СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по психологическому сопровождению учащихся, коррекции и развитию познавательных процессов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогамма предназначена для основной школы и предназначена  на  1 год обучения в 3-9 классах СКК

Просмотр содержимого документа
«Программа по психологическому сопровождению учащихся, коррекции и развитию познавательных процессов»

Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина

станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30.08.12г.

Председатель педсовета

______________Колосова Г.И.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По


психологическому сопровождению учащихся, коррекции и развитию

познавательных процессов


Ступень обучения (класс) основное общее образование 3-9 класс (СКК)


Количество часов 17 Уровень базовый

Учитель Репко Наталия Васильевна

Программа разработана на основе авторской программы О.Н. Рудяковой по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности школьников



Издательство «Учитель» , 2007

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


















Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы О.Н.Рудяковой по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности школьников и рассчитана на 1 год обучения в классах СКК, также использована комплексная программа: «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» под редакцией Е.К.Лютовой и Г. Б. Мониной.

Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на 1 год обучения в 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 классах СКК.

Создание данной программы вызнано актуальностью к проблемам детей с нарушениями в развитии.

Содержание программы обеспечит понимание значения индивидуальных черт личности, воздействие развивающего обучения на учащегося, формирование навыков общения.

Программа содержит примерный перечень диагностических и развивающих заданий, при выполнении которых формируется объем знаний, умений и навыков. Программа состоит из трех разделов (3 класс), из одного раздела (4 класс), из пяти разделов (5класс), из семи разделов (6 класс), из четырех разделов (7 класс) одного раздела (8 класс) и трех разделов (9 класс).

Методологической основой программы является теория «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С.Выготский.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели:

- создание благоприятного микроклимата в группе;

- развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта.

Цель программы:

- позитивный настрой при коррекционных занятиях в группах учащихся;

- применение развивающих кинезиологических упражнений для развития интеллекта учащихся;

- терапия увлеченностью.


Задачи реализации данного курса:

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности;

- формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения;

- повысить уровень самосознания учащихся, самооценку















Таблица тематического распределения количества часов в 3-х классах:





Количество часов





Примерная




п/п


Разделы, темы


или


Рабочая






авторская


программа






программа




1.


Формирование и развитие личности


3


3


2.


Диагностика интеллекта


8


8


3.


Коррекция интеллектуального развития ребенка


6


6






Таблица тематического распределения количества часов в 4-х классах:





Количество часов





Примерная




п/п


Разделы, темы


или


Рабочая






авторская


программа






программа




1.


Что я за человек

17

17
















Таблица тематического распределения количества часов в 5-х классах:


Разделы, темы


Количество часов


п/п



Примерная или


Рабочая






авторская


программа






программа




1.


Способности

11

11

2.


Характер.

4

4

3.


Темперамент

2

2






Таблица тематического распределения количества часов в 6-х классах:


Разделы, темы


Количество часов


п/п



Примерная или


Рабочая





авторская


программа






программа




1.


Впечатление о другом человеке.

2

2

2.


Как люди воспринимают друг друга .

3

3

3.


Особенности восприятия человека детьми и взрослыми.


3


3


4.


5.


6.


7.

Общение разных людей.


Виды общения.


Общение и отношения.


Особенности понимания человека детьми и взрослыми.

3


2


2


2

3


2


2


2

Таблица тематического распределения количества часов в 7-х классах:

п/п


Разделы, темы


Количество часов






Примерная

или авторская

программа


Рабочая

программа


1.


Формирование личности подростка


3


3


2.


Методы диагностики познавательных процессов


4


4


3.


Коррекция познавательных процессов у учащихся


4


4


4.


Межличностные отношения среди подростков


6


6


п/п


Разделы, темы


Количество часов






Примерная

или авторская

программа


Рабочая

программа


1.


Встречи с самим собой

17


17
















Таблица тематического распределения количества часов в 8-х классах:

















Таблица тематического распределения количества часов в 9-х классах:


№ п/п


Разделы, темы


Количество часов






Примерная

или авторская

программа


Рабочая

программа


1

Личностное развитие. Просто о сложном

4

4

2


3

Психопрофилактика в тренинге.


Искусство общения.



4


9

4


9
































Используемая литература

1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. - М., 2000,

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 2000.

4. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. - СПб., 2002.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

6. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. - М., 2002.

7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М., 1999.

8. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. - М., 2003.

9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3,

4. - М.: РОСТ, Скрин, 1998.

10. Ю.Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин.- М.,

2001.

11.И.Выготский Л.С. Собр. соч. - М., 1984. - Т 4.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.

13. 3ак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.-М., 2001.

14.3ак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. -

М, 1993.

15.Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. - М., 2000.

16.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб., 2001.

17.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. - Ярославль, 1996.

1 8.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.-М., 2000.

19.Программа коррекционно-развивающих занятий «Тренинг тревожности страхов у детей школьного возраста. -Сочи, 2005.

20.Р.С.Немов, Психология 3-том., М., 1999.

21.Л.Д.Столяренко, Основы психологии. -Ростов н/д., 1997.

22.О.Н.Рудякова Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты. Волгоград, 2008.









Согласовано

заместитель директора по УВР

_______Рябчук Т.И.

от_________20___года






Согласовано

заместитель директора по УВР

_____________________

«____»___________20___года



Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина

станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район



Календарно - тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

По психологическому сопровождению учащихся, коррекции и развитию

Класс 9 (СКК)

познавательных процессов

(указать предмет, курс, модуль)

Учитель


Репко Наталия Васильевна

Количество часов: всего 17 часов, в неделю 0,5 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Репко Наталии Васильевны,

утвержденной решение педсовета от 30.08.12г.

протокол № 1

(указать Ф. И. О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)








3 класс


Тема урока


Кол-во


Дата


Оборудова






часов


План


Факт


ние


Формирование и развитие личности


3








1


Все люди разные


1




Карточки




(отношение к обучению):






геометричес




Тест: «Какими качествами характера вы






ких фигур




обладаете, что влияет на ваше










поведение ?»








2


Диагностическое исследование


1




Карточки с




самооценки у учащихся с помощью






иллюстраци




теста «Лесенка самооценки»






ями,










прикладной










материал


3


Ребенок и семья


1




Наглядный




(отражение в рисунке особенностей






материал,




личности и межличностных






иллюстрации,




отношений):






бумага,




- тест «Моя семья»






карандаши


Диагностика интеллекта


8






4


Рисунок в психодиагностике:


1




Использован




Тест: «Конструктивный рисунок






ие картинок




человека»






с










наглядными










иллюстраци










ями,










бумага,










цветные










карандаши.


5


Диагностика (методом пиктограмм)


1




Иллюстраци




Тест: «Несуществующее животное»






и,










бумага,










цветные










карандаши.


6


Диагностика показателей


1




Карточки с




межполушарного взаимодействия






заданиями


7


Тренинг межполушарного


1




Карточки с




взаимодействия как основы интеллекта






заданиями


8


Упражнения для развития творческого


1




Карточки с




(наглядно-образного) мышления






заданиями




(правое полушарие)



































9


Упражнения для развития абстрактного

мышления.


1




Карточки с

Заданиями

10


Упражнения для координации глаз и рук.


1




Карточки с

заданиями


11


Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти.


1




Карточки с

заданиями


Коррекция интеллектуального развития ребенка


6






12


Коррекция словесно- логического мышления (сформированность понятий)


1




Карточки с заданиями


13


Тренинг владения логическими операциями при решении задач на аналогии


1




Карточки с заданиями


14


Коррекционные упражнения - стимуляция умений и возможности ребенка подводить два понятия под общую категорию (обобщения).


1




Карточки с заданиями


15


Развитие словесно-логического мышления


1




Карточки с

заданиями


16


Коррекционные занятия с помощью эстетотерапии (лепка).


1




Наглядный

материал, пластилин


17


Коррекционные занятия с помощью эстетотерапии (аппликация).

Икебана - как искусство составления букета.


1




Цветная

бумага, ножницы, клей, засушенные растения.

















4 класс


Тема урока


Кол-во


Дата


Оборудова






часов


План


Факт


ние


Что я за человек

17








1

Я — школьник.

1




Бумага,

карандаши







карандаши

2

Мои чувства.

1




Карточки с








иллюстраци








ями,








прикладной








материал




3


1




Наглядный


3

Вспомним чувства.





материал,








иллюстраци








и, бумага,








карандаши




1




Бумага,


4

Чем люди отличаются друг от друга?

Тема 3 Какой Я — Какой Ты?





цветные








карандаши.











1




Иллюстраци


5

Какой Я — Какой Ты?





и,








бумага,








цветные








карандаши.


6

Я — фантазер.

1




Карточки с







заданиями


7

Я и моя школа

1




Карточки с








заданиями




1




Бумага,


8

Я и мои родители





цветные








карандаши.


9

Я и мои друзья

1




Бумага,

цветные карандаши

10

Что такое сотрудничество?

1




Бумага,

цветные карандаши

11

Я расту, я изменяюсь

1




Карточки с

заданиями


12

Кто я?

1




Бумага,

цветные карандаши







13

Мои силы, мои возможности

1



Бумага,

цветные карандаши

14

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

1




Карточки с заданиями


15

Хочу вырасти интеллигентным человеком , что для этого нужно?

1




Карточки с заданиями


16

Хочу вырасти свободным человеком, что для этого нужно?

1




Карточки с

заданиями


17

Мир вокруг меня.

1




Бумага,

цветные карандаши











































5 класс


Тема урока


Кол-во часов


Дата


Оборудо

ва ние








План


Факт


вание

Способности

11







1

Возникновение способностей в истории человечества.

1




Лекционный материал

2

Что такое способности?

1




Ватман, цветные карандаши

3

Откуда берутся способности?

1




Ватман, цветные карандаши

4

Память как общая способность.

Восприятие окружающего мира

1



Ватман, цветные карандаши

5

Творческое отношение к действительности, как общая способность.

Воображение как общая способность

1




Ватман, цветные карандаши

6

Интересы и склонности.

1



Бумага, карандаши


7

Способности, талант, гениальность.

1




Опросник, бланки ответов

8

Многогранность одаренности.

1




Опросник, бланки ответов

9

Когда проявляются способности и таланты?

1



Ватман, цветные карандаши

10

Способности к учению.

Способности к творчеству.

1



Бумага, карандаши


11

Интерес и успешность в деятельности.

1



Бумага, карандаши


Характер.

4




12

Что такое характер?


1



Иллюстрации

13

Черты характера.

Нравственные черты характера

1



Иллюстрации, бумага, ножницы

14

Волевые черты характера

1



Ватман, цветные карандаши

15

Как проявляются черты характера.

1



Карточки с заданиями

Темперамент

2




16

Темперамент и общение.

1



Ватман, цветные карандаши

17

Темперамент и характер.

1



Ватман, цветные карандаши




























6 класс


Тема урока


Кол-во часов


Дата


Оборудо

ва ние








План


Факт


вание


Впечатление о другом человеке

2







1

Внешний вид.

1




Лекционный материал

2

Речь.

1




Карточки -мимика и жесты.

Как люди воспринимают друг друга

3




3

Отношение к человеку и восприятия.

1




Ватман, цветные карандаши

4

Первое впечатление о человеке.

1



Ватман, цветные карандаши

5

Прошлый опыт и восприятие.

1




Ватман, цветные карандаши

Особенности восприятия человека детьми и взрослыми

3





6

Восприятие человека людьми разного возраста.

1



Видеоматериал

7

Влияние профессии на восприятие.

1




Карточки профессий

8

Как воспринимают меня?

1




Опросник, бланки ответов

Общение разных людей














3





9

Разные роли.

1



Ватман, цветные карандаши

10

Психологические особенности человека. Пространство и время общения.

1



Часы, бумага, карандаши





11

Слушать и слышать.

1




Опросник















Виды общения

2




12

Непосредственное общение

1




Опросник, бланки ответов


Особые виды общения






13

Уметь общаться

1




Опросник, бланки ответов

Общение и отношения

2




14

Межличностные отношения.

Личные и деловые отношения.


1




Ватман, цветные карандаши















15

Товарищество и дружба.

Любовь.

1




Видеоматериал








Особенности понимания человека детьми и подростками

2























16

Понимание человека детьми и подростками.

1



Ватман, цветные карандаши

17

Понимание человека взрослыми людьми.




1



Ватман, цветные карандаши













7 класс


Тема урока


Кол-во часов


Дата


Оборудова

ние ние








План


Факт


ние


Формирование личности подростков


3








1


Личностные особенности подростков.

1




Карточки с рисунками


2


Формирование волевых качеств личности. Проведение проективного теста : «Дом-дерево- человек»., «Автопортрет»


1




Бумага,

карандаши.


3


Развитие деловых качеств личности. Проведение теста: « Непроизвольный рисунок».


1




Бумага, карандаши.


Методы диагностики познавательных процессов


4






4


Диагностика восприятия и развития подростков.

1




Карточки с материалом для работы


5


Диагностика воображения.

1




Бумага, карандаши.

6


Диагностика памяти. Методика. «Определение объема зрительной памяти»


1




Карточки с материалом для работы


7


Диагностика мышления.

1




Наглядный

материал, матрица


Коррекция познавательных процессов у учащихся


4






8


Развитие образно- логического мышления.


1




Карточки с материалом для работы


9


Развитие наглядно-действенного мышления.


1




Карточки с материалом для работы


10


Коррекционное занятие по развитию речи.

1




Карточки с материалом для работы, иллюстрации




11


Развитие внимания и мыслительных


1




Карточки с




процессов в ходе межличностного взаимодействия.





материалом для работы, иллюстра ции


Межличностные отношения среди


6






подростков








12


Проведение социометрического


1




опросник,




исследования структуры






карточки




взаимоотношении в группе








13


Проведение методики изучения


1




опросник,




мотивационного ядра межличностных выборов.








14


Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного единства). Методика Р. О. Немова


1




опросник,


15


Проведение теста на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)


1




Карточки с материалом для работы,










иллюстрации












16


Выявление агрессивных качеств у подростков ( тест Розенцвейга)


1




Карточки с

материалом для работы,










иллюстрации



17


Конфликтные ситуации, пути и выходы.


1




Карточки с










материалом для работы,










иллюстрации















8 класс


Тема урока


Кол-во часов


Дата


Оборудо

ва ние






во


План


Факт


вание


Встречи с самим собой

17








1

Наедине с собой?

1




Бумага. карандаши

2

Что я знаю о себе.

1




Бумага,

карандаши.


3

Мое уникальное "я".

1




Бумага, карандаши.


4

Я глазами других.

1




Карточки с материалом для работы


5

Как меня видят другие?

1




Бумага, карандаши.


6

Мои достоинства - и недостатки.

1




Карточки с материалом для работы


7

Мои "плюсы" и "минусы" со стороны .

1




Карточки с материалом для работы


8

"Отражение"

1




Карточки с материалом для работы


9

Планирование времени .

1




Бумага, карандаши.


10


Время взрослеть.

1




Карточки с материалом для работы


11

Моя будущая профессия

1



Видеоматериалы

12

Как я выгляжу?

1




опросник


13

Мои права в семье.


1




опросник




14

Что такое дружба ?


1




опросник


15

Мужчины и женщины.

1




Карточки с материалом

















16

Что такое любовь?
Рисковать или не рисковать?

1




Карточки с

материалом















17

Уверенное выступление.
Умение сказать "нет".

1



опросник







































9 класс


Тема урока


Кол-во часов


Дата


Оборудо

ва ние






во


План


Факт


вание



Личностное развитие. Просто о сложном.


4







1

Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности.

качеств личности


1




Нагл. матер.

2

Мой мир.

1




Бумага,

карандаши.


3

Чудеса в наших руках (тренинг развития творческого мышления).

1



Нагл. матер.

4

Мир моими глазами ( тренинг по развитию временной перспективы)

1



Карт. с задан.

Психопрофилактика в тренинге.

4




5

Любовь и ответственность (профилактика насилия).

1




Бумага, карандаши.


6

Семья – маленькое государство (гармонизация полоролевых отношений).

1



Карточки с материалом


7

Самопознание как основа полоролевого взаимодействия, формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.

1



Карт. с задан.

8

Проведение упражнений: «Имена», «Убеждение». «Портрет молодой семьи глазами юношей и девушек»

1




Карт. с задан.

Искусство общения

9




9

Такие разные миры рядом с нами (развитие толерантных установок).

1



Бумага,

карандаши.


10

Общение без границ (социально –психологический тренинг по развитию коммуникативных качеств).

1



Нагл. матер.

11

Проведение упражнений :«Гармоничные отношения», «Правила интимно-личностного взаимодействия»

1




12

Проведение мозгового штурма на слово «перспектива»

1



Карт. с задан.

13

Проведение упражнений: «Автограф имени», «Бегущая Ассоциация», «Линия времени».

1




Карточки с материалом для работы


14

Анализирование притчи «Школа жизни».

1



Бумага,

карандаши.


15

Проведение игр: «Символ моего дела» , «Нужные люди», «Трудоустройство сказочных героев».

1




Карточки с материалом для работы


16

Проведение игр: «Портрет успешного человека», «Биржа труда».

1




Бумага,

карандаши.


17

Проведение упражнений: «Факторы влияния», «Требования к профессии».

1




Карточки с материалом для работы





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!