СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке 5 класс. Авторы Критская, Сергеева, Шмагина

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. «Музыка. 5-7 классы». Москва. «Просвещение», 2011г.). ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 5 класс. Авторы Критская, Сергеева, Шмагина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6

г. Красный Сулин Ростовской области




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №6

Приказ от «_____»_________20 _ г. №_____

________________/Л.А. Положенцева_____/


МП



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО______________________МУЗЫКЕ_________________________________



Уровень общего образования (класс)

__________основное общее образование, 5 «а», «б» классы________________




Количество часов __33__


Учитель____Токарева Ирина Юрьевна________________________________


Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.________________________________________________

Авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. «Музыка. 5-7 классы». Москва. «Просвещение», 2011г.).______________________________________










2017-2018 учебный год







Пояснительная записка

Место учебного предмета «Музыка» в Учебном плане на уровне основного общего образования в рамках ФГОС

Согласно календарному учебному графику МБОУ СОШ №6 на 2017 – 2018 учебный год и Учебному плану Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета «Музыка» в 5 классе в объеме 1 час в неделю, предусмотренных обязательной частью Учебного плана, и составляет 35 часов за год.

Данная рабочая программа скорректирована по причине праздничных дней и предусматривает организацию процесса обучения в объеме 33 часов.

Программа ориентирована на УМК:

Музыка, Учебник для 5 класса. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной М.: Просвещение 2015г.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные УУД: 

  • понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни;

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

  • понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира,  разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;

  • использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.


Метапредметные


Познавательные УУД: 

  • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки в ее связях с другими видами искусства;

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Регулятивные УУД: 

  • владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

  • осмысленность и обобщенность учебных действий,  критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).


Коммуникативные УУД: 

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

  • инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

  • знакомство с различными социальными ролями в процессе работы  и защиты исследовательских проектов;

  • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.


У учащихся будет сформирована учебная и общепользовательская ИКТ-компетентность:

  • осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;

  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

  • расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства;

  • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека; 

  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.


Предметные


Ученик научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • понимать роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • различать стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;


Ученик получит возможность научиться:

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

  • определять средства музыкальной выразительности;

  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки

  • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

























Содержание программы


«Музыка и литература»

Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе…Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

Предусмотрена проверочная работа по разделу «Музыка и литература».

Будут реализованы два мини проекта: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».«Музыка в театре, кино, на телевидении».

«Музыка и изобразительное искусство»

Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора. С веком наравне.

Предусмотрена проверочная работа по разделу «Музыка и изобразительное искусство».

Будут реализован мини проект: «О подвигах, о доблести и славе...»































Тематическое планирование.

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Самостоя-тельные работы

Проекты

Музыка и литература(17часов)

1.

Что роднит музыку с литературой?

1



2.

Вокальная музыка.

2



3.

Фольклор в музыке русских композиторов.

2



4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1



5.

Вторая жизнь песни.

2



6.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1



7.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2


1

8.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1



9.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1



10

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1


1

11

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1



12

Мир композитора

1

1


13

Итоговый урок по теме «Музыка и литература»

1



Музыка и изобразительное искусство(16 часов)

14

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1



15

Небесное и земное в звуках и красках.

1



16

Звать через прошлое к настоящему.

2



17

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2



18

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1



19

Портрет в музыке и изобрази тельном искусстве.

1



20

Волшебная палочка дирижера.

1



21

Образы борьбы и победы в искусстве.

1



22

Застывшая музыка.

1



23

Полифония в музыке и живописи.

1



24

Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи.

1



25

О подвигах, о доблести и славе...

1


1

26

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

1


27

Мир композитора. С веком наравне. Защита проектов в классе

1


1


Итого:

33

2

4



Календарно – тематическое планирование.

п/п

Дата

5 «а» класс

Дата

5 «б» класс

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

план

факт

план

факт

Раздел «Музыка и литература» ( 17 часов)

1

06.09


06.09


Что роднит музыку с литературой.


1

Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения, узнавать, называть и определять различные жанры.

2

13.09


13.09


Вокальная музыка.


1

Различать основные жанры народных песен, ее особенности. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

3

20.09


20.09


Вокальная музыка.


1

Различать основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

4

27.09


27.09


Фольклор в музыке русских композиторов


1

Выделять особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

5

04.10


04.10


Фольклор в музыке русских композиторов


1

Видеть интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. По характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

6

11.10


11.10


Жанры инструментальной и вокальной музыки.


1

Различать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

7

18.10


18.10


Вторая жизнь песни.


1

Знать особенности русской народной музыкальной культуры. Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке

8

25.10


25.10


Вторая жизнь песни.


1

Различать особенности русской народной музыкальной культуры. Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

9

08.11


08.11


Всю жизнь мою несу родину в душе…


1

Различать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

10

15.11


15.11


Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Проект.

1

Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

11

22.11


22.11


Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Проект (продолжение).


1

Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

12

29.11


29.11


Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.


1

Знать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Узнавать, называть и определять произведения искусства.

13

06.12


06.12


Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


1

Знать имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

14

13.12


13.12


Музыка в театре, кино, на телевидении.

Проект.

1

Определять роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании). Работа в группе над проектом.

15

20.12


20.12


Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.



1

Определять особенности жанра – мюзикл. Выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.

16

27.12


27.12


Мир композитора.

Проверочный тест по теме «Музыка и литература»


1

Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.






17

10.01


10.01


Итоговый урок по теме «Музыка и литература»

1

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» ( 16 часов)

18

17.01


17.01


Что роднит музыку с изобразительным искусством.



1

Выявлять возможные связи музыки и изобразительного искусства. Знать специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

19

24.01


24.01


Небесное и земное в звуках и красках.


1

Выявлять интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет - тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.

20

31.01


31.01


Звать через прошлое к настоящему.


1

Раскрывать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, проявлять творческую инициативу.

21

07.02


07.02


Звать через прошлое к настоящему.


1

Сопоставлять героические образы музыки с образами изобразительного искусства; выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; определять на слух основные части кантаты.

22

14.02


14.02


Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

Выявлять выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

23

21.02


21.02


Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

Выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

24

28.02


28.02


Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


1

Различать колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Называть народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

25

07.03


07.03


Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


1

Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей .Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.


26

14.03


14.03


Волшебная палочка дирижера.


1

Знать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

27

21.03


21.03


Образы борьбы и победы в искусстве.


1

Знать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Восприятие и оценка изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

28

04.04


04.04


Застывшая музыка.


1

Определять принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, воспринимать на слух изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

29

11.04


11.04


Полифония в музыке и живописи.


1

Определять принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, воспринимать на слух изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.



30

18.04


18.04


Музыка на мольберте.

Импрессионизм в музыке и живописи.


1

Размышлять о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

31

25.04


25.04


О подвигах, о доблести и славе...

Проект.

1

Понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

32

16.05


16.05


В каждой мимолетности вижу я миры…

Проверочная работа по теме «Музыка и изобразительное искусство».

1

Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти. Работать в группах над проектом.

33

23.05


23.05


Мир композитора. С веком наравне.

Защита проектов в классе.

1

Различать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Итого

33


33



33 час.

2 пр. р.

4 проекта

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УМР

методического совета ___________ / _С.В.Соболева___ /

МБОУ СОШ №6

от «__» _________ 20__ г. № «__» ________ 20 __г.

_________/___С.В. Соболева___/

Подпись руководителя МС