«Рассмотрено» Руководитель МО __________Поликарпова О.С.. Протокол № ____ от «___»___________20____г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Зимстанская СОШ» ____________ Королёва Е.Н. «___»____________20____г. | «Утверждено» Директор МОУ «Зимстанская СОШ» ________________Кичун Г.А. Приказ № _____ от «___»___________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Морохиной Полины Ивановны,
учителя начальных классов
по__проектной деятельности_
классы 1 «а» - 4 «а»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«27» августа 2012 г.
2012 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане МОУ «Зимстанская СОШ».
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на проектную деятельность в 1 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 2012-2016 учебные годы.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у учащихся 1-2 классов навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
2. Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование на 2012-2016 учебный год.
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата защиты |
| Наша школа | Экскурсия по территории школы. | 2 | сентябрь |
Конкурс рисунков «Моя школа». |
| Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 2 | сентябрь |
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». |
| Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 3 | октябрь |
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. |
Выставка работ. |
| План классного уголка. | Беседа «Что такое классный уголок?» | 2 | октябрь, ноябрь |
Оформление классного уголка. |
| Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 2 | ноябрь |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». |
| Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» | 2 | декабрь |
Рассказы детей о своих именах. |
| Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 2 | декабрь |
Выставка работ. |
| Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | январь |
Изготовление кормушек для птиц. |
Выставка работ и вывешивание их на улице. |
| Живые витамины | Подготовка к утреннику «День здоровья». | 2 | февраль |
Утренник «День здоровья». |
| Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 2 | февраль, март |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. |
| Алфавит | Беседа «история Алфавита». | 3 | март |
Обсуждение тематики будущих работ. |
Выставка работ. |
| Кто такой Петрушка? | Беседа «Герои русских народных сказок». | 2 | апрель |
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». |
| Откуда пришли комнатные растения. | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 2 | апрель |
Посадка цветов с целью озеленения класса. |
| День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 2 | май |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс рисунков «Моя семья». |
| Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | май |
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
3. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
5. Список литературы,
используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.