СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с одарёнными детьми

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и А. И. Власенкова (учебник «Русский язык» в 10-11 классах. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»). Основной целью является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одарёнными детьми»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"РАДЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"












Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности «Грамотей»

Уровень общего образования (класс): среднее общее, 10-11 классы

Количество часов:____70_______

Срок реализации программы: 2013-2014 уч.год

ФИО учителя: Мазалиева Любовь Касымовна

Квалификационная категория высшая

Составлена на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2008г.







ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Пояснительная записка………………………………………………………3

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………5

  3. Содержание учебного предмета, курса……………………………………. 11

  4. Тематическое планирование………………………………………………...15

  5. Поурочное планирование…………………………………………………....20











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Рабочая программа по__внеурочной деятельности по русскому языку «Грамотей» _____ в __10-11__ классах составлена в соответствии с нормативно-методическими документами, регламентирующими языковое образование.

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 ч. 2);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1987» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

  • Устав МКОУ "Радченская СОШ".

  • Образовательная программа МКОУ "Радченская СОШ";

  • "Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых МКОУ "Радченская СОШ";



Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и А. И. Власенкова (учебник «Русский язык» в 10-11 классах. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»). Основной целью является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способствует к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Овладение ею позволяет адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности. Полученными навыками и умениями слушатели курса будут оперировать в практической деятельности и повседневной жизни. По окончании курса учащимся предлагается проверить свои знания выполнением творческой работы. Программа состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели программы:

1. Помочь ученикам в овладении навыками написания сочинения;
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствовать и развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формировать и развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи программы:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.

  • Подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Срок реализации программы – 2013-2014 учебный год.



ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать и уметь

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • анализировать форму исходного текста;

  • находить характерные для исходного текста языковые средства;

  • создавать связное высказывание;

  • излагать последовательно собственные мысли;

  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

  • редактирование.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 

Тема 3. Анализ текста.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 4Композиция и языковое оформление сочинения.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тема 5.Практическая часть

Тренировочные сочинения. Итоговая контрольная работа.

написание сочинений-рассуждений.



Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по программе

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Часы

Виды деятельности

1.

Стилистический и типологический анализ текста.

18

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного(указательного) местоимения

  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. найти, какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  8. указать,какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

2.

Лингвистический анализ текста.

20

3.

Анализ текста

8

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. анализировать форму исходного текста;

  3. находить характерные для исходного текста языковые средства;

  4. создавать связное высказывание;

  5. излагать последовательно собственные мысли;

  6. использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  7. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

4.

Композиция и языковое оформление сочинения

10

5.

Практическая часть

14



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Часы

Тема

Даты

 

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (18 часов)

 

1

 2

Текст. Тема и основная мысль текста


2

 2

Средства связи между частями текста, способы связи в тексте


3

 2

Выделение микротем в тексте


4

 2

Лексические средства организации текста


5

 2

Морфологические средства организации текста


6

 2

Синтаксические средства организации текста


7

 2

Стили речи


8

 2

Типы речи


9

 2

Контрольная работа 1 (промежуточная)


 

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (20 часов)


10

 2

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.


 11

 2

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение


12

 2

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.


13

 2

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.


14

 2

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.


15-16

 4

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.


17-18

 4

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.


19

 2

Промежуточная контрольная работа 2


 

 

Тема 3. Анализ текста. (8 часа)


20

 2

Содержание исходного текста.


21

 2

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.


22

 2

Рецензия. Эссе.


23

 2

Промежуточная контрольная работа 3


 

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов)


24-25

 4

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.


26-27

 4

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.


28

 2

Заключительная часть сочинения.




Тема 5. Практическая часть (14 часов)


29-33

 10

Тренировочные сочинения.


34-35

 4

Итоговая контрольная работа.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!