ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НЕВЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК Протокол № ________ от «____»_________________2016г. | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УПР ________ В.А. Стулова «___»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
Для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования –
программе подготовки квалифицированных рабочих
и служащих
по профессии 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта по - Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 41197 от 24 февраля 2014 года);
- Профессионального стандарта Сварщик, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2013 N 701н, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 31301 от 13 февраля 2014 года).
Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), входит в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Великолукский политехнический колледж»
Псковская область, г. Великие Луки
Разработчики:
Коровина Лариса Ивановна, преподаватель Невельского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Великолукский политехнический колледж», высшая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС профессии СПО 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ), входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессионального обучения рабочим профессиям: 11620 Газосварщик, 19756 Электрогазосварщик, 19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, 19906 Электросварщик ручной сварки, 11618 Газорезчик;
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
- механические испытания образцов материалов;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 4 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
Сообщение по теме «Русские металлурги» Поиск и обобщение информации по теме «Способы защиты металла от коррозии» Сообщение по теме «Получение чугуна, доменная печь» Сообщение по теме «Способы выплавки стали, применение в сварочном производстве» Сообщение по теме «Производство и применение меди, сплавов на ее основе в сварочном производстве» Сообщение по теме «Производство и применение алюминия, сплавов на его основе в сварочном производстве» Сообщение по теме «Применение минералокерамических материалов в сварочном производстве» Сообщение по теме «Использование неметаллических материалов в сварочном производстве», Практическая работа по решению задач, Расшифровка марок металлов и сплавов. Составление кроссворда по темам 1.1. –1.4. | 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы материаловедения. Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Металловедение и неметаллические материалы. | | 60 | |
Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах. | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Введение. | 2 |
2 | Виды металлов и сплавов, их отличительные признаки, внутреннее строение, типы кристаллических решеток. Свойства металлов, как тел кристаллического строения. | 2 |
3 | Процесс кристаллизации простого металла и сплавов. Образование зерна. Зависимость свойств металла от его структуры. | 2 |
4 | Методы изучения структуры металлов и сплавов. | 2 |
Лабораторная работа « Определение структуры металлов физико-химическими методами и механическими испытаниями». | 1 | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка сообщения «Русские металлурги» | 2 |
Тема 1.2. Свойства металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Физические свойства металлов и сплавов. | 2 |
2 | Химические свойства металлов и сплавов. Коррозия, методы защиты. | 2 |
3 | Механические свойства металлов и сплавов. | 2 |
4. | Технологические свойства металлов и сплавов. | 2 |
5 | Методы испытания свойств, выявления внутренних дефектов без разрушения деталей. | 2 |
Лабораторная работа « Определение вида и свойств металлов с использованием справочных таблиц». | 1 | |
Практическое занятие «Решение задач по свойствам металлов с использованием справочных таблиц». | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач по свойствам металлов и сплавов, поиск и сообщение информации по теме «Способы защиты металла от коррозии» | 2 2 |
Тема 1.3. Железоуглеродистые сплавы | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Сплавы: виды, характеристика, диаграммы состояний. | 2 |
2 | Диаграмма состояний «Железо-углерод», Аллотропия железа, структуры. | 2 |
3 | Чугуны: производство, классификация, химический состав, свойства, маркировка, применение. | 2 |
4 | Производство сталей, общая классификация. | 2 |
5 | Углеродистые стали: состав, классификация, маркировка, применение. | 2 |
6 | Легированные стали: состав, классификация, маркировка, применение. | 2 |
Лабораторная работа « Определение структуры и свойств железоуглеродистых сплавов». | 1 | |
Практические работы «Определение вида и состава железоуглеродистого сплава по марке». | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения: -«Получение чугуна, доменная печь» - «Способы выплавки стали, применение в сварочном производстве», -расшифровка марок чугунов и сталей по заданию преподавателя | 2 2 1 |
Тема 1.4. Термическая обработка сталей и чугунов. | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Термообработка: сущность, назначение, виды. | 2 |
2 | Нагревательные устройства. | 2 |
3 | Отжиг, нормализация. | 2 |
4 | Закалка, отпуск. | 2 |
5 | Дефекты термообработки. Термообработка легированных сталей. | 2 |
6 | Химико-термическая обработка сталей: сущность, назначение, виды. Поверхностное упрочнение сталей. | 2 |
Лабораторные работы | |
Практические работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: составление кроссворда по темам 1.1.-1.4. | 2 |
Тема 1.5. Цветные металлы и сплавы, твердые сплавы. | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Медь и сплавы на ее основе: состав, свойства, марки, применение. Антифрикционные материалы. | 2 |
2 | Алюминий и сплавы на его основе: состав, свойства, марки, применение | 2 |
3 | Титан, никель и сплавы на их основе. | 2 |
4 | Классификация твердых сплавов, свойства, марки, применение. | 2 |
5 | Порошковая металлургия, минералокерамические материалы. | 2 |
Лабораторная работа «Определение вида, свойств цветных металлов и сплавов». | 1 | |
Практическая работа «Определение вида и состава цветного металла и сплава по марке». | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения : -«Производство и применение меди и сплавов на ее основе в сварочном производстве» -«Производство и применение алюминия и сплавов на его основе в сварочном производстве» -«Применение минералокерамических материалов в сварочном производстве» | 2 2 1 |
Тема 1.6. Охлаждающие, смазочные, электротехнические материалы. | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Пластмассы. | 2 |
2 | Охлаждающие и смазочные материалы. Электротехнические материалы. | 2 |
3 | Уплотнительные, прокладочные материалы. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Использование неметаллических материалов в сварочном производстве». | 2 |
Всего: | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия лаборатории материаловедения.
Оборудование лаборатории материаловедения:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
кабина пособий «Материаловедение»;
коллекции металлов и сплавов;
оборудование для проведения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования / А.М. Адаскин, В.М. Зуев.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»; Образовательно-издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
Материаловедение (металлообработка): раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.Н. Соколова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 96 с.
Дополнительные источники:
Рассказы о металлах / С. И. Венецкий.- 4-е изд., - М.: Металлургия, 1985. – 240 с.
Энциклопедия техники. Том 1.Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. – М.: Мир книги, 2004. – 160 с.
Энциклопедия техники. Том 1.Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. – М.: Мир книги, 2004. – 160 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.modificator.ru/terms/material.ht
2. http://materialu-adam.bloqspot.com
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: - пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности Знание: - наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; -механические испытания образцов материалов; | -Оценка выполнения лабораторной работы «Определение вида и свойств металлов с использованием справочных таблиц» - Оценка практической работы «Решение задач по свойствам металлов с использованием справочных таблиц». -Наблюдение за деятельностью в процессе выполнения и оценка лабораторной работы. «Определение структуры и свойств железоуглеродистых сплавов». - Оценка сообщений по тематике. - Оценка выполнения тестовых заданий, - Оценка выполнения практических работ. - Оценка сообщений по тематике. - Оценка составленного кроссворда. - Оценка выполнения тестовых заданий, - Оценка выполнения практических работ, контрольных работ - Оценка сообщений по тематике - Оценка выполнения тестовых заданий, - Оценка выполнения практических работ, контрольных работ |