СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру "Зелёная тропинка" для занятий по подготовке к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру "Зелёная тропинка" для занятий по подготовке к школе.»

1.Пояснительная записка

1) Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи:

Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь;

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.

2) Нормативные документы на основании которых разработана программа:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа России»;

СанПиН 2.4.1.3049-13;

Методические рекомендации к проведению занятий по основным направлениям познавательной деятельности старших дошкольников.

Приказ ОУ № 246 от 01.10.2014г. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»

3) Сведения о программе:

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе учебно-методического пособия А.А Плешаков «Зеленая тропинка» и предназначено для подготовки детей стар­шего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

4) Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников. Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

5) Информация о внесенных изменениях

Изменения в примерную программу не внесены.

6) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Программа составлена из расчёта 1часа учебной нагрузки в неделю (1 раз в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая (30 часов).

В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого занятия и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.

7) Формы организации образовательного процесса

  • групповые занятия с детьми;

  • индивидуальные консультации;

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-праздник;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование.

  • работа в паре

Задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, дошкольники должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ребёнку высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся, обучая».

8) Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

9) Виды и формы контроля

При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются.

10) Планируемый уровень подготовки дошкольников на конец учебного года

К концу учебного года дошкольники научатся:

- элементарным правилам поведения в природе;

- основными особенностями сезонной жизни природы;

- о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных;

- правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;

- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;

- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.

- растения и животных нашей местности.

- правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

- разнообразие птиц, зверей.

- правила безопасности при встречах и общении с животными.

К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:

- отличать и называть деревья и кустарники;

- называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;

- соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;

- в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;

- проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;

- быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;

- видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;

- оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я».

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

11)Информация об учебнике

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013

2.Общая характеристика предмета

Программа нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на один год обучения (7,5 месяцев). Программа составлена из расчёта 1 час учебной нагрузки в неделю (один раз в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Посещая занятия старшие дошкольники начинают осмысливать и присваивать себе систему ценностей.
^ Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
^ Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
^ Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности. 
^ Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
^ Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В результате занятий по курсу у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
^ Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. 
^ Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

6.Содержание учебного предмета, курса

Звёзды, Солнце и Луна

Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика.

Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Чудесный мир растений и грибов

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Окружающий мир и наша безопасность

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.

Наши друзья животные

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Литература для учителя:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

Литература для учащихся:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Популярная энциклопедия растений.-С.-Пб.: «МиМ- Экспресс», 1997.

  2. Жизнь животных.- М.: «Просвещение», 1989.

  3. Ю. Дмитриев.Птицы.-М.: « ACTОлимп», 1997.

Г.В.Трофимова. Мозаика родной природы.-Минск: «Бервита», 1997.

Интернет ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru/.

2. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/

3.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/

Информационно-коммуникативные средства:

Презентации к урокам, созданные учителем

Наглядные пособия:

Тематические таблицы

Технические средства обучения:

- интерактивная доска

- компьютер

- магнитафон



























Дата

проведения

Дата

факти

ческая

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

4.10.


Вводное занятие

1

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Звезды, солнце и луна

2

11.10.


Звездное небо.

1

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Находить на рисунке знакомые созвездия.

3

18.10.


Солнце и луна.

1

4

25.10.


Радуга. Народные приметы.

1

Чудесный мир растений и грибов.

5

1.11.


Как узнать растения?

1

Определять части цветкового растения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Различать лиственные и хвойные растения.


6

8.11.


Травы. Кустарники. Деревья.

1

7

15.11.


Декоративные растения.

1

8

22.11.


Съедобные и ядовитые растения.

1

Устанавливать различия между группами растений

9

29.11


Лекарственные растения.

1

Классифицировать растения по отличительным признакам

10

6.12.


Мхи и папоротники.

1

Составлять устный рассказ о красоте растений

11

13.12.


Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.

1


Наши друзья - животные.

12

20.12.


Как узнать животных?

1

Сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных

13

27.12.


Домашние животные.

1

14

10.01.


Породы собак.

1

Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

-определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника

15

17.01.


В мире насекомых.

1

Сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, приводить примеры насекомых.

16

24.01.


В мире рыб.

1

Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб

17

31.01


В мире птиц.

1

Узнавать птиц на рисунке; описывать птицу по плану.

18

7.02.


В мире зверей.

1

Узнавать зверей на рисунке.

19

14.02.


Отношение людей к животным.

1


Круглый год.

20

21.02


Времена года.

1

Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.

21

28.02


Времена года.

1

22

7.03.


Осень.

1

23

14.03.


Зима.

1

24

21.03


Весна.

1

25

28 03.


Лето.

1

26

4.04.


Цветущие весной.

1

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.


27

11.04.


Птицы весной.

1

28

18.04


Отношение человека к природе.

1

29

30

25.04

16.05


Резерв.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!