СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету: ручной труд, 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуально-ориентированная рабочая программа по ручному труду, составлена для обучения ребенка со сложной структурой дефекта, на дому. Включает краткое содержание уроков (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету: ручной труд, 2 класс.»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

ПО ПРЕДМЕТУ:

РУЧНОЙ ТРУД

(67 ч.; 2 ч. в неделю)

Пояснительная записка

Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006 г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области…, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от ___________________ 2011 г.

Цель курса:

создание условий для усвоения приемов работы с бумагой, природным и бросовым материалом.


Задачи курса:

-развитие сенсорных процессов (восприятие формы, цвета, величины), мелкой моторики рук, пространственного ориентирования,

-овладение начальными технологическими знаниями,

-воспитание осознания необходимости труда;


Базовые ценности:

Патриотизм будет реализовываться через темы: работа с природным материалом, «Шишки на елке» (работа с природным материалом).

Социальная солидарность будет реализовываться через темы: конструирование из готовых геометрических форм.

Семья будет реализовываться через темы: «Цветы». Работа с пластилином

Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Украсим вазу» (пластилин).

Природа будет реализовываться через темы: «Огород». Работа с бобами и пластилином, «Червячок». Работа с пуговицами.


Обоснование программы:

Специальные коррекционные занятия по ручному труду направлены на овладение детьми элементарными трудовыми навыками, необходимы­ми для выполнения несложных работ и развития познавательной деятельности. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, скоординированность движений. Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются та­ким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным и бросовым материалом.

Успешное формирование трудовых навыков у учащегося возможно лишь при правильной организации учебного про­цесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Программа обучения ручному труду содержит перечень из­делий, изготовлением которых может овладеть ребенок. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащегося полностью исключены измерительные операции. Его знакомят со свойствами материалов и областью их применения.

Основными формами и методами обучения являются:

-практические работы, которые сопровождаются коррекционными упражнениями;

-сюжетно-ролевые игры,

-наглядные средства обучения;


Требования к результату:

Личностный результат:

-сформированность отношения к себе как ученику;

-выполнение трудовых дел с помощью взрослого.

Метапредметный результат:

-умение выполнять инструкции, с помощью взрослого,

-умение эмоционально проявлять себя в процессе дидактических игр и коррекционных упражнений;

Предметный результат:

-умение узнавать окружающие предметы,

-умение слушать учителя,

-умение изготавливать изделия из доступных материалов с помощью учителя;


Предметная составляющая


Отлично

«5»

Хорошо

«4»

Удовлетвори-тельно

«3»

Неудовлетвори-тельно

«2»

П

О

Н

И

М

А

Е

Т

Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет.


Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя.


Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает.

Обращённую речь и инструкцию не понимает.



Таблично-графическая схема рабочей программы по чтению

Раздел

Цель раздела

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Работа с пластилином.


Работа с семенами, пуговицами.


Работа с поролоном, бумагой


Работа с пампушками.


Работа с ватными дисками.

Создание условий для совместной работы с различными материалами.

Знакомство с различными материалами и их свойствами.


Развитие мелкой моторики рук.


Воспитание положительного эмоционального настроя;

Эмоционально откликаться на совместные действия с учителем.


Удерживать баночку с клеем.


Удерживать палец на кусочке пластилина.




Ручной труд (17 ч.) I четверть

Тема

Содержание

1.Вдавливание мелких предметов.

Рассматривание шоколада с орехами, угощение. Сделаем теперь шоколад с орехами, чтобы угостить мишку. Будем вдавливать орешки в брусок пластилина коричневого цвета с разных сторон, чтобы получился шоколад с орехами. Угощайся мишка.

2.«Огород». Работа с бобами и пластилином.

Рассматривание иллюстрации: смотри, это огород. У нас тоже будет свой огород – я разложу бруски пластилина – это будут грядки, давай посадим бобы (вдавливание). Теперь соберем урожай бобов. Снова посадим.

3.Упражнение «Горошинки»

Горошинки рассыпались, будем их собирать –берем по одной в кулачок, несем, выкладываем на пластилиновую тарелочку, надавливаем, чтобы не высыпались. Теперь все горошинки в тарелке.

4.Цветок. Вдавливание пуговиц.

Учитель показывает готовый образец цветка. Будем делать цветок (основа картон, покрытый слоем пластилина). Начнем с серединки – нарисуем кружок. Вокруг серединки будем выкладывать лепестки. Какой красивый цветок получился!

5.Бусинки. Работа с пластилином.

Посмотри, сколько бусинок у нас в коробке, из них можно сделать бусы, вот такие. Бусинки располагаются друг за другом на одной ниточке. У нас бусинки – это горошинки, я нарисую ниточку на пластилине (основа картон, покрытый слоем пластилина), и мы вместе будем вдавливать горошинки, получатся бусы.

6.Букет. Работа с семенами.

На картоне, покрытом пластилином, учитель выкладывает при помощи пластилина вазу и стебли будущих цветов. В нашей вазе будет несколько цветов, это называется букет. Я буду выкладывать пуговицы, а потом вместе с тобой мы их будем вдавливать в пластилин, чтобы цветы крепко удерживались на картоне. Полюбуйся, какой красивый букет получился!

7.«Червячок». Работа с пуговицами.

Посмотри, какой червячок заполз к тебе в гости (учитель выкладывает пуговицы на ножке на брусок пластилина). Червячок ползет прямо, с теперь, смотри, изгибается. Ой! Червячок уполз (пуговицы убираются). Давай позовем его обратно, вместе будем вдавливать пуговицы.

8.Лепка «Яблоки для ежика».

В гости пришел ежик, он любит кушать грибы, яблоки, давай его угостим яблоками. Рассматривание яблока: оно круглое, как шар, гладкое. Сделаем такое же, только маленькое. Возьмем кусочек пластилина и будем вместе катать между ладошками. Получился шар, я сделаю веточку и лист, яблоко готово. угощайся ежик!

9.«Рыбка». Работа с семенами.

Рассматривание иллюстраций рыбок. Посмотри, какие ещё рыбки приплыли к нам. Но чего-то у них не хватает, давай украсим рыбок, пусть они тоже будут красивыми. Я буду укладывать семена подсолнечника, т.е. семечки, а потом вместе с тобой будем вдавливать их в пластилин. Плывите рыбки.

10.»Морковка для зайчика». Работа с поролоном.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так. Зайчик любит морковку. Рассматривание моркови: оранжевая, гладкая, сочная, ароматная. Угостим зайчика морковкой. Я вырежу морковку из поролона, и мы вместе наклеим ее рядом с зайчиком (на картон, обтянутый липкой пленкой). Зайчик рад!

11.«Гусеница»

(поролон).

Рассматривание иллюстрации «Гусеница».

Чтение стихотворения о гусенице.

«Будем делать такую же гусеницу из поролона».

Напоминание свойств поролона. Вырезание кругов из зеленого поролона. Совместная деятельность: наклеивание кругов друг за другом. Гусеница готова.

Рассматривание работы.

12.«Мухоморы». Работа с поролоном.

Рассматривание аппликации с мухоморами.

«Будем делать мухоморы. Шляпку я вырежу из бумаги, пятнышки из поролона, вместе приклеим».

Рассматривание работы.

13.Листопад (поролон).

Рассматривание книг с осенними иллюстрациями.

Чтение стихотворения о листопаде.

«Я вырежу листья из поролона, мы их приклеим. Теперь и у нас листопад».

14.Тучки на небе (мятая бумага).

«На улице осень. Солнышко светит мало, много туч.

Будем делать тучки из бумаги. Сомнем бумагу и приклеим – тучки готовы».

Рассматривание работы.

15.Дождик (вытягивание пластилина).

Смотри, я катаю шар, теперь расплющу его и вытяну в овал. Приложу овал к верхней части картона – получилась тучка, сейчас пойдет дождь. Будем нажимать пальчиком на тучку и оттягивать палец вниз, чтобы получилась дождевая струя. Кап, кап, вот какой дождик! Дождик капает и капает – кап, кап, кап.

16.«Украсим вазу» (пластилин).

«Посмотри, какой букет из веточек я принесла, нужно поставить его в вазу. Давай сделаем такую же вазу из бумаги. Я вырежу, а потом вместе украсим ее цветочками из пластилина». Вдавливание шариков пластилина.


17.«Цветы». Работа с пластилином.

Сегодня у нашей куклы день рождения. Давай подарим ей цветы. Какого цвета они будут? Серединка желтая, лепестки красные, а стебель и листочки зеленые. Я буду катать шарики из пластилина, потом мы вместе с тобой будем надавливать на них, чтобы закрепить на картоне. Готов наш цветок! Какой красивый! Возьми, кукла, цветок. С днем рождения тебя!


Ручной труд (14 ч.) II четверть

Тема

Содержание

1.Упражнения с ватными дисками.

Рассматривание ваты, ватных дисков.

Объяснение назначения.

«Будем приклеивать на лист бумаги. Крепко приклеили».

2.Облака (из ватных дисков).

Рассматривание ватных дисков, на что похожи?

«Облака на небе тоже пушистые, как вата. Приклеим ватные диски на лист голубой бумаги, у нас получились облака на небе».

3.Шишки в снегу (работа с природным материалом).

Рассматривание шишек. Называние размера.

«Потрогай шишки, понюхай. На улице все шишки в снегу. На наших шишках снега нет. Сделаем шишки в снегу». Обмакивание шишек в клей, затем в манную крупу.

Рассматривание работы.

4.Работа с мятой бумагой «Снежинки».

«Посмотри за окном идет снег, падают снежинки. Давай сделаем из бумаги снежинки».

Сминание белой бумаги, выкладывание ее на липкую пленку.

5.Снег на вершинах гор (работа с ватой).

Рассматривание иллюстрации.

«Горы можно нарисовать. На вершинах гор лежит снег. На что похож снег, на вату. Я нарисую горы и мы приклеим вату. На вершинах наших гор тоже будет снег».

Рассматривание работы.

6.Шишки для белочки (работа с природным материалом).

Белочка пришла в гости.

Что любит кушать белочка?

Подарим белочке шишки.

Приклеивание шишек к листу на двусторонний скотч рядом с иллюстрацией белочки.

7.Крыша в снегу. (работа с ватой).

Рассматривание домой за окном: все крыши в снегу.

«Посмотри я нарисовала домик, но снега на крыше нет, давай сделаем его из ваты».

Рассматривание работы.

8.Снежные шары (ватные диски).

Рассматривание иллюстрации «Дети катают снежные шары». Рассказ учителя.

Рассматривание иллюстрации, где дети без снежных шаров. Чего не хватает?

Выкладывание ватных дисков на липкую пленку, под которой иллюстрация детей без снежных шаров.

9.Упражнение с пампушками (из ниток).

Рассматривание пампушек из ниток.

Называние цветов. Обследование на ощупь.

Выкладывание на лист бумаги: мало, много.

10.Снеговички (из ватных дисков).

Рассматривание игрушек – снеговиков.

Выкладывание ватных дисков на липкую поверхность, в форме снеговиков. Дополнение аппликации из бумаги.

Рассматривание работы.

11.Снежки (из пампушек).

Рассматривание иллюстрации «Дети катают снежные шары». Рассказ учителя.

Рассматривание иллюстрации, где дети без снежных шаров. Чего не хватает?

Выкладывание пампушек на липкую пленку, под которой иллюстрация детей без снежных шаров.

12.Звезды на небе (работа с поролоном).

Рассматривание иллюстраций с изображение ночи. Объяснение, называние элементов.

Будем делать такие же звезды из поролона.

13.«Шишки на елке» (работа с природным материалом).

Рассматривание еловых шишек.

Украсим елочку шишками.

Приклеивание на скотч шишек к иллюстрации елочки.

14.Украсим мешок Деда Мороза (из пампушек).

Рассматривание иллюстрации.

«У нашего Деда Мороза тоже есть мешок, давай его украсим пампушками».

Рассматривание работы.



Ручной труд (19 ч.) III четверть

Тема

Содержание

1.Волшебная коробочка (мятые картинки).

Рассматривание коробочек для подарков.

«Украсим наши коробочки».

Сминание бумаги и приклеивание на коробочки.

2.Украсим солнышко (аппликация).

Сегодня день солнечный, солнышко и к нам в гости пришло. Сделаем такое же из пластилина. Я вырежу лицо солнышка, вместе наклеим, а из пластилина вытянем лучики.

3.Салют.

Рассматривание иллюстрации – это салют. Сделаем из пластилина такой же. Катаем шарики, вытягиваем – вот как летит искорка. Сделаем много таких.

4.Снежные крыши.

Рассматривание крыш соседних домов – все крыши в снегу. Сделаем домик со снежной крышей – я вырежу домик, вместе приклеим. Теперь сделаем снег из ватных дисков (на крыше скотч липкой стороной вверх, прикладываем ватный диск к скотчу, остается слой ваты, имитирующий снег).

5.Деревья в снегу.

Мы с тобой рассмотрели деревья за окном. Будем делать такие же, снежные из бумаги и ваты. Я вырежу деревья, вместе приклеим. Теперь обклеим нашу работу клейкой пленкой. Будем прикладывать ватные диски к липкой пленке, вот и получился снег на деревьях.

6.Зимние забавы (аппликация).

Наклеивание иллюстрации «Дети зимой». Что делают дети зимой? Играют в снежки, катаются на лыжах, санках. Украсим картинку, сделаем из ватных дисков снег. Зимой много снега. Наклеивание половинок ватных дисков по нижнему краю иллюстрации.

7.Снегири.

Вырезание дерева из бумаги. Рассматривание иллюстрации «Снегири». Описание птиц. Я вырезала дерево из коричневой бумаги, теперь вместе приклеим его, а на дереве будут снегири. Расплющим кусочек черного пластилина, а на него поменьше кусочек красного – получился снегирь. Сделаем еще несколько таких снегирей. Рассматривание.

8.Снег идет (работа с пластилином).

Чтение стихотворения: Мягкие пушинки, белые снежинки, над землей кружатся, на траву ложатся, ноги засыпают и сейчас же тают! На листе голубого картона расплющим кусочки белого пластилина, получатся снежинки.

9.Валентинка (картон, ватные диски)

Сегодня день святого Валентина, друзья друг другу дарят валентинки – открыточки с изображением сердца. Будем делать валентинку из красного картона и ватных дисков. Я вырежу сердечки из картона и дисков, а потом вместе приклеим.

10.Блинчики для мышек (работа с ватными дисками).

Началась блинная неделя. Мама испекла блинов для Саши, Кристины и Светы, а мы сделаем блины для мышек. Наклеивание ватных дисков рядом с иллюстрацией мышей, закрашивание пальчиком желтой краской.

11.Снеговик (работа с пампушками)

Посмотри, какие пампушки я сделала из белых ниток, нитки похожи на снег, теперь из них можно сделать снеговика. Будем приклеивать на картон сначала большую пампушку, потом две поменьше, получился снеговик. Дорисуем глазки, носик, руки.

12. Яблоки для ежика (работа с ватными дисками).

Чтение стихотворения: хитрый ежик-чудачок сшил колючий пиджачок. Сто иголок на груди, сто булавок позади. Ходит еж в саду по травке, натыкает на булавки грушу, сливу, всякий плод, что под деревом найдет. И с подарочком богатым возвращается к ежатам.

13.Шишки на елке (работа с пластилином).

Рассматривание иллюстрации елки. Это дерево елка. Мы можем сделать такую же из цветной бумаги. Возьмем зеленую бумагу, потому что елка и зимой и летом зеленая, я вырежу елочку, а ты сделаешь шишки из пластилина (надавливание на пластилин).

14.Подснежники (из ватных дисков).

Наступила весна, скоро снег начнет таять и появятся первые цветы – подснежники. Рассматривание иллюстрации. Сделаем такие же цветы. Пусть они уже порадуют нас. Я вырежу из зеленой бумаги листья и стебли, а потом вместе приклеим белые цветы. Работа с ватными дисками.

15.Бусы (из ватных дисков).

Кукла Маша сегодня нарядилась, посмотри, какие у нее красивые бусы. Давай сделаем такие же на листе бумаги и подарим маме.

16.Зайчики (из ватных дисков).

Чтение стихотворения: На лесной лужайке разыгрались зайки: лапками хлопали, ножками топали, ушками махали, выше всех скакали, глазками глядели, песенку пропели:»Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ляйки» Ах, какие веселые зайки!

17.Божьи коровки (работа с салфетками и пластилином).

Работа с салфетками. Чтение стихотворения: Пятнышки есть у божьей коровки. Давайте погладим ее по головке! И пятнышки вместе мы посчитаем, сколько на крылышке каждом узнаем.

18.Красивая тарелка (аппликация).

Посмотри, какую тарелочку я принесла, будем ее украшать. Я вырежу фигурки, потом вместе их приклеим.

19.Одуванчики.

Чтение стихотворения: Ясное солнышко! Прокатись над речкой! Раскидай нам, солнышко, желтые колечки! Мы их будем собирать, на пальчики надевать, чтобы стали пальчики совсем как одуванчики! Приклеивание пампушек из белых ниток и листьев из зеленой бумаги.


Ручной труд (17 ч.) IV четверть


1. Облака (из ватных дисков).

Рассматривание иллюстраций из детских книжек. Пение песенки «Облака». Вырезание облаков из цветной бумаги, наклеивание на них ватных дисков. Рассматривание.

2.Тучи (работа с синими пампушками).

Наблюдение за небом из окна. Есть ли тучки на небе? Будем делать тучки из пампушек. Я сделаю пампушки, а потом вместе приклеим их на тучки, которые я вырезала из цветной бумаги (с помощью двойного скотча).

3.Котята (оригами).

Внесение игрушки – котенка. У котенка есть друзья, посмотри (оригами). Этот котенок черный, этот белый, пусть они дружно сидят на листе бумаги, приклеим их на скотч.

4.Цыплята (работа с желтыми пампушками).

Рассматривание иллюстрации «Цыплята». Посмотри, каких цыплят я сделала из желтых ниток. Приклеим их на картон, пусть щиплют травку.

5.Мячики (работа с ватными дисками).

Внесение мячиков. Рассматривание, называние цвета, размера. Сделаем такие же мячики на бумаге. Приклеим ватные диски и раскрасим их пальчиковыми красками.

6.Украсим игрушки (работа с пластилином).

Внесение игрушек. Рассматривание. А вот какие игрушки нарисованы на листе бумаги. Будем их украшать пластилином. Катаем двумя пальчиками и расплющиваем на бумаге.

7.Пароходы (оригами).

Рассматривание иллюстрации. Называние цвета, как гудит. Я сделала из бумаги несколько пароходов, давай приклеим их на цветной картон (оригами приклеиваются на двойной скотч). Рассматривание, называние цвета, размера.

8.Бабочка (работа с пластилином).

Рассматривание фото бабочек. Вот каких бабочек я сфотографировала. Вырежу таких же из цветной бумаги. Теперь вместе приклеим, украсим пластилином – получатся пятнышки на крыльях.

9.Шары (из ватных дисков)

Надуем воздушные шары. Называние цвета, размера. Я вырежу такие же шары из цветной бумаги. Вместе приклеим их. Теперь украсим ватными дисками.

10.Жуки (работа с черными пампушками).

Чтение стихотворения: Жук залез на лесенку, распевает песенку: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я на лесенке сижу!» с лесенки жучок упал и сердито зажужжал: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я под лесенкой лежу!» Мы жучка поднимем, ласково обнимем! Посмотри, каких жуков я сделала из ниток. Приклеим жуков на листочки из цветной бумаги, пусть ползают по листикам.

11.Цветы (работа с красными пампушками).

Рассматривание искусственных цветов. Такие же цветы я сделал из красных ниток. Приклеим их на картон, нарисуем стебельки, получатся такие же цветы, как в этом букете.

12. Украсим чайник (работа с пластилином).

Внесение кукольного чайника. Рассматривание, называние цвета, формы. Я вырезала из бумаги такой же чайник, давай его вместе украсим. (Катаются шарики из пластилина, расплющиваются на чайнике в виде цветка).

13.Лягушки на болоте (оригами)

Рассматривание иллюстрации «Лягушки». Называние цвета, размера, как квакают. Из бумаги получились еще лягушки. Приклеим их на голубой картон.

14.Лебеди (оригами).

Рассматривание иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», чтение отрывка сказки. Приклеивание лебедей из бумаги на двойной скотч.

15.Гусеница (работа с зелеными пампушками).

Внесение игрушки «Гусеница». Я сделала пампушки, сели их приклеить друг за другом, то получится такая же гусеница (используется двойной скотч).

16.Сороконожка (из ватных дисков).

Рассматривание иллюстрации. На кого похожа сороконожка? На гусеницу. Приклеим вместе пампушки, а потом я нарисую ножки нашей сороконожке.

17.Телефон (работа с пластилином).

Игра с игрушечным телефоном, «Алло, алло!». Посмотри, какой красивый телефон я вырезала из цветного картона, вместе будем его украшать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!