конкретизацию (6 класс. Тема «Тонкая палитра оттенков». Вопрос: «Как динамические оттенки проявляют себя в «Пробуждении птиц» О. Мессиана?»);
- на логику рассуждения (5 класс. Тема «Искусство открывает мир». Вопрос: «Почему возможно говорить о реальности духа?») — соотнесение понятий материальная реальность и духовная реальность. Прежде чем ответить, необходимо обратить внимание на концентрацию главнейших музыкальных особенностей, о которых подробно говорилось на протяжении предыдущих лет. Это и различные жанровые сферы, и стили письма (гомофонно-гармонический и полифонический), и ярчайшие выразительные возможности гармонии, оркестровки, формы — взаимодействие методов анализа и синтеза в их логической последовательности);
- побуждение школьников использовать метод сравнения (6 класс. Тема «Музыка объединяет людей». Вопрос: «В чем ты видишь силу музыки в двух разных произведениях —Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрне «Сирены» К. Дебюсси?»).
В дневниках: постановка проблемных заданий с недостаточными или избыточными исходными данными, а также с заведомо допущенными ошибками (проверочные тестовые задания в 5, 6, 7 классах).
Указанные методические приемы отражают лишь некоторые аспекты создания проблемных ситуаций на уроке. Личностный подход и мастерство учителя, способные активизировать познавательно-творческую деятельность учащихся, послужат залогом успеха в реализации проблемного обучения на уроках музыки.
Своеобразную часть программы представляет значительно обновленный музыкальный материал. С учетом слушательского восприятия учащихся основной школы продолжительность музыкальных фрагментов в фонохрестоматии составляет от двух до пяти минут в 5 и 6 классах; до десяти-пятнадцати минут — в 7 классах.
В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров — инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен.
Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников.
Критериями отбора академических произведений стали яркая образность музыкальных фрагментов, их интонационная выразительность, наличие контраста (конфликта) в развитии образных сфер.
Песенный репертуар составлялся с учетом его эстетической, нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности. Объем песенного материала представлен в расширенном варианте, что позволит учителю применять вариативный подход к его использованию.
Большинство песен представлено в одноголосии, доступном для исполнения всем учащимся независимо от возраста. Двухголосие, а также некоторые примеры канонов возможно применять в практической деятельности при условии планомерной и регулярной вокально-хоровой работы, начатой в начальной школе. Единичные песенные произведения с использованием элементов трехголосия не являются обязательными для изучения. Право выбора в отношении изучения трехголосных произведений полностью остается за учителем.
Сведения из области теории музыки органично включены в общее содержание программы и учебников. Приобретенные теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средство для формирования слушательской культуры учащихся.
В 5—7 классах школьники изучают:
- наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально-изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трехчастную, рондо, вариации, сонатную);
- средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).
Освоение программы предполагает безусловное обеспечение учащихся учебниками и дневниками музыкальных наблюдений (размышлений); учителей — учебниками, дневниками музыкальных наблюдений (размышлений), нотными хрестоматиями и методическими рекомендациями, фонохрестоматиями.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5—7 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития;
в формировании основ художественного мышления;
в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»
5 класс
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 класс
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыкамв процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 класс
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
Содержание курса
5 класс (35 ч)
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. Музыка и литература
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
Образы живописи в музыке
Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия».
Подводим итоги.
6 класс (35 ч)
Тема года: «В чем сила музыки?»
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры — музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки
По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 класс (35 ч)
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Часть первая. Содержание в музыке
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. Форма в музыке
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь
Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
Темы проектов
5 класс
Урок – викторина «Тема осени в произведениях искусства».
Коллективный рисунок «Оперная декорация».
Итоговый урок – концерт «Музыка и другие виды искусства».
6 класс
Урок – дискуссия Гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни».
Коллективный рисунок «Фуга».
Итоговый урок – общение «В чем сила музыки».
7 класс
Урок – дискуссия «программная музыка: за и против».
Урок – исследование «Музыкальные формы и окружающий мир: диалоги и параллели».
Итоговый урок – обобщение «Содержание и форма в музыке».
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
- тест.
Критерии и нормы оценок
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Оценка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«5» (отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др. |
«4» (хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования. |
«3» (удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке. |
«2» (неудовлетворительно) | У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
Критерии певческого развития
Параметры | Критерии певческого развития |
Неудовлетворительный результат | Удовлетворительный результат | Хороший результат |
Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты | Относительно чистое интонирование в пределах сексты. | Чистое интонирование шире октавы |
Способ звукообразования | Твердая атака | Придыхательная атака | Мягкая атака |
Дикция | Нечеткая. Согласные смягченные. Искажение гласных. Пропуск - согласных. | Согласные твердые, активные. | Гласные округленные, не расплывчатые. |
Дыхание | Судорожное, поверхностное. | Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный. | Выдох сохраняет вдыхательную установку |
Музыкальная эмоциональность | Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес. | При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Учебно-методический комплекс
Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
5 класс
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фонохрестоматия.
6 класс
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных размышлений».
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фонохрестоматия.
7 класс
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных размышлений».
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство. Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фонохрестоматия.
Дополнительные пособия
Комплект портретов для кабинета музыки.