УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ КК «КАТТ»
________________ П.Ф.Середа
«____»_____________ 2016г.
Программа
по профилактике курения
«Курение и здоровье»
х.Красное Поле
2016г.
Наименование программы: - программа по профилактике курения «Курение и здоровье»
Разработчик: - социальный педагог А.А.Деркач
Срок реализации: - 2016-2019 гг.
Исполнитель: - педагогический коллектив
ГБПОУ КК «КАТТ»
Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы: - сделать техникум территорией, свободной
от курения;
- снижение числа потребителей
табачных изделий среди обучающихся;
- овладение способами уверенного отказа от
курения;
- уменьшение числа пропусков уроков по
болезни;
- рост интереса обучающихся к
образовательному процессу.
Пояснительная записка
Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.
Активное табакокурение – серьезнейшая молодежная проблема. Это и стало побудительной причиной по созданию профилактической программы.
Причины, способствующие приобщению подростков к курению, разнообразны и многочисленны. С уверенностью можно выделить, по крайне мере, несколько фактов, играющих ключевую роль в развитии табакозависимости у подрастающего поколения.
Социальное окружение (влияние старших товарищей, пример родителей, кино и телевидение, наружная реклама и т.д.). Например, если в семье курят несколько человек, то в 60% случаев мальчики и в 30% – девочки начинают тоже курить. Курение братьев и сестер увеличивает риск начала курения детей в 2,5 раза (родителей – в 1,5).
Психологические факторы (любопытство, вызов, желание казаться взрослым и т.д.). На курение детей и подростков влияет и такой фактор, как наличие карманных денег. Чем больше денег, которыми располагают подростки, тем чаще эти подростки курят. Наличие большого количества свободного времени, а также курящих друзей увеличивает риск начала курения и закрепления этой привычки.
В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Бытует мнение, что производство и реализация табачных изделий выгодно для экономики, однако данные Мирового Банка говорят о том, что эта отрасль в целом наносит экономике значительный ущерб. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. Анализ, проведённый Мировым Банком, показал, что глобальные экономические потери, связанные с реализацией табачных изделий, оценивается в 200 миллиардов долларов США в год. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.
Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь избавиться от этой вредной привычки, насколько эффективны программы, занятия по борьбе с курением?
Сегодня помощь курильщикам включает советы врачей, лечение, когнитивную терапию. К сожалению, все это дает только временный эффект, и
всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же
возобновляют привычку. Наибольший эффект дают занятия по коррекции поведения, приводящие к отказу от курения.
Правовая основа программы:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс;
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Закон 15-ФЗ от 23 февраля 2015г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
- Закон 274-ФЗ от 21 октября 2013г. «О внесении изменений в Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
- Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.);
- Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.).
Цель программы: воспитание потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек у обучающихся техникума.
Задачи программы:
Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию курения на территории техникума.
Повысить уровень информированности у обучающихся, педагогов и родителей о проблеме табакокурения.
Ознакомить обучающихся техникума со стратегией принятия решения, выработки и развития навыков сохранения собственного здоровья.
Сформировать у обучающихся негативное отношение к курению.
Сформировать у обучающихся знания и представления о вреде табакокурения, различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ним.
Участники программы: члены социально-воспитательной службы техникума (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, кураторы и мастера производственного обучения, мед.работники техникума, родители, обучающиеся техникума.
Главные принципы реализации программы.
Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание
– формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.
Профилактика курения основана на научно установленных закономерностях. Вероятность приобщения к курению снижается, если:
1. Обучающиеся критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
2. Поощряется вера в свои силы; признается уникальность каждого человека.
3. Обучающиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные курению модели поведения.
4. Обучающиеся обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
Программа «Курение и здоровье» рассчитана на три года и состоит из трех этапов.
Первый этап – разработка и внедрение критериев оценки ситуации и эффективности профилактической программы.
Второй этап – отработка программы по развитию и формированию навыков здорового образа жизни.
Третий этап – анализ и оценка эффективности программы по профилактике табакокурения для обучающихся техникума; обобщение опыта профилактической работы.
Блок 1. «Работа с родителями»
Важную роль в реализации Программы по профилактике курения среди обучающихся играют родители. Работу с родителями в техникуме осуществляют по таким направлениям:
- ознакомление родителей с содержанием программы;
- выступления на родительских собраниях психолога наркологического кабинета МУЗ «Курганинская ЦРБ», педагога-психолога. Социального педагога;
- ознакомление родителей с общими результатами анкетирования обучающихся по проблеме курения;
- проведение индивидуальной работы с родителями курящих студентов.
Блок 2. «Работа с преподавателями»
Классные руководители, кураторы и мастера производственного обучения, преподаватели должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Особое внимание уделяется коммуникативным навыкам и умениям педагога, которые включают активное слушание, умение разъяснять, задавать вопросы, наличие
положительного эмоционального тона, умение без смущения говорить на интимно-личностные темы, подбирать примеры.
Блок 3. «Работа с обучающимися»
Лекции, диспуты, беседы, ролевые и правовые игры; занятии в тренинговом режиме для несовершеннолетних, направленные на формирование установок на здоровый образ жизни, обработка навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению.
Содержание программы
Предупреждение табакокурения у обучающихся техникума
Большинство исследователей указывают, что именно в старшем подростковом возрасте количество курильщиков резко возрастает. В отличие от младших подростков, у них в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Им уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. Наряду с поиском своего места в жизни, выявлением своих способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование своего социального образа. С этой точки зрения большую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию курения.
Кроме того, у многих юношей и девушек курение уже стало привычкой, формируется зависимость от табака. Молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем подростковом возрасте особую значимость приобретает тема отказа от курения.
Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества — это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма. Поэтому одной из линий воспитательной работы с молодыми людьми должна быть их подготовка к будущему замужеству, материнству и родительству. Эта тематика составляет важный раздел в курсе подготовки юношей и девушек к семейной жизни.
Другой аспект, на котором следует акцентировать внимание обучающихся – вред пассивного курения и ответственность курильщика перед окружающими и членами своей семьи. Вывод здесь такой: курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в личную жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссии на тему о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать своих родителей в том, что они курят.
План мероприятий, направленных на реализацию направлений программы
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
Методика социально-педагогического исследования с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся |
1.1 | Обзор медицинских карт обучающихся (определение состояния здоровья, особенностей физического развития, соответствия их возрасту). | В течение года | Мед.работники |
1.2 | Наблюдение за подростком в различных ситуациях с целью выявления: - досуговых предпочтений; -отношения к труду; - отношения к вредным привычкам (курению). | В течение года | Кл. руководители, мастера п/о, социальные педагоги, педагог-психолог |
1.3 | Подготовка и реализация диагностического материала: - диагностика уровня сформированности толерантности у подростка; - экспресс-диагностика «Влияние курения на организм человека». | Сентябрь, май | Социальные педагоги, педагог-психолог |
1.4 | Анкетирование «Мое отношение к курению», «Вредные привычки» | Октябрь, июнь | Социальные педагоги, педагог-психолог |
Информационно-просветительская деятельность с родителями и педагогами |
2.1 | Информирование родителей на общетехникумовских родительских собраниях о недопустимости табакокурения обучающимися на территории техникума: «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей», «Вредные привычки в семье. Табакокурение и закон» | Два раза в год | Зам.директора по УВР, социальные педагоги, педагог-психолог, психолог наркологического кабинета МУЗ «Курганинская ЦРБ» |
2.2 | Работа родительского лектория по запросам родителей и проблеме табакокурения (лекции на классных родительских собраниях) | Два раза в полугодие | Социальные педагоги, кл.руководители, кураторы групп |
2.3 | Проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей «Мой ребенок курит…» | По мере необходимости | Социальные педагоги, кл.руководители и кураторы групп |
2.4 | Выпуск информационных буклетов и рекомендаций | Один раз в месяц | Социальные педагоги, педагог-психолог |
2.5 | Организация семинаров для педагогов: «Проблема профилактики табакокурения», «Проблема зависимостей. Причины возникновения», «Психологические особенности юношеского возраста», «Табакокурение как проявление социальной дезадаптации» | Два раза в полугодие | Социальные педагоги |
2.6 | Тестирование педагогов «Психологический портрет преподавателя» | Ноябрь | Социальные педагоги, педагог-психолог |
Профилактическая работа с обучающимися |
3.1 | Организация лекций и бесед психолога наркологического кабинета МУЗ «Курганинская ЦРБ» и сотрудников ОПДН | Согласно графика проведения Дней правовых знаний | Зам.директора по УВР, социальные педагоги |
3.2 | Проведение лекций по профилактике табакокурения | В течение года по отдельному плану | Сотрудники кабинета профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ |
3.3 | Организация и проведение акций | В течение года | Сотрудники кабинета профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ, волонтеры отряда «Здоровье» |
3.4 | Организация и проведение Дней Здоровья | В течение года | Зам.директора по УВР, преподаватели физической культуры |
3.5 | Демонстрация видеоматериалов и роликов социальной рекламы | В течение года | Зам.директора по УВР, классные руководители, социальные педагоги, библиотекари |
3.6 | Распространение памяток, листовок о вреде курения | В течение года | Волонтеры отряда «Здоровье» |
3.7 | Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и бесед | 2 раза в месяц | Социальные педагоги, педагог-психолог |
3.8 | Проведение групповых занятий, бесед, классных часов с обучающимися 1 – 3 курсов | 2 раза в месяц | Социальные педагоги, педагог-психолог, классные руководители |
3.9 | Вовлечение в кружки и спортивные секции техникума | В течение года | Зам.директора по УВР, преподаватели физической культуры классные руководители, социальные педагоги |
3.10 | Организация и проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни | В течение года | Зам.директора по УВР, преподаватели физической культуры, социальные педагоги, воспитатели общежития |
Тематика мероприятий с обучающимися техникума |
1 | Дискуссия «Внешний вид курильщика» | Сентябрь | Социальные педагоги, классные руководители |
2 | Беседа «Почему не курят спортсмены» | Октябрь | Социальные педагоги |
3 | Дискуссия «Что нужно делать, если взрослые рядом курят»?
| Ноябрь | Социальные педагоги |
4 | Дискуссия «Женщина и курение» | Декабрь | Социальные педагоги, педагог-психолог |
5 | Беседа «Я выбираю спорт» | Январь | Социальные педагоги |
6 | Ролевая игра «Суд над сигаретой» | Ноябрь | Социальные педагоги, классные руководители, педагог-психолог |
7 | Пресс-конференция «Курить – здоровью вредить» | Май | Социальные педагоги, классные руководители, педагог-психолог |
8 | Викторина «Мифы и реальность» | Февраль | Социальные педагоги, волонтеры отряда «Здоровье |
9 | Занятие «Вредные привычки» | Март | Социальные педагоги, педагог-психолог |
10 | Занятие «Создание сценария социальной рекламы по пропаганде ЗОЖ» | Апрель | Социальные педагоги, классные руководители, педагог-психолог |
11 | Беседа «Информация для размышления» | Май | Социальные педагоги |
12 | Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими» | Июнь | Социальные педагоги, педагог-психолог, волонтеры отряда «Здоровье |
13 | Час общения «Здоровье – дороже золота» | Сентябрь | Социальные педагоги |
14 | Упражнение «Согласись или опровергни» | Октябрь | Социальные педагоги |
15 | Упражнение «Мой выбор» | Декабрь | Социальные педагоги |
16 | Мини-дискуссия «Развенчайте мифы» | Апрель | Социальные педагоги |
17 | Мини-конкурс «Составь пословицу из предложенных слов» | Февраль | Социальные педагоги, волонтеры отряда «Здоровье |
18 | Беседа «О ценностях жизни» | Июнь | Социальные педагоги, педагог-психолог |
19 | Беседа с девушками «О занятиях спортом» | Март | Социальные педагоги, педагог-психолог |
20 | Тренинг «Формирование мотивации отказа от курения»
| Октябрь | Педагог-психолог |
21 | Тренинг «Нейтрализация действия рекламы табакокурения»
| Декабрь | Педагог-психолог |
22 | Тренинг «Стресс и табакокурение. Альтернативное курению стресс-преодолевающее поведение» | Февраль | Педагог-психолог |
23 | Тренинг «Преодоление группового давления. Умение сказать курению «Нет!» | Март | Педагог-психолог |
24 | Тренинг «Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем. Табакокурение как личная проблема»
| Апрель | Педагог-психолог |
25 | Тренинг «Развитие навыков общения. Преодоление трудностей коммуникации при отказе от курения» | Июнь | Педагог-психолог |
Литература
1. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001
2. Соловьёв С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-метод. пособие // М.: Дрофа, 2006.
3. Справочник социального педагога: 5-11 классы / авт.сост. Т.А. Шишковец. М.: ВАКО, 2007.
4. Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» 3/2013
5. Корепанова Т. Модульный курс профилактики курения. М.:Чистые пруды, 2009
6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., высоцкая Н.В. подростки 20 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 кл.М.: ВАКО, 2008
7. Грецов А. Практическая психология для подростков. СПб.: Питер, 2006
10