СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с одарёнными детьми. Мир северной деревни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного учебного предмета по английскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одарёнными детьми. Мир северной деревни.»

VII Открытый региональный конкурс

«Наследие Поморья»





Номинация: «Приобщение к истокам Поморской культуры»






Программа дополнительного образования

The World Of the Northern Village

«Мир северной деревни»

(программа подготовки экскурсоводов на английском языке по Архангельскому государственному музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»)

на 1 год



Составитель:

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ «Общеобразовательная гимназия № 21»

г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 9

Параца Оксана Владимировна






г. Архангельск

2013г.



Пояснительная записка

В последние годы увеличился поток иностранных граждан посещающих наш город с разными целями: обучение, обмен опытом, культурный обмен. Всё больше школ входят в систему международного обмена. У обучающихся появляется возможность не только посетить другие страны, но и принять гостей в стенах своего учебного заведения, получить возможность общения без переводчиков. В последние годы растет популярность морских круизов, в программу которых входит посещение Архангельска. В период с 2004 по 2012 поток туристов, посетивших наш город с морскими круизам, увеличился в пять раз. Обслуживание судов, вместимость которых превышает 300 человек, вызывает определённые трудности, связанные с нехваткой экскурсоводов. Работа через переводчика сокращает количество информации предлагаемой туристам и лишает возможности прямого общения.

Посещение музея «Малые Корелы» давно стало неотъемлемой частью любого визита иностранных граждан в наш город. Группы иностранных школьников, посещающих наш город по обмену, также включают посещения музея в программу своего пребывания. К сожалению, большинство подростков Архангельска, воспринимают музей «Малые Корелы» исключительно как зону отдыха и не видят его образовательного потенциала, включая возможность совершенствования навыков владения иностранными языками. В последние годы мы говорим не об обучении иностранным языкам, а об обучении иноязычной культуре, а между тем, любой изучающий иностранный язык, прежде всего, должен уметь описывать культуру родного края средствами иностранного языка. Представленная программа позволяет превратить посещение музея из увеселительной прогулки в практическое занятие по иностранному языку.

Представленная программа дополнительного образования является модификацией модуля «Деревянная Архитектура Русского Севера» программы по элективному предмету «Культура Русского Севера», подготовка гидов-переводчиков (автор Параца О.В.)

Основной целью программы является формирование умения описывать быт и культурные особенности Русского Севера на базе экспозиции Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» средствами английского языка (иностранного языка).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Обучающие задачи:

  • Развитие интереса к изучению иностранного языка

  • Расширение словарного запаса за счёт включения в него специальной терминологии

  • Систематизация знаний по иностранному языку и развитие навыков устной монологической и диалогической речи

  • Ознакомление с работой экскурсовода, гида-переводчика


Воспитательные задачи:

  • Стимуляция интереса к изучению истории и культуры родного края

  • Формирование общественно-активной личности, осознающей необходимость сохранения культурного наследия

  • Формирование навыков общения с представителями иноязычной культуры

Развивающие задачи:

  • Социокультурное развитие обучающихся на основе знакомства с памятниками архитектуры

  • Формирование потребности в самореализации через расширение знаний о профессиях, связанных со сферой туризма

  • Развитие ответственного и бережного отношения к памятникам истории и культуры


В основе программы лежит идея, что рассказ интересен только тогда, когда предмет повествования понятен говорящему. По этой причине программа предусматривает возможность ознакомления с профессией экскурсовода, получения навыков последовательного перевода, развитие навыков поиска необходимой информации, её отбора и компоновки, в соответствии с логикой экскурсии. Обучающиеся ознакомятся с особенностями создания музеев под открытым небом, узнают о том, как поморы готовились к строительству, будут знать функциональное назначение построек и их отличительные особенности, ознакомятся с особенностями быта поморов. В программу также включён раздел «Народные праздники» и информация о внутреннем убранстве домов и культовых сооружений. Для осознания и развития навыка свободного владения полученной информацией по окончанию каждой темы предусмотрены практические задания, носящие творческий характер.

Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов школ с углублённым изучением английского языка, но может использоваться в общеобразовательных школах.

Набор обучающихся в группу носит свободный характер. Группа обучающихся профильная, так как работа по программе предусматривает углубление знаний по английскому языку и носит профориентационный характер. Обучение по представленной программе будет интересно и полезно для тех, кто хочет выбрать профессии связанные с туризмом, архитектурой, реставрацией архитектурных памятников, музейным делом, изучением истории.

Программа рассчитана на один год, на 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.


Прогнозируемые результаты обучения

По окончанию обучения по программе обучающиеся должны уметь:

  • составлять текст экскурсии

  • свободно ориентироваться на территории музея «Малые Корелы» по карте музея

  • осуществлять устный перевод с русского языка на

английский и с английского языка на русский

  • владеть необходимыми лексическими единицами и грамматическими

конструкциями английского языка



Обучающиеся должны знать:

  • приёмы работы со специальной литературой при подготовке презентаций отдельных объектов экскурсии

  • лексические единицы, отражающие архитектурные особенности зодчества

Русского Севера и образ жизни края

  • Социокульурные особенности региона



Обучающиеся должны использовать на практике:

  • подготовка и проведение экскурсий по музею «Малые Корелы» на английском языке

  • составление сообщений по теме курса

Программа позволяет использовать как традиционные, так и новые методы, приемы и формы обучения, большая часть которых носит творческий характер. Широко используется групповая и парная формы работы, экскурсии, работа с использованием ресурсов сети Интернет. Работа над презентациями объектов и сообщениями формирует навыки перевода, совершенствует навыки устной речи и навыки самостоятельной работы со специальной, справочной литературой и Интернет ресурсами. Уделяется внимание самостоятельной исследовательской работе учащихся, возможно участие в работе исследовательских конференций: «Юность Архангельска» и «Ломоносовские чтения на английском языке»

На заключительном этапе работы над разделами и на этапе контроля используется проектная методика, проводятся викторины, ролевые игры, создаются мультимедийные презентации. Итоговый контроль по программе проводится в форме обзорной экскурсии по музею.



















Учебно-тематический план



Разделы и темы

Общее кол-во часов

I.

Введение в программу.

Введение в специальность

2

II.

Музеи под открытым небом:

  • Знакомство с музеем «Малые Корелы»

  • Музеи под открытым небом


2

III.

Северная деревня

  • Особенности организации северной деревни

  • Основные постройки деревни и их функциональное назначение


6

IV.

Техника строительства и строительные конструкции

  • Материалы

  • Инструменты

  • Строительные конструкции


3

V.

Северный дом

  • Особенности конструкции

  • Внутреннее устройство дома

  • Дом Третьякова

  • Дом Пухова

  • Дом Русиновых


7

VI.

Культовые сооружения

  • Культовые комплексы. Тройник. Церкви, часовни, обетные кресты.

  • Особенности конструкций

  • Внутреннее убранство

  • Георгиевская церковь

  • Вознесенская церковь

  • Макарьевская часовня


7

VII.

Праздники в музее Малые Корелы

3

VIII.

Хозяйственные постройки

  • Мельницы

  • Амбары

  • Бани

  • Другие конструкции


4

IX.

Экскурсия по музею Малые Корелы

2


Итог

36

Содержание программы

Название раздела

Содержание

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Введение в программу.

Введение в специальность

  • Знакомство с программой

  • Основные понятия

  • Основы профессии экскурсовода: основы профессии, основные обязанности и ответственность экскурсовода

  • Посещение музейного комплекса Дом Куницыной М.Т.




1




1




2

2.

Музеи под открытым небом

  • Требования к организации музеев под открытым небом

  • Сохранение памятников в музеях под открытым небом

  • Особенности организации музея «Малые Корелы»

  • История создания музея

  • Вступление к обзорной экскурсии по музею




1




1




2

3.

Северная деревня

  • Выбор места для деревни

  • Расположение деревни

  • Организация деревни

  • Названия построек

  • Функциональное назначение построек




2




4




6

4.

Техника строительства. Строительные конструкции

  • Материал и его заготовка для строительства

  • Инструменты

  • Основные элементы конструкции домов



1



2



3





5.

Северный дом

  • Особенности конструкции северного дома

  • Внутреннее убранство избы. Организация пространства избы

  • Внутреннее устройство дома

  • Дом Третьякова

  • Дом Пухова

  • Дом Русиновых



3



4



7

6.

Культовые сооружения


  • Понятие «тройник»

  • Конструктивные особенности культовых сооружение

  • Различия между церковью и часовней

  • Внутреннее убранство церквей и часовен

  • Правила поведения в церкви

  • Обетные кресты

  • Георгиевская церковь

  • Вознесенская церковь

  • Макарьевская часовня

  • Колокольные звоны

  • Иван Данилов






3







4






7

7.

Празднике в Музее Малые Корелы


  • Новый год, Рождество

  • Масленица

  • Троица

  • Ивана Купала




1




2




3







8.

Хозяйственные постройки

  • Амбары

  • Бани

  • Мельницы

  • Колодцы, заборы и т.д.

  • Традиции и поверья, связанные с хозяйственными постройками



2



2



4

9.

Экскурсия по музею Малые Корелы

  • Экскурсия по музею


2

2



ИТОГ



14


22


36








































Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы проведения

Теоретические

Практические

1.

Введение в программу.

Введение в специальность

- Лекция по теме занятия

- Посещение музейного комплекса Дом Куницыной М.Т.


- Круглый стол по теме «Работа экскурсовода. Её особенности»

(работа группой)

2.

Музеи под открытым небом


- Лекция по теме: «Организация музеев под открытым небом»


- Просмотр и работа с материалом

фильма о музее «Малые Корелы»

- Написание

вступления к обзорной экскурсии по музею Малые Корелы


3.

Северная деревня

- Работа с лексическими единицами на англ.яз.

- Работа с текстами по теме


- Экскурсия в музей «Малые Корелы»

- Просмотр фильма

- Создание проекта «Северная деревня» (в группах)

4.

Техника строительства. Строительные конструкции

- Лекция по теме раздела




-Работа с текстом, лексикой

- Итоговая игра

«Своя игра»



5.

Северный дом

- Работа с текстами

- Особенности последовательного перевода

- Просмотр фильма

- Работа с лексикой по теме

- Работа по переводу (парная работа)

- Подготовка телепередачи по теме «Целесообразность и логика северного дома» (работа в группах)

- Индивидуальные презентация отдельных объектов на английском языке (домов)

6.

Культовые сооружения

- Работа с текстами

-Работа с лексикой по теме


- Просмотр фильма

- Парная работа, последовательный перевод

- Интервью о колокольных звонах (парная или в группах)

- Озвучивание на английском языке фильма (работа группой)

- Презентации объектов

7.

Праздники в музее «Малые Корелы»

- Теоретический материал по теме

- Презентации о праздниках

Праздники в музее (работа в группах)

- Посещение музея на Масленицу

- Репортаж о проводах Масленицы (индивидуальная и парная работа)

8.

Хозяйственные постройки

- Работа с текстами



- Работа с лексическими единицами

- Заочная экскурсия под перевод по хоз.постройкам

9.

Экскурсия по музею «Малые Корелы»


- Зачётная экскурсия по музею «Малые Корелы»



Большая часть занятий представляет собой работу в группах и парах и составление индивидуальных текстов Программа уделяет большое внимание развитию и совершенствованию навыков устной речи, что обусловлено особенностями работы экскурсовода. Вступительная экскурсия, проводимая в музее, выполняется профессиональным экскурсоводом музея, чтобы обучающиеся имели возможность наблюдать работу экскурсовода, задать ему интересующие их вопросы. В работе по программе используются мультемедийные материалы, книги изданный по заказу музея «Малые Корелы», учебные пособия, изданные в разные годы САФУ ( ПГУ им. Ломоносова М.В.), специальная литература по деревянному зодчеству.

















Список литературы для обучающихся



  1. Русский Север как особая территория наследия. Пермиловская А.Б.; Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», УрО РАН, Екатеринбург, 2010.

  2. Уникальные памятники культуры в собрании Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Пермиловская А.Б.; Архангельск: 2004.

  3. The Arkhangelsk Region. Амосова М.А., Рипинская Л.В., Чичерина Н.В.; Архангельск: Поморский Университет, 2008.

  4. Northern Russian Pomors: Lifеstyle; Customs and Тraditions. Амосова М.А; Глущенко Э.Э.; Рипинская; Л.В, Чичерина Н.В.; Архангельск, Изд-во ПМПУ им. Ломоносова, 1995.

  5. Our Heritage Чичерина Н.В., Рипинская Л.В. - Архангельск, Изд-во ПМПУ им. Ломоносова, 1994.





Список специальной литературы для учителя

  1. Воробьёва С.А. Деловой английский для сферы туризма. М.: Филоматис, 2003.

  2. Вознесенская церковь. Автор текста: Иванова А.И. – Архангельск.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.

  3. Гид-переводчик,Учебный курс по английскому языку для учащихся старших классов и студентов.. Соловова Е.Н - М.: Просвещение, 2002.

  4. Глущенко Е., Медведев Ю. Энциклопедия славянской мифологии. М.: Астрель, 1996.

  5. Дидактический материалы по экологии (региональный компонент).; Составители: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. – Архангельск, Соломбальская типография, 1997.

  6. Иван Данилов – мастер колокольного звона. Составитель: Дорофеева Е.М. – Архангельск, ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2007.

  7. Кабакчи В.В. Практика английского языка межкультурного общения. С-П.: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права; Обществ «Знание» Санкт –Петербурга и Ленинградской области, 2001.

  8. Каргополье. Художественные сокровища. Автор-составитель: Дурасов Г. – М.: Советская Россия, 1984.

  9. Культура Русского Севера. Составители: Давыдов А.Н., Куратов А.А. – Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1988.

  10. Линник Ю.В. Духовность Русского Севера.- Петрозаводск, 2007.


  1. Линник Ю.В. Пропорция. – Петрозаводск, 2007.

  2. Народная культура и музеи под открытым небом. Пути сохранения и возрождения традиционной культуры. ;Материалы международной научно-практической конференции.- Архангельск: Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2000.

  3. Памятники Архитектуры Русского Севера . Сборник статей, состав. Попова Л.Д. - Архангельск, Изд-во ПГУ им. Ломоносова, 1998.

  4. Пермиловская А.Б. Северный Дом, 2001.

  5. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.

  6. Северные часовни. . Автор текста: Иванова А.И. – Архангельск.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.

  7. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Ленинград. Стройиздат Ленинградского отделения, 1982.

  8. Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера.- Архангельск: ОАО ИПП «Правда Севера», 2007.

  9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура . Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1999.

  10. The Arkhangelsk Region. Амосова М.А. Репинская Л.В. Чичерина Н.В.- Архангельск: Поморский университет, 2008.






Интернет - ресурсы

  1. www.pomorland.info/

  2. www.arhnews.ru/news

  3. www.hortart.narod.ru

  4. www.korely.ru

  5. www.museum.ru



Мультемедийные материалы

  1. Каргополь на DVD. Фильмы, клипы, фотоальбомы

  2. Прогулки в прошлое. Цикл фильмов

  3. Малые Корелы. Цикл фильмов; студия «Поморфильм»

  4. Исчезающие шедевры. Материалы проекта



12