СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы. М., Просвещение,2011 г.Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса. Определен также перечень демонстраций и самостоятельных работ. Реализация программы обеспечивается: учебниками (включенными в Федеральный перечень): Учебник Обществознание. 5 класс. ФГОС./ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2015. сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. «Обществознание. 5 класс». ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тиличикская средняя школа»

«Рассмотрено»

Школьным методическим объединением

протокол № ____от «___»_______2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «ТСШ »

____________/Смага Е.В._/

ФИО

«___»____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ « Тиличикская средняя школа»

____________/Петренко А.А./

ФИО

Приказ № _____ от «___»___________2015 г.



Рабочая программа предмета «Обществознание»

для 5а, 5б классов

на 2015 – 2016 учебный год


Разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы. М., Просвещение,2011 г. (Стандарты второго поколения)

  2. Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы». М., Просвещение,2011 г.


Учебник

1. Обществознание. 5 класс. ФГОС./ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2015.

Составитель:

Шелапугина В.В.

учитель истории и обществознания



  1. Пояснительная записка

к рабочей программе «Обществознание»

для 5 класса


Количество часов в году: 32

Количество часов в неделю: 1

Количество плановых контрольных уроков: 5


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы. М., Просвещение,2011 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 ч для обязательного изучения обществознания в 5 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса. Определен также перечень демонстраций и самостоятельных работ. Реализация программы обеспечивается: учебниками (включенными в Федеральный перечень):

Учебник Обществознание. 5 класс. ФГОС./ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2015.

сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. «Обществознание. 5 класс». ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.


2. Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,

  3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.


Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 32ч.


3. Общая характеристика курса обществознание


«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.


4. Место учебного предмета в учебном плане

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:


Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

  • относительно целостное представление о человеке;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.


  1. Содержание курса

5 класс (35 часов по примерной программе)


Введение (1 ч). Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.


Тема 1. Человек. (5 ч). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.


Тема 2. Семья. (5 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Промежуточный контроль (1 час)


Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.


Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.


Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.

Итоговый контроль (1 час)



6.1. Тематическое планирование по курсу

Название темы (раздела)

К-во часов

Контрольные работы

1

Введение

1


2

Тема 1. Человек

5

1

3

Тема 2. Семья

4

1

4

Тема 3. Школа

5

1

5

Тема 4. Труд

5

1

7

Тема 4. Родина

10

1

8

Итоговое повторение.

2



ИТОГО

32

5



6.2. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата


Раздел, учебная тема

Освоение предметных знаний

Виды учебной деятельности

Оснащение

Практич. работа Проектная деятельность

Дом.з. Примечания

План

Факт

Введение (1 ч)

1

16.09

1


Вводный урок

Как работать с

учебником

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Освоение форм работы с учебником, электронным приложением рабочей тетрадью. Определение целей проектной деятельности.

Личностные УУД

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД

Составлять целое из частей, работая в

группах

Регулятивные УУД

Составлять план своих действий

Карта Российской Федерации, плакаты с изображением государственных символов России, учебник, рабочая тетрадь.

Стр 5-8 учебника


Человек (5 ч)

2-3

23.09

30.09


2


Загадка человека

ОДНК Человек – творец

и носитель

культуры

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.

Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность

Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать

конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Коммуникативные УУД

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста

Презентация «Человек родился».

Учебник, рабочая тетрадь

П.1 раб тетр


№ 2,3,4

4

7.10


1


Отрочество - особая пора жизни

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Размышления подростка о будущем.

Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения,

черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Познавательные УУД

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно составлять схему правил общения.

Приводить примеры, когда мечты и

целеустремленность человека помогли

ему достичь в жизни значительных

успехов, используя дополнительные

источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.

Понимать смысл высказывания и

приводить примеры из собственной

жизни.

Коммуникативные УУД

Придумывать сценки из жизни: «Общение взрослого и подростка», разделившись на группы.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек – личность».

Учебник, рабочая тетрадь.

П.2


Раб тетр


№3,4

5

14.10


1


Отрочество - особая пора жизни

Самостоятельность – показатель взрослости.

Размышления подростка о будущем.

Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек – личность».

Учебник, рабочая тетрадь.

П.2 раб тетр


№ 7,8

Подготовка к тесту

6

21.10


1


Практикум по теме «Человек»

К/р

Почему нельзя стать человеком без общения.

Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.


Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать

взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД

Инсценировать жизненные ситуации,

работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план текста

Рабочие тетради, слайд с правилами работы на уроке-тренинге, карточки с заданиями, наборы фломастеров.

Подготовка мини-проекта





Семья (4 ч.)

7

11.11


1


Семья и семейные отношения

ОДНК Семья –

хранитель

духовных

ценностей

Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.


Личностные УУД

Составить свой кодекс семейных

отношений

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя

справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план

Презентация «Семья», плакат «Права ребенка», фотовыставка «Я и моя семья», учебник, рабочая тетрадь.


П.3

Раб Тетр. № 2,3

№ 6,7,8







8

18.11

1



Семейное хозяйство

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Личностные УУД

Формировать свою позицию

Познавательные УУД

Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи

Коммуникативные УУД

Сравнивать домашнее хозяйство

городского и сельского жителя, работая в группах

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

Презентация «Семейный бюджет». Учебник, рабочая тетрадь.

П. 4

Раб. Тетр.

№ 2,3

9

25.11


1


Свободное время

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение .

Познавательные УУД

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта,

когда время летит очень быстро и тянется очень медленно

Коммуникативные УУД

Исследовать несложные практические

ситуации, связанные с проведением

подростками свободного времени, работая в группах

Регулятивные УУД

Составлять план своего рабочего дня и

выполнять его

Вносить коррективы в план.

Презентация «Делу время, потехе час», учебник, тетрадь.

Выставка работ учащихся «Мои увлечения»

П. 5

Мини проект мое хобби

10

2.12


1


Практикум по теме «Семья»

ОДНК Твой духовный

мир

К/р

Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД

Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет

рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы.

Рабочая тетрадь, проволока, клубок ниток, бумага, клей, пустая пластиковая бутылка (на каждую парту), учебник

П5

Раб. Тетр № 2,7












Школа (5 ч)

11

9.12


1


Образование в жизни человека

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.


Личностные УУД

Высказывать свое мнение с каким

настроением ходишь ты в школу

Познавательные УУД

Исследовать несложные ситуации из

жизни человека и общества,

раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений

Презентация «Профессия – ученик», учебник, рабочая тетрадь.

Конституция РФ.


П.6.

Раб. Тетр. № 7,8

12

16.12


1


Образование и самообразование


Адм. контр работа


Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника.

Личностные УУД

Выявлять мотив деятельности: зачем я

учусь.

Познавательные УУД

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень

подготовки.

Учебник, рабочая тетрадь.

Различные самоучители, карточки из каталога школьной библиотеки, энциклопедии для школьников, книги серии «Я познаю мир».


П. 7

Раб тетр№ 3,4,

13-14

23.12

30.12


2


Одноклассники, сверстники, друзья.


Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Использовать элементы причинно –

следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с

одноклассниками, сверстниками,

друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни,

который говорил бы о настоящем

товариществе

Коммуникативные УУД

Проводить игру по командам,

продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Регулятивные УУД

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы

Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья», учебник, рабочая тетрадь.


П. 8

Раб тетр

№ 2,3

15

20.01


1


Практикум по теме «Школа»

К/р

Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились

раньше», опираясь на жизненный опыт

родных.

Коммуникативные УУД

Готовить презентацию »О нас и нашем

классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД Оценивать результаты работы.



Учебник, рабочая тетрадь.

Схема «Система школьного образования в РФ.


П.8 раб. Тетр №7,8

подготовка к тесту


Труд (5 ч)

16

27.01

1


Труд – основа жизни






Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение

Познавательные УУД

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Подбирать синонимы к слову «Труд».

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного

крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

Презентация «Труд – основа жизни», учебник, рабочая тетрадь.


П.9 раб тетр № 2,3



17

3.02

1


Труд – основа жизни

ОДНК Величие

многонационально

й российской

культуры

Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Фотовыставка «Профессии наших родителей»

Учебник, рабочая тетрадь.

П.9 раб тетр №6,7

18

10.02

1


Труд и творчество.

ОДНК «Плод добрых

трудов славен»


Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд.

Личностные УУД

Давать характеристику своей трудовой

деятельности.

Познавательные УУД

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.

Объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные УУД

Оформлять выставку на тему «Труд и

красота».

Регулятивные УУД

Различать творчество и ремесло,

рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы

Иллюстрации работ мастеров народного промысла. Выставка работ учащихся, выполненных на уроках технологии. учебник, рабочая тетрадь.

П. 10

Раб тетр № 2,3,4



19

17.02


1


Труд и творчество.

ОДНК В труде - красота

человека

Творческий труд. Творчество в искусстве.

Иллюстрации работ мастеров народного промысла, изделия народного промысла. Слайды «Их руками создается красота», учебник, рабочая тетрадь.


П.10раб.

Тетр № 6

20

24.02


1


Практикум по теме «Труд»

ОДНК Люди труда


К/р

Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на

вопросы.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Коммуникативные УУД

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и что

неизвестно, применяя метод

незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты

работы.

Мини проект


подготовка к тесту



Родина (10 часов)

21

2.03


1


Наша Родина-Россия.

ОДНК Хранить память

предков


Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на

вопросы.

Познавательные УУД

Объяснять смысл понятия субъект

Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные УУД

Распределять задания по группам

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень усвоения.

Политическая карта России, плакаты «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?», Конституция РФ, учебник, рабочая тетрадь.



П.11

Раб тетр№ 3,4,5







22

9.03


1


Наша Родина-Россия.

ОДНК «Береги землю

родимую, как мать

любимую»

Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Презентация «Что значит быть патриотом?», учебник, рабочая тетрадь.

П.11

Раб тетр 7,8

23

16.03

1


Государственные символы России.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Государственные праздники.


Личностные УУД

Придумывать свой личный герб,

нарисовав его и описав.

Познавательные УУД

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам

России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты

работы.

Презентация «Государственная символика», изображения герба и флага РФ, запись гимна РФ, Конституция РФ, законы о государственной символике РФ

Учебник, рабочая тетрадь


П. 12


Раб тетр


№2,3,4








24

23.03


1


Государственные символы России.

ОДНК Культурное

наследие

христианской Руси.

История государственных символов России. Москва – столица России.

Презентация «Государственная символика», изображения герба и флага РФ, запись гимна РФ, Конституция РФ, законы о государственной символике РФ

Учебник, рабочая тетрадь


П.12

Раб тетр.№ 5,6

25

6.04


1


Гражданин России

ОДНК Жизнь ратными подвигами полна

Гражданин – Отечества достойный сын.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по поводу

участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные УУД

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя

словосочетания из приведенного ниже

списка.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

Презентация «Гражданин – Отечества достойный сын», Конституция РФ, учебник, рабочая тетрадь


П. 13

Раб тетр


№ 3,4





26

13.04


1


Гражданин России

ОДНК Забота

государства о

сохранении

духовных

ценностей

Права граждан России. Обязанности граждан России.

Презентация «Гражданин – Отечества достойный сын», Конституция РФ, плакат «Права и обязанности граждан России», учебник, рабочая тетрадь

П.13

раб тетр № 6,7

27

20.04


1


Мы – многонациональный народ.

ОДНК Величие

многонационально

й российской

культуры

Россия – многонациональное государство. Национальность человека.

Личностные УУД

Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

Познавательные УУД

Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе

расскажет.

Извлекать информацию из текста.

Характеризовать и конкретизировать

примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «русский язык – язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Презентация «Мы – многонациональный народ», карта современной России, Конституция РФ, учебник, рабочая тетрадь


П.14

Раб тетр № 3,4







28

27.04


1


Мы – многонациональный народ.

ОДНК Культурные

традиции буддизма, ислама, иудаизма, православия

Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Презентация «Мы – многонациональный народ», карта современной России, учебник, рабочая тетрадь


П. 14

раб тетр № 7

29

4.05


1


Практикум по теме «Родина»

К/р

Наша Родина – Россия.

«Честь российского флага».

Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.

Личностные УУД «Я – гражданин»

Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

Готовить плакаты на тему «С чего

начинается Родина».

«Участие гражданина в делах

государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки

и оценивать результаты работы.

Конституция РФ, карта современной России, плакаты с изображением государственной символики России, учебник, рабочая тетрадь


Работа с тестами

30

11.05

1


Практикум по теме «Родина»

Проекты

Творческие работы

( презентации, рисунки,

сочинения эссе, доклады).





31

18.05


1



Итоговое повторение


Повторение и обобщение полученных знаний.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки



Работа с тестами

32

25.05


1


Заключительные уроки. Защита проекта

Применение полученных знаний при защите проекта.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки

и оценивать результаты работы. Коммуникативные УУД

Индивидуальные выступления учащихся с защитой своих проектов на темы: «Особый возраст – отрочество», «Моя семья», «Моя родословная», «Досуг подростков», «История российского герба», «Человек – творец добрых дел».





  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методический комплект

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.

  2. Митькин А. С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. ФГОС К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание 5 класс». - М.: Экзамен, 2013.

  3. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.

  4. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

  • История религий. 10-11 класс. Под ред. А.Н.Сахарова, Русское слово, М., 2010

  • Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Русское слово, М., 2007

  • Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.

  • Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005

  • Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984

  • Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс, Русское слово, М., 2011

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. 11 класс, Русское слово, М., 2011

  • Лазебникова А.Ю., Массовая культура. 10-11 класс, Русское слово, М., 2006

  • Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989

  • Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010

  • Кожин Ю.А., Права и ответственность ребёнка. 10-11 класс, Русское слово, М., 2009

  • Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007

  • Марков А.В. Эволюция человека. 1. Обезьяны, кости и гены, Династия, М., 2011

  • Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезьяны, нейроны и душа, Династия, М., 2011

  • Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009

  • Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными, Высшая школа экономики, М., 2011

  • Тоффлер Э. Третья волна. АСТ, М., 2010

  • Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание

  • Ресурсы Интернет:

  • http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

  • http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

  • http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

  • http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

  • http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

  • http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

  • http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

  • http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

  • http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

  • http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

  • http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.


  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по учебному предмету

Человек в социальном измерении

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как «социальный пол»; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями; своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.


Задачи по работе с одаренными детьми в 5 классе :

- совершенствование метапредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Содержание и формы работы:

  1. Проектная деятельность.

  2. Создание мультимедийных презентаций.

  3. Участие в предметных декадах, школьных олимпиадах, интернет - проектах.

  4. Мониторинг личных достижений учащихся (формирование портфолио)

  5. Дифференцированные домашние задания.



Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, практикумы, творческие работы

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио.


Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы


Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-49

50-64


65-79

80-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Административная контрольная работа по обществознанию за первое полугодие

1. Что из перечисленного не относится к биологическим потребностям?

1) питание 3) общение

2) отдых 4) движение

2. И человек, и животные:

1) обладают связной речью 2) умеют мыслить

3) сознательно действуют 4) используют различные предметы

3. Что из перечисленного передается по наследству?

1) цвет глаз и волос 2) занимаемая должность

3) выбор профессии 4) любовь к чтению книг

4. Неповторимость, уникальность человека:

1) личность 3) эмоциональность

2) наследственность 4) индивидуальность

5. Социально и духовно развитый человек:

1) взрослый 3) личность

2) подросток 4) индивид

6. Верны ли следующие суждения о деятельности: а) дея­тельность - активность, присущая как человеку, так и жи­вотным; б) многие ученые считают важным видом дея­тельности общение?

1) верно только а 2) верно только б
3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

7. Верны ли суждения о способностях человека: а) спо­собности могут проявляться очень рано; б) есть люди, у которых нет никаких способностей?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

8. Верны ли суждения о потребностях: а) потребности человека делятся на биологические, социальные и духов­ные; б) нельзя полностью удовлетворить все потребности человека?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

Часть 2.

9.Установите соответствие между терминами и их опре­делениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



  1. Труд

  2. Учеба

  3. Игра

  4. Общение

  1. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необ ходимые для удовлетворения своих потребностей

  2. Вид деятельности, мотив которой заключается не столько в ее результате, сколько в самом процессе

  3. Взаимные деловые или дружеские отношения людей

  4. Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками


10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «этапы жизни человека». Ука­жите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Детство

  2. Отрочество

  3. Зрелость

  4. Работоспособность

  5. Старость

______________________


Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

4

1

4

3

2

1

3

1423

4


Административная итоговая контрольная работа по обществознанию


1. Человек существо:

1) биосоциальное; 2) общественное; 3) биологическое.

2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены ко­торой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это

1) сословие 2) семья 3) элита

3. Человека от животного отличает:

1) умение производить орудия труда; 2) приспособление к условиям среды;

3) инстинкт самосохранения.

4. Показателем взрослости является:

1) индивидуальность; 2) самостоятельность; 3) способности.

5. Основной вид деятельности:

1) игра; 2) общение; 3) труд.

6. Политическая организация общества с определённой формой правления называется:

1) Общество 2) Государство 3) Народ

7. Российская федерация состоит из:

1) республик, краев и областей 2) республик, краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга 3)штатов

8. Верно ли утверждение: у гражданина России прав больше, чем обязанностей

  1. да 2) нет


часть 2.

9. Укажите черты сходства между образованием и самообразованием, а также черты отличия образования от самообразования. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.


1) позволяет расширить свой кругозор

2) строго контролируется

3) осуществляется преимущественно по собственной инициативе

4) направлено на приобретение новых знаний


Черты сходства

Черты отличия




10. Выбери из перечня два права, которые дают возможность гражданину участвовать в управлении делами государства:

1) Гражданин имеет право избирать и быть избранным

2) Гражданин имеет право на образование

3) Гражданин имеет доступ к государственным должностям

4) Гражданин имеет право на отдых


11. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «личность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию, подчеркните.

Человек, индивидуальность, демократия, наследственность, сознание.


Часть 3.

Выбери понравившееся тебе высказывание и изложи мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведи необходимые аргументы для объяснения своей позиции.


1. «Научиться можно только тому, что любишь» (немецкий поэт и государственный деятель И.Гёте)

2. «Не для школы, а для жизни учимся» (древнеримский философ Сенека)

3. «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев» (персидский поэт Саади)


С 2. Почему мы говорим, что народ нашей страны многонациональный? Объясни это на примере национального состава Камчатского края.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

1

2

3

2

2

1

14; 23

13

демократия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!