Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина
станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.12г.
Председатель педсовета
______________Колосова Г.И.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По
психологическому сопровождению учащихся, коррекции и развитию
познавательных процессов
Ступень обучения (класс) основное общее образование 3-9 класс (СКК)
Количество часов 17 Уровень базовый
Учитель Репко Наталия Васильевна
Программа разработана на основе авторской программы О.Н. Рудяковой по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности школьников
Издательство «Учитель» , 2007
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы О.Н.Рудяковой по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности школьников и рассчитана на 1 год обучения в классах СКК, также использована комплексная программа: «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» под редакцией Е.К.Лютовой и Г. Б. Мониной.
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на 1 год обучения в 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 классах СКК.
Создание данной программы вызнано актуальностью к проблемам детей с нарушениями в развитии.
Содержание программы обеспечит понимание значения индивидуальных черт личности, воздействие развивающего обучения на учащегося, формирование навыков общения.
Программа содержит примерный перечень диагностических и развивающих заданий, при выполнении которых формируется объем знаний, умений и навыков. Программа состоит из трех разделов (3 класс), из одного раздела (4 класс), из пяти разделов (5класс), из семи разделов (6 класс), из четырех разделов (7 класс) одного раздела (8 класс) и трех разделов (9 класс).
Методологической основой программы является теория «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С.Выготский.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели:
- создание благоприятного микроклимата в группе;
- развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта.
Цель программы:
- позитивный настрой при коррекционных занятиях в группах учащихся;
- применение развивающих кинезиологических упражнений для развития интеллекта учащихся;
- терапия увлеченностью.
Задачи реализации данного курса:
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности;
- формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения;
- повысить уровень самосознания учащихся, самооценку
Таблица тематического распределения количества часов в 3-х классах:
| | Количество часов |
№ | | Примерная | |
п/п | Разделы, темы | или | Рабочая |
| | авторская | программа |
| | программа | |
1. | Формирование и развитие личности | 3 | 3 |
2. | Диагностика интеллекта | 8 | 8 |
3. | Коррекция интеллектуального развития ребенка | 6 | 6 |
Таблица тематического распределения количества часов в 4-х классах:
| | Количество часов |
№ | | Примерная | |
п/п | Разделы, темы | или | Рабочая |
| | авторская | программа |
| | программа | |
1. | Что я за человек | 17 | 17 |
| | | |
| | | |
Таблица тематического распределения количества часов в 5-х классах:
№ | Разделы, темы | Количество часов |
п/п | | Примерная или | Рабочая |
| | авторская | программа |
| | программа | |
1. | Способности | 11 | 11 |
2. | Характер. | 4 | 4 |
3. | Темперамент | 2 | 2 |
| | | |
Таблица тематического распределения количества часов в 6-х классах:
№ | Разделы, темы | Количество часов |
п/п | | Примерная или | Рабочая |
| | авторская | программа |
| | программа | |
1. | Впечатление о другом человеке. | 2 | 2 |
2. | Как люди воспринимают друг друга . | 3 | 3 |
3. | Особенности восприятия человека детьми и взрослыми. | 3 | 3 |
4. 5. 6. 7. | Общение разных людей. Виды общения. Общение и отношения. Особенности понимания человека детьми и взрослыми. | 3 2 2 2 | 3 2 2 2 |
Таблица тематического распределения количества часов в 7-х классах:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1. | Формирование личности подростка | 3 | 3 |
2. | Методы диагностики познавательных процессов | 4 | 4 |
3. | Коррекция познавательных процессов у учащихся | 4 | 4 |
4. | Межличностные отношения среди подростков | 6 | 6 |
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1. | Встречи с самим собой | 17 | 17 |
| | | |
| | | |
| | | |
Таблица тематического распределения количества часов в 8-х классах:
Таблица тематического распределения количества часов в 9-х классах:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1 | Личностное развитие. Просто о сложном | 4 | 4 |
2 3 | Психопрофилактика в тренинге. Искусство общения. | 4 9 | 4 9 |
Используемая литература
1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. - М., 2000,
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 2000.
4. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. - СПб., 2002.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
6. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. - М., 2002.
7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М., 1999.
8. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. - М., 2003.
9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3,
4. - М.: РОСТ, Скрин, 1998.
10. Ю.Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин.- М.,
2001.
11.И.Выготский Л.С. Собр. соч. - М., 1984. - Т 4.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
13. 3ак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.-М., 2001.
14.3ак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. -
М, 1993.
15.Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. - М., 2000.
16.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб., 2001.
17.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. - Ярославль, 1996.
1 8.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.-М., 2000.
19.Программа коррекционно-развивающих занятий «Тренинг тревожности страхов у детей школьного возраста. -Сочи, 2005.
20.Р.С.Немов, Психология 3-том., М., 1999.
21.Л.Д.Столяренко, Основы психологии. -Ростов н/д., 1997.
22.О.Н.Рудякова Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты. Волгоград, 2008.
Согласовано
заместитель директора по УВР
_______Рябчук Т.И.
от_________20___года
Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________________
«____»___________20___года
Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина
станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район
Календарно - тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
По психологическому сопровождению учащихся, коррекции и развитию
Класс 9 (СКК)
познавательных процессов
(указать предмет, курс, модуль)
Учитель
Репко Наталия Васильевна Количество часов: всего 17 часов, в неделю 0,5 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Репко Наталии Васильевны,
утвержденной решение педсовета от 30.08.12г.
протокол № 1
(указать Ф. И. О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
3 класс
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | Оборудова |
| | часов | План | Факт | ние |
Формирование и развитие личности | 3 | | | |
1 | Все люди разные | 1 | | | Карточки |
| (отношение к обучению): | | | | геометричес |
| Тест: «Какими качествами характера вы | | | | ких фигур |
| обладаете, что влияет на ваше | | | | |
| поведение ?» | | | | |
2 | Диагностическое исследование | 1 | | | Карточки с |
| самооценки у учащихся с помощью | | | | иллюстраци |
| теста «Лесенка самооценки» | | | | ями, |
| | | | | прикладной |
| | | | | материал |
3 | Ребенок и семья | 1 | | | Наглядный |
| (отражение в рисунке особенностей | | | | материал, |
| личности и межличностных | | | | иллюстрации, |
| отношений): | | | | бумага, |
| - тест «Моя семья» | | | | карандаши |
Диагностика интеллекта | 8 | | | |
4 | Рисунок в психодиагностике: | 1 | | | Использован |
| Тест: «Конструктивный рисунок | | | | ие картинок |
| человека» | | | | с |
| | | | | наглядными |
| | | | | иллюстраци |
| | | | | ями, |
| | | | | бумага, |
| | | | | цветные |
| | | | | карандаши. |
5 | Диагностика (методом пиктограмм) | 1 | | | Иллюстраци |
| Тест: «Несуществующее животное» | | | | и, |
| | | | | бумага, |
| | | | | цветные |
| | | | | карандаши. |
6 | Диагностика показателей | 1 | | | Карточки с |
| межполушарного взаимодействия | | | | заданиями |
7 | Тренинг межполушарного | 1 | | | Карточки с |
| взаимодействия как основы интеллекта | | | | заданиями |
8 | Упражнения для развития творческого | 1 | | | Карточки с |
| (наглядно-образного) мышления | | | | заданиями |
| (правое полушарие) | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
9 | Упражнения для развития абстрактного мышления. | 1 | | | Карточки с Заданиями |
10 | Упражнения для координации глаз и рук. | 1 | | | Карточки с заданиями |
11 | Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти. | 1 | | | Карточки с заданиями |
Коррекция интеллектуального развития ребенка | 6 | | | |
12 | Коррекция словесно- логического мышления (сформированность понятий) | 1 | | | Карточки с заданиями |
13 | Тренинг владения логическими операциями при решении задач на аналогии | 1 | | | Карточки с заданиями |
14 | Коррекционные упражнения - стимуляция умений и возможности ребенка подводить два понятия под общую категорию (обобщения). | 1 | | | Карточки с заданиями |
15 | Развитие словесно-логического мышления | 1 | | | Карточки с заданиями |
16 | Коррекционные занятия с помощью эстетотерапии (лепка). | 1 | | | Наглядный материал, пластилин |
17 | Коррекционные занятия с помощью эстетотерапии (аппликация). Икебана - как искусство составления букета. | 1 | | | Цветная бумага, ножницы, клей, засушенные растения. |
4 класс
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | Оборудова |
| | часов | План | Факт | ние |
Что я за человек | 17 | | | |
1 | Я — школьник. | 1 | | | Бумага, карандаши |
| | | | | карандаши |
2 | Мои чувства. | 1 | | | Карточки с |
| | | | | иллюстраци |
| | | | | ями, |
| | | | | прикладной |
| | | | | материал |
3 | | 1 | | | Наглядный |
3 | Вспомним чувства. | | | | материал, |
| | | | | иллюстраци |
| | | | | и, бумага, |
| | | | | карандаши |
| | 1 | | | Бумага, |
4 | Чем люди отличаются друг от друга? Тема 3 Какой Я — Какой Ты? | | | | цветные |
| | | | | карандаши. |
| | | | | |
| | 1 | | | Иллюстраци |
5 | Какой Я — Какой Ты? | | | | и, |
| | | | | бумага, |
| | | | | цветные |
| | | | | карандаши. |
6 | Я — фантазер. | 1 | | | Карточки с |
| | | | | заданиями |
7 | Я и моя школа | 1 | | | Карточки с |
| | | | | заданиями |
| | 1 | | | Бумага, |
8 | Я и мои родители | | | | цветные |
| | | | | карандаши. |
9 | Я и мои друзья | 1 | | | Бумага, цветные карандаши |
10 | Что такое сотрудничество? | 1 | | | Бумага, цветные карандаши |
11 | Я расту, я изменяюсь | 1 | | | Карточки с заданиями |
12 | Кто я? | 1 | | | Бумага, цветные карандаши |
| | | | | |
13 | Мои силы, мои возможности | 1 | | | Бумага, цветные карандаши |
14 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 1 | | | Карточки с заданиями |
15 | Хочу вырасти интеллигентным человеком , что для этого нужно? | 1 | | | Карточки с заданиями |
16 | Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно? | 1 | | | Карточки с заданиями |
17 | Мир вокруг меня. | 1 | | | Бумага, цветные карандаши |
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудо ва ние |
| | | План | Факт | вание |
Способности | 11 | | | |
1 | Возникновение способностей в истории человечества. | 1 | | | Лекционный материал |
2 | Что такое способности? | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
3 | Откуда берутся способности? | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
4 | Память как общая способность. Восприятие окружающего мира | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
5 | Творческое отношение к действительности, как общая способность. Воображение как общая способность | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
6 | Интересы и склонности. | 1 | | | Бумага, карандаши |
7 | Способности, талант, гениальность. | 1 | | | Опросник, бланки ответов |
8 | Многогранность одаренности. | 1 | | | Опросник, бланки ответов |
9 | Когда проявляются способности и таланты? | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
10 | Способности к учению. Способности к творчеству. | 1 | | | Бумага, карандаши |
11 | Интерес и успешность в деятельности. | 1 | | | Бумага, карандаши |
Характер. | 4 | | | |
12 | Что такое характер? | 1 | | | Иллюстрации |
13 | Черты характера. Нравственные черты характера | 1 | | | Иллюстрации, бумага, ножницы |
14 | Волевые черты характера | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
15 | Как проявляются черты характера. | 1 | | | Карточки с заданиями |
Темперамент | 2 | | | |
16 | Темперамент и общение. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
17 | Темперамент и характер. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудо ва ние |
| | | План | Факт | вание |
Впечатление о другом человеке | 2 | | | |
1 | Внешний вид. | 1 | | | Лекционный материал |
2 | Речь. | 1 | | | Карточки -мимика и жесты. |
Как люди воспринимают друг друга | 3 | | | |
3 | Отношение к человеку и восприятия. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
4 | Первое впечатление о человеке. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
5 | Прошлый опыт и восприятие. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
Особенности восприятия человека детьми и взрослыми | 3 | | | |
6 | Восприятие человека людьми разного возраста. | 1 | | | Видеоматериал |
7 | Влияние профессии на восприятие. | 1 | | | Карточки профессий |
8 | Как воспринимают меня? | 1 | | | Опросник, бланки ответов |
Общение разных людей | 3 | | | |
9 | Разные роли. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
10 | Психологические особенности человека. Пространство и время общения. | 1 | | | Часы, бумага, карандаши |
11 | Слушать и слышать. | 1 | | | Опросник |
| | | | | |
| | | | | |
Виды общения | 2 | | | |
12 | Непосредственное общение | 1 | | | Опросник, бланки ответов |
| Особые виды общения | | | | |
13 | Уметь общаться | 1 | | | Опросник, бланки ответов |
Общение и отношения | 2 | | | |
14 | Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
| | | | | |
| | | | | |
15 | Товарищество и дружба. Любовь. | 1 | | | Видеоматериал |
| | | | | |
Особенности понимания человека детьми и подростками | 2 | | | |
| | | |
| | | | |
| | | | | |
16 | Понимание человека детьми и подростками. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
17 | Понимание человека взрослыми людьми. | 1 | | | Ватман, цветные карандаши |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудова ние ние |
| | | План | Факт | ние |
Формирование личности подростков | 3 | | | |
1 | Личностные особенности подростков. | 1 | | | Карточки с рисунками |
2 | Формирование волевых качеств личности. Проведение проективного теста : «Дом-дерево- человек»., «Автопортрет» | 1 | | | Бумага, карандаши. |
3 | Развитие деловых качеств личности. Проведение теста: « Непроизвольный рисунок». | 1 | | | Бумага, карандаши. |
Методы диагностики познавательных процессов | 4 | | | |
4 | Диагностика восприятия и развития подростков. | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
5 | Диагностика воображения. | 1 | | | Бумага, карандаши. |
6 | Диагностика памяти. Методика. «Определение объема зрительной памяти» | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
7 | Диагностика мышления. | 1 | | | Наглядный материал, матрица |
Коррекция познавательных процессов у учащихся | 4 | | | |
8 | Развитие образно- логического мышления. | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
9 | Развитие наглядно-действенного мышления. | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
10 | Коррекционное занятие по развитию речи. | 1 | | | Карточки с материалом для работы, иллюстрации |
11 | Развитие внимания и мыслительных | 1 | | | Карточки с |
| процессов в ходе межличностного взаимодействия. | | | | материалом для работы, иллюстра ции |
Межличностные отношения среди | 6 | | | |
подростков | | | | |
12 | Проведение социометрического | 1 | | | опросник, |
| исследования структуры | | | | карточки |
| взаимоотношении в группе | | | | |
13 | Проведение методики изучения | 1 | | | опросник, |
| мотивационного ядра межличностных выборов. | | | | |
14 | Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного единства). Методика Р. О. Немова | 1 | | | опросник, |
15 | Проведение теста на исследование тревожности (Опросник Спилбергера) | 1 | | | Карточки с материалом для работы, |
| | | | | иллюстрации |
| | | | | |
16 | Выявление агрессивных качеств у подростков ( тест Розенцвейга) | 1 | | | Карточки с материалом для работы, |
| | | | | иллюстрации |
17 | Конфликтные ситуации, пути и выходы. | 1 | | | Карточки с |
| | | | | материалом для работы, |
| | | | | иллюстрации |
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудо ва ние |
| | во | План | Факт | вание |
Встречи с самим собой
| 17 | | | |
1 | Наедине с собой?
| 1 | | | Бумага. карандаши |
2 | Что я знаю о себе.
| 1 | | | Бумага, карандаши. |
3 | Мое уникальное "я".
| 1 | | | Бумага, карандаши. |
4 | Я глазами других. | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
5 | Как меня видят другие?
| 1 | | | Бумага, карандаши. |
6 | Мои достоинства - и недостатки.
| 1 | | | Карточки с материалом для работы |
7 | Мои "плюсы" и "минусы" со стороны . | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
8 | "Отражение"
| 1 | | | Карточки с материалом для работы |
9 | Планирование времени .
| 1 | | | Бумага, карандаши. |
10 | Время взрослеть.
| 1 | | | Карточки с материалом для работы |
11 | Моя будущая профессия
| 1 | | | Видеоматериалы |
12 | Как я выгляжу? | 1 | | | опросник |
13 | Мои права в семье.
| 1 | | | опросник |
14 | Что такое дружба ?
| 1 | | | опросник |
15 | Мужчины и женщины.
| 1 | | | Карточки с материалом |
| | | | | |
| | | | | |
16 | Что такое любовь? Рисковать или не рисковать? | 1 | | | Карточки с материалом |
|
| | | | |
| | | | | |
17 | Уверенное выступление. Умение сказать "нет".
| 1 | | | опросник |
| | | | | |
9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудо ва ние |
| | во | План | Факт | вание |
Личностное развитие. Просто о сложном.
| 4 | | | |
1 | Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности. качеств личности | 1 | | | Нагл. матер. |
2 | Мой мир. | 1 | | | Бумага, карандаши. |
3 | Чудеса в наших руках (тренинг развития творческого мышления). | 1 | | | Нагл. матер. |
4 | Мир моими глазами ( тренинг по развитию временной перспективы) | 1 | | | Карт. с задан. |
Психопрофилактика в тренинге. | 4 | | | |
5 | Любовь и ответственность (профилактика насилия). | 1 | | | Бумага, карандаши. |
6 | Семья – маленькое государство (гармонизация полоролевых отношений). | 1 | | | Карточки с материалом |
7 | Самопознание как основа полоролевого взаимодействия, формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины. | 1 | | | Карт. с задан. |
8 | Проведение упражнений: «Имена», «Убеждение». «Портрет молодой семьи глазами юношей и девушек» | 1 | | | Карт. с задан. |
Искусство общения | 9 | | | |
9 | Такие разные миры рядом с нами (развитие толерантных установок). | 1 | | | Бумага, карандаши. |
10 | Общение без границ (социально –психологический тренинг по развитию коммуникативных качеств). | 1 | | | Нагл. матер. |
11 | Проведение упражнений :«Гармоничные отношения», «Правила интимно-личностного взаимодействия» | 1 | | | |
12 | Проведение мозгового штурма на слово «перспектива» | 1 | | | Карт. с задан. |
13 | Проведение упражнений: «Автограф имени», «Бегущая Ассоциация», «Линия времени». | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
14 | Анализирование притчи «Школа жизни». | 1 | | | Бумага, карандаши. |
15 | Проведение игр: «Символ моего дела» , «Нужные люди», «Трудоустройство сказочных героев». | 1 | | | Карточки с материалом для работы |
16 | Проведение игр: «Портрет успешного человека», «Биржа труда». | 1 | | | Бумага, карандаши. |
17 | Проведение упражнений: «Факторы влияния», «Требования к профессии». | 1 | | | Карточки с материалом для работы |