СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по прикладному искусству "Умелые ручки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для руководителей кружков, педагогов дополнительного образования. Программа содержит календарно-тематическое планирование с методическим руководством. Предназначена для обучения практическим навыкам  изготовления сувениров, поделок и т.п. детей среднего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа по прикладному искусству "Умелые ручки"»

Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің аула клубы»

Мемелекеттік коммунадық қазаналық кәсшорны


ГККП «Дворовый клуб акимата города Костаная

отдела образования акимата города Костаная»



Педагогикалық кеңестің

2012ж. 29.08. отырысында бекітілді

Утвержден на заседании

Пелагогического совета от 29.08.2012 года

Директор ГККП «Дворовый клуб»

З. ВАСИЛЬКЕВИЧ



Бастауышжәне орта жастағы балаларға

арналган «Өнерпаз қод»

ұйірмесіне қосымша дамытудың

білім беру бағдарламасы


Образовательная программа

кружка «Умелые ручки»

для дополнительного развития

детей младшего и среднего возраста


Қосымша білім беру педагогі

Педагог дополнительного образования

Лукашиной Т.В.


















г. Костанай 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Дополнительное образование», как процесс воспитания и обучения осуществляется на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства»

Закон Республики Казахстан «Об образовании»

Педагогика Республики Казахстан наряду со многими гуманистическими принципами применяет принцип единства обучения и воспитания. Соединить в себе обучение и воспитание эффективнее всего средствами декоративно-прикладного творчества.

Декоративно-прикладное творчество — одна из частей искусства народа, в нём слились духовные и эстетические ценности, которые копили многие поколения, вкладывая в них свой талант, фантазию, душу, это, несомненно, значительная ценность для эстетического воспитания детей посредством обучения определённым видам декоративно-прикладного искусства.

Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Всегда с восторгом смотрю на детские работы. Сколько в них фантазии,

находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Актуальность данной программы в том, что ребёнок познаёт и понимает мир через декоративно-прикладное творчество, что позволяет ему активизировать мысль, речь, память, воображение, эмоции, развивает в нём любовь к прекрасному.

Занятие творчеством помогает развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения, кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Умение что – ни будь сделать самому, позволяет ребенку чувствовать себя уверенней, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по настоящему счастлив.

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Разработка и реализация программы стали результатом работы педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления методического объединения дворовых клубов города Костаная.

Программа по прикладному искусству народов Казахстана обеспечивает образовательный процесс в кружках и студиях декоративно – прикладного искусства. Программа включает в себя занятия по теоретическим и практическим разделам декоративно – прикладного искусства (история декоративно- прикладного искусства народов Казахстана, национальные костюмы народов Казахстана, аппликации, композиции и т.д.). Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области прикладного искусства народов Казахстана, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Новизна данной программы заключается в том, что она раскрывает все возможности проведения занятий, так как в приложении к программе дана не только теоретическая информация о декоративно-прикладном искусстве и материаловедении, инструкций к выполнению отдельных операций на ткани и бумаге, но и практические — разработки занятий, инструкционные карты, схемы и фотографии выполняемых работ, применение которых значительно облегчат труд преподавателя.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Задача педагога - относиться к декоративно-прикладному творчеству не только как к забаве, но и как к средству воспитания эстетического вкуса, способствовать развитию творческой активности и художественных способностей обучающихся. Важно помочь ребёнку сориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его развитию


















Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественно - творческой работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.


ЗАДАЧИ:

  1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приёмы выполнения работ.

  2. Приобщить детей к истокам традиционного народного искусства и национальной культуре народов Казахстана.

  3. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

  4. Воспитать аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, коммуникативные навыки.

  5. Создать условия для формирования художественно-творческой активности детей.






ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Данная программа рассчитана на два года обучения. Объем программы 144 часа – 1-й год обучения и 180 часов – 2-й год, которые распределяются следующим образом:

    • 144 ч (4 часа: 2 раза в неделю по 2 часа)

    • 180 ч (5 часов: 2 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю по 1 часу )

и состоит из 3 разделов:


  1. Ростовые куклы в национальной одежде (казахская, русская, армянская, немецкая, украинская, белорусская);

  2. Аппликация из ткани и бумаги (квилинг, торцевание, декупаж, бумагокручение из газет и журнолов),

  3. Народные промыслы (изготовление игрушек – сувениров из гипса и солёного теста, изделия для оформления интерьера).











Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  • культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и национальным культурным традициям народов Казахстана);

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • сотрудничества и ответственности;

  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • систематичности, последовательности и наглядности.


Обучение по программе построено по принципу: «от простого – к сложному», от вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций, от работы на плоскости – к обработке объемных форм.

В процессе обучения используются следующие МЕТОДЫ: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

  • Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

  • Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся, то есть оказание такой помощи каждому ребёнку со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

  • В ходе групповой учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует белее быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в студии.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),

  • собеседование,

  • консультация,

  • экскурсия,

  • дискуссия,

  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,

  • самостоятельное изготовление конкретного изделия,

  • учебная игра.


Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Возраст обучающихся

Возраст обучающихся – 8-14 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоёмкостью выполнения работ, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп 1 год обучения –15 человек, второй год обучения -12 человек. Это обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежным являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.





Примерный план занятия
  1. Организационный момент. Вопросы безопасности труда – 5 мин.

  2. Теоретический материал - 20 мин.

  3. Практический материал - 85 мин.

  4. Итог работы, анализ и оценка - 10 мин.



Требования к уровню подготовки воспитанников.

После окончания 1-го года обучения, обучающиеся должны знать:

  • виды декоративно-прикладного искусства;

  • свойства тканей и других материалов;

  • этапы изготовления изделий;

  • правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем и личной гигиены при работе с разными материалами.

Должны уметь:

  • пользоваться различным инструментом и приспособлениями при изготовлении работ;

  • определять виды швов;

  • определять виды аппликаций;

  • изготавливать изделия из ткани, меха и других материалов.

После окончания 2-го года обучения, обучающиеся должны знать:

  • виды декоративно- прикладного творчества, его влияние на изготовление изделий;

  • отличительные свойства тканей и других материалов;

  • все этапы изготовления изделий;

  • правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем и личной гигиены при работе с разными материалами.

  • элементы деталей изделий;

  • технологию художественных изделий из ткани, меха, кожи, бумаги;

Должны уметь:

  • пользоваться различным инструментом и приспособлениями при изготовлении работ;

  • делать эскизы;

  • самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;

  • выполнять все стадии изготовления изделия,

  • изготавливать мягкую игрушку;

  • выполнять ручные отделочные строчки, аппликации из ткани,

  • работать с солёным тестом и гипсом;

















Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.


Оборудование: столы, стулья, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ.

Инструменты: карандаши, ручки, линейки, шило, иголки, нитки, булавки, ножницы.

Материалы: картон, бумага, лоскуты различной ткани, лоскут из натуральной кожи, лоскут из искусственной кожи, мел, поролон, вата, клей Момент или ПВА.

Наглядные пособия:

  • рисунки орнаментов, открытки с видами традиционных орнаментов;

  • образцы аппликаций;

  • инструкции по изготовлению деталей для оформления мордочки игрушки;

  • рисунки мягких игрушек;

  • фотографии мягких игрушек;

  • методические альбомы (шаблоны деталей изделий);

  • работы учащихся из методического фонда.

Техническое оснащение: швейная машина, утюги, ножницы.































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА


Кол-во часов

Из них

Теорет.

Практ

1.

Вводное занятие.

2 часа

2 часа


2.

История развития прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство народов Казахстана

2 часа

2 часа


3.

Оборудование рабочего стола.

2 часа

1час

1час

4.

Основы материаловедения

2 часа

2 час


5.

Техника безопасности

2 часа

2 часа


6.

Аппликация

6.0. Виды аппликаций

    1. Предметная аппликация

    2. Сюжетная аппликация

    3. Декоративная аппликация

    4. Рельефная аппликация

    5. Коллаж

    6. Торцевание

    7. Квилинг

    8. Декупаж

    9. Бумагокручение (газеты и журналы)

    10. Витражи

    11. Кусудама

    12. Аппликация из ткани

  • «У самовара»

  • «Семейство гномов»

  • «Джайляу»

  • «Напевы гор»

122 часа

14 часов

2 часа


1 час

1 час

1 час


1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

108 часов


2 часа

3 часа

1 час

1 час

8 часов

9 часов

9 часов

9 часов

9 часов

11 часов

9 часов

9 часов

9 часов

9 часов

9 часов

7.

Мастерская Деда Мороза

4 часа


4 часа

8.

Экскурсии

4 часа


4 часа

9.

Итоговое занятие (выставки работ)

4 часа


4 часа


ИТОГО

144 часа

23 часа

121 час




















УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ


ТЕМА


Кол-во часов

Из них

Теорет.

Практ

1.

Вводное занятие.

2 часа

2 часа


2.

История развития прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство народов Казахстана

2 часа

2 часа


3.

Оборудование рабочего стола.

2 часа

1 часа

1час

4.

Основы материаловедения

2 часа

2 часа


5

Техника безопасности

2 часа

2 часа


6.

Куклы в национальных одеждах

  1. Введение. Беседа о национальных особенностях народного костюма.

    1. Куклы в казахских национальных костюмах.

    2. Куклы в армянских национальных костюмах

    3. Куклы в немецких народных костюмах

    4. Куклы в русских народных костюмах

    5. Куклы в украинском национальном костюме

    6. Куклы в белорусском национальном костюме

54 часа



6 часов




8 часов


8 часов


8 часов

8 часов

8 часов


8 часов


8.

Народно – прикладное искусство

8.1. Беседа «Народные промыслы. Работа с соленым тестом».

8.2. Поделки из соленого теста

  • «Морские обитатели»

  • «Морские просторы»

  • «На привале»

  • «Весенние напевы»

8.3. Работа с гипсом

  • «Уточка», «Попугай»

  • «Факир», «Пингвин

  • Игрушки – сувениры

52 часов


1 час







1 час





6 часов

6 часов

6 часов

6 часов


6 часов

6 часов

6 часов

6 часов


Аппликация

    1. Торцевание

    2. Квилинг

    3. Декупаж

    4. Бумагокручение (газеты и журналы)




9.

Мастерская Деда Мороза



5 часов

10.

Экскурсии



4 часа


Итоговое занятие (выставки работ)


1час

4 часа


ИТОГО

180

18

162










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 года обучения

Тема 1. Вводное занятие (2часа)

Цель, задачи и содержание программы обучения. Оснащение учебной мастерской.

Тема 2. История развития прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство народов Казахстана (2часа)

Развитие декоративно – прикладного искусства. Виды прикладного искусства

Народные промыслы и ремесла. Декоративно – прикладное искусство, его влияние на современную культуру

Тема 3. Оборудование рабочего стола. (2часа)

Оснащение учебной мастерской. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части.

Инструменты ( ручные иглы, ножницы) и приспособления (булавки, наперсток) для изготовления мягких игрушек.

Тема 4. Основы материаловедения (3часа)

Классификация материалов по происхождению. Виды материала, меха, кожи.

Практическое занятие. По предложенным образцам органолептическим методом определить природу ткани, толщину кожи, тип меха и область их применения.

Тема 5 Техника безопасности (2часа)

Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами. Инструктаж №1,2,3,4,5,6

Тема 6. Аппликация. 104 часа.

Тема 6.0. Виды аппликации 2 часа

Понятие об аппликации. История аппликации как одного из приемов декоративного оформления. Инструменты, материалы, необходимые для изготовления аппликации. Виды аппликации.

Тема 6.1. Предметная аппликация 2 часа

Понятие предметной аппликации. Техника выполнения аппликации по схеме1.

Схема1:

- выбор эскиза;

- подбор материала;

- разметка изображения,

- закрепление деталей на фоне.

Практическое занятие. Работа с шаблоном, изготовление аппликации из бумаги, кожи, ткани.

Тема 6.2. Сюжетная аппликация 4 часа

Понятия о сюжетной аппликации. Материалы и инструменты. Понятие грунт – модели (шаблона).

Практическое занятие. Выполнение эскиза, изготовление сюжетной аппликации из бумаги, природного материала, ткани, меха по схеме 1.




Тема 6.3. Декоративная аппликация 2 часа

Понятие о декоративной аппликации. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления аппликации.

Практическое занятие. Выполнение эскиза, изготовление открыток из бумаги или готового природного материала по схеме 1.

Тема6.4. Рельефная аппликация. 2 часа.

Понятие рельефа в аппликации. Особенности изготовления полуобъемных деталей. Область применение рельефной аппликации. Изготовление полуобъемной детали различными способами.

Тема 6.5. Коллаж 8 часов.

Коллаж и его особенности. Материалы и инструменты. Изготовление коллажа по схеме 2.

Схема 2:

  • выбор тематики коллажа;

  • подбор материала;

  • разметка изображения;

  • составление элементов из пробных деталей;

  • закрепление элементов на фоне.

Тема6.6.Аппликация из ткани. 44 часа.

Тема 6.6.1. «У самовара» 11 часов.

Подбор цветовой гаммы материала. Перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей.

Тема 6.6.2. «Семейство гномов» 11 часов.

Подбор материала, разметка изображения, выкройка деталей аппликации. Раскладка на основу, закрепление. Оформление.

Тема 6.6.3. «Джайляу» 11 часов.

Подбор цветовой гаммы материала. Перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.6.4. «Напевы гор» 11 часов.

Подбор цветовой гаммы материала. Перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей.

Тема 6.7. Аппликация из бумаги 40 часов

Тема 6.7.1. «Золотая осень» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.2. «Утиная семейка» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.3. «Заячья радость» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.4. «Играющие божьи коровки» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.5. «Пасхальные зайчата» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.6. «Утиный марш» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.7. «Добро пожаловать!» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.8. «Веселая вечеринка» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.9. «Сладкие сны» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.10. «Пес Барбос» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.11. «Сороконожка» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.12. «Козочка путешественница» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.13. «Ой, кто же ты?» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.14. «Я маленький утенок» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.15. «Улиточка» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.16. «Счастливого заплыва» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.17. «Где наша мама?» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.18. «Поросёнок на поляне» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.19. «Весёлое Рождество» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.

Тема 6.7.20. «Подводный мир» 2 часа

Подбор цветовой гаммы, разметка изображения, перенос рисунка на фон. Выкройка деталей, раскладка на основу. Закрепление деталей. Оформление.





Тема 7. Мастерская Деда Мороза 12 часов.

Беседа о подготовке к празднику, умения создать праздничную атмосферу при помощи костюмов, декорации. Изготовление игрушек на елку. Шитье костюмов к новогоднему карнавалу.

Тема 8. Экскурсии 4 часов.

Планируются различные по содержанию экскурсии: на природу, в библиотеку, мастерские, в краеведческий музей.

Тема 9. Творческий день.4 часов.

Знакомство с творчеством художников, мастерами прикладного искусства народов Казахстана, краткий обзор их работ.

Тема 10. Заготовка и хранение лекал. 5 часов.

На занятиях планируется в течение года вести альбом с зарисовками образцов игрушек, проводится аналитическая работа. Создаются самостоятельно, обучающими, эскизы игрушек. Изготовление лекала – выкройки на каждую модель игрушки, которые следует хранить в отдельном конверте.

Тема 11. Итоговое занятие в форме «Художественного совета» или выставка детских работ 5 часов.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 года обучения

Тема 1. Вводное занятие (2часа)

Цель, задачи и содержание программы обучения. Оснащение учебной мастерской.

Тема 2. История развития прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство народов Казахстана (2часа)

Развитие декоративно – прикладного искусства. Виды прикладного искусства

Народные промыслы и ремесла. Декоративно – прикладное искусство, его влияние на современную культуру

Тема 3. Оборудование рабочего стола. (2часа)

Оснащение учебной мастерской. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части.

Инструменты ( ручные иглы, ножницы) и приспособления (булавки, наперсток) для изготовления мягких игрушек.

Тема 4. Основы материаловедения (3часа)

Классификация материалов по происхождению. Виды материала, меха, кожи.

Практическое занятие. По предложенным образцам органолептическим методом определить природу ткани, толщину кожи, тип меха и область их применения.

Тема 5 Техника безопасности (2часа)

Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами. Инструктаж №1,2,3,4,5,6

Тема 6 Куклы в национальных одеждах. 168 часов.

Тема 6.1 Введение. Беседы о национальных костюмах народов Казахстана.8 часов.

Тема 6.2 Кукла в казахском национальном костюме. 20 часов

Зарисовки элементов казахского орнамента и национальной одежды, выполнение эскиза с использованием этого эскиза при оформлении. Заготовка каркаса из картона, подбор материала, раскрой, сшивание, оформление.

Тема 6.3. Кукла в армянском национальном костюме. 20 часов.

Зарисовки национальной одежды. Подбор материала, выкройка деталей, сшивание. Оформление.

Тема 6.4.Кукла в немецком национальном костюме. 20 часов.

Зарисовки национальной одежды. Подбор материала, по готовым шаблонам выкройка деталей, сшивание. Оформление.

Тема 6.5. Кукла в русских народных костюмах. 20 часов.

Зарисовки национальной одежды. Подбор материала, по готовым шаблонам выкройка деталей, сшивание. Оформление.

Тема 6.6. Кукла в греческом национальном костюме. 20 часов.

Зарисовки национальной одежды. Подбор материала, по готовым шаблонам выкройка деталей, сшивание. Оформление.

Тема 6.7 Кукла в украинском национальном костюме. 20 часов.

Зарисовки национальной одежды. Подбор материала, по готовым шаблонам выкройка деталей, сшивание. Оформление

Тема 6.8. Кукла в белорусском национальном костюме. 20 часов.

Зарисовки национальной одежды. Подбор материала, по готовым шаблонам выкройка деталей, сшивание. Оформление.

Тема 7. Народно – прикладное искусство. 52часов.

Тема 7.1. Беседа «Народно – прикладное искусство. Работа с соленым тестом» 1 часа.

Познакомить ребят с поделками из соленого теста, рассказать как его приготовить. Показ готовых изделий.

Тема 7.2. Поделки из соленого теста. 24 часов.

Тема 7.2. Беседа «Народные промыслы. Работа с солёным тестом». 1 час.

Тема 7.2.1. «Морские обитатели» 5 часов.

Замес теста, заготовки деталей, соединение. Сушка, раскраска деталей. Оформление.

Тема 7.2.2. «Морские просторы» 5 часов.

Замес теста, заготовки деталей, соединение. Сушка, раскраска деталей. Оформление.

Тема 7.2.3. «На привале» 5 часов.

Замес теста, заготовки деталей, соединение. Сушка, раскраска деталей. Оформление.

Тема 7.2.4. «Весенние напевы» 5 часов.

Замес теста, заготовки деталей, соединение. Сушка, раскраска деталей. Оформление.

Тема 7.3. Работа с гипсом. 21 час.

Тема 7.3.1. Беседа «Гипс, его свойства. Прикладное искусство из гипса». 1 час.

Тема 7.3.2. «Цветочница» 5 часов.

Заготовка раствора. Изготовление шаблона. Заливка раствора в формочки. Сушка. Раскраска. Оформление.



Тема 7.3.3. «Теремок» 5 часов.

Заготовка раствора. Изготовление шаблона. Заливка раствора в формочки. Сушка. Раскраска. Оформление.

Тема 7.3.4. «Девочка и звезды» 5 часов.

Заготовка раствора. Изготовление шаблона. Заливка раствора в формочки. Сушка. Раскраска. Оформление.

Тема 7.3.5. «Игрушки – сувениры» 5 часов.

Заготовка раствора. Изготовление шаблона. Заливка раствора в формочки. Сушка. Раскраска. Оформление.

Тема 8. Мастерская Деда Мороза 12 часов.

Беседа о подготовке к празднику, умения создать праздничную атмосферу при помощи костюмов, декорации. Изготовление игрушек на елку. Шитье костюмов к новогоднему карнавалу.

Тема 9. Экскурсии 12 часов.

Планируются различные по содержанию экскурсии: на природу, в библиотеку, мастерские, в краеведческий музей, ателье, национальные центры народов Казахстана.

Тема 10. Творческий день. 8 часов.

Знакомство с творчеством художников, мастерами прикладного искусства народов Казахстана, краткий обзор их работ.

Тема 11. Заготовка и хранение лекал. 8 часов.

На занятиях планируется в течение года вести альбом с зарисовками образцов игрушек, проводится аналитическая работа. Создаются самостоятельно, обучающими, эскизы игрушек. Изготовление лекала – выкройки на каждую модель игрушки, которые следует хранить в отдельном конверте.

Тема 12. Итоговое занятие в форме «Художественного совета» или выставка детских работ 10 часов.
























УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллажи для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, верстак.

Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, акварель, гуашь, масляные краски, линейка, ножницы, шило, ножи, пробойники, приборы для выжигания, молотки.

Материалы: картон, цветная бумага, лоскутки тканей, кожи и меха, бисер, нитки, пластмассовая банка, поролон, мел, клей ПВА, клей резиновый, «Момент».

Наглядные пособия:

  1. Стенды

-виды тканей, меха, кожи;

  • типы орнаментов.

  1. Фотографии изделий из меха, кожи, ткани, открытки с видами традиционных национальных орнаментов; репродукции картин художников.

  2. Работа учащихся из методического фонда.

  3. Методические альбомы (технологические карты, шаблоны деталей изделий).

Техническое оснащение: телевизор с видеомагнитофоном, швейная машинка, электроплита.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Альбомы с фотографиями и иллюстрациями.

  2. Народное творчество России. М.:Сов.Россия 1978.

  3. Уроки детского творчества. М.: Сигма, 1996.

  4. Эрмитаж. Л.: Искусство, 1984.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Алексеев В.В. Что такое искусство? М.,1973 – 1979.

  2. Бегак Б. Воспитание искусством. М.,1981.

  3. Веселый мир прищепок. Из. «Аркаим» 2006г.

  4. Лубковская К. Згрыхова И. Сделаем это сами. М. 1983.

  5. Любимов Л. Искусство древнего мира. –М., 1980

  6. Любимов Л. Искусство России. М.,1981.

  7. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982

  8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Я. 1997.

  9. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей М.,1996

  10. Поделки из бумаги и картона. Из. «Аркаим». Челябинск 2006г.

  11. Рондели Л. Народное декоративно – прикладное искусство. М. 1984.

  12. Уроки детского творчества. М., 1996.

  13. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.,1996.

  14. Костюмы народов Казахстана. А-А 74г.


Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің аула клубы»

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ


ГККП «ДВОРОВЫЙ КЛУБ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ

АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»


«БЕКІТЕМІН»

«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР ГККП

«ДВОРОВЫЙ КЛУБ»

З. ВАСИЛЬКЕВИЧ


­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ------------------------------


Бастауыш және орташа жастағы балаларға

арналған «Өнерлі қол»

балаларды қосымша дамытудың

білім беру бағдарламасы



Образовательная программа

дополнительного развития детей

«Умелые ручки»

для детей младшего и среднего возраста



Қосымша білім беру педагогі

Жоғары деңгейдегі 1 санатты

Педагог дополнительного образования

1 категории

Лукашина Т.В.







Костанай 2007 год


ГККП «Дворовый клуб г. Костанай»








ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ


КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


ДВОРОВЫЫЙ КЛУБ «ПРОМЕТЕЙ»








Руководитель: Лукашина Т.В.











г.Костанай




СЕНТЯБРЬ по 16 часов в месяц 1 год обучения


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие

2 часа

02.09

2.

Беседа: «История развития прикладного искусства народов Казахстана. Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана»

2 часа

03.09

3.

Оборудование рабочего стола

2 часа

09.09

4.

Основы материаловедения

2 часа

10.09

5.

Техника безопасности

2 часа

16.09

6.

Аппликация. Виды аппликации

2 часа

17.09

7.

Предметная аппликация

2 часа

23.09

8.

Сюжетная аппликация

2 часа

24.09




ОКТЯБРЬ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Сюжетная аппликация

2 часа

7.10

2.

Декоративная аппликация

2 часа

8.10

3.

Рельефная аппликация

2 часа

14.10

4.

Коллаж

8 часов

15.10, 21.10, 22.10, 28.10

5.

Аппликация из бумаги «Золотая осень»

2 часа

29.10



НОЯБРЬ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация «Джайляу»

  • подбор материала

  • выкройка деталей

  • сшивание деталей

  • оформление

12 часов

2 часа

4 часа

4часа

2 часа

4.11,5.11, 11.11, 12.12, 18.11, 19.11.

2.

Аппликация из бумаги «Утиная семейка»

2 часа

25.11

3.

Аппликация из бумаги «Заячья радость»

2 часа

26.11






ДЕКАБРЬ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация из бумаги «С Новым годом!»

2 часа

2.12

2.

Аппликация из бумаги «Веселое Рождество»

2 часа

3.12

3.

Мастерская Деда Мороза

12 часов

9.12, 10.12, 23.12, 24.12, 30.12, 31.12


ЯНВАРЬ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация из ткани «У самовара»

12 часов

6.01, 13.01, 14.01, 20.01, 21.01, 27.01

2.

Аппликация из бумаги «Играющие божьи коровки»

2 часа

28.01

3.

Аппликация из бумаги «Поросёнок на поляне»

2 часа




ФЕВРАЛЬ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация «Семейство гномом»

12 часов

3.02, 4.02, 10.02, 11.02, 17.02, 18.02

2.

Экскурсия

2 часа

24.02

3.

Творческий день

1 час

25.02

4.

Заготовка и хранение лекал

1 час

25.02










МАРТ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация из ткани «Напевы гор»

12 часов

3.03, 4.03, 10.03, 11.03, 17.03, 18.03

2.

Выставка детских работ

1 час

24.03

3.

Творческий день

1 час

24.03

4.

Аппликация из бумаги «Утиный марш»

2 часа

25.03

5.

Экскурсия

2 часа

31.03





АПРЕЛЬ


ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация из бумаги «Добро пожаловать!»

2 часа

1.04

2.

Заготовка и хранение лекал

2 часа

7.04

3.

Творческий день

2 часа

8.04

4.

Аппликация из бумаги «Веселая вечеринка»

2 часа

14.04

5.

Аппликация из бумаги «Сладкие сны»

2 часа

15.04

6.

Аппликация из бумаги «Пес Барбос»

2 часа

21.04

7.

Аппликация из бумаги «Сороконожка»

2 часа

22.04

8.

Выставка детских работ

2 часа

28.04



МАЙ



ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Аппликация из бумаги «Козочка путешественница»

2 часа

5.05

2.

Аппликация из бумаги «Подводный мир»

2 часа

6.05

3.

Аппликация из бумаги «Ой, кто же ты?»

2 часа

12.05

4.

Аппликация из бумаги «Я маленький утёнок»

2 часа

13.05

5.

Аппликация из бумаги «Счастливый заплыв»

2 часа

19.05

6.

Аппликация из бумаги «Где наша мама?»

2 часа

20.05

7.

Аппликация из бумаги «Улиточка»

2 часа

26.05

8.

Выставка детских работ

2 часа

27.05





ГККП «Дворовый клуб г. Костанай»








ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ


КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


ДВОРОВЫЫЙ КЛУБ «ПРОМЕТЕЙ»








Руководитель: Лукашина Т.В.











г.Костанай







СЕНТЯБРЬ



ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие

2 часа

4.09

2.

Беседа: «История развития прикладного искусства народов Казахстана. Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана»

2 часа

5.09

3.

Основы материаловедения

2 часа

11.09

4.

Оборудование рабочего стола

2 часа

12.09

5.

Техника безопасности

2 часа

13.09

6.

Беседа: «Национальные особенности казахского национального костюма»

1 час

6.09

7.

Изготовление казахского национального костюма

Подбор материала, выкройка деталей, сшивание деталей, оформление.

7часов


18.09, 19.09, 20 09, 25.09

8.

Выставка детских работ

2 часа

26.09



ОКТЯБРЬ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Изготовление казахского национального костюма

5часов

2.10, 3.10, 4.10

2.

Беседа: «Национальные особенности армянского национального костюма»

1 час

9.10

3.

Изготовление армянского национального костюма

12часов

9.10, 10.10, 11.10, 16.10,

17.10,18.10,23.10, 24.10

4.

Экскурсия в Дом Дружбы

2 часа

30.10









НОЯБРЬ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Беседа: «Национальные особенности немецкого национального костюма»

1 час

1.11

2.

Изготовление немецкого национального костюма

12 часов

6.11,7.11,8.11,13.11,14.11,

15.11,20.11

3.

Выставка детских работ

4 часа

27.11

4.

Заготовка и хранение лекал

3 часа

28.11, 29.11

5.

Творческий день

2 часа




ДЕКАБРЬ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Беседа: «Народные промыслы. Работа с соленым тестом»

1 час

4.12

2.

Поделка из соленого теста «Морские обитатели»

5 часов

4.12,5.12,

6.12,11.12

3.

Экскурсия

2 часа

26.12

4.

Мастерская Деда Мороза

12 часов

12.12,13.12,18.12,19.12,

20.12,25.12


ЯНВАРЬ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Беседа: «Национальные особенности русского национального костюма»

1 час

8.01

2.

Изготовление русского национального костюма

12 часов

9.01,10.01,15.01,16.01,17.01,22.01,23.01

3.

Поделка из соленого теста «На привале»

5 часов

29.01,30.01,31.01

4.

Экскурсия

2 часа


5.

Посещение выставки прикладного искусства

2 часа


6.

Творческий

1 час

8.01








ФЕВРАЛЬ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Поделка из соленого теста «Морские просторы»

5 часов

5.02,6.02,7.02

2.

Творческий день

4 часа

12.02,13.02

3.

Выставка детских работ

1 час

14.02

4.

Заготовка и хранение лекал

2 часа

19.02

5.

Беседа: «Работа с гипсом»

1 час

20.02

6.

Поделки из гипса «Цветочница»

5 часов

20.02,21.02,

26.02,28.02

7.

Экскурсия

2 часа

27.02





МАРТ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Творческий день

1 час

5.03

2.

Поделки из гипса «Девочки и звёзды»

5 часов

5.03,6.03,

7.03,12.03

3.

Поделки из гипса «Теремок»

5 часов

12.03,13.03,

14.03

4.

Поделка из соленого теста «Весенние напевы»

5 часов

14.03,19.03,

20.03

5.

Экскурсия

2часа

26.03

6.

Выставка детских работ

2 часа

27.03










АПРЕЛЬ


ТЕМА

Кол-во

Часов

Дата проведения

1.

Экскурсия

2 часа

2.04

2.

Беседа: «Национальные особенности украинского национального костюма»

1 час

3.04

3.

Изготовление украинского национального костюма

12 часов

3.04,4.04,

9.04,10.04,

11.04,16.04,

17.04,18.04

4.

Заготовка и хранение лекал

2 часа

23.04

5.

Выставка детских работ

2 часа

24.04

6.

Творческий день

1 час

25.04






МАЙ



ТЕМА

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Беседа: «Национальные особенности белорусского национального костюма»

1 час

2.05

2.

Изготовление белорусского национального костюма

12 часов

7.05,8.05,

14.05,15.05,

16.05,21.05,

22.05

3.

Игрушки – сувениры из гипса

5 часов

22.05,23.05,

28.05,29.05

4.

Выставка детских работ

3 часа

29.05,30.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!