СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Программа по ПДД»





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: методический совет Директор МКОУ «СОШ № 11" Ю.В.Гартман «30» августа 2017 г. «30» августа 2017г.













ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА



5-9 класс





































Коркино 2017г.







Образовательная программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Программно-методический комплект обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования



Образовательная программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма разработана Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».

Образовательная программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма входит в состав программно-методического комплекта обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Образовательная программа отражает целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере образования.

Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребёнка, научных исследований и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области образования, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы образования.

Программа разработана в соответствии с деятельностным и личностным подходами и предусматривает формирование у детей компетенций безопасного участия в дорожном движении, формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения, личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и безопасности, ответственное отношение к правилам и установкам.

Программа предусматривает развитие:

- внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.

Программа учитывает возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей, реализовывать социокультурную направленность обучения.

Программа направлена на охрану и укрепление здоровья обучающихся, их всестороннее (физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое) развитие.





СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка с описанием актуальности, целей, задач по реализации программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма..........................................................................4

Учебно-тематический план………………………………………………………...……6

Содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма……………..……………….9

Тематическое планирование…………………………………………...………………14

Технологии обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма……………………………..17

Планируемые результаты освоения программы, включающие описание универсальных учебных действий…………………………………………………….……...21

Система мониторинга достижения планируемых результатов……………………..23

Учебно-методическое обеспечение программы………….…………………………..25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С ОПИСАНИЕМ АКТУАЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА



Актуальность. Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где происходят формирование и развитие отношений человека с собой, людьми, миром, обеспечивающих ему возможность адаптации и творчества в любой сфере человеческого бытия.

Одним из системообразующих компонентов учебно-воспитательной работы является обучение детей безопасному участию в дорожном движении, профилактика и предупреждение детского дорожного транспортного травматизма.

Как правило, большинство общеобразовательных организаций расположены вблизи автотранспортных дорог, шоссе с оживленным движением. В связи с этим обстоятельством потребность углубленного изучения в общеобразовательных организациях правил дорожного движения со школьниками всегда остается актуальной.

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки людей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети и подростки не знают правил дорожного движения или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

Основные причины ДТП с годами не изменяются: это неудовлетворительные дорожные условия, нарушения правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, превышение скорости. Практически каждое третье ДТП совершено по вине пешеходов.

Важно, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения.

Воспитание дисциплинированного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Чтобы достичь желаемого результата, необходима грамотная организация работы педагогов.

Для того чтобы сформировать устойчивые знания и прочные навыки культурного поведения на улице и в транспорте у детей, постоянно знакомить с правилами дорожного движения была разработана настоящая программа.

Цель обучения: формирование у обучающихся убеждений в необходимости следовать поведенческим нормам и качествам: дисциплинированности, внимательности, выдержанности, организованности; формирование уважительного отношения к труду водителей, к пешеходам и пассажирам, умений и навыков безопасного участия в дорожном движении.

Задачи по реализации программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:

- формировать и развивать у обучающихся потребность в изучении и соблюдении Правил дорожного движения;

- формировать и развивать у обучающихся интерес к дорожной азбуке;

- расширять и углублять у обучающихся знания по Правилам дорожного движения, безопасному поведению в дорожном движении;

- воспитывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

В 5-7 классах рекомендуется изучать вопросы формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге с постоянным углублением и рассмотрением более сложных вопросов по правилам дорожного движения.

Учебный материал рекомендуется распределять равномерно в течение учеб­ного года (раз в месяц). Некоторые занятия следует проводить в конце четвер­ти в виде инструктажа о безопасном поведении подростков на улицах и дорогах в период каникул.

В процессе обучения можно использовать видеотренинг: показывать клипы, отрывки из короткометражных, документальных, учебных фильмов, а затем от­рабатывать умения и навыки безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др.

Рекомендуется на каждом занятии проводить разбор ДТП на конкретных примерах, используя соответствующие материалы Госавтоинспекции МВД.

Воспитание учащихся организуется одновременно с обучением. Школьники должны понимать, что такое правонарушение в области дорожного движения и осознавать, что ответственность за них несут родители или опекуны.

В 8 – 9 классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров.

Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер ад­министративной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в об­ласти дорожного движения.

Обучающиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитатель­но-принудительные меры воздействия.

Целесообразно изучить с обучающимися соответствующую главу Кодекса об административных правонарушениях и статьи Уголовного кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.

В образовательном процессе реализуются принци­пы, формы и методы воспитания правопослушному поведению в дорожной среде.

Для чтения лекций по правовым вопросам целесообразно приглашать спе­циалистов - юристов и работников Госавтоинспекции, знающих законодатель­ство и умеющих работать с обучающимися.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5-й класс

№ п/п

Темы занятий

кол-во часов

1.

Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

1

2.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

3.

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1

4.

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1

5.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

1

6.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1

7.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1

8.

Транспортные средства и дорожное движение.

1

9.

Правила езды на велосипеде.

1

10.

Итоговое занятие. Сюжетно-ролевая игра.

1

ИТОГО:

10 часов



6-й класс

№ п/п

Темы занятий

кол-во часов

1.

Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

1

2.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

1

3.

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

1

4.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

5.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1

6.

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1

7.

Труд водителя.

1

8.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1

9.

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

10.

Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.

1

ИТОГО:

10 часов



7-й класс

№ п/п

Темы занятий

кол-во часов

1.

Вводное занятие. Россия - страна автомобилей.

1

2.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

1

3.

Дорожные знаки.

1

4.

На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

5.

Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1

6.

Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

1

7.

Правила дорожного движения для велосипедистов.

1

8.

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

9.

Железная дорога.

1

10.

Итоговое занятие. ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

1

ИТОГО:

10 часов



8-й класс



№ п/п

Темы занятий

кол-во часов

1.

Вводное занятие. Правила дорожного движения - закон улиц и дорог.

1

2.

Дорожная азбука.

1

3.

Регулирование движения транспортных средств.

1

4.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

5.

Транспортные средства на улицах и дорогах

1

6.

Правила пользования пассажирским транспортом.

1

7.

Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

1

8.

Проезд железнодорожных переездов.

1

9.

Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (повторение).

1

10.

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

10 часов



9-й класс

№ п/п

Темы занятий

кол-во часов

1.

Вводное занятие. Мы - пешеходы.

1

2.

Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

1

3.

Причины несчастий, происходящих с пешеходами .

1

4.

Опасные ситуации по вине водителей.

1

5.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

1

6.

Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

1

7.

Внимание: пешеходы.

1

8.

Шагаем по дороге.

1

9.

Наш друг светофор светит не только нам

1

10.

Итоговое занятие. Тест.

1

ИТОГО:

10 часов



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

5-й класс

Тема 1. Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения. Обобщение и закрепление ранее изученного материала.

Тема 2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

Понятие «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП). Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по вине водителей, пешеходов, других факторов (погодных условий, состояния дорог и т.п.).

Тема 3. Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

Понятие «регулируемый перекресток». Светофор как средство регулирования дорожного движения. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Поведение пешеходов при разных сигналах светофора.

Регулировщик, его обязанности. Сигналы регулировщика. Поведение пешеходов при разных сигналах регулировщика.

Тема 4. Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

Виды дорожной разметки. Горизонтальная дорожная разметка. Вертикальная дорожная разметка. «Зебра», «островок безопасности». Сплошная линия. Прерывистая линия.

Дорожные знаки, их классификация и предназначение.

Тема 5. Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

Пешеходный переход, его виды. Правила дорожного движения для пассажиров. Правила перехода улиц и дорог.

Тема 6. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

Разбор и решение практических ситуаций. Выявление типичных опасных ситуаций на дорогах с пешеходами.

Тема 7. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок. Правила поведения на остановке общественного транспорта. Переход дороги при стоящем рядом транспортном средстве. Дорожные «ловушки» на регулируемых светофорами пешеходных переходах.

Тема 8. Транспортные средства и дорожное движение.

Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, скутер. Гужевой транспорт. Общественный наземный и подземный транспорт. Железная дорога.

Тема 9. Правила езды на велосипеде.

Правила дорожного движения для велосипедистов. Опасные ситуации на дорогах и улицах с участием велосипедистов.

Тема 10. Итоговое занятие. Сюжетно-ролевая игра.

Обобщение и закрепление изученного в течение учебного года. Подведение итогов в форме сюжетно-ролевой игры по Правилам дорожного движения.



6-й класс

Тема 1. Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

Обобщение учебного материала, пройденного в 1 – 5 классах. Проблема роста числа дорожно-транспортных происшествий.

Тема 2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

Углубление имеющихся у обучающихся знаний о формах регулирования дорожного движения: сигналах светофора, сигналах регулировщика, дорожной разметке, дорожных знаках.

Тема 3. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Выполнение социальной роли пешехода. Права и обязанности пешехода. Правила дорожного движения для пешеходов.

Выполнение социальной роли пассажира. Права и обязанности пассажиров общественного транспорта. Правила дорожного движения для пассажиров.

Тема 4. Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Правостороннее и левостороннее движение. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков: индивидуально, группой, в колонне. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки, правила их перехода.

Тема 5. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний о скрытых опасностях на дороге, дорожных «ловушках».

Тема 6. Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

Железнодорожный переезд, правила его перехода и переезда. Пешеходные переходы через железнодорожный переезд.

Тема 7. Труд водителя.

Профессия «шофер, водитель», её социальная значимость. Личностно-значимые качества водителя. Специфика труда водителя.

Тема 8. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах, их предназначение. Обозначение регионов на номерных опознавательных знаках.

Тема 9. Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Углубление имеющихся у обучающихся знаний. Правила дорожного движения для велосипедистов. Опасные ситуации на дорогах и улицах с участием велосипедистов.

Тема 10. Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.

Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение правил дорожного движения. Обобщение и закрепление изученного в течение учебного года. Подведение итогов.



7-й класс

Тема 1. Вводное занятие. Россия - страна автомобилей.

Обобщение учебного материала, пройденного в 6 классе. Цели и задачи изучения программы в 7-м классе. Городской транспорт. Россия – страна автомобилей.

Тема 2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний о формах регулирования дорожного движения.

Тема 3. Дорожные знаки.

Классификация дорожных знаков. Предупреждающие дорожные знаки. Предписывающие дорожные знаки. Информационные дорожные знаки. Запрещающие дорожные знаки. Знаки приоритета. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Знаки особых предписаний.



Тема 4. На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Опасности при переходе загородных дорог. Правила поведения за городом.

Тема 5. Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

Дорожно-транспортное происшествие, его причины. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Тема 6. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

Практикум по первой медицинской помощи.

Тема 7. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Углубление имеющихся у обучающихся знаний. Правила дорожного движения для велосипедистов. Опасные ситуации на дорогах и улицах с участием велосипедистов.

Тема 8. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Углубление имеющихся у обучающихся знаний. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Тема 9. Железная дорога.

Железная дорога – зона повышенной опасности. Правила поведения на железной дороге.

Тема 10. Итоговое занятие. ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

Государственная автоинспекция безопасности дорожного движения. Обобщение и закрепление изученного в течение учебного года. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Подведение итогов.



8-й класс

Тема 1. Вводное занятие. Правила дорожного движения - закон улиц и дорог.

Обобщение учебного материала, пройденного в 7 классе. Цели и задачи изучения программы в 8-м классе. Правила дорожного движения - закон улиц и дорог.

Тема 2. Дорожная азбука.

Практическое занятие. Правила поведения на дорогах и улицах города.

Тема 3. Регулирование движения транспортных средств.

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний о формах регулирования дорожного движения.

Тема 4. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков. Выполнение социальной роли пешехода. Права и обязанности пешехода. Правила дорожного движения для пешеходов.

Тема 5. Транспортные средства на улицах и дорогах.

Виды общественного транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, такси, маршрутное такси, метро.

Тема 6. Правила пользования пассажирским транспортом.

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков. Выполнение социальной роли пассажира. Права и обязанности пассажиров общественного транспорта. Правила дорожного движения для пассажиров.

Тема 7. Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

Велосипед, мопед, скутер – виды транспортных средств. Правила перевозки пассажиров.

Тема 8. Проезд железнодорожных переездов.

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков. Железнодорожный переезд, правила его перехода и переезда. Пешеходные переходы через железнодорожный переезд.

Тема 9. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (повторение).

Обобщение и углубление имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Тема 10. Итоговое занятие.

Обобщение и закрепление изученного в течение учебного года. Подведение итогов.



9-й класс

Тема 1. Вводное занятие. Мы - пешеходы.

Обобщение учебного материала, пройденного в 8 классе. Цели и задачи изучения программы в 9-м классе. Выполнение социальной роли пешехода.

Тема 2. Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки и их виды.

Тема 3. Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов, их причины, пути профилактики и предотвращения.

Тема 4. Опасные ситуации по вине водителей.

Опасные ситуации на улицах и дорогах, возникшие по вине водителей, пути профилактики и предотвращения.

Тема 5. Опасные ситуации по вине пешеходов.

Опасные ситуации на улицах и дорогах, возникшие по вине пешеходов, пути профилактики и предотвращения.

Тема 6. Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

Опасные ситуации на улицах и дорогах, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения, пути профилактики и предотвращения.

Тема 7. Внимание: пешеходы.

Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Сюжетно-ролевая игра.

Тема 8. Шагаем по дороге.

Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Сюжетно-ролевая игра. Закрепление изученного материала.

Тема 9. Наш друг светофор светит не только нам.

Сигналы светофора для пешеходов и водителей. Светофоры для водителей автомобилистов, мотоциклистов.

Тема 10. Итоговое занятие. Тестирование

Обобщение и закрепление изученного в течение учебного года. Подведение итогов. Тестирование.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Реализация программы может осуществляться за счет регионального компонента учебного плана, либо в курсе изучения ОБЖ, либо в ходе внеурочной деятельности.

По усмотрению образовательной организации возможно преподавание занятий в рамках данной программы как интегрированных уроках в курсе природоведения, физической культуры, биологии, обществознания, истории. Например, тема «Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог» в 5 классе может изучаться в курсе «Обществознания» на уроке «О том, как человек становится человеком. Первые правила человеческого общества» и т.д.

В соответствии с СанПиН .4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» рекомендуется длительность урока 45 минут.



5-й класс

Сентябрь. Тема 1. Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

Октябрь. Тема 2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

Ноябрь. Тема 3. Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

Декабрь. Тема 4. Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

Январь. Тема 5. Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

Февраль. Тема 6. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

Март. Тема 7. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

Апрель. Тема 8. Транспортные средства и дорожное движение.

Май. Тема 9. Правила езды на велосипеде.

Май. Тема 10. Итоговое занятие. Сюжетно-ролевая игра.



6-й класс

Сентябрь. Тема 1. Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

Октябрь. Тема 2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

Ноябрь. Тема 3. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Декабрь. Тема 4. Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Январь. Тема 5. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

Февраль. Тема 6. Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

Март. Тема 7. Труд водителя.

Апрель. Тема 8. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

Май. Тема 9. Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Май. Тема 10. Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.



7-й класс

Сентябрь. Тема 1. Вводное занятие. Россия - страна автомобилей.

Октябрь. Тема 2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

Ноябрь. Тема 3. Дорожные знаки.

Декабрь. Тема 4. На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Январь. Тема 5. Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

Февраль. Тема 6. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

Март. Тема 7. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Апрель. Тема 8. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Май. Тема 9. Железная дорога.

Май. Тема 10. Итоговое занятие. ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.



8-й класс

Сентябрь. Тема 1. Вводное занятие. Правила дорожного движения - закон улиц и дорог.

Октябрь. Тема 2. Дорожная азбука.

Ноябрь. Тема 3. Регулирование движения транспортных средств.

Декабрь. Тема 4. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Январь. Тема 5. Транспортные средства на улицах и дорогах.

Февраль. Тема 6. Правила пользования пассажирским транспортом.

Март. Тема 7. Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

Апрель. Тема 8. Проезд железнодорожных переездов.

Май. Тема 9. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (повторение).

Май. Тема 10. Итоговое занятие.



9-й класс

Сентябрь. Тема 1. Вводное занятие. Мы - пешеходы.

Октябрь. Тема 2. Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

Ноябрь. Тема 3. Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

Декабрь. Тема 4. Опасные ситуации по вине водителей.

Январь. Тема 5. Опасные ситуации по вине пешеходов.

Февраль. Тема 6. Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

Март. Тема 7. Внимание: пешеходы.

Апрель. Тема 8. Шагаем по дороге.

Май. Тема 9. Наш друг светофор светит не только нам.

Май. Тема 10. Итоговое занятие. Тестирование.



ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА



Критерии педагогической технологии включают основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность. Это результативность (обеспечение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний).

Рекомендуемые технологии обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – ИКТ-технологии, проблемное обучение, проектные, здоровьесберегающие, игровые технологии, ТРИЗ-технологии, кейс-технологии, технологии системного анализа, тогис-технологии, технология «Дебаты», технология критического мышления, учебное сотрудничество, имитационная, коммуникативно-диалоговая, медиаобразовательная технологии, технология смыслового чтения, технология «Образ и мысль», технология составления портфолио и т.п.

ИКТ-технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как:

- поддержка и развитие системности мышления обучающегося;

- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Проблемное обучение. Суть его заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

Проектная технология призвана стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, критического мышления.

Основные требования к использованию проектной технологии:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и т.д.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Кейс-технология направлена на интенсификацию образовательного процесса) - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

ТРИЗ-технология - это технология решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения.

Технология системного анализа реализуется через проблемное обучение, составление опорных конспектов.

Тогис-технология вырабатывает у обучающихся навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи.

Технология «Дебаты» направлена на формирование толерантной, творчески мыслящей, интеллектуально и нравственно развитой, социально-активной личности школьника.

Технология критического мышления особенно актуальная в процессе формирования готовности обучающихся к действиям в условиях возможной опасной ситуации)

Учебное сотрудничество, которое предполагает активное развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Имитационные технологии позволяют максимально приблизить обучающегося к условиям возможной опасной ситуации.

Коммуникативно-диалоговая технология предполагает научить ученика конкретно, ненавязчиво высказывать свое мнение, доказательно спорить и четко излагать свои мысли. Помочь учащемуся усвоить основные речеведческие понятия (стиль, текст, тип речи, способы и средства связи предложений) и постепенно сформировать на их основе умения в рецептивных и речевых видах деятельности.

Технология смыслового чтения, которая направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Технология «Образ и мысль» содействует развитию способности к глубокому личностному восприятию ценностей через систему связей с искусством.

Медиаобразовательная технология. При использовании данной образовательной технологии экран становиться новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию.

Технология составления портфолио развивает умение по сбору, хранению, структурированию и анализу информации в пределах изучаемой темы.

Большое значение имеет реализация в образовательном процессе технологий межведомственного взаимодействия с сотрудниками Госавтоинспекции МВД. Педагогам рекомендуется по вопросам, связанным с оказанием помощи в организации профилактической работы, обращаться в группу пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД, а также районные отделения ГИБДД к начальнику подразделения или инспектору по пропаганде.

В течение учебного года инструктор по БДД проводит следующие мероприятия в постоянном контакте с инспектором по пропаганде районного отделения ГИБДД или управления ГИБДД:

- совместно с заместителем директора по воспитательной работе составляет раздел общешкольного плана внеклассной работы с учащимися по изучению правил безопасности движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- помогает классным руководителям и учителям начальных классов в составлении планов работы по безопасности движения;

- контролирует выполнение мероприятий по профилактике ДДТТ по общешкольному плану и планам воспитательной работы учителей;

- в конце каждой четверти на педсовете информирует администрацию школы и учителей о результатах проведенной работы и знакомит с планом мероприятий на следующую четверть;

- обобщает опыт проведения воспитательной работы по профилактике детского травматизма. В методическом кабинете школы создает уголок из материалов по безопасности движения;

- проводит методические занятия с учителями по преподаванию ПДД в курсе ОБЖ;

- контролирует проведение занятий с учащимися по изучению ПДД, предусмотренных школьной программой ОБЖ;

- совместно с директором школы лично проводит инструктаж с учителями по предупреждению ДТП при направлении школьников на различные мероприятия;

- организует агитационно-массовую работу по БДД через стенную печать, проведение лекций, бесед, различных соревнований;

- проводит инструктаж по безопасности движения перед началом учебного года, перед началом и в конце (перед каникулами) каждой четверти с преподавателями школы и учащимися;

- указания инструктора по безопасности движения обязательны для выполнения всеми преподавателями и учащимися и могут быть отменены только директором школы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ОПИСАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ



В результате освоения программы обучающиеся 5 – 9 классов должны:

Знать:

- правила дорожного движения;

- группы дорожных знаков и их назначение, место установки;

- назначение дорожной разметки и её виды;

- правила безопасного поведения на улице, на дороге;

- правила пользования общественным и личным транспортом;

Уметь:

- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;

- пользоваться общественным транспортом;

- применять знания правил дорожного движения, безопасности жизнедеятельности на практике.

Реализация в образовательном процессе предлагаемой программы будет способствовать формированию универсальных учебных действий.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий:

Личностные:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные:

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные:

·        умение работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- умение ставить вопросы;

- умение обращаться за помощью;

- умение формулировать свои затруднения;

- умение предлагать помощь и сотрудничество;

- умение слушать собеседника;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение осуществлять взаимный контроль;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Обучающийся должен:

изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения;

- освоить правила безопасного поведения на дорогах.

- уметь анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП).



СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ



Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения программы основного предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных как «Личностные универсальные учебные действия. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах программы.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта по изучаемой тематике.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по безопасности жизнедеятельности.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию предмета, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Системный подход к реализации мониторинга достижения планируемых результатов будет способствовать объективному оцениванию сформированности универсальных учебных действий у обучающегося.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя нормативно-правовые документы и методические материалы: учебники, учебные пособия, другую учебно-методическую литературу по отдельным темам или разделам дисциплины.

Нормативно-правовые документы

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (часть 2 статьи 21);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12, 23, 60, 76, 89).

Распоряжения и Постановления

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».

Приказы

Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014, рег. № 33026);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155).

Письма

Письмо МВД России от 21 сентября 2006 г. № 13/4-4738 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» (утверждены Роспотребнадзором, МВД России 21 сентября 2006 года);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ИК-174/06, МВД России № 13/8-50 от 16 марта 2009 г.
«О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

Письмо МВД России от 31 июля 2009 г. № 13/8-4363, Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22 июля 2009 г. № ИК-989/06 «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»;

Письмо Минобрнауки России от 14 сентября 2012 г. № 09-138 «Об опыте субъектов Российской Федерации по организации работы, направленной на профилактику детского травматизма».

Методические материалы

Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города / С.Р. Асянова: автореферат дис… канд. пед. наук. – М., 2012. – 27 с.

Ахмадиева, Р.Ш. Подготовка компетентного участника дорожного движения в системе непрерывного образования (на примере Республики Татарстан) Монография / Науч. ред. Р.Н. Минниханов. – г. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2011. – 237 с.

Дубровская Е.Н. Игровые классные часы, беседы. Правила дорожного движения (5-9 классы) / Е.Н. Дубровская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 64 с.

Козловская Е.А. Организация работы  подразделений пропаганды Госавтоинспекции в общеобразовательных учреждениях. Образцы основных документов. — М.: НИЦ БДД МВД России, 2007.

Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Е. Козловская. – М.: Третий Рим, 2007. – 64 с.

Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006. – 192 с.

Неймышев А.В. Формирование навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков через систему дополнительного образования / А.В. Неймышев: автореф. дис…. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2013. – 25 с.

Рассел Дж. Безопасность дорожного движения / Дж. Рассел. – М.: Книга по требованию, 2012. – 100 с.

Шумилова В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Методическое пособие / В. Шумилова, Е. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 224 с.

Якупов А.М. Транспортная культура школьников и условия ее формирования [Текст] : монография / А.М. Якупов. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 283 с.

Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников / А.М. Якупов: автореф. дис…. докт. пед. наук / А.М. Якупов. – Магнитогорск, 2009. – 43 с.

Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система [Текст] : монография / А.М. Якупов. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 243 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!