МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РАДЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности «Грамотей»
Уровень общего образования (класс): среднее общее, 10-11 классы
Количество часов:____70_______
Срок реализации программы: 2013-2014 уч.год
ФИО учителя: Мазалиева Любовь Касымовна
Квалификационная категория высшая
Составлена на основе:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………3
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………5
Содержание учебного предмета, курса……………………………………. 11
Тематическое планирование………………………………………………...15
Поурочное планирование…………………………………………………....20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по__внеурочной деятельности по русскому языку «Грамотей» _____ в __10-11__ классах составлена в соответствии с нормативно-методическими документами, регламентирующими языковое образование.
Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 ч. 2);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1987» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
Устав МКОУ "Радченская СОШ".
Образовательная программа МКОУ "Радченская СОШ";
"Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых МКОУ "Радченская СОШ";
Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и А. И. Власенкова (учебник «Русский язык» в 10-11 классах. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»). Основной целью является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способствует к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Овладение ею позволяет адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности. Полученными навыками и умениями слушатели курса будут оперировать в практической деятельности и повседневной жизни. По окончании курса учащимся предлагается проверить свои знания выполнением творческой работы. Программа состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели программы:
1. Помочь ученикам в овладении навыками написания сочинения;
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствовать и развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формировать и развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи программы:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации программы – 2013-2014 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать и уметь
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
редактирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Тема 3. Анализ текста.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тема 5.Практическая часть
Тренировочные сочинения. Итоговая контрольная работа.
написание сочинений-рассуждений.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по программе
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Часы | Виды деятельности |
1. | Стилистический и типологический анализ текста. | 18 | прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится; прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора; определить, какое утверждение противоречит позиции автора; определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…); найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного(указательного) местоимения написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце; найти, какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении; указать,какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста. |
2. | Лингвистический анализ текста. | 20 |
3. | Анализ текста | 8 | понимать и интерпретировать содержание исходного текста; анализировать форму исходного текста; находить характерные для исходного текста языковые средства; создавать связное высказывание; излагать последовательно собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. |
4. | Композиция и языковое оформление сочинения | 10 |
5. | Практическая часть | 14 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Часы | Тема | Даты |
| | Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (18 часов) | |
1 | 2 | Текст. Тема и основная мысль текста | |
2 | 2 | Средства связи между частями текста, способы связи в тексте | |
3 | 2 | Выделение микротем в тексте | |
4 | 2 | Лексические средства организации текста | |
5 | 2 | Морфологические средства организации текста | |
6 | 2 | Синтаксические средства организации текста | |
7 | 2 | Стили речи | |
8 | 2 | Типы речи | |
9 | 2 | Контрольная работа 1 (промежуточная) | |
| | Тема 2. Лингвистический анализ текста (20 часов) | |
10 | 2 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | |
11 | 2 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | |
12 | 2 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | |
13 | 2 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | |
14 | 2 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | |
15-16 | 4 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | |
17-18 | 4 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | |
19 | 2 | Промежуточная контрольная работа 2 | |
| | Тема 3. Анализ текста. (8 часа) | |
20 | 2 | Содержание исходного текста. | |
21 | 2 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | |
22 | 2 | Рецензия. Эссе. | |
23 | 2 | Промежуточная контрольная работа 3 | |
| | Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов) | |
24-25 | 4 | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | |
26-27 | 4 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | |
28 | 2 | Заключительная часть сочинения. | |
| | Тема 5. Практическая часть (14 часов) | |
29-33 | 10 | Тренировочные сочинения. | |
34-35 | 4 | Итоговая контрольная работа. | |