СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающихся 1 класса (вариант 4.3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающихся 1 класса (вариант 4.3)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающихся 1 класса (вариант 4.3)»

Департамент общего и дополнительного образования

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91»











Рабочая программа

по учебному предмету « Ручной труд»

для обучающихся 1 класса (вариант 4.3)

















Составитель:

Шипицкая Ирина Васильевна,

учитель начальных классов







Ульяновск

2023 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана на основе Федерального государственного стандарта образования начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министра образования РФ от 19.12.2014 г. №1598), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (вариант 4.3.), на основе учебника Л. А. Кузнецовой «Технология. Ручной труд» для 1 класса-М.: Просвещение, 2017 г., с учетом учебного плана ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91».

Общая характеристика учебного предмета


Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели: формирование у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к разнообразным видам труда, воспитания трудолюбия, развития ручных умений.

Задачи:

1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;

2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;

3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;

4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;

6) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;

7) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91» на учебный предмет «Ручной труд» в 1 классе отводится 32 часа-1 час в неделю (33 учебные недели).


Требования к уровню подготовки обучающихся


Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально выражать свои чувства;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам по иллюстрациям.


Результатами изучения курса «Ручной труд» является формирование базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

Познавательные БУД:

- ориентироваться в задании, планировать свою работу и намечать последовательность выполнения работы;

- отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации и образцу изделий;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Коммуникативные БУД: - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); - слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Предметным результатом изучения курса «Ручной труд» являются: - умения называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- умение отвечать на вопросы, используя слова данного вопроса

- ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно;

- умение самостоятельно сравнивать образцы с натуральным объектом;

- умение предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- умение контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);

- умение организовывать своё рабочее место


Ценностные ориентиры содержания предмета «Ручной труд»


 Контингент учащихся школ для детей с нарушением зрения за последние годы стал сложнее, потому что слепота и интеллектуальные нарушения у детей все чаще отягощаются соматическими заболеваниями. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.

Содержание предмета «Ручной труд» имеет три раздела:

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания;

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты;

Конструирование и моделирование.

Особенность программы 1-го класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Дети работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.

Программа 1-го класса предусматривает и выполнение объёмных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных)

Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни;

формирование интереса к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.

Предметные результаты:

формирование умения работать с отдельными видами материалов; развитие навыков самообслуживания;

овладение способами обработки некоторых материалов;

овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;

овладение правилами безопасной работы с инструментами;

овладение умением использовать остаточное зрение;

формирование представлений о некоторых трудовых профессиях;

формирование умения выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

формирование умения работать с отдельными видами материалов (бумагой, пластилином, природным материалом);

формирование умений изготавливать несложные конструкции изделий.


Содержание учебного предмета

1класс (1 час в неделю)

Раздел «Работа с глиной и пластилином»

Обучающий научится:

рационально использовать пластилин и природный материал;

соединять пластилин с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин;

Ученик получит возможность научиться: закреплять детали на подставке;

использовать цвета пластилина в макете;

рационально использовать случайные материалы;

Раздел «Работа с бумагой» Обучающийся научится: сочетать цвета бумаги в орнаменте;

составлять аппликации;

размещать на листе бумаги элементы аппликации;

смазывать детали аппликации клеем и наклеивать их.

Обучающиеся получит возможность научиться:

размечать бумагу и картон по линейке и шаблону;

Раздел «Работа с природными материалами»

Обучающийся научится:

соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

рационально использовать случайные материалы;

Обучающиеся получит возможность научиться: компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Раздел «Текстильные материалы» Ученик научится: правильно пользоваться иглой и наперстком;

Обучающиеся получит возможность научиться: выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия;

вышивать по линиям рисунка; оформлять ткань бахромой.


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов.

Темы уроков

Всего часов


Учебник 1 класс



1 триместр (10 часов)


1

Человек и труд. Урок труда. Инструкция ОТ И ОБ


1

2

Работа с глиной и пластилином.

Что надо знать о пластилине.

Приемы работы с пластилином.


1

3

Аппликация из пластилина «Яблоко»


1

4

Коллекция из природного материала (листьев).

Экскурсия в лес (парк); сбор поделочного материала.


1

5

Работа с природным материалом.

Как работать с засушенными листьями.

Аппликация. Бабочка.


1

6

Работа с бумагой.

Что надо знать о треугольнике.

Как сгибать бумагу треугольной формы


1

7

Работа с бумагой.

Сгибание бумаги.

Стаканчик для игрушки.

Поймай пуговицу.


1

8

Работа с бумагой.

Как работать ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез) по короткой вертикальной линии.

Геометрический орнамент из квадратов


1

9

Приемы резания ножницами по прямым наклонным линиям (разрез по короткой прямой линии).

Парусник из треугольников.

Орнамент из треугольников.


1

10

Работа с пластилином.

Приемы работы с пластилином (сплющивание шара) Пирамидка из четырех колец, грибы.


1


2 триместр(11 ч.)


11

Работа с природными материалами.

Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками.

Ёжик.


1

12

Работа с бумагой. (с применением клея).

Как работать с бумагой.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги.


1

13

Работа с пластилином. Как работать с пластилином (приемы работы с пластилином) Цыпленок.


1

14

Работа с бумагой.

Как работать ножницами (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям.

Конструирование.

Бумажный фонарик.


1

15

Работа с бумагой.

Приемы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям.

Конструирование. Флажки.


1

16

Работа с бумагой.

Как работать ножницами (прием резания ножницами по прямым длинным линиям).

Конструирование.

Бумажный цветок.


1

17

Работа с пластилином.

Лепка из пластилина многодетальных фигурок.

Животные. Котик.


1

18

абота с бумагой.

Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги).

Аппликация. Ветка рябины.


1

19

Работа с нитками.

Что надо знать о нитках.

Наматывание ниток.

Клубок ниток.


1

20

Работа с нитками.

Наматывание ниток Изготовление изделий из ниток: Бабочка. Кисточка.

1


21

Работа с бумагой.

Вырезание из бумаги предметов округлой формы.

Аппликация. Фрукты на тарелке.



1


3 триместр(11)


22

Работа с бумагой.

Вырезание из бумаги круга.

Аппликация.

Снеговик. Гусеница.


1

23

Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги.

Приемы сгибания бумаги (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине). Пароход.



1

24

Работа с бумагой.

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.

Плоское конструирование Плетенный коврик из полос бумаги.


1

25

Работа с бумагой.

Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам.

Плоскостное конструирование Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом.


1

26

Работа с бумагой.

Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам.

Аппликация.

Самолет в облаках.


1

27

Работа с пластилином.

Лепка из пластилина макета.

Снегурочка в лесу.


1

28

Работа с природными материалами.

Что надо знать о природных материалах. Травы.

Конструирование из тростниковой травы и пластилина.


1

29

Работа с бумагой.

Вырезание симметричных форм из бумаги , сложенной несколько раз.

Коллективная аппликация.

Букет цветов.


1

30

Складывание из бумаги.

Изготовление декоративной птицы

1

31

Работа с нитками.

Как работать с нитками.

Инструменты для швейных работ.

Приемы шитья.

Шитье по проколам (вертикальным, горизонтальными наклонным линиям).




1

32

Работа с нитками.

Как работать с нитками.

Вышивание.

Что делают из ниток.

Приемы вышивания.

Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям)


1


Итого:

32



Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для обучающихся:

1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2017

2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд.1 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида, – Санкт-Петербург: Просвещение, 2017


Литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)

  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Методические пособия для учителя

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. До­бровольская. М., 2001.

  2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами: Игры и фокусы с бумагой. СПб., 1994.

  3. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976.

  4. Выгонов В. В. Оригами. М., 2002.

  5. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991

  6. Гусакова М. А. Аппликация. М., 1987.

  7. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.

  8. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969

  9. Коррекционная работа во всломогаемиой школе. Л., 1978

  10. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  11. Лиштван 3. В. Конструирование. М, 1981.

  12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М,1985.

  13. Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы.. Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. М., 1976

  14. Павлова Н. Т. Трудовое обучение в 1—3 классах вспомогательной школы. М, 1998

  15. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб.,2003

  16. Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1992

Дидактические материалы

  1. Схемы порядка действий.

  2. Наборы геометрических фигур

  3. Загадки, стихи о животных

  4. Макеты «Овощи»

  5. Набор детской посуды

  6. Игрушки

  7. Строительные кубики

  8. Наборы конструкторов

  9. Мозаика

  10. Виды и сорта бумаги и ткани, альбом этапы производства ткани

  11. Операционно- технологические карты по разделам: работа с пластилином текстильными материалами, бумагой и картоном, природным и бросовым материалом

  12. Стенды правил безопасной работы с инструментами

  13. Образцы поделок, которые учащимся предстоит изготавливать

Учебно-практическое оборудование

  1. Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности). 

  2. Набор цветного картона (1 набор). 

  3. Листы белой плотной чертежной бумаги. 

  4. Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, крахмальный клейстер. 

  5. Набор разноцветного пластилина — 12 цветов (3 коробки). 

  6. Нитки — «ирис» разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 клубку каждого цвета на весь класс). 

  7. Природный материал: листья дуба, ивы, вяза, пушистая трава, горох, семена липы (крылатки), еловые шишки, перышки. 

  8. Металлоконструктор ( 1 набор) и т.д. 

  9. Ножницы. 

  10. Стека для пластилина. 

  11. Иголка большая с большим ушком (длина 8 см). 

  12. Гладилка для бумаги (зубная щетка со срезанной щетиной или большая пуговица с тупым краем). 

  13. Фломастеры разных цветов. 

  14. Плоская кисточка для клея (щетина) № 10 с деревянной ручкой и заостренным концом. 

  15. Доска подкладная для работы с пластилином. 

  16. Тряпочки для вытирания рук или бумажные салфетки. 

  17. Коробочки для мусора. 

  18. Наборы плоских и объемных геометрических фигур

  19. Игрушки (неваляшка, медвежонок, собачка и т.д.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы).

Технические, специальные и оптические тифлосредства реабилитации слепых и слабовидящихх обучающихся

  1. Ноутбук с программным обеспечением «JAWS»

  2. Прибор «Графика»

  3. Прибор «Ориентир» (малый)

  4. Тифломагнитофон

  5. Принтер Брайля

  6. Прибор для рельефного рисования «Школьник»

  7. Комплект пленок к прибору «Школьник»

  8. Грифель для письма по Брайлю

  9. Иглы для слепых.

  10. Нитковдеватель.

  11. Метр металлический для слепых.

  12. Метр портновский для слепых.