Из опыта работы социального педагога
по теме:
«Работа социального педагога с учащимися группы риска»
Мадаева Наталья Протасовна,
социальный педагог
МБОУ «Ользоновская СОШ»
В процессе обучения и воспитания ребёнка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т. д. говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер и требуют комплексного системного подхода к их преодолению.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения для обеспечения поддержки, помощи и сопровождения всех учащихся, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческой сферах.
Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Ключевой фигурой педагогического сопровождения в школе является социальный педагог.
Среди разнообразных задач социального педагога одной их актуальных является задача развития социально-адаптированной личности ученика. Решению этой задачи я уделяю наибольшее внимание в своей деятельности.
А главное содержание работы для меня – это вовремя заметить, предотвратить, помочь. Заметить того, кому трудно общаться или учиться, предотвратить социальное сиротство, жестокость или вседозволенность в отношении детей; помочь, если ученик, родитель, учитель обращается ко мне с проблемой.
Что означает понятие «проблемный ребёнок», «группы риска».
Проблемный ребенок – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3-х месяцев) проявляются одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Проявлением данных проблем могут быть:
нарушение поведения (от замкнутости до агрессии)
эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.)
пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины
нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий)
Наиболее часто возникающие проблемы:
в обучении
во взаимоотношении со сверстниками
во взаимоотношении с родителями
рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости
комплексные проблемы.
Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение; не только высокая или низкая оценка вероятности достижения; не только имеющееся поле выбора, но и наличие у личности устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях.
Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека. Соединение «социального» и «эмоционального» в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.
Можно говорить о наличии у ребёнка социально-эмоциональной проблемы, когда: имеет место проблемная социальная ситуация; носитель проблемы нуждается в ее разрешении; отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения; проблема влечет за собой негативные эмоциональные переживания.
Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в решении проблем.
Цели и задачи системного сопровождения «проблемных» учащихся
Цель – обеспечение в гимназии наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания «проблемного» ребёнка посредством поиска и использования всех имеющихся ресурсов для преодоления неблагоприятного воздействия негативных факторов развития и активизации позитивных факторов развития (педагогика успеха).
Задачи:
Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
Осуществление индивидуального сопровождения учащегося, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска» (взаимодействие классного руководителя, социального педагога и психолога).
Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения «проблемного» ребёнка.
Реализация системно-ориентированных программ, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах.
Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения.
Основные принципы работы с «проблемными» учащимися:
«Всегда на стороне ребёнка!»
Опора и ориентация на сильные стороны личности учащегося.
Комплексный и мультидисциплинарный подход к проблеме ребёнка.
Основные направления работы с «проблемными» детьми:
Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения, помощь и поддержка на этапе профессионального самоопределения.
Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика проблем в учебе.
Профилактика и преодоление проблем поведения (несоблюдение правил и норм, агрессивное поведение и т. д.). Профилактика зависимого поведения (употребление ПАВ, интернет-зависимости)
Сопровождение учащихся из социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска».
Методы работы
1. Методы диагностики - интервью, мониторинг, тесты, социометрия, личностные опросники;
2. Методы профилактики - социальная терапия, игровая коррекция, тренинг, проблемные ситуации, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания;
3. Методы психологического консультирования;
4. Социально-экономические - временное трудоустройство, материально-вещевая помощь;
5. Организационно-распорядительные – инструктирование, контроль и проверка;
6. Методы воспитания – положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуаций успеха.
Выявление «проблемных учащихся»
С целью выявления проблемных учащихся социальным педагогом проводится социально-педагогическое исследование по следующим направлениям: формирование банка данных – социальной картотеки гимназии; составление материально-бытовых актов; изучение социального статуса учащихся в классном коллективе 5, 8, 10 классов; диагностика вновь зачисленных учащихся; мониторинг удовлетворенности качеством гимназического образования учащихся и родителей; тестирование учащихся, состоящих на ВШУ; тестирование подопечных «Семейное неблагополучие»; анкетирование учащихся с целью выяснения их занятости в каникулярный период.
Взаимодействие заместителя директора по ОПР,
классного руководителя, социального педагога,
психолога и учителей-предметников
Сроки | Классный руководитель | Социальный педагог | Педагог- психолог | Зам. директора по УВР | Учитель- предметник |
Начало учебного года (сент.) | Знакомство с учащимися, посещение уроков, структурированное наблюдение | Оформление социального портрета класса | Знакомство с учащимися, посещение уроков, структурированное наблюдение, работа с картами индивидуального сопровождения | Совещание с классными руководителями, планирова-ние работы по выявлению проблемных учащихся | Знакомство с учащимися, наблюдение (проблемы в учебе, опоздания, пропуски, готовность к уроку) |
В конце каждой четверти | Анализ успеваемости, посещаемости, проблем в общении | Собеседование с классными руководителями, заполнение диагностической карты класса «Выявление поля проблем»
| Совещание с классными руководителями: обсуждение итогов четверти, анализ проблем | Собеседование с классными руководителями по итогам четверти (анализ проблем) |
Индивидуальное сопровождение
«проблемных» учащихся
С момента поступления ребёнка в школу социальный педагог во взаимодействии с классным руководителем, психологом, а также с медицинским работником непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах.
Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика гимназии в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определённых этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребёнке. Если ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг её эффективности найдут свое отражение в карте (см. Приложение Б). Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребёнку в преодолении проблемной ситуации.
В ходе индивидуальной работы использованы следующие методы проведения контроля несовершеннолетнего, находящегося на профилактическом учете: текущий контроль за посещением учебных занятий, контроль за посещением занятий дополнительного образования в школе, контроль за соблюдением режима во время посещения несовершеннолетнего на дому.
Помощь ребёнку в преодолении различного рода проблем оказывается на трёх уровнях:
1 у р о в е н ь – помощь со стороны ближайшего окружения ребёнка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);
2 у р о в е н ь – центр психолого-педагогического сопровождения;
3 у р о в е н ь – специалисты других организаций и служб города (схема 2).
Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:
1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;
2) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;
3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
4) оказание первичной помощи ребёнку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.
Этапы процесса сопровождения:
– диагностика сущности проблемы;
– построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; определение участников;
– реализация программы и мониторинг эффективности;
– подведение итогов – анализ качества программы индивидуального сопровождения.
Рассмотрим эти этапы подробнее. На этапе диагностики определяется наличие проблемной ситуации.
Симптомами могут выступать: состояние общего неблагополучия, испытываемого ребёнком/подростком; данные скрининговых исследований; прогностический анализ потенциальных трудностей (например, учителем-предметником). Принципиально важным является соблюдение принципа «всегда на стороне ребёнка», что гарантирует защиту его интересов даже в тех случаях, когда педагог сталкивается с негативным поведением учащегося.
Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.
На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.
На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребёнку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.
Разрешение проблемы часто требует оказания помощи на третьем уровне, то есть активного вмешательства внешних служб. В этой ситуации социальный педагог принимает на себя координирующие функции.
Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговую, предполагающую общий анализ эффективности программы. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.
На заключительном этапе индивидуального сопровождения необходимо предоставить возможность ученику – носителю проблемы – реализовывать приобретённый собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ У УЧАЩИХСЯ
Дисциплина (от лат. Disciplina – учение) – обязательное для всех членов коллектива подчинение установленному порядку.
Из словаря иностранных слов
Профилактика предполагает обеспечение в школе необходимых условий для формирования сознательной дисциплины у учащихся 1-4 классов (начальная школа), 5–7 классов (младшие подростки), у учащихся 8–9 классов (подростки), у учащихся 10–11 классов (юношеский возраст).
Обеспечение необходимых условий включает в себя особую систему мероприятий, соответствующую каждому возрастному этапу, и предполагает взаимодействие организационно-педагогической и воспитательной службы, администрации и родительского комитета в целях формирования сознательной дисциплины у учащихся гимназии.
Мероприятия по профилактике проблем дисциплины
П р о б л е м ы:
1. Опоздания.
2. Пропуски уроков и учебных дней без уважительной причины.
3. Внешний вид.
4. Поведение на уроках.
5. Поведение на переменах.
6. Поведение в гардеробе.
7. Поведение в концертном зале.
8. Поведение на экскурсиях, в театрах и т. д.
9. Поведение за пределами школы.
10. Поведение в столовой.
П р о ф и л а к т и ч е с к и е м е р о п р и я т и я:
1. Информирование:
классные часы (с привлечением психолога, социального педагога, администрации)
Реализуя задачу по правому воспитанию, социальным педагогом были проведены следующие занятия: «Правила для воспитанных учащихся», «Права, обязанность, ответственность», «Правила поведения в школе», «Правила – твои друзья», «Правила пользования Интернетом», «Осторожно, дорога», «Урок правовой грамотности», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних».
собрание по параллелям;
родительские собрания;
Так, в 20013/2014 учебном году социальный педагог на заседаниях родительского комитета (18.10.2013, 07.02.2014) выступила со следующими вопросами:
«О проведении тестирования несовершеннолетних на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
Анализ правонарушений среди гимназистов за 2013 год»;
«О выделении талонов на школьную форму»;
«О телефоне доверия».
На общешкольных родительских собраниях родители получили консультацию в области профилактики по следующим вопросам:
Профилактика зависимого поведения (7-8 класс);
Профилактика агрессивного и конфликтного поведения школьников (1-11 классы);
Трудное поведение. Роль семьи в воспитании эмпатии;
Права и обязанности родителей (6-8 класс).
информация на стенде: «Я имею право знать», (ознакомлены все учащиеся с подписью), «Информация для родителей», книжно-иллюстрированные выставки, информационные стенды «Мои права и обязанности», «Правовая планета» и др.
информационные буклеты: «Правила поведения гимназиста», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» и др.
2. Наблюдение с использованием карт наблюдения, в которых фиксируются случаи нарушения дисциплины.
3. Создание работниками школы благоприятных условий для соблюдения правил поведения учащимися:
предоставление учащимся необходимого времени для подготовки к уроку;
проверка внешнего вида каждым учителем предметником перед началом урока;
присутствие учителя физкультуры в раздевалке спортивного зала;
неукоснительное соблюдение дисциплины работниками школы;
наличие обратной связи между учителями-предметниками, классными руководителями, родителями;
взаимодействие классного руководителя, учителя-предметника, психолога по вопросам правильной рассадки;
четкое разъяснение учителем-предметником для учащихся требований к уроку (что можно и чего нельзя на уроке, как выполнять д\з, как подготовиться к уроку и т. д.);
тщательная подготовка классными руководителями всех проводимых с классом мероприятий.
4. Работа с педагогическим коллективом.
Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассмотренные в структуре внутришкольного контроля, помогали обеспечивать уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Примером могут послужить следующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся в структуре внутришкольного контроля, которые были рассмотрены в течение 2013/2014 учебного года:
правовая поддержка участников образовательного процесса (совещание при директоре, сентябрь);
итоги месячника по профилактике ДТП, ПБ (совещание при директоре, октябрь);
профилактика суицидального поведение детей и подростков (совещание при директоре, декабрь);
анализ правонарушений среди учащихся за 2013 год (совещание при директоре, ШМО классных руководителей, январь);
речевая агрессия педагога (ШМО классных руководителей, январь);
состояние работы по профилактике правонарушений (совещание при директоре, февраль);
организация летнего отдыха учащихся в том числе «учащихся группы риска» (совещание при директоре, май);
состояние работы по профилактике правонарушений (совещание при директоре, май).
Традиционно в гимназии проводятся следующие профилактические акции и операции: «Подросток», «Внимание дети!», месячник правовых знаний, «Помоги ребенку», «Всемирный день борьбы со СПИДом», «Международный день детского телефона», месячник по профилактике алкоголизма, токсимомании, наркомании и табакокурения среди детей и подростков, Мероприятия, направленные на формирование устойчивых антинаркотических установок и ценностей здорового образа жизни, участие в городском конкурсе «Горячие сердца», «Безопасное колесо». Данные акции и операции способствуют решение задач, которые поставлены перед социальным педагогом в области работы с учащимися группы риска.
Мероприятия по профилактике и предупреждению проблемы пропусков уроков и учебных дней
1 э т а п. Фиксация пропусков. Просмотр классных журналов.
Ц е л и:
Выявление учащихся, регулярно пропускающих уроки и учебные дни.
Выявление уроков (учебных предметов), которые чаще пропускаются.
Выявление классов, в которых наибольшее количество учащихся, пропускающих уроки.
Форма фиксации пропусков
Фамилия, имя учащегося, класс | Пропуски уроков (когда, каких), учитель | Пропуски учебных дней (даты) | Примечания |
1. ... | | | |
2. ... | | | |
2 э т а п. Анализ причин пропусков уроков (социальный педагог – психолог – классный руководитель – заместитель директора по УВР).
Ц е л ь – выяснение причины пропусков по примерной схеме:
Особенности семейной ситуации, семейного воспитания?
Проблема во взаимоотношениях с учителем? Проблема дисциплины учителя?
Индивидуальные особенности учащегося?
Проблемы классного коллектива/классного руководителя?
Анализ причин пропусков уроков
(социальный педагог – психолог – классный руководитель –
заместитель директора по ВР)
Ц е л ь – выяснение причины пропусков уроков и учебных дней.
Каковы особенности семейной ситуации, семейного воспитания?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Есть ли проблемы во взаимоотношениях с учителем? Проблема дисциплины учителя?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Каковы индивидуальные особенности учащегося?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Есть ли проблемы классного коллектива, проблемы во взаимодействии с классным руководителем?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Дополнительная информация:
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
3 э т а п. Беседа с классным руководителем.
Ц е л и:
Определение позиции классного руководителя по отношению к данной проблеме.
Конкретизация проблемы: выделение группы учеников, требующих повышенного внимании. Есть ли проблемы класса в целом?
Разработка плана действий по преодолению проблемы пропусков (совместно с психологом и социальным педагогом).
3 э т а п. Беседа социального педагога с учителем-предметником (если причина лежит в этой области). Сопровождение учителя.
Ц е л и:
4 э т а п. Реализация плана действий.
Ц е л и:
Организация сопровождения учащихся/учителей «группы риска».
Подключение родителей к решению проблемы пропусков.
Контроль за посещаемостью со стороны родителей, классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по ВР, учителя-предметника (с заполнением соответствующего бланка).
Проблема класса
В чем проблема (взгляд классного руководителя) | Причины проблемы | План действий по преодолению проблемы |
| | |
| | |
| | |
Проблема отдельных учеников
Фамилия, имя ученика | В чем проблема (взгляд классного руководителя) | Причины проблемы | План действий по сопровождению учащегося |
1. | | | |
2. | | | |
5 э т а п. Оценка результативности работы.
Ц е л и:
Результативность работы.
В гимназии имеются стабильные результаты деятельности: уменьшилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, количество правонарушений среди учащихся; увеличилось количество родителей и учащихся, которые обращаются за консультацией, все учащиеся посещали учебные занятия.
С первых лет обучения ведется работа с учениками, склонными к правонарушениям, с семейным неблагополучием, с учениками, испытывающими те или иные проблемы. Все случаи конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций решаются своевременно, конструктивно, конфиденциально и индивидуально для каждого ребенка и его родителей.
Все больше родителей и учащихся обращаются за консультацией.
Увеличились показатели степени удовлетворенности школьной жизнью, как со стороны учащихся, так и родителей, которые отмечают высокое качество преподавание, хороший микроклимат школы, дисциплину и заботу о жизни и здоровье учащихся школы.
Уровни удовлетворенности учащихся и родителей качеством гимназического образования
Контингент | Уровень удовлетворенности учащихся качеством гимназического образования, % |
высокий | выше-среднего | средний | низкий |
Учащиеся | 11 | 61 | 28 | 0 |
Родители | 20 | 62 | 18 | 0 |
Наблюдается позитивная динамика личностного роста школьников.
Вышеуказанные материалы и статистические данные мониторинга позволяют сделать вывод о системной социально-правовой работе по реализации задач комплексной социальной защиты несовершеннолетних.
Но вместе с тем можно выделить следующие проблемы:
занятость родителей, недостаточный контроль со стороны родителей за воспитанием и обучением своих детей.
нерешенные межличностные конфликты между учащимися.
В результате проведения комплексного мониторинга состояния социально – правовой работы выявлены ее основные показатели, отраженные в таблице.
| 2009 -2010 | 2010/2012 | 2011/2012 | 2012/2013 | 2013/2014 |
Проведено мероприятий по профилактике | 86 | 97 | 81 | 69 | 47 |
Проведено Советов профилактики | 12 | 11 | 10 | 9 | 9 |
Рассмотрено дел | 37 | 53 | 45 | 36 | 27 |
Проведено рейдов | 39 | 29 | 25 | 19 | 62 |
Из них межведомственных | 6 | 4 | 2 | 0 | 3 |
Посещено семей | 67 | 55 | 49 | 28 | 22 |
Проведено индивидуальных консультаций для учащихся | 37 | 45 | 48 | 58 | 77 |
Проведено индивидуальных консультаций для родителей | 35 | 47 | 69 | 62 | 84 |
Один из основных показателей эффективности социально – правовой работы является количество правонарушений, совершенных учащимися. Так, в динамике за три года это выглядит следующим образом:
Показатели | Учебный год |
2010-2011 | 2011-2012 | 2013-2014 |
Семьи, состоящие на внутришкольном учете | 11 | 3 | 6 |
Семьи, состоящие на учете ПДН, КДН и ЗП | - | - | 1 |
Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете | 11 | 10 | 6 |
Учащиеся, состоящие на учете ПДН, КДН и ЗП | 2 | 0 | 1 |
Учащиеся, доставленные в алкогольном опьянении в отдел полиции | 2 | - | - |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними | 1 | - | - |
Учащиеся, нарушившие Закон Оренбургской области от 24.12.2009 №3279/760-IV-03 («Комендантский час») | 3 | 3 | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
______ класса
Ф. И. О. __________________________________________________________
дата __________ 200__ г. ________ час.___
Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________
_________________________________________________________________
посетили семью ______________________________________________,
проживающую по адресу: с целью_____________________________________
__________________________________________________________________
Состав семьи ________ человек _______________________________________
__________________________________________________________________
Семья занимает _________ кв. м. ________________________________
В момент посещения дома находились ____________________________
____________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки ___________________
____________________________________________________________
Ребенок имеет место для занятий, отдыха__________________________
____________________________________________________________
Место для сна ________________________________________________
Ребенок ложится спать ________________________________________
Загруженность домашними делами _______________________________
Ребенок занят в свободное время ________________________________
Родители контролируют выполнение домашних заданий ______________
Контакт осуществляется со школой ______________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения) ____________________
____________________________________________________________
Подписи, Ф. И. О._____________________________________________
проверяющих:________________________________________________
ФАМИЛИЯ
ИМЯ
ОТЧЕСТВО
Поставлен (а) на ВШУ:_________
Поставлен (а) ПДН_________
Снят (а) с ВШУ ______________
Общественный воспитатель _______________________________________
Карта
ФИО ученика: ______________________________________________
Класс: ____________
Дата и место рождения: ______________________________________
Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда_________________________
Семья ребенка:
Мать: _______________________________________________________________
Отец:________________________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: родители.
Состав семьи, ее структура:_____________________________________________
Жилищно-бытовые условия:____________________________________________
Взаимоотношения в семье______________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье___________________________
Культурный уровень семьи_____________________________________________
Группа здоровья ребенка, заболевания:_________________________________
Качества личности (положительные, отрицательные)______________________
___________________________________________________________________
Положение ребенка в коллективе________________________________________
Учебная деятельность:
успеваемость________________________________________________________
уровень знаний______________________________________________________
мотивация обучения___________________________________________________
посещаемость уроков__________________________________________________
способности к обучению_______________________________________________
познавательный интерес________________________________________________
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков____________________________________________
предпочитаемые виды труда____________________________________________
участие в трудовых делах_______________________________________________
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы_____________
____________________________________________________________________
Получение дополнительного образования:
в школе (название, дни и часы посещения)_______________________________
вне школы (название учреждения, дни и часы)____________________________
Круг общения (ФИ друзей)
в школе____________________________________________________________
вне школы__________________________________________________________
Относился ли к «группе риска» (с какого года)____________________________
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки, причина)___________
Дата снятия с внутришкольного учета___________________________________
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_________ Состоит ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетним
МОУ «Гимназия №1 г. Орск»
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
заявление
о постановке на внутришкольный учет
Прошу поставить на внутришкольный учет ученика (цу) _____класса «_______»
__________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
_______________________________________________________________,
(число, месяц, год рождения)
Проживающего по адресу___________________________________________________с семьей __________________________________________________________________
(указать состав семьи, ФИО)
___________________________________________________________________
в связи с ___________________________________________________________
(указать причину постановки на учет).
Классный руководитель _________________/______________________________/
подпись (расшифровка подписи)
Дата __________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------
МОУ «Гимназия №1 г. Орск»
В школьный Совет по профилактике
безнадзорности и правонарушений
заявление
о снятии с внутришкольного учета
Прошу снять с внутришкольного учета ученика (цу) _____класса «_______»
____________________________________________________________________
(Ф.И.О.)________________, (число, месяц, год рождения)
Проживающего по адресу_________________
с семьей ______________________________
(указать состав семьи, ФИО)
в связи с ____________________________________________________________
(указать причину снятия с учета).
Классный руководитель _________________/______________________________/
подпись (расшифровка подписи) Дата __________________
Утверждаю:
заместитель директора по ВР
________
«____ »_________2013 г.
Карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического
сопровождения обучающегося, состоящего на ВШУ 2013/2014 уч.год
обучающимся ______________________________класса_____
(гимназии №1)
№ | Основные виды деятельности | Срок | Ответственный | Примечание |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Мероприятия по профилактике и предупреждению проблемы опозданий
Мероприятия | Педагоги | Социально-психологическая служба | Руководство школы | Родительский комитет. Родители |
Классные руководители | Учителя- предметники | Социальный педагог Психолог | Зам. дир. по УВР | Воспитательная служба | Зам.дир. по ВР |
 | Информируют о расписании уроков и звонков ребёнка и родителей (дневник, буклет); о правах и обязанностях учащихся, зафиксированных в Уставе. Действия На уровне ученика – карта наблюдений и ее анализ
На уровне родителей – соглашение, договор и т. п. | Информируют классного руководителя об опозданиях (заполнение информационного листка в журнале) Постоянно поддерживают контакт с классным руководителем (совместный анализ проблем опозданий). | Информируют классных руководителей об особенностях детей группы риска (социальный педагог). Выявляют и сопровождают детей группы риска (социальный педагог). Анализируют листок опозданий совместно с классным руководителем, социальным педагогом, зам. дир. по ВР | Информируют о правилах поведения в гимназии (буклет, родительские собрания, классный час). Ежедневно информируют кл. руководителя об опоздавших (см. приложение – карта наблюдения). Ведение дисциплинарного журнала и занесение фамилий опоздавших в случаях систематического нарушения | Действия на уровне школы: Обсуждение проблемы опозданий на общешкольных мероприятиях (дискуссии, деловые игры). Проведение акций: «Самый дисциплинированный класс» и др. в целях стимулирования сознательной дисциплины | Действия на уровне школы: Информирование о правилах поведения в Гимназии классных руководителей и родителей в соответствии с Уставом Гимназии. Участие в работе дисциплинарной комиссии, работа с родителями и учениками в особо сложных случаях | Действия на уровне школы – рейды «Родители против опозданий». Приглашение родительского актива в школу с целью привлечения внимания к проблеме опозданий (встреча детей утром, анализ листков информирования и т. д.). Действия на уровне ученика/семьи – привлечение родителей к решению проблемы опозданий ребёнка (соблюдение режима дня, контроль его выполнения) |
ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Буклет «Права и обязанности родителей»
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей определены Семейным кодексом РФ.
Большинство прав родителей является в то же самое время и их обязанностью, что с одной стороны подчеркивает ответственность родителей за своих детей, а с другой стороны – гарантирует им то, что именно они, а не кто-то другой, имеет право растить и воспитывать своих детей.
Г л а в а 12. Права и обязанности родителей.
С т а т ь я 61. Равенство прав и обязанностей родителей.
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
2. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
С т а т ь я 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
С т а т ь я 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту из прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.
С т а т ь я 65. Осуществление родительских прав.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей (при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей).
С т а т ь я 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка.
1. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет права на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребёнком образования.
4. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на получение информации о своем ребёнке. В предоставлении информации может быть отказано только в случае угрозы для жизни и здоровья ребёнка со стороны родителя.
С т а т ь я 69. Лишение родительских прав.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
– отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
– злоупотребляют своими родительскими правами;
– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
– являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
– совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
С т а т ь я 73. Ограничение родительских прав.
1. Суд может с учетом интересов ребёнка принять решение об отобрании ребёнка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).
2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.).
3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребёнка, дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.
С т а т ь я 75. Контакты ребёнка с родителями, родительские права которых ограничены судом.
Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо согласия опекуна, приемных родителей ребёнка или администрации учреждения, в котором находится ребёнок.
С т а т ь я 77. Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью.
1. При непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей.