Приказ от «_____»_________20 _ г. №_____
Согласно календарному учебному графику МБОУ СОШ №6 на 2017 – 2018 учебный год и Учебному плану Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета «Музыка» в 5 классе в объеме 1 час в неделю, предусмотренных обязательной частью Учебного плана, и составляет 35 часов за год.
Данная рабочая программа скорректирована по причине праздничных дней и предусматривает организацию процесса обучения в объеме 33 часов.
Музыка, Учебник для 5 класса. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной М.: Просвещение 2015г.
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе…Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.
Предусмотрена проверочная работа по разделу «Музыка и литература».
Будут реализованы два мини проекта: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».«Музыка в театре, кино, на телевидении».
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора. С веком наравне.
Предусмотрена проверочная работа по разделу «Музыка и изобразительное искусство».
№ п/п | Дата 5 «а» класс | Дата 5 «б» класс | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
план | факт | план | факт |
Раздел «Музыка и литература» ( 17 часов) |
1 | 06.09 | | 06.09 | | Что роднит музыку с литературой. | 1 | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения, узнавать, называть и определять различные жанры. |
2 | 13.09 | | 13.09 | | Вокальная музыка. | 1 | Различать основные жанры народных песен, ее особенности. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. |
3 | 20.09 | | 20.09 | | Вокальная музыка. | 1 | Различать основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. |
4 | 27.09 | | 27.09 | | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | Выделять особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. |
5 | 04.10 | | 04.10 | | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | Видеть интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. По характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. |
6 | 11.10 | | 11.10 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 | Различать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. |
7 | 18.10 | | 18.10 | | Вторая жизнь песни. | 1 | Знать особенности русской народной музыкальной культуры. Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке |
8 | 25.10 | | 25.10 | | Вторая жизнь песни. | 1 | Различать особенности русской народной музыкальной культуры. Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. |
9 | 08.11 | | 08.11 | | Всю жизнь мою несу родину в душе… | 1 | Различать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
10 | 15.11 | | 15.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Проект. | 1 | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. |
11 | 22.11 | | 22.11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Проект (продолжение). | 1 | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия. |
12 | 29.11 | | 29.11 | | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | Знать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Узнавать, называть и определять произведения искусства. |
13 | 06.12 | | 06.12 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | Знать имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. |
14 | 13.12 | | 13.12 | | Музыка в театре, кино, на телевидении. Проект. | 1 | Определять роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании). Работа в группе над проектом. |
15 | 20.12 | | 20.12 | | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | Определять особенности жанра – мюзикл. Выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. |
16 | 27.12 | | 27.12 | | Мир композитора. Проверочный тест по теме «Музыка и литература» | 1 | Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. |
17 | 10.01 | | 10.01 | | Итоговый урок по теме «Музыка и литература» | 1 |
Раздел «Музыка и изобразительное искусство» ( 16 часов) |
18 | 17.01 | | 17.01 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | Выявлять возможные связи музыки и изобразительного искусства. Знать специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. |
19 | 24.01 | | 24.01 | | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | Выявлять интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет - тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. |
20 | 31.01 | | 31.01 | | Звать через прошлое к настоящему. | 1 | Раскрывать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, проявлять творческую инициативу. |
21 | 07.02 | | 07.02 | | Звать через прошлое к настоящему. | 1 | Сопоставлять героические образы музыки с образами изобразительного искусства; выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; определять на слух основные части кантаты. |
22 | 14.02 | | 14.02 | | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | Выявлять выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. |
23 | 21.02 | | 21.02 | | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | Выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. |
24 | 28.02 | | 28.02 | | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | Различать колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Называть народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. |
25 | 07.03 | | 07.03 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей .Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. |
26 | 14.03 | | 14.03 | | Волшебная палочка дирижера. | 1 | Знать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
27 | 21.03 | | 21.03 | | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | Знать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Восприятие и оценка изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности. |
28 | 04.04 | | 04.04 | | Застывшая музыка. | 1 | Определять принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, воспринимать на слух изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
29 | 11.04 | | 11.04 | | Полифония в музыке и живописи. | 1 | Определять принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, воспринимать на слух изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
30 | 18.04 | | 18.04 | | Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | Размышлять о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. |
31 | 25.04 | | 25.04 | | О подвигах, о доблести и славе... Проект. | 1 | Понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. |
32 | 16.05 | | 16.05 | | В каждой мимолетности вижу я миры… Проверочная работа по теме «Музыка и изобразительное искусство». | 1 | Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Работать в группах над проектом. |
33 | 23.05 | | 23.05 | | Мир композитора. С веком наравне. Защита проектов в классе. | 1 | Различать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. |
Итого | 33 | | 33 | | | 33 час. | 2 пр. р. 4 проекта |
от «__» _________ 20__ г. № «__» ________ 20 __г.