СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по программе «Проектная деятельность» 5- 9 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по программе

«Проектная деятельность»

 

5- 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по программе «Проектная деятельность» 5- 9 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 24»










Рабочая программа по программе

«Проектная деятельность»


5- 9 класс











Составитель:

Сероухова Анна Владимировна

учитель технологии











г. Новосибирск

  1. Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования


1.1. Пояснительная записка
      1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования:

  • Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации МБОУ СОШ №24 основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

  • взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО)представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

1.2.2. Структура планируемых результатов

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающиеосновной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся каждому учебному предмету.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данномуровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока неотрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

1.2.6.Проектная деятельность
  1. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Основы выбора профессии» отражают:

  2. осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  3. овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  4. овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  5. формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  6. развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  7. формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

  8. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Результаты, заявленные образовательной программой «Проектная деятельность» по блокам содержания

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой ихтехнологическойчистоты;

  • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

    • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

    • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

    • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

    • проводить оценку и испытание полученного продукта;

    • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

    • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

    • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

    • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

    • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

    • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

    • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;

    • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:

    • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

    • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;

    • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

    • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

    • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

    • разработку плана продвижения продукта;

    • проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).




Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Проектная деятельность».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.


Содержание тем учебного курса.


5 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1: От проблемы к цели (7 ч).

С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч).

Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.

Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (10 ч).

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.

Модуль 4: Практический блок (15 ч).

Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов.


6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1: От проблемы к цели (3 ч).

Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование.

Модуль 2: Наблюдение и эксперимент(9 ч).

Наблюдение  и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных.

Модуль 3: Сам себе эксперт(7 ч).

Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка.

Модуль 4: Как работать вместе (5 ч).

Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Модуль 5: Основы риторики и публичного выступления(11 ч).

Стратегия успешного выступления, отличие устной  речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении.



7 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1: Введение. Цель и задачи программы (6 ч).

Введение. Цели и задачи программы. План работы.  Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч).

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.

Модуль 3: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч).

Проект. Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы.

Модуль 4: Как работать в команде (9 ч).

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы. Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Модуль 5: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч).

Исследовательская работа. Структура. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Отзыв. Рецензия.

Модуль 6: Выступление (5 ч).

Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта.


8 класс (36 часов, 1 час в неделю)


Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч).

Введение в учебный курс. Выявление признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Признаки желаемой ситуации. Планирование дея­тельности. Ресурсы.

Модуль 2: Работа с каталогами (4 ч).

Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог.

Модуль 3: Работа со справочной литературой (2 ч).

Виды справочной литературы. Информационные лакуны.

Модуль 4: Способы первичной обработки информации (8 ч).

Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта.

Модуль 5: Как работать вместе (4 ч).

Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт.

Модуль 6: Выступление (5 ч).

Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией.

Модуль 7: Ведение дискуссии ( 7 ч).

Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта.


  1. класс (34 часа, 1 час в неделю)

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью

(12 часов).

«МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ: АНКЕТНЫЙ ОПРОС И ИНТЕРВЬЮ» Тема 1. Общая характеристика опросных методов (2 ч).

Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов.

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса (2ч).

Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов.

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации (4ч).

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса.

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода (4ч).

Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью.



Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление (12 часов).



Тема 1. Что такое быть оратором (2ч).

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи

Тема 2. Рождение текста (2ч).

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим (3ч).

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Тема 4. «Украшения» для речи (2ч).

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Тема 5. Работа с вопросами (2 ч).

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Тема 6. Групповое выступление (1ч).

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).


Модуль 3: Регулирование конфликтов (10 часов).

Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта. Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет. Позитивные суждения о себе. Общение. Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить приоритетность своих потребностей». Моральные дилеммы. Соотношение прав и обязанностей.


Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

5 класс

1

Модуль «От проблемы к цели»

5

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

2

Модуль «Работа с каталогами»

3

Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

3

Модуль «Этапы работы в рамках исследовательской деятельности»

10

Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки  обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.

4

Модуль «Практический блок»

15

Обозначить проблему, сформулировать цель на основании проблемы, сформировать план деятельности, самостоятельно использовать справочную литературу, каталоги для сбора нужной информации; провести опрос, интервью, исследование, эксперимент; оценить сильные и слабые стороны своей деятельности; представить продукт своей деятельности.

6 класс

1

Модуль 1: От проблемы к цели

3

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

2

Модуль 2: Наблюдение и эксперимент

9

 Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки  обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.

3

Модуль 3: Сам себе эксперт

7

Получить представление о процессе контроля, об оценке, отметке, оценочных шкалах; получить опыт деятельности в роли эксперта, рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности; самооценки своей деятельности и ее результатов; научиться проводить оценку с использованием эталона; оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности.

4

Модуль 4: Как работать вместе

5

Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда.

5

Модуль 5: Основы риторики и публичного выступления

11

Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

7 класс

1

Модуль 1: Введение. Цель и задачи программы.

6

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

2

Модуль 2: Работа с каталогами.

3

Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

3

Модуль 3: От проблемы к цели и планированию деятельности.

6

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

4

Модуль 4: Как работать в команде.

9

Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда.

5

Модуль 5: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.

6

Получить представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях; опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших параметров объекта, обработки  обсуждения результатов; анализировать опыт планирования наблюдений и экспериментов на основе поставленных задач; опыт выбора способа сбора эмпирических данных в соответствии с целью проекта.

6

Модуль 6: Выступление.


5

Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

8 класс

1

Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности.

6

Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать желаемую ситуацию. Уметь обозначать проблему, формулировать цель на основании проблемы, формировать план деятельности.

2

Модуль 2: Работа с каталогами.

4

Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки. Уметь самостоятельной работать с каталогами в библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

3

Модуль 3: Работа со справочной литературой.

2

Получить представление о структурировании информации в справочной литературе; получить опыт работы со справочной литературой, поиска информационных лакун, отбора информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны; находить информацию в справочной литературе; сопоставлять информацию из разных источников.

4

Модуль 4: Способы первичной обработки информации.


8

Уметь актуализировать имеющиеся знания по теме; различать новую и известную информацию; определять противоречия между имеющейся и новой информацией; определять отсутствие или недостаток информации; излагать информацию с помощью ключевых слов; задавать вопросы; представлять информацию в табличной форме.

5

Модуль 5: Как работать вместе.


4

Уметь включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (если не способны сами устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда.

6

Модуль 6: Выступление.


5

Планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях, уметь ясно излагать и оформлять выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

7

Модуль 7: Ведение дискуссии.


7

Освоить приёмы ведения дискуссии, выдвижения тезиса и антитезиса; получить представление о прямом и косвенном доказательстве, о прямом и косвенном опровержении; о правилах постановки вопроса; о правилах ведения дискуссии; получить опыт доказательства своих выводов и ведения дискуссии.

9 класс

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (12 часов).

1

Тема 1. Общая характеристика опросных методов.

2

Уметь давать характеристику объекту исследования, самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

2

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса.

2

Получить представление о возможностях и ограничениях тех или иных методов; получить опыт отбора респондентов; научиться

различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации; выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

3

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации.

4

Получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов; получить опыт создания положительной мотивации к участию в опросе, проведения анкетного опроса; отбора респондентов; научиться

различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации.

4

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода.

4

Выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации; получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов.

Модуль 2 «Основы риторики. Публичное выступление» (12 часов).

1

Тема 1. Что такое быть оратором.

2

Получить представление о основных законах восприятия и представления устных выступлений; значении и формах невербальной коммуникации.

2

Тема 2. Рождение текста.

2

Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике

приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа.

3

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим.

3

Получить опыт работы с различно настроенной аудиторией; работы с вопросами различного типа; группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения публичного выступления; самопрезентации; рефлексии себя как говорящего и слушающего. Освоить на практике приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа.

4

Тема 4. «Украшения» для речи.

2

Давать характеристику объекту исследования,

самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

5

Тема 5. Работа с вопросами .

2

Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике

приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа.

6

Тема 6. Групповое выступление.


1

Освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа.


Модуль № 3: Регулирование конфликтов.

10

Получить опыт определения и разрешения противоречий, возникающих в ходе общения;

использовать ресурсов других людей для достижения собственных целей; согласовать интересы в совместном действии; разрабатывать стратегии разрешения конфликта; освоить способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов; применить полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!