СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по наглядной геометрии 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые  коллеги, предлагаю  вашему  вниманию программу  по  наглядной  геометрии  для  обучающихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по наглядной геометрии 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Строевская средняя общеобразовательная школа»








.Рабочая программа

по курсу

«Наглядная геометрия»

5 класс

( на основе ФГОС ООО)


























с.Строево,2015 г.



Автор программы:

Колташова Светлана Михайловна

учитель математики МКОУ «Строевская СОШ» первой квалификационной категории








Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «Строевская СОШ»

________________________










Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

________________ Комогорова Г.Р.











Утверждено.

Директор школы: __________________ Миневич О.В.


















Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия» для 5 класса МКОУ «Строевская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:


        1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"( с изменениями и дополнениями 24.07.2015)

        2. Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897; с изменениями (приказ Минобрнауки РФ от «29» декабря 2014 года № 1644);

        3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от «8» апреля 2015 года № 1/15);

        4. Учебник «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2013 г.


Срок реализации программы 1 год.


Данная программа является актуальной так как направлена на развитие пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей обучающихся.

Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели :

  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.


Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:

  • формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;

  • сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;

  • обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;

  • знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;

  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;

  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;

  • развитие логического мышления, пространственных представлений;

  • ознакомление с геометрическими понятиями, формирование геометрического понятийного аппарата;

  • формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории;

  • формирование математической речи;

  • формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.


Новизна программы :

Курс направлен на всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.



Контроль ЗУН : соревнования, портфолио, выставки, конкурсы,проекты.



Общая характеристика учебного курса


В основе учебного курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный учебный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой учебного предмета «Наглядная геометрия».

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.


Место учебного предмета в Базисном учебном

(образовательном) плане


Учебный курс «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика», является частью регионального компонента . На изучение отводится 34 часа в 5 классе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.

3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .

4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

6. Развитость эстетического сознания творческую деятельности.

7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.




Метапредметные

Межпредметные понятия

1.Обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде графических схем );

2. Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.


В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные:

  • формирование представлений о математике, в частности геометрии, как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

  • формирование представлений о плоских фигурах и их некоторых свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий;

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,  пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;



Содержание учебного курса


1. Введение.

Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

2. Точка. Прямая. Отрезок.

Точка и ломаная. Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Задачи со спичками. Задачи на размещения и перестановки.

3.Квадрат . Куб.

Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Конструирование из Т. Квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом.

4.Треугольник . Тетраэдр.. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник. Виды треугольников . Тетраэдр и его элементы. Египетская пирамида.

5.Многоугольники. Многогранники. Многоугольники. Правильные многоугольники. Многогранники. Правильные многогранники. Их свойства. Танграм Пентамино. Гексамино Флексагоны.

6. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

7. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

8.Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры. Паркеты, бордюры. Оригами.









Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения курса наглядной геометрии 5 класса учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов

  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира

  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов

  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство

  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)

  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи

  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур

  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур

  • владеть алгоритмами простейших задач на построение

  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Номер

темы

Название

темы

Основное содержание тем

Коли-чество часов

Характеристика

основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

      1. Введение. 1ч.



Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

1

Оперировать на уровне интуитивного понимания понятиями : геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, многоугольник); пространство; плоскость; строить геометрические фигуры; находить в пространстве модели геометрических фигур.;

  1. Точка. Прямая. Отрезок. 6 ч.

2.1

Занимателные размеще-ния и перестановки.

Задачи: точка и ломаная. Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Задачи со спичками. Задачи на размещения и перестановки объектов.


1

Оперировать на уровне интуитивного понимания понятиями : геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, многоугольник, ломаная);параллельность и перпендикулярность прямых; изображать от руки и с помощью линейки параллельные и перпендикулярные прямые; находить их в пространстве; решать простые задачи на размещение и перестановки предметов; решать простые задачи со спичками;

2.2

Точки и ломаные.Задачи.

1

2.3

Параллельность и перепендикулярность прямых на плоскости и в пространстве.

2

2.4

Задачи со спичками.

2

  1. Квадрат. Куб. 9 ч.

3.1

Квадрат.

Квадрат. Его свойства. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Конструирование из Т. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки.


1

Оперировать на уровне интуитивного понимания понятиями : квадрат, куб; изображать квадрат и куб; знать их отличие; находить модели этих геометрических фигур вокруг нас; решать задачи с этими фигурами; уметь строить развертки куба

3.2

Квадрат «край» в «край»

2

3.3

Конструирование из «Т»

1

3.4

Геометрия на клетчатой бумаге.

1

3.5

Куб и его свойства.

Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Развертки куба, параллелепипеда

1

3.6

Развертка куба. Модель куба.

1

3.7

Фигурки из кубиков и их частей.

1

3.8

Задачи на проекционном чертеже

1

  1. Треугольник. Тетраэдр. 4 ч.

4.1

Углы Виды углов.

Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник. Виды треугольников . Тетраэдр и его элементы. Египетская пирамида.

1

Оперировать на уровне интуитивного понимания понятиями :треугольник, тетраэдр; изображать треугольники разных видов и тетраэдр ; знать их отличие; находить модели этих геометрических фигур вокруг нас; решать задачи с этими фигурами;

4.2

Треугольник. Построение треугольников.

1

4.3

Тетраэдр и его элементы.

2

  1. Многоугольники. Многогранники. 5 ч.

5.1

Многоугольники

Многоугольники. Правильные многоугольники. Многогранники. Правильные многогранники. Их свойства. Танграм Пентамино. Гексамино Флексагоны.


1

Оперировать на уровне интуитивного понимания понятиями :многоугольники и многогранники; изображать многоугольники ; знать , чем отличаются многоугольники и многогранники; находить модели этих геометрических фигур вокруг нас; решать задачи с этими фигурами;понимать смысл игр танграм, пентамино, гексамино.

5.2

Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

2

5.3

Многогранники и их элементы.

2

  1. Измерение геометрических величин. 5ч.

6.1

Длина.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов.. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда


1

Оперировать на базовом уровне понятиями :площадь, периметр, длина стороны, объем; вычислять периметр, площадь, объем куба, прямоугольно параллелепипеда, фигур составленных из них ; уметь выполнять измерение длин на чертеже и на местности;

6.2

Площадь.

2

6.3

Объем.

2

  1. Топологические опыты.1ч.

7.1

Топологические опыты.

Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.


1


  1. Занимательные задачи. 3ч.

8.1

Зашифрованная переписка.

Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры. Паркеты, бордюры. Оригами.


1

Понимать применение геометрических фигур и их свойств в жизни человека.

8.2

Паркеты. Оригами

1

8.3

Задачи со спичками, головоломки, игры.

1

Итого

34








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК учителя


  1. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.

  2. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.

  3. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, 2006.

  4. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201


УМК учащихся

  1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.

  2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

  3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014.



Медиаресурсы:

  1. Презентации к урокам геометрии с сайтов Интернета.

  2. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  3. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!