Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Павловская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор (Е.В.Хмеленок)
Приказ от 2016г.
Рабочая программа
По предмету « Обществознание» 5 класс ФГОС
( базовый уровень)
Составитель: Слепцова С.Ф.
Учитель истории и обществознания
Истринский Муниципальный Район
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена для 5-9 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Павловская сош», примерной программы основного общего образования по обществознанию. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г.; авторской программы. Обществознание. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова.
Цели и задачи учебного предмета «Обществознание».
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».
Примерная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
«Обществознание» в основной школе изучается в качестве обязательного предмета в 5 - 9 классах. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
В 5 классе - 35 часов, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения курса «Обществознание».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Обществознание»
В соответствии с ФГОС ООО данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты:
1) Получат возможность для формирования российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанию своей этнической принадлежности, знанию истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитанию чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2) Будут сформированы ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) Будут сформированы целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) Получат возможность для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) Получат возможность для формирования социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) Будут сформированы моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Получат возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) Будут сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) Получат возможность для формирования основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) Получат возможность для формирования осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) Получат возможность для формирования развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Познавательные
1) Будут сформированы умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) Будут сформированы умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) Будут сформированы умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) Получат возможность для формирования и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Регулятивные
5) Будут сформированы компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
6) Будут сформированы умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
7) Будут сформированы умения основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
8) Будут сформированы умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) Будут сформированы умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
10) Будут сформированы навыки смыслового чтения;
Коммуникативные
11) Будут сформированы умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
12) Будут сформированы умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты:
Будут сформированы основы гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
Будут сформированы базовые исторические знания, а также представления о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта
историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
Будут сформированы умения применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном мире;
Будут сформированы культурно-исторических ориентиры для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
Будут сформированы умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать своё отношение к ней;
Получат возможность для формирования уважения к историческому наследию народов России; восприятию традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание предмета.
5 класс ( 35 ч)
Введение (1час)
Общество как форма совместной жизни людей.
Устройство общества: экономика, политика, социальная и духовная сферы.
Естественные и общественные науки.
Методы исследований в общественных науках: наблюдение, эксперимент, опрос, измерение.
Глава 1. Человек (6 часов)
Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отрочество – особая пора жизни. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый. Подростковый возраст, его особенности. Деятельность человека. Труд, игра, учение, общение - основные виды деятельности. Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Учеба в школе. Свободное время человека. Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Духовный мир человека – мир его мыслей и чувств. Способности человека. Характер. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Самостоятельность -показатель взрослости.
Глава 2. Семья (6 часов)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника. Свободное время. Телевизор и компьютер. Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право. Нарушения норм и их последствия. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Ответственность человека за его поступки. Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Глава 3. Школа ( 6часов)
Образование в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и образованность. Право на образование. Необходимость самообразования. Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты исследований. Образование и самообразование. Учеба- основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Одноклассники, сверстники, друзья. Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава 4. Труд (6 часов)
Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Учимся трудиться и уважать труд.
Глава 5. Родина (7 часов)
Наша Родина - Россия, Российская федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык- государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом? Государственные символы России. Государственная символика. Россия - федеративное государство. Гражданин России. Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон. Конституция - основной закон РФ. Права и обязанности граждан России. Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления. Мы- многонациональный народ. Народы России -одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Итоговое повторение (1час).
Защита проектов (2часа)
Тематическое планирование по обществознанию 5 класс
№ п.п. | Наименование темы | Число часов | Контроль | Проектная деятельность |
по авторской программе | по рабочей программе | дано по факту | По плану | По факту | По плану | По факту |
5а | 5б | 5в | |
1. | Вводный урок | 1 | 1 | | | | | - | | | |
2 | Человек | 6 | 6 | | | | | | | | |
3. | Семья | 6 | 6 | | | | | | | | |
4. | Школа | 6 | 6 | | | | | | | | |
5. | Труд | 6 | 6 | | | | | | | | |
6. | Родина | 7 | 7 | | | | | | | | |
7. | Итоговое повторение | 1 | 1 | | | | | | | | |
8. | Защита проекта | 2 | 2 | | | | | | | 2 | |
итого | 35 | 35 | | | | | | | 2 | |
Поурочное планирование по курсу обществознание 5 класс
№ п/п | Сроки | Тема | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | Интерактивные средства обучения |
Примерные | Фактические | Предметные результаты | Метапредметные (на уровне УУД) | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | | | Вводный урок | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы | П. Извлекать информацию из текста К. Составлять целое из частей, работая в группах Р.Составлять план своих действий | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» | . |
| | | Глава 1 Человек (6 часов) | | | | | | |
2-3 | | | Загадка человека | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. | П. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Определять незнакомые слова и находить их значение. К.Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Р. Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Составлять свой план текста Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска. |
4-5 | | | Отрочество - особая пора жизни | Комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. | П.Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Составлять план своих действий Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости К.Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Р. Прогнозировать свой результат Оценивать результатов работы | Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
6-7 | | | Практикум | Урок практикум | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | П.Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. К.Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Р.Составлять план текста | Воспитание трудолюбия | |
| | | Глава 2 Семья (6 часов) | | | | | | |
8 | | | Семья и семейные отношения | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. | П.Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. К.Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Р.вносить коррективы в план | Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
9-10 | | | Семейное хозяйство | Комбинированный | Составить семейный бюджет. | Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме | П.Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи К.Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах Р.Оценивать результаты работы | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
11-12 | | | Свободное время | Комбинированный | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды». | Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. | П.Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно К.Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах Р.Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. | Воспитание умение правильно использовать свободное время. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
13 | | | Практикум | Повторение и обобщение | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | П.Составлять вопросы к тексту, документу. К.Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Р.Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы | Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи | |
| | | Глава 3. Школа. (6 часов) | | | | | | |
14 | | | Образование в жизни человека | Урок изучения нового материала | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование | П.Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста К.Участвовать в коллективном обсуждении проблем Выполнять проект «Наш класс». Р.Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений | Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
15-16 | | | Образование и самообразование | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | П.Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений К.Уметь слушать и вступать в диалог. Р.Осознавать качество и уровень подготовки. | Воспитание ответственности, умение учиться | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
17-18 | | | Одноклассники, сверстники, друзья. | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | П.Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе К.Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Р.Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы | Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
19 | | | Практикум. | Урок-практикум | Решение познавательных задач | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | П.Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. К.Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Р.Оценивать результаты работы | Воспитание ответственности, умение учиться | |
| | | Глава 4. Труд. (6 часов) | | | | | | |
20-21 | | | Труд – основа жизни | Урок изучение нового материала | Моделирование ситуаций и их анализ. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека | П.Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. К.Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Р.Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. Проверять и оценивать результаты работы | Моделирование ситуаций и их анализ. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
22-23 | | | Труд и творчество. | Комбинированный | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | П.Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде К. Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Р.Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
24-25 | | | Практикум. | Урок-практикум | Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | П.Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров К. Умение работы в паре и группе Р.Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности | Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач | |
| | | Глава 5.Родина (7часов) | | | | | Глава 5.Родина (7часов) | |
26 | | | Наша Родина-Россия. | Урок изучения нового материала | Решение познавательных задач | Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. | П.Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина» К.Распределять задания по группам Р.Осознавать качество и уровень усвоения. | Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
27 | | | Государственные символы России. | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | П.Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. К.Уметь слушать и вступать в диалог Р.Проверять и оценивать результаты работы. | Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
28-29 | | | Гражданин России | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. | П.Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного списка. К.Уметь слушать и вступать в диалог. Р.Оценивать результаты работы | Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
30-31 | | | Мы – многонациональный народ. | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. | П.Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. К.Выполнять проект «русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. Р.Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. | Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
32 | | | Практикум | Урок-практикум | Решение познавательных задач | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | П.Работать с учебником и дополнительной литературой. К.Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина РОсознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Воспитывать уважение к своему народу. Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей. | |
33 | | | Итоговое повторение | Итогово-контрольный урок | Умение работать с тестовыми заданиями | Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное. | Р.Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году | Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения. | |
34-35 | | | Защита проекта | Урок-практикум | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности | Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог | Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию . К.Уметь вступать в диалог, задавать вопросы выступающим Р.Прогнозировать какой будет результат. | Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. | Компьютер, проектор, Интерактивная Доска |
| | | Итого | 35часов | | | | | |
Учебно-методический комплект
1.Компьютер
2.Интернет доска
3.Проектор
4.Учебник Обществознание. 5 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2014
5.Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 5 класс» (М.:
Просвещение, 2014).
Согласовано на заседании ШМО истории и обществознания
протокол № 1 от « » августа 2016
Руководитель ШМО (Швайковская Л.Р.)
Согласовано с зам. директора по УВР
« » августа 2016г.
______________________ (Иванова Г.И.)