ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предмета.
Актуальность предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Цель изучения данного предмета в 1 классе заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В 1 классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов;
развитие умственной деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
«Ручной труд» как учебного предмета в 1 классе представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Ручной труд» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы-интернат № 1» на 2023-2024уч. г. на изучение предмета «Ручной труд» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил организации рабочего места;
знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);
умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);
Достаточный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил рациональной организации труда;
умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
знание названий некоторых материалов и объектов работ;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика;
положительное отношение к
окружающей действительности;
проявление самостоятельности в
выполнении простых учебных заданий;
проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил организации рабочего места;
знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);
умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);
Достаточный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил рациональной организации труда;
умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
знание названий некоторых материалов и объектов работ;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
выполнять элементарные поручения по уборке класса.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел | Краткое содержание |
1 | Работа с пластилином | Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места |
2 | Работа с природными материалами | Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места |
3 | Картонажно-переплетные работы | Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона |
4 | Работа с бумагой | Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - понятие «шаблон»; - правила обращения с ножницами; - обрывание бумаги; - складывание фигурок из бумаги (оригами); - сминание и скатывание бумаги в ладонях; - конструирование из бумаги и картона; - соединение деталей изделия. |
5 | Работа с металлом | Работа с алюминиевой фольгой. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 33 часа по предмету «Ручной труд».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. «Человек и труд». «Урок труда». | 1 | | Знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места; с материалами и инструментами, которые используются на уроке труда. |
2. | Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином. Лепка. | 1 | | Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из глины. Называние инструментов для работы с пластилином. Запоминание и соблюдение правил хранения и обращения с пластилином, санитарно-гигиенические требования при работе с пластилином. Определение и называние цвета пластилина, его пластических свойств и готовности к работе. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. |
3. | Аппликация из пластилина «Яблоко». | 1 | | Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. |
4. | Приемы работы с пластилином. Лепка предметов шаровидной формы «Помидор». | 1 | | Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. |
5. | Приемы работы с пластилином. Лепка предметов овальной формы «Огурец». | 1 | | Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином. |
6. | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | 1 | | Знакомство с природными материалами и той средой, где их находят. Различение разных видов природных материалов. Рассматривание, узнавание и беседа об увиденных предметах, сделанных из природных материалов. |
7. | Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка». | 1 | | Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев. |
8. | Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка». | 1 | | Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев. |
9. | Сорта и виды бумаги. | 1 | | Знакомство с физическими свойствами бумаги. Рассматривание и запоминание сортов бумаги и их назначения. Собирание коллекции из разных сортов и видов бумаги. |
10. | Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы. | 1 | | Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры квадрат. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение квадрата по величине. Установление сходства квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму. |
11. | Складывание из бумаги стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». | 1 | | Ориентирование и нахождение в пространстве квадрата верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание квадрата пополам в разных направлениях. |
12. | Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной формы. | 1 | | Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры прямоугольник. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение прямоугольника по величине. Установление сходства прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму. |
13. | Складывание из бумаги изделия «Наборная линейка». | 1 | | Ориентирование и нахождение в пространстве прямоугольника верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание прямоугольника пополам в разных направлениях. |
14. | Инструменты для работы с бумагой. Что надо знать о ножницах. | 1 | | Рассматривание и запоминание о назначении, устройстве ножниц и правил обращения с ними. Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу. Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги). |
15. | Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии). | 1 | | Резание бумаги по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии), смыкая лезвия ножниц до конца. |
16. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 | | Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги. |
17. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 | | Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги. |
18. | Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям. | 1 | | Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, смыкая лезвия ножниц до конца. |
19 | Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик». | 1 | | Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином. |
20 | Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик». | 1 | | Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином. |
21 | Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Морковь». | 1 | | Осваивание пластического способа лепки. |
22 | Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Свекла». | 1 | | Осваивание пластического способа лепки. |
23 | Приемы работы с пластилином «Домик». | 1 | | Осваивание пластического способа лепки. |
24 | Приемы работы с пластилином «Ёлочка». | 1 | | Осваивание пластического способа лепки. |
25 | Что надо знать о нитках. Наматывание ниток «Клубок ниток». | 1 | | Рассматривание и запоминание из чего делаются нитки. Определение и называние и функциональной значимости этих предметов в быту. Определение и называние свойств ниток. |
26 | Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток «Бабочка». | 1 | | Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении. |
27 | Как работать с нитками. Инструменты для швейных работ. | 1 | | Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении. |
28 | Приемы шитья. Шитье по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). | 1 | | Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков. |
29 | Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика). «Репка». | 1 | | Осваивание пластического способа лепки. |
30 | Приемы работы с пластилином. Цыпленок. | 1 | | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. |
31 | Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик. | 1 | | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. |
32 | Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик. | 1 | | Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок. |
33 | Приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация «Цветы в корзине». | 1 | | Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников. |
Контрольно-измерительные материалы
1 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
умение организовать свое рабочее место; называние основных цветов и их оттенков, указанных материалов; называние операций, необходимых для обработки материалов (платилин-лепят, бумагу-сгибают); называть предметы, изготовленные из бумаги. | выполнять простые инструкции учителя; знать название материалов, используемых для выполнения поделок; знать название основных цветов, указанных материалов; иметь элементарные понятия о природных материалах. знать элементарные правила организации своего рабочего места; |
2 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
иметь представления о материалах и инструмента при работе с бумагой и пластилином; уметь работать с ножницами; уметь обращаться со стекой. | иметь представления, какие предметы делают из бумаги и картона; работать с «шаблоном». |
3 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
| знать, где используют природный материал; владеть приемом «сминание» бумаги; работать с «шаблоном»; владеть приемом «разрывание» бумаги. |
4 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
самостоятельная организация своего рабочего места; уметь сопоставлять свою поделку с образцом и натуральным предметом. пользоваться предметной инструкционной картой; определять место приклеивания аппликации присоединяя дополнительных деталей с опорой на образец. | уметь организовывать своего рабочее места с минимальной помощь.; уметь сопоставлять свою поделку с образцом. определять места приклеивания аппликации с минимальной помощью. |
Описание материально-технического обеспечения
Основная литература
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
Грошенков И.А. «Уроки рисования в 1-4 кл. вспомогательной школы». Пособие-М.: Просвещение,1970
Щеблыкин И.К. и др. «Аппликационные работы в начальных классах» Пособие- М.: Просвещение, 1990
Учебно-практическое оборудование
краски акварельные, гуашевые;
фломастеры разного цвета;
цветные карандаши;
бумага цветная разной плотности;
картон цветной, серый, белый;
бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
бумага в крупную клетку;
набор разноцветного пластилина;
нитки (разные виды);
природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);
древесные опилки;
алюминиевая фольга;
проволока цветная;
клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
шнурки для обуви (короткие, длинные);
инструменты:
кисти беличьи № 5, 10, 20;
кисти из щетины № 3, 10, 20;
ножницы;
циркуль;
линейки;
иглы швейные с удлиненным (широким) ушком;
печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
6