ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(31 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области…, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от ___________________2011 г.
Цели курса:
Овладение элементарными навыками совместной художественной деятельности
Задачи курса:
-развитие мелкой моторики;
-развитие познавательной сферы (знание цвета, формы, геометрических фигур);
-создание условий для развития психической и познавательной деятельности детей.
-воспитание эмоциональной отзывчивости.
Базовые ценности:
Семья будет реализовываться через темы: ««Шарфик» (печатание палочкой),
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Круги» (использование трафарета), «Яблоки на яблоне».
Природа будет реализовываться через темы: «Рисование по трафарету «Морковь», Рисование по трафарету «Клубочки».
Обоснование программы:
Изобразительное искусство имеет важное значение для развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. Занятия способствуют развитию правильного восприятия формы и цвета предметов.
При составлении программы учитывались индивидуальные особенности ребенка, а также уровень его умений.
Условия для реализации программы предполагают использование:
-образцов рисунков;
-фотографий;
-трафаретов;
-объемных игрушек;
-сюжетных картинок.
В коррекционных целях будет эффективно использование учителем приемов работы: словесное описание предмета и определение его частей, определение последовательности работы над рисунком, предварительное проговаривание намечаемых действий, сравнение рисунка с объектом и частей рисунка между собой. А также такие же: игровых приёмов и ситуаций; нетрадиционных способов: кляксография, различные виды оттисков цветного пятна, пальцеграфию.
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе изобразительной деятельности и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение узнавать окружающие предметы,
-умение слушать учителя.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы
по изобразительному искусству
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Рисование с использованием трафаретов. Рисование пальчиковыми красками. | Создание условий для овладения элементарными навыками совместной художественной деятельности. | Развитие мелкой моторики пальцев; Расширение знания ребенка о названиях предметов. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие памяти. | Эмоционально откликаться на совместные действия с учителем. Пытаться рисовать пальцами руки. |
Изобразительное искусство (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Рисование по трафарету «Морковь». | Использование натуры в виде образца. Внесение игрушки – зайчика: «Зайчик любит морковку, нарисуем и угостим его» |
2.Круги (использование трафарета). | «Посмотри, какие разноцветные мячики: красные, синие, зеленые, желтые. Нарисуем такие же». Рассматривание работы. |
3.Рисование по трафарету «Клубочки». | Использование натуры в виде образца. Рисование круговыми движениями (мелками). Красивые клубочки получились, подарим котятам, они любят играть ими. |
4.Яблоки на яблоне (рисование пальчиком). | Работа с предметными картинками. Рисование пальчиком яблок. |
5. «Грибочки» - рисование по трафарету. | Слушание загадок о грибах. Нарисуем для ежика много грибов, пусть он их собирает. |
6.Рисование по трафарету «Цепочки». | Красивая цепочка. Нарисуем и подарим кукле цепочку. Печатание палочкой. |
7.Осенний лист (рисование пальчиком). | Слушание стихотворений о природе. Рисование пальчиком листочка. |
8. «Шарфик» (печатание палочкой) | Работа с сюжетной картинкой. Печатание палочкой: украсим шарфик для сестренки. |
Изобразительное искусство (7 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Рисование по крупным опорным точкам. | Рассматривание точек: я соединю их, посмотри, получился снеговик. Теперь вместе будем соединять. Что получилось? Горка. Рассматривание работы. |
2.Рисование прямых линий «Тропинки». | Зайчик пришел в гости. Полянку засыпал снежок, поможем зайчику найти дорогу домой, нарисуем ему тропинку. А если зайчик пойдет в гости к другим зайчикам, нужны другие тропинки. Давай, нарисуем. |
3.Рисование с помощью трафарета «Красные и зеленые круги». | Красный свет – дороги нет, зеленый – можно идти. «Нарисуем свой светофор». Рассматривание работы. Игра «Светофор». |
4.Рисование прямых линий «Шнурки». | Рассматривание ботинок. «Какие красивые шнурки! А где же шнурки на других ботинках? Давай, нарисуем». Рисование мелками. |
5.Рисование с помощью трафарета «Желтые и синие квадраты». | «Построим домик для игрушек: кубик на кубик. Красивый домик получился, но не все игрушки вошли в него. Нарисуем домик для остальных. Раскрасим желтым и синим цветом. Игрушки рады». |
6.Рисование с помощью трафарета «Елочка». | «Скоро праздник Новый год. В каждом доме ставят елку и украшают ее. У нас елки нет, давай ее нарисуем красками и украсим». Рассматривание работы. |
7.Рисование пальчиковыми красками «Украсим елочку». | «У нас есть елочка, на праздник ее надо украсить, нарисуем на елочке игрушки». Рисование пальчиков красками разных цветов. |
Изобразительное искусство (9 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Раскрасим солнышко (рисование пальчиком). | Посмотри, какое солнышко я склеила, надо теперь его раскрасить. Работа большой кистью (№ 10). Раскрашиваем солнышко из газетной бумаги желтой краской. Дорисовывание пальчиком. |
2.Лыжня (рисование пальчиком). | Дорисовывание лыжни для снеговиков. Аппликация «Снеговики» (из салфетки), рисование пальчиковыми красками линий - следов от лыж. Работа синей краской. |
3.Рыбка для лисы (использование штампика). | На лист бумаги наклеивается иллюстрация лисы из салфетки. Изготовляется штампик рыбки. Совместно с учителем ребенок работает красками и штампиком. |
4.Морковка для зайчика (использование штампика). | Чтение стихотворения: в белой маленькой избушке на краю лесной опушки жили зайки-попрыгушки. Зайки делали зарядку, мыли ушки, шейку, лапки. Вырезается картинка зайки из салфетки и наклеивается на альбомный лист. Изготавливается штампик морковки. Совместно с учителем ребенок работает красками и штампиком. |
5.Орешки для белочки (использование штампика). | Из салфетки вырезается картинка белочки и наклеивается на лист бумаги. Изготовляется штампик орешка. Совместно с учителем ребенок работает красками и штампиком. |
6.Грибочки для ежика (использование штампика). | Чтение стихотворения: Ехал ежик в гости, отморозил носик. И от норки ключик соскользнул с колючек. Ну-ка поскорее ежика согреем! Дверку в норку отопрем, носик быстро ототрем! Вырезается картинка ежа из салфетки и наклеивается на альбомный лист. Изготовляется штампик гриба. Совместно с учителем ребенок работает красками и штампиком. |
7.Флажки. | Скоро папин праздник. Сделаем открытку с флажками. Я вырежу флажки, потом вместе их наклеим. Осталось подписать: «23 февраля». Поздравим папу. |
8.Мимоза (рисование пальчиком). | Нарисуем для мамы цветы. Рассматривание иллюстрации мимозы. Нарисуем такой же цветок. Рисование пальчиком желтой краской. |
9.Украсим посуду (рисование пальчиком). | Чаепитие для игрушек. Достанем посуду, накроем стол, игрушки будут пить чай, красивая посуда на столе. Давай нарисуем такую же красивую посуду. Я нарисую посуду, а потом вместе украсим. |
Изобразительное искусство (7 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1.Яблоки на тарелке (использование трафарета). | Ежик пришел в гости и принес много яблок. Разложим яблоки на тарелке. Какая красивая тарелка с яблоками. Давай нарисуем эту тарелку с яблоками красками (работа с трафаретом). |
2.Огурец (дорисовывание) | Рассматривание огурца: цвет, форма, вкус, запах. Рисование огурца, дорисовывание точек на нем. |
3.Рисование в квадрате с помощью трафарета. | Я нарисовала большой квадрат, а теперь вместе, с помощью трафарета украсим его (работа пальчиковыми красками). |
4.Морковь (дорисовывание) | Чтение стихотворения: в белой маленькой избушке на краю лесной опушки жили зайки-попрыгушки. Зайки делали зарядку, мыли ушки, шейку, лапки. А еще зайки кушали морковку. Давай нарисуем им морковку. Я нарисую морковку, а потом вместе раскрасим. |
5.Виноград (рисование пальчиком). | Внесение муляжа винограда. Это кисть винограда, она состоит из ягод. Будем рисовать ягодки пальчиком – получится кисть винограда. |
6.Ветка сирени (рисование пальчиком). | Рассматривание букета сирени: называние цвета, много мелких цветков, приятно пахнет. Будем рисовать пальчиком много мелких цветочков и получится ветка сирени. |
7. Узор для косынки треугольной формы. | Куколка собралась погулять, но нет у нее косынки. Я вырежу косынку из ткани, а потом вместе украсим - нарисуем пальчиком узор на косынке. Рассматривание, подарим кукле. |