СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Ручной труд" для 1 класса вариант 8.3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Ручной труд" для 1 класса вариант 8.3.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность предмета.


Актуальность предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

Цель изучения данного предмета в 1 классе заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В 1 классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • развитие познавательных психических процессов;

  • развитие умственной деятельности;

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

«Ручной труд» как учебного предмета в 1 классе представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Ручной труд» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы-интернат № 1» на 2023-2024уч. г. на изучение предмета «Ручной труд» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

  • элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

  • невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

  • формирование элементарных представлений о красоте;

  • формирование умения видеть красоту природы и человека;

  • представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • выполнение простых инструкций учителя;

  • знание элементарных правил организации рабочего места;

  • знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);

  • умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);

Достаточный уровень:

  • выполнение простых инструкций учителя;

  • знание элементарных правил рациональной организации труда;

  • умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

  • знание названий некоторых материалов и объектов работ;

  • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.

Личностные результаты

  • развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;

  • развитие мотивации к обучению;

  • развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

развитие положительных свойств и качеств личности;

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика;

  • положительное отношение к

  • окружающей действительности;

  • проявление самостоятельности в

  • выполнении простых учебных заданий;

  • проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

  • готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Минимальный уровень:

  • выполнение простых инструкций учителя;

  • знание элементарных правил организации рабочего места;

  • знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);

  • умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);

Достаточный уровень:

  • выполнение простых инструкций учителя;

  • знание элементарных правил рациональной организации труда;

  • умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

  • знание названий некоторых материалов и объектов работ;

  • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • выполнять элементарные поручения по уборке класса.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.












  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    № п/п

    Раздел

    Краткое содержание

    1

    Работа с пластилином

    Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места

    2

    Работа с природными материалами

    Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места

    3

    Картонажно-переплетные работы

    Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона

    4

    Работа с бумагой

    Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.

    Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги.

    Приемы разметки:

    - понятие «шаблон»;

    - правила обращения с ножницами;

    - обрывание бумаги;

    - складывание фигурок из бумаги (оригами);

    - сминание и скатывание бумаги в ладонях;

    - конструирование из бумаги и картона;

    - соединение деталей изделия.

    5

    Работа с металлом

    Работа с алюминиевой фольгой.

  2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 33 часа по предмету «Ручной труд».



п/п

Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды

учебной деятельности

1.



Вводное занятие. «Человек и труд». «Урок труда».

1


Знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места; с материалами и инструментами, которые используются на уроке труда.

2.

Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином. Лепка.

1


Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из глины. Называние инструментов для работы с пластилином. Запоминание и соблюдение правил хранения и обращения с пластилином, санитарно-гигиенические требования при работе с пластилином. Определение и называние цвета пластилина, его пластических свойств и готовности к работе. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

3.

Аппликация из пластилина «Яблоко».

1


Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

4.

Приемы работы с пластилином. Лепка предметов шаровидной формы «Помидор».

1


Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

5.

Приемы работы с пластилином. Лепка предметов овальной формы «Огурец».

1


Выполнение практических упражнений, вырабатывая навыки работы с пластилином. Овладение элементарных приемов работы с пластилином.

6.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

1


Знакомство с природными материалами и той средой, где их находят. Различение разных видов природных материалов. Рассматривание, узнавание и беседа об увиденных предметах, сделанных из природных материалов.

7.

Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка».

1


Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев.

8.

Как работать с засушенными листьями. Аппликация «Бабочка».

1


Рассматривание и называние природных материалов. Запоминание характерные свойства засушенных листьев. Выполнение аппликации из сухих листьев.

9.

Сорта и виды бумаги.

1


Знакомство с физическими свойствами бумаги. Рассматривание и запоминание сортов бумаги и их назначения. Собирание коллекции из разных сортов и видов бумаги.

10.

Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы.

1


Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры квадрат. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение квадрата по величине. Установление сходства квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

11.

Складывание из бумаги стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

1


Ориентирование и нахождение в пространстве квадрата верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание квадрата пополам в разных направлениях.

12.

Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной формы.

1


Рассматривание, узнавание и называние геометрической фигуры прямоугольник. Определение и называние признаков геометрической фигуры. Различение прямоугольника по величине. Установление сходства прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму.

13.

Складывание из бумаги изделия «Наборная линейка».

1


Ориентирование и нахождение в пространстве прямоугольника верхний, нижний, правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называние. Сгибание прямоугольника пополам в разных направлениях.

14.

Инструменты для работы с бумагой. Что надо знать о ножницах.

1


Рассматривание и запоминание о назначении, устройстве ножниц и правил обращения с ними. Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу. Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги).

15.

Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии).

1


Резание бумаги по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии), смыкая лезвия ножниц до конца.

16.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1


Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги.

17.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1


Осваивание приемов разрывания и обрывания бумаги. Выполнение аппликации из оборванных кусочков бумаги.

18.

Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям.

1


Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, смыкая лезвия ножниц до конца.

19

Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик».

1


Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином.

20

Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками. Изделие «Ёжик».

1


Осваивание технологии изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Выполнение приемов работы с пластилином.

21

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Морковь».

1


Осваивание пластического способа лепки.

22

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика) «Свекла».

1


Осваивание пластического способа лепки.

23

Приемы работы с пластилином «Домик».

1


Осваивание пластического способа лепки.

24

Приемы работы с пластилином «Ёлочка».

1


Осваивание пластического способа лепки.

25

Что надо знать о нитках. Наматывание ниток «Клубок ниток».

1


Рассматривание и запоминание из чего делаются нитки. Определение и называние и функциональной значимости этих предметов в быту. Определение и называние свойств ниток.

26

Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток «Бабочка».

1


Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении.

27

Как работать с нитками. Инструменты для швейных работ.

1


Овладение предметно-практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении.

28

Приемы шитья. Шитье по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

1


Овладение приемом шитья «игла вверх-вниз». Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков.

29

Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика). «Репка».

1


Осваивание пластического способа лепки.

30

Приемы работы с пластилином. Цыпленок.

1


Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

31

Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик.

1


Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

32

Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Котик.

1


Закрепление приемов лепки. Соединение деталей в заданной последовательности. Закрепление умений лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок.

33

Приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация «Цветы в корзине».

1


Овладение резанием бумаги по незначительно изогнутым линиям, не смыкая лезвия ножниц до конца. Выработка навыка по округлению углов бумажных квадратов и прямоугольников.

Контрольно-измерительные материалы

1 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • умение организовать свое рабочее место;

  • называние основных цветов и их оттенков, указанных материалов;

  • называние операций, необходимых для обработки материалов (платилин-лепят, бумагу-сгибают);

  • называть предметы, изготовленные из бумаги.


  • выполнять простые инструкции учителя;

  • знать название материалов, используемых для выполнения поделок;

  • знать название основных цветов, указанных материалов;

  • иметь элементарные понятия о природных материалах.

  • знать элементарные правила организации своего рабочего места;



2 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • иметь представления о материалах и инструмента при работе с бумагой и пластилином;

  • уметь работать с ножницами;

  • уметь обращаться со стекой.


  • выполнять простые инструкции учителя;

  • знать цвета бумаги;

  • иметь представления, какие предметы делают из бумаги и картона;

  • работать с «шаблоном».


3 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • самостоятельная сборка конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя;

  • самостоятельно симметрично вырезать из бумаги;

  • лепить многодетальные изделия конструктивным способом.

  • знать, где используют природный материал;

  • владеть приемом «сминание» бумаги;

  • работать с «шаблоном»;

  • владеть приемом «разрывание» бумаги.



4 четверть

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • самостоятельная организация своего рабочего места;

  • уметь сопоставлять свою поделку с образцом и натуральным предметом.

  • пользоваться предметной инструкционной картой;

  • определять место приклеивания аппликации присоединяя дополнительных деталей с опорой на образец.

  • уметь организовывать своего рабочее места с минимальной помощь.;

  • уметь сопоставлять свою поделку с образцом.

  • определять места приклеивания аппликации с минимальной помощью.
























  1. Описание материально-технического обеспечения


Основная литература

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература

  • Грошенков И.А. «Уроки рисования в 1-4 кл. вспомогательной школы». Пособие-М.: Просвещение,1970

  • Щеблыкин И.К. и др. «Аппликационные работы в начальных классах» Пособие- М.: Просвещение, 1990

Учебно-практическое оборудование

  • краски акварельные, гуашевые;

  • фломастеры разного цвета;

  • цветные карандаши;

  • бумага цветная разной плотности;

  • картон цветной, серый, белый;

  • бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);

  • бумага в крупную клетку;

  • набор разноцветного пластилина;

  • нитки (разные виды);

  • природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);

  • древесные опилки;

  • алюминиевая фольга;

  • проволока цветная;

  • клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;

  • шнурки для обуви (короткие, длинные);

инструменты:

  • кисти беличьи № 5, 10, 20;

  • кисти из щетины № 3, 10, 20;

  • ножницы;

  • циркуль;

  • линейки;

  • иглы швейные с удлиненным (широким) ушком;

  • печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия

  • модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru


 Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!