СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»  предназначена для учащихся 1-2 классов, рассчитана на 4 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПДД»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

- Программой факультатива «Я – пешеход и пассажир» автор Н.Ф. Виноградова. Программа опубликована в Сборнике программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012, стр. 170-190.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» предназначена для учащихся 1-2 классов, рассчитана на 4 года обучения.

Цель:

  • Воспитание у детей культуры поведения на дорогах, формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  • усвоение учащимися знаний о безопасности на дорогах, о правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (скутера) и пассажира; знакомство с ПДД, касающимися движения механических транспортных средств;

  • развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

Изменение распределения учебного материала по разделам:

Программа «Я — пешеход и пассажир», автор Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30 часов, но в соответствии с Учебным планом школы на 2013-2014 учебный год для учащихся 1 классов предусмотрено 33 учебных недели, для учащихся 2-4 классов – 34 учебные недели, поэтому рабочая программа «Азбука дорожного движения» составлена на 33 часа в 1 классах и 34 часа – во 2-4 классах, 1 час в неделю.













1 год обучения

Тематическое планирование


п/п

Название темы

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Теория

Практика

1

На чем люди ездят

1

1

1


2

Близко – далеко, быстро - медленно

1

1

1


3

Чему нас учат

правила дорожного движения.

1

2

1

1

4

Мы идем по улице.

1

1


1

5

Какие бывают дороги.

2

2

1

1

6

Где мы будем играть?

1

1


1

7

Дорога за городом.

1

2

1

1

8

Светофор

2

2

1

1

9

Дорожные знаки

6

6

3

3

10

Нас увидят в сумерках

1

1

1


11

Мы переходим улицу.

2

2

1

1

12

Перекресток.

1

2

1

1

13

Сигналы машин.

1

1

1


14

Остановка транспорта.

1

1


1

15

Мы – пассажиры.

2

2

1

1

16

Мы едем на дачу.

1

1

1


17

Опасные ситуации.

3

3

2

1

18

Несчастный случай

1

1

1


19

Проверим себя.

1

1

1



Итого

30

33

19

14







Основное содержание

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.













Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.


Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.









































2 год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Теория

Практика

1

О транспорте

2

2

1

1

2

Дорога

5

5

2

3

3

Дорожные знаки

2

3

1

2

4

Внимание! Опасность!

4

4

3

1

5

Мы здесь живём.

1

2

1

1

6

Будем уважать людей!

1

1


1

7

Мы - пешеходы

6

6

3

3

8

Перекрёсток

1

2

1

1

9

Регулировщик

1

1

1


10

Мы - пассажиры

2

3

1

2

11

Будем уважать водителей

1

1

1


12

Мы едем на машине

1

1

1


13

Мы покупаем велосипед

2

2

1

1

14

Проверим себя

1

1


1


Итого

30

34

17

17

















Основное содержание

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко – ближе, далеко – дальше, рядом, пред, за и т.п.)

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко – близко, медленно – быстро, рядом, около).

Транспорт – стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный( отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство( автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населённый пункт как территория, застроенная домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).


Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты — пассажир

В легковом автомобиле пристёгиваться ремнём безопасности. На переднем сидении ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери на ходу, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

- сравнивать предметы по их положению в пространстве;

- определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему;

- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко – медленно; близко – быстро);

- различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»

- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко – далеко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);

- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);

- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять значение и соотносить с особенностями своего поведения;

- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям; отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;

- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

- оценивать состояние дороги (грунт, асфальт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

- группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.













Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.




















3 год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Теория

Практика

1

Дорожная грамота.

9

10

5

5

2

Транспортные средства.

3

3

2

1

3

Здравствуй, дорога! (Общие правила)

2

3

1

2

4

Наш друг – светофор.

3

3

2

1

5

Правила дорожного движения.

9

10

4

6

6

Дорожные знаки

4

5

3

2


Итого

30

34

17

17





















Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
















4 год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Теория

Практика

1

Улицы и движение в нашем городе. 

Элементы улиц и дорог.

6

7

4

3

2

Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

5

6

3

3

3

Правила пользования транспортом.

2

2

1

1

4

Основные  понятия и термины Правил дорожного движения.

2

3

1

2

5

От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.

4

5

2

3

6

На железной дороге.

4

4

2

2

7

Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах).

3

3

2

1

8

Езда на велосипеде.

3

3

2

1

9

Контрольный урок по ПДД.

1

1


1


Итого

30

34

17

17















Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются следующие предметные умения:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

  • самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • — умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

  • — формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

  • — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

  • опасностей в реальной обстановке;

  • — формирование умения планировать и оценивать результаты своего

  • поведения.

Универсальные учебные действия:

  • 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

  • — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

  • — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

  • — объяснять свой путь от дома до школы;

  • — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

  • 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • — выделять из многообразия объектов транспортное средство;

  • — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

  • — различать цвет и форму запрещающих знаков;

  • — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

  • — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

  • — различать сигналы светофора и объяснять их значение;

  • — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

























Перечень учебно-методического обеспечения

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. изучаем правила дорожного движения. 1-4 калссы. Вып. 2: тематические занятия, классные часы и викторины / авт.-сост. А.В. Бармин и др. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.А. Амелина и др. – 3-е изд. доп. и исправ. – М.: Глобус, 2008.

4. Правила дорожного движения для школьников: теория и практика поведения на дорогах. Тесты. – ЗАО «Новый диск», 2007.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!