1) Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Задачи: Образовательные - формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях; - уточнять и систематизировать знания о явлениях природы; - обогащать активный и пассивный словарь; Развивающие - развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; - формировать навыки самоконтроля и самооценки; - формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям; - развивать творческие способности, воображение; - формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно. Воспитательные - способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости; - способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным. - формировать этические нормы и правильное поведение. 2) Нормативные документы на основании которых разработана программа: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа России»; СанПиН 2.4.1.3049-13; Методические рекомендации к проведению занятий по основным направлениям познавательной деятельности старших дошкольников. Приказ ОУ № 246 от 01.10.2014г. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» 3) Сведения о программе: Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе учебно-методического пособия А.А Плешаков «Зеленая тропинка» и предназначено для подготовки детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. 4) Обоснование выбора программы Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников. Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 5) Информация о внесенных изменениях Изменения в примерную программу не внесены. 6) Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа. Программа составлена из расчёта 1часа учебной нагрузки в неделю (1 раз в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая (30 часов). В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого занятия и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся. 7) Формы организации образовательного процесса Задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, дошкольники должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ребёнку высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся, обучая». 8) Технологии обучения На уроках используются стандартные педагогические технологии: развивающее обучение (развитие личности и её способностей) дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей); игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность); здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток) 9) Виды и формы контроля При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются. 10) Планируемый уровень подготовки дошкольников на конец учебного года К концу учебного года дошкольники научатся: - элементарным правилам поведения в природе; - основными особенностями сезонной жизни природы; - о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных; - правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными; - о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях; - о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания. - растения и животных нашей местности. - правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. - разнообразие птиц, зверей. - правила безопасности при встречах и общении с животными. К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться: - отличать и называть деревья и кустарники; - называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы; - соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций; - в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим; - проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен; - быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества; - видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней; - оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я». - применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач; - проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; - проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе. 11)Информация об учебнике Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013 |