СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию слухового восприятия для 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную программу рекомендую для учителей по развитию слухового восприятия и формированию произношения школ для детей с нарушениями слуха.Программа включает фразы по темам,тексты и учебный материал.

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию слухового восприятия для 9 класса.»

Программа по развитию слухового восприятия 9 класс



Содержание

Требования к достижениям учащихся

І

Неделя


Воспринимает и распознает речь с учетом речевого контекста, восстанавливает предложения по отдельным словам.

1

Текст «Дружба с деревьями»


2

Фразы по теме «Мой родной город»

II

Неделя


Понимает связный текст, предъявленный в устной форме, ведет беседу по тексту. Описывает основные профессии человека.

1

Текст «Руки человека»


2

Фразы по теме «Профессии»

III

Неделя


Ведет диалог по теме «Простые правила ученика». Свободно владеет информацией из истории создания светофора.

1

Текст «Это интересно»


2

Фразы по теме «Простые правила ученика»


IV

Неделя


Владеет коммуникативными навыками общения по теме государственной символики Украины. Включает элементы описания природы Донбасса.

1

Текст «Донбасс»


2

Фразы по теме «Государственные символы Украины»

V

Неделя


Ведет диалог с учетом законов и правил общения. Владеет знаниями из истории Украины.

1

Текст «Государственный флаг Украины»


2

Фразы по теме «Твоя страна - Украина»


VI

Неделя


Владеет навыками общения с окружающими сверстниками. Составляет диалог по теме: «Правила этикета за столом»

1

Текст «Чумаки»


2

Фразы по теме «Правила этикета за столом»

VII

Неделя


Владеет навыком пользоваться голосом нормальной высоты, по необходимости меняет громкость говорения. Раскрывает причинно-следственные связи, взаимоотношений человека с животным миром.

1

Текст «Журка»


2

Фразы по теме «Мой досуг»

VIII

Неделя


Различает слуховые или слухо-зрительные образы знакомого речевого материала. Составляет диалог по теме «Дружба».

1

Текст «Трус»


2

Фразы по теме «Дружба»

IX

Неделя


Максимально использует остатки слуха для развития речи, воспринимает речь на слух. Владеет навыками самоконтроля произношения.

1

Текст «Живой памятник»


2

Фразы по теме «Умеешь ли ты дружить?»

X

Неделя


Воспринимает на слух фактическое содержание текста. Использует знания об Украине как независимом государстве, правах и обязанностях граждан.

1

Текст «Пушкин и книги»


2

Фразы по теме «Права и обязанности гражданина»

XI

Неделя


Создает устное сочинение-рассказ, описывая важные детали, для раскрытия темы и основной мысли. Создает диалог по теме: «Правила дорожного движения».

1

Текст «Киев в ХІ веке»


2

Фразы по теме «Правила дорожного движения»

XII

Неделя


Воспринимает на слух или слухо-зрительно незнакомый текст и понимает с одного прослушивания его фактическое содержание. Использует знания о правах ребенка.

1

Текст «Земля Л.Н. Толстого»


2

Фразы по теме «Азбука права»

XIII

Неделя


Воспринимает речь учителя и учащихся класса на резервном расстоянии. Владеет знаниями о повадках птиц.

1

Текст «Воробьиное бюро погоды»


2

Фразы по теме «Памятники старины родного края»

XIV

Неделя


Правильно строит, распространяет и употребляет в речи словосочетания из текста. Самостоятельно контролирует звукопроизношение.

1

Текст «Жизнь зимнего леса»

2

Фразы по теме «Новогодняя мозаика»

XV

Неделя


Владеет знаниями об истории каникул. Пользуется правилами орфоэпии. Составляет диалог по теме «Зимние каникулы»

1

Текст «Каникулы»


2

Фразы по теме «Зимние каникулы»

XVI

Неделя


Воспринимает с помощью индивидуального слухового аппарата и на голое ухо текст и фразы. Использует знания о рождественских традициях.

1

Текст «Зимние праздники»


2

Фразы по теме «Зимние праздники»

XVII

Неделя


Формирует вопросы по содержанию текста. Подробно пересказывает текст. Владеет знаниями из истории и географии Украины.

1

Текст «22 января – День Соборности Украины»


2

Фразы по теме «Маленькая Украина или большая?»

XVIII

Неделя


Дает ответы на знакомые вопросы, владеет основными правилами орфоэпии. Ориентируется на знакомые слова, словосочетания для осознания содержания текста.

1

Текст «Спортсмен»


2

Фразы по теме «Здоровый образ жизни»

XIX

Неделя


Владеет навыками самоконтроля произношения, следит за речью своих товарищей, используя остатки слуха. Использует знания правил хорошего поведения.

1

Текст «Это стоит запомнить»


2

Фразы по теме «Человек среди людей»

XX

Неделя

Владеет умениями строить предложения логически правильно и синтаксически грамотно. Ведет диалог на тему: «Твоя семья».

1

Текст «Первые коньки»


2

Фразы по теме «Твой род. Твоя родня.»

XXI

Неделя


Использует индивидуальный слуховой аппарат для развития слухового восприятия. Ориентируется на знакомые слова, словосочетания для создания диалога на тему: «Вредные привычки».

1

Текст «Мой любимый вид спорта»


2

Фразы по теме «Вредные привычки»

XXII

Неделя


Знает словарь по изученной теме. Умеет строить вопросы. Понимает содержание вопроса собеседника, дает на него короткий и развернутый ответ.

1

Текст «Заяц на дереве»


2

Фразы по теме «Весна»

XXIII

Неделя


Поддерживает диалог с учителем, одноклассниками; придерживается правил культуры общения во время диалога.

1

Текст «Дружба»


2

Фразы по теме «Лучшее на свете слово - мама»

XXIV

Неделя


Воспринимает речь учителя и учащихся на резервном расстоянии. Владеет навыками описания весенней природы.

1

Текст «Воробьи»


2

Фразы по теме «Учись хорошо работать и быть дисциплинированным»

XXV

Неделя


Владеет навыками понимания связного текста, предъявленного в устной форме. Использует знакомые слова и синтаксические конструкции для построения собственных высказываний.

1

Текст «Весна»


2

Фразы по теме «Как вести себя в гостях»

XXVI

Неделя


Воспринимает и распознает речь с учетом речевого контекста. Восстанавливает предложение по отдельным словам. Использует знания о традициях народа. Составляет диалог на тему: «Хлеб – всему голова».





1

Текст «Благая весть»


2

Фразы по теме «Чествование хлеба»

XXVII

Неделя

Понимает связный текст, предъявленный в устной форме на украинском языке, ведет беседу по тексту. Максимально использует остатки слуха для развития речи.

1

Текст «Легенди про калину».


2

Фразы по теме «Мы все граждане Украины»

XXVIII

Неделя


Воспринимает с помощью индивидуального слухового аппарата и на голое ухо тексты и фразы. Использует знания о природе и ее явлениях.

1

Текст «Берегите воду»


2

Фразы по теме «Природа и мы»

XXIX

Неделя


Владеет навыками самоконтроля произношения, следит за речью своих товарищей, используя остатки слуха. Ориентируется на знакомые слова, словосочетания для создания диалога на тему: «Вредные привычки».

1

Текст «Шестьдесят метров к бессмертию»


2

Фразы по теме «Курение и здоровье человека»

XXХ

Неделя


Воспринимает с помощью индивидуального слухового аппарата и на голое ухо тексты и фразы. Использует знания о живой природе. Ведет диалог на тему: «Ты и твои родители».

1

Текст «Сова»


2

Фразы по теме «Родители обязаны – дети обязаны»

XXХІ

Неделя

Максимально использует остатки слуха для развития речи, воспринимает речь на слух. Владеет навыками самоконтроля произношения. Включает элементы описания цветовой гаммы летнего леса.

1

Текст «Царица лета»


2

Фразы по теме «Скоро лето»








I НЕДЕЛЯ



  1. ТЕКСТ «Дружба с деревьями».


Хорошо в лесу! Но вы больше смотрите вниз, себе под ноги. Из вашей корзины виднеются коричневые, красные, желтые шляпки грибов. Вам хочется собрать побольше подосиновиков, белых, рыжиков, груздей. Но где искать те или иные грибы? Если бы вы, срезав гриб, замечали, под каким деревом он рос, то сделали бы интересные выводы. Под сосной вы нашли много рыжиков и маслят, под осиной – красивые подосиновики, под березами – подберезовики, а в молодом ельнике и дубравах – грузди. Чем вызвана такая дружба грибов с деревьями? Вы разрезали мох и сорвали гриб. Грибницы многих грибов тесно связаны с корнями многих деревьев. Собирая грибы, замечайте, с какими деревьями они «дружат».


Задание к тексту:


  1. Какие грибы растут под осиной?

  2. Под березой, в ельнике и в дубравах?

  3. Почему под определенными деревьями растут не все грибы?

  4. Повторите: шляпки грибов, интересные выводы, в дубравах и ельнике.


  1. Фразы по теме: «Мой родной город».


  1. Какой праздник отмечается в Мариуполе в сентябре?

  2. На берегу какого моря расположен город?

  3. Мариуполь – морские ворота Донбасса.

  4. Какие заводы есть в городе?

  5. Как называется река, протекающая в Мариуполе?

  6. Что вам нравится в Мариуполе?













II НЕДЕЛЯ


1. Текст «Руки человека».


Стол, за которым ты сидишь, и парта, и окно в классе, крыша над головой, твоя одежда и обувь, книга, ежедневная пища – всё, решительно всё на свете построено и добыто человеческими руками. Они управляются с пером и молотком, держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Руки человека раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, наполнили влагой сухие пустыни, перегородили реки. Руки человека со всем справляются, всё умеют человеческие руки!


Задание к тексту:


  1. Повторите: человеческие руки, управляются с пером и молотком, раздвинули дремучие леса.

  2. Что доброго сделали твои руки?

  3. Дополни: крыша….; наполнили….;





2. Фразы по теме: «Профессии».


  1. Какие профессии вы знаете?

  2. Кем ты хочешь быть?

  3. Какие профессии у ваших родителей?

  4. Чем полезен их труд для людей?

  5. Какие мастерские есть в нашей школе?

















III НЕДЕЛЯ



1. Текст «Это интересно».


В 1868 году на одном из перекрестков Лондона появилось необыкновенное устройство. Это была установка семафорного типа. Но вскоре из-за несовершенства конструкции она вышла из строя. Только в 1914 году в США появились электрические светофоры: они имели 2 сигнала – красный и зеленый. В 1918 году светофор стал трёхцветным. В нашей стране первый светофор появился в 1924 году в Москве на перекрестке улиц Петровка и Кузнецкий Мост.


Задание к тексту:


  1. Когда и где был впервые установлен светофор?

  2. Какой он был сначала?

  3. Когда и где в Москве был установлен первый светофор?

  4. Повтори: перекрёсток, семафорный тип, электрические светофоры, два сигнала.



2. Фразы по теме: «Простые правила ученика».


  1. Внимательно слушай учителя.

  2. Не вертись за партой, не «считай ворон» в окне.

  3. Постарайся отложить свои личные дела до перемены.

  4. Собирай портфель ещё с вечера.

  5. На перемене не бегай, словно обезумевший носорог, по коридору. Ты можешь сбить с ног гостя школы, учительницу, даже самого директора.

  6. Следи за чистотой в классе, не сори. Не кидай на пол бумажки и другой мусор.















IV НЕДЕЛЯ



  1. Текст «Донбасс».


Каждый любит то место, где родился и вырос. Сердце никогда не забывает дом матери. Любовь к родной стране начинается с любви к отчему дому, к родному городу. Украина - наша родная страна.

Сказочно богата природа Украины. В Донбассе залегают мощные пласты каменного угля. Есть природный газ, железная руда. Без труда людей эти богатства мертвы. Уголь и руду надо найти и добыть. Плодородную почву надо вспахать, засеять.

Подрастайте поскорей, родной земле, нужны ваши трудовые руки.


Задание к тексту:

  1. С чего начинается любовь к родной стране?

  2. Как называется наша страна?

  3. Какая природа Украины?

  4. Чем богат Донбасс?

  5. Вы любите свой край?

  6. Дополните: Украина – наша родная…

Сказочно богата природа…

  1. Послушай и повтори: плодородная почва, надо вспахать, засеять.



  1. Фразы по теме: «Государственные символы Украины».


        1. Государственными символами являются герб, флаг, гимн.

        2. Герб – особенный знак – символ.

        3. Государственный герб Украины – золотой трезубец на синем фоне.

        4. Флаг – полотно определенных цветов – символ независимости государства. Государственный флаг Украины – сине-желтый.

        5. Гимн нашего государства – торжественная песня.













V НЕДЕЛЯ


  1. Текст « Государственный флаг Украины».


Государственный флаг – одна из эмблем государства. Это святыня народа. Флаг сине-желтый. Цвета символизируют труд и достаток. Чистое небо распростерлось над желтым хлебным полем – так можно объяснить выбор цветов государственного флага. Еще это объединение символов жизни золотого солнца с синим космосом. Знамена у государств появились очень давно. Славяне обожествляли свои знамена и верили, что в трудный час они помогут. Знаменосцами выбирали богатырей, которые должны были держать знамя над полем боя, свято охранять его.

Теперь сине-желтый флаг Украины поднимается при официальных церемониях. Он – символ независимости государства.


Задание к тексту:

  1. Почему такого цвета государственный флаг?

  2. Когда появились флаги?

  3. Когда поднимается государственный флаг?

  4. Послушайте и повторите: Государственный флаг - одна из эмблем государства.

  5. Повторите: святыня народа, знамена, знаменосцы, богатыри, символ независимости.


2. Фразы по теме: «Твоя страна Украина».


  1. Назови государство, в котором ты живешь?

  2. Какие горы и моря есть в нашей стране?

  3. Какая река протекает через всю Украину?

  4. На какой реке расположен город Киев?

  5. Какую годовщину независимости мы отмечали в этом году?













VI НЕДЕЛЯ


1. Текст «Чумаки».

Кто такие чумаки? Так издавна называли на Украине торговцев солью и рыбой, ездивших со своими товарами в Крым, на Дон и в низовье Днепра. Трудно сказать, почему чумаки получили такое название. Может быть по тому, что часто из Крыма они привозили страшную болезнь – чуму. Может быть, потому, что ковш, из которого пили чумаки, называли чумом.

Во время казачества запорожские казаки снабжали чумаков вооруженной охраной. Чумаки перевозили товары на волах и специальных возах.

О чумаках создано много легенд и песен, которые дошли до нашего времени. Чумацкие песни, то грустные, то веселые рождались ранним морозным утром или в ночной тишине, когда вокруг все было неведомое, далекое, и только слабо светился млечный путь – «Чумацкий шлях».

Характер чумака – суровый немного грустный. Крепкое тело, мужественное лицо, длинный усы и закрученный за ухо чуб, придавали чумаку особенную индивидуальность.


Задание к тексту:

  1. Кто такие чумаки?

  2. Почему они получили такое название?

  3. Почему чумаков сопровождала охрана?

  4. Какой характер был у чумаков?

  5. Послушайте и повторите: чумаки, Чумацкий шлях, низовье Днепра, много легенд и песен, кочевая жизнь.

  6. Дополните предложение: Чумаки перевозили товар на волах и …


2. Фразы по теме: «Правила этикета за столом».


  1. Во время еды нельзя качаться на стуле, разговаривать.

  2. Почему нельзя есть с ножа?

  3. Почему вилку держат в левой руке, а нож - в правой?

  4. Своей вилкой, ложкой, ножом, а тем более руками, нельзя брать еду из общих тарелок, блюд, ваз.

  5. Перед тем как сесть за стол помой руки с мылом.

  6. Не забудь поблагодарить того, кто приготовил для тебя обед.







VII НЕДЕЛЯ


1. Текст «Журка».


Раз было у нас… Поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек под рукой у нас не было. Умница! - сказала моя жена.

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Звала она его всегда «Фру-Фру», и он к ней бежал. Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут. Раз пошла жена за водой к болоту, а Журка за ней. Небольшой лягушонок сидел у колодца и прыг, от Журки в болото. Журка за ним. Мы все прибежали к колодцу. Видим: Журка далеко на середине болота стоит.

- Фру-Фру! – кричу я. И все ребята за мной тоже кричат: «Фру-Фру». Журка услышал знакомое «Фру-Фру» и прилетел к нам.


Задание к тексту:

  1. Как звали журавля?

  2. Чем питался Журка?

  3. Куда однажды пошел Журка?

  4. Как ребята звали к себе Журку?

  5. Послушайте и повторите: журавль, Журка, подрезанные крылья, болото, колодец.

  6. Повтори с интонацией: Умница!



2. Фразы по теме: «Мой досуг».


  1. Расскажи, как ты проводишь свое свободное время.

  2. Какие книги любишь читать?

  3. Какие любимые телепередачи?

  4. Что любишь смотреть из музыкальных телепередач?

  5. При просмотре телепередач ты пользуешься слуховым аппаратом?













VIII НЕДЕЛЯ


1. Текст «Трус».


Дело было в Крыму. Мальчик пошел на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел в низ, увидел перед собой огромные острые камни. Вцепился в какой-то колючий кустарник, сидит на корточках, дышать боится. А внизу, в море, рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была его дочка. Она все видела и поняла, что мальчик испугался. И вдруг подул ветер и вырвал из рук мальчика удочку. Она упала в море. Тогда девочка прыгнула и достала удочку. Мальчик скатился кубарем вниз и закричал: «Отдай, это моя удочка!». Девочка отдала удочку и сказала: «Если ты трус, то и жадина».


Задание к тексту:

  1. Почему испугался мальчик?

  2. Почему девочка взяла удочку?

  3. Можно ли назвать мальчика трусом?

  4. Повтори: крутой, скользкий берег, острые камни, жадина.




2. Фразы по теме «Дружба».


  1. У тебя есть друг или подруга?

  2. Что нравится тебе в твоем друге?

  3. Каким должен быть друг в трудную минуту?

  4. Как ты думаешь: это хорошо, если друг не дает тебе списывать домашнее задание?
















IX НЕДЕЛЯ


1. Текст «Живой памятник».


Далеко от Украины на земле Казахстана, растет верба. Прожило дерево на свете более 100 лет. Маленьким прутиком посадил его украинский поэт Тарас Шевченко. Поэт был сослан в тот далекий край по приказу царя. По пути он сорвал ветку вербы и посадил на казахской земле. Теперь геологи нашли в этих местах воду. Казахи с гордостью называют это место «землей Тараса».


Задание к тексту:

  1. Кто посадил дерево на казахской земле?

  2. Сколько лет прожило на свете дерево?

  3. Куда был сослан украинский поэт Тарас Шевченко?

  4. Составьте предложение: посадил, пути, по, он, на, земле, казахской, сорвал, ветку, вербы, и.




2. Фразы по теме: «Умеешь ли ты дружить?»


Я считаю, что настоящий друг:


  1. делится новостями о своих успехах;

  2. оказывает поддержку;

  3. добровольно помогает в беде;

  4. хранит доверенные ему тайны;

  5. помнит о друге, когда того нет рядом;

  6. радуется успехам друга;

  7. не предает в трудную минуту.













X НЕДЕЛЯ


1. Текст «Пушкин и книги».

Пушкин книги любил с детства. По слова его младшего брата, он еще будучи мальчиком проводил бессонные ночи, тайком пробираясь в кабинет отца и читал все книги, которые попадались ему под руку.

Однажды Николай Михайлович Карамзин был в гостях у родителей Пушкина. Весь вечер мальчик вслушивался в разговор писателя. У Пушкина была отличная память, он уже на 11-м году жизни хорошо знал французскую литературу, был очень начитан. Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Его библиотека в Михайловском была очень большой. Пушкин к книгам относился очень бережно. После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Поэт простился с друзьями, с детьми, потом окинул взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»


Задание к тексту:

  1. Как относился Пушкин к книгам?

  2. Где в детстве поэт проводил бессонные ночи?

  3. О чем просил своих друзей Пушкин, находясь в изгнании?

  4. Как простился Пушкин с книгами?

  5. Любите ли вы стихи Пушкина?

  6. Послушай и повтори: бессонные ночи, находясь в изгнании, окруженный книгами.


2. Фразы по теме «Права и обязанности граждан».


1. Каждый человек имеет право на:

  • жизнь, образование, отдых и досуг;

  • проживание в семье вместе с родителями;

  • особую помощь и защиту государства;

  • пользование различными информационными источниками;

  • гуманное отношение;

  • здравоохранение.

2. К обязанностям граждан Украины относятся:

  • уважение к государственным символам;

  • защита родины;

  • бережное отношение к природе, культурным памятникам;

  • соблюдение Конституции и других законов.



XI НЕДЕЛЯ


1. Текст «Киев в XI веке».


Киев стал столицей большого славянского государства – Киевской Руси. Образовалось оно в ІХ веке. Владения киевских князей росло постепенно. В XI веке Киевская Русь простиралась от Балтийского моря до Черного, от Днестра до Волги. Далеко разносилась слава о могуществе князя Ярославе Мудром. Из многих стран не раз приезжали с дорогими подарками послы, стремясь к союзу с нами.

До сих пор в Киеве и других городах есть здания, построенные при Ярославе Мудром более 900 лет назад. Самое замечательное – Софийский Собор. Он был сооружен на месте кровавой битвы со степными кочевниками. Его берегут и охраняют, чтобы многие поколения людей могли видеть это прекрасное произведение древнерусского искусства.


Задание к тексту:

  1. Столицей какого древнего государства является Киев?

  2. Когда образовалась Киевская Русь?

  3. О каком князе разносилась слава?

  4. Кто приезжал в Киев с дорогими подарками?

  5. На каком месте сооружен Софийский Собор?

  6. Повторите: степные кочевники, могущественный князь, древнерусское искусство.

  7. Продолжите предложение: он был сооружен на месте кровавой…


2. Фразы по теме «Правила дорожного движения».


  1. Послушай и дополни предложения:

- Каждая улица имеет… (проезжую часть) для движения транспорта. Это … (дорога).

- Пешеходы ходят по тротуарам место пресечения улиц – (перекресток).

  1. Если переход не обозначен, то дорогу можно переходить, когда:

- Машины остановились.

- Машины далеко.









ХІІ НЕДЕЛЯ


1. Текст «Земля Л.Н. Толстого».


Ясная Поляна дорога нам не только потому, что здесь родился Л.Н. Толстой. На страницах книг Толстого показан целый мир, который напоминает нам Ясную Поляну.

Во время Великой Отечественной войны на земле, где жил Толстой шли тяжелые бои. Ясную Поляну в 1941 году захватили фашисты. Они развели костер в спальне Толстого и устроили казарму в его кабинете. Следы пожара и разорения сейчас остались только на фотографиях. Дом удалось спасти.

Длинная аллея ведет от дома в лес, где находится могила Толстого.


Задания к тексту:

  1. Чем дорога нам Ясная Поляна?

  2. Что сделали фашисты с поместьем?

  3. Какие произведения Льва Толстого вы изучали?

  4. Повторите: Ясная Поляна, тяжелые бои, разорения, длинная аллея.




2. Фразы по теме «Азбука права»


  1. Права ребенка отражены в Конвенции, принятой 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

  2. Семья – это маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.

  3. Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

  4. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права.













ХІІІ НЕДЕЛЯ


1. Текст «Воробьиное бюро погоды».


Зима была очень теплая. Земля только слегка промерзла. Наконец выпал снег, но больших морозов не было. Воробьи уже давно перекочевали к жилым домам.

Однажды утром воробей влетел под крышу с пером в клюве. И другие воробьи несли в клювах пух и перья. На следующий день уже много воробьев таскали пух и перья под крыши, собирая их около курятника.

Старик сторож поглядывал на воробьев. Воробьи утепляли свои гнезда под крышей, потому что чувствовали, что скоро наступят большие морозы.

На следующий день было тепло, но вечером по радио передали о наступающем сильном похолодании. Утром солнце поднялось в морозной дымке, и начались сильные морозы. За трое суток до этого воробьиное бюро погоды забило тревогу.


Задание к тесту:

  1. Какая вначале была зима?

  2. Почему воробьи перебрались ближе к жилью людей?

  3. Как они утепляли свои гнезда?

  4. Повтори: гнезда, в клюве, под крышу, пух и перья, морозная дымка.

  5. Составь предложение: Слегка, только, земля, промерзла.



2. Фразы по теме «Памятники старины родного края».


  1. В каждом городе или селе есть старинные сооружения: дома, рамы, памятники.

  2. В Киеве – это Золотые ворота, Софийский Собор, Киево-Печерская Лавра, Андреевская церковь.

  3. Во Львове – площадь Рынок, Высокий замок.

  4. В Крыму – Воронцовский дворец.

  5. Знаешь ли ты памятники старины?











XIV НЕДЕЛЯ


1. Текст «Жизнь зимнего леса».


Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Спят высокие сосны. Тихо в спящем зимнем лесу. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка ест у вершины спелую шишку, роняя на снег темные семена. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.


Задание к тексту:

  1. Опишите зимний лес.

  2. Как ведет себя дятел в зимнем лесу?

  3. Чем питается белка зимой?

  4. Повтори: перелетая, с дерева на дерево, застучал, бесшумно пролетели, проказница белка.

  5. Продолжи предложение: Идешь по зимнему лесу…



2. Фразы по теме «Новогодняя мозаика»


  1. В настоящее время мы живем по Григорианскому календарю.

  2. В России до революции пользовались Юлианским календарем.

  3. В Японии в новогоднюю ночь колокол отбивает 108 ударов, что означает: 108 ударов управляют Вселенной.

  4. На какое число декабря приходится самая длинная ночь и самый короткий день в году?

  5. Продолжительность самого короткого дня в году составляет 6 часов и 55 минут.

  6. Сколько календарных дней длится зима? (90 дней: декабрь, январь и февраль).













XV НЕДЕЛЯ


  1. Текст «Каникулы».


«У нас сейчас каникулы!» - радуются школьники. Это простое слово «каникулы» обязано своим появлением небу.

В древности каникулой называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса. Она каждый раз появлялась на небосводе в разгаре лета. В июле начиналось самое жаркое время года, когда школьникам и студентам давали отдых. В честь звезды эти дни и прозвали каникулами, каникулярными.

Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово «каникулы» стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас и говорим: «Летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы».


Задания к тексту:

1. Объясните, пожалуйста, как появилось слово «каникулы».

2. В какое время года отдыхали раньше школьники и студенты?

3. Дополни предложение: Поэтому мы сейчас и говорим: «Летние каникулы, … ……



  1. Фразы по теме: «Зимние каникулы».


  1. Сколько длились зимние каникулы?

  2. Как ты отдыхал (а) на каникулах?

  3. Где ты встречал (а) Новый год?

  4. Что тебе понравилось во время новогоднего праздника?

  5. Какие зимние праздники были во время зимних каникул?

















XVI НЕДЕЛЯ


  1. Текст «Зимние праздники».


Прошло лето – подходила осень. Люди готовились к зиме. За осенними хлопотами проходило время, и наступали великие зимние праздники: Рождество Христово, Новый год, Крещение. Такие праздники сопровождались колядками и щедривками. Колядками встречали Рождество. Колядники в масках и костюмах ходили по домам, разносили добрую весть о рождении Иисуса Христа.

А в Щедрый вечер, под Крещение пели щедривки. Основным содержанием этих песен было пожелание щедрого урожая в новом году, здоровья и достатка, добрых отношений в семье.


Задания к тексту:

    1. Назовите зимние праздники.

    2. О чём пели колядники в Рождество?

    3. Какого содержания щедривки?

    4. Как отмечают Рождество в твоей семье?

    5. Повторите: Щедрый вечер, Крещение, щедривка, колядка, колядники.


  1. Фразы по теме: «Зимние праздники».


    1. Какие ты знаешь зимние праздники?

    2. Когда празднуют Рождество?

    3. Рождество – волшебный праздник рождения Иисуса Христа. Божьего сына.

    4. На Рождество люди дарят друг другу подарки.

    5. Какие подарки тебе подарили на Рождество?















XVII НЕДЕЛЯ


1. Текст «22 января – День Соборности Украины».


Это было 22 января 1918 года. В Киеве на площади святой Софии собралось множество людей. В церквях звонили колокола, по улицам маршировало украинское войско, радостно играли оркестры, развевались на ветру национальные знамёна.

Это был большой праздник – Украина провозгласила себя самостоятельным свободным государством.

А через год в 1919, в тот же день, 22 января, на площади святой Софии в Киеве было провозглашено объединение всех украинских земель в одну общую Соборную Украинскую державу. Западная Украина объединилась с Надднепровской Украиной, чтобы укреплять и строить единое государство.

Сейчас в этот день мы отмечаем государственный праздник – День соборности Украины.


Задания к тексту:

    1. В каком году Украина провозгласила себя самостоятельным государством?

    2. Повторите: Соборная Украинская держава, Западная Украина, национальные знамёна.

    3. Дополните предложения: Это был большой праздник - ………..

Украина провозгласила себя ………..




2. Фразы по теме: «Маленькая Украина или большая?»


  1. Украина – это большое независимое государство в Европе.

  2. По своим размерам Украина больше, чем такие государства, как Англия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Португалия и Швейцария вместе.

  3. По численности населения она занимает пятое место в Европе после Германии, Италии, Великобритании, Франции.

  4. В Украине есть горы – Карпаты и Крымские.

  5. Есть моря – Чёрное и Азовское.

  6. Киев – столица Украины. Это один из самых древних и красивых городов Европы.




XVIII НЕДЕЛЯ


1. Текст «Спортсмен».


Зима. Мёрзнут Петины уши. Вдруг Петя видит в проруби человека. И человек не кричит: «Спасите!». Он никого не зовёт на помощь. Он совершенно спокойно плавает в воде. Он даже с улыбкой фыркает. Человек вылез из проруби. Поплясал на снегу. И опять полез в прорубь. Петя удивился. Как он может сидеть в этой проруби? Он выносливый и отважный: зимой сидит в проруби, когда все в шубах.

Вот бы мне посидеть в проруби! Все бы увидели, что я там сижу. Я улыбался бы сидя в проруби. Все болезни были бы мне нипочём. Человек вылез из проруби и оделся. Удивлённый Петя спросил: «Вам не холодно?». Человек ответил: «Жарко». «Вы спортсмен?» - спросил Петя. «Спортсмен», - ответил человек.


Словарь: прорубь, поплясал на снегу, фыркает, спортсмен, болезни нипочём, вылез из проруби.


Задания к тексту:

  1. Кого увидел Петя в проруби?

  1. Чему удивлялся Петя?

  1. О чём мечтал Петя?

  2. Кем оказался человек в проруби?

  3. Кого называют «моржом»?

  4. Придумай предложение со словом «спортсмен».

  5. Прослушай предложения и скажи, где слова автора, а где прямая речь:

Удивлённый Петя спросил: «Вам не холодно?»


2. Фразы по теме: «Здоровый образ жизни».


1. Повтори: «Если хочешь быть здоров, закаляйся.»

2. Здоровье – главное в жизни человека.

3. Здоровье нельзя купить, его нужно беречь.

4. Нельзя читать лёжа.

5. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

6. На компьютере можно работать полчаса, а потом делать перерыв на полчаса.

7. Нельзя смотреть телевизор больше двух часов.

8. У компьютера нельзя сидеть более одного часа в день.


Словарь: компьютер.


XIX НЕДЕЛЯ


1. Текст «Это стоит запомнить».


Вежливый человек всегда здоровается. А самое главное он поздоровается первым. Младшие здороваются с взрослыми первыми. Если вы издали заметили знакомого, не кричите через улицу или из окна. Можно поднять руку и помахать или снять шапку, можно поклониться. Когда мы идём с взрослыми, и они здороваются с кем-нибудь, мы тоже должны поздороваться. Не отвечать на приветствие – верх невоспитанности. Перед тем как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Идёт дождь или снег – отряхни шапку и пальто ещё на улице. Пришёл не один – предложи раньше пройти своему спутнику. Если в комнате много людей подай руку хозяину или хозяйке. Потом поклонись остальным и скажи: «Здравствуйте». Не садись, пока не сядут старшие.


Словарь: верх невоспитанности, наследить, предложи спутнику, отряхни шапку, поклонись остальным.


Задания к тексту:

  1. Как должен вести себя вежливый человек?

  2. Всегда ли вы бываете вежливым?

  3. Продолжи предложение: Не садись, пока не сядут…


2. Фразы по теме: «Человек среди людей».


  1. Ты хочешь, чтобы приветливо с тобой разговаривали, любили тебя, не обижали, говорили тебе ласковые слова… Тогда будь добрым, щедрым, помогай тем, кто нуждается в твоей помощи.

  2. Повторите пословицу: «Спешите делать добро».

  3. Как нужно обращаться к людям, чтобы каждому было приятно с тобой разговаривать?

- Употребляй вежливые слова.

4. Прочитайте слова: доброе утро, спокойной ночи, до свидания, добрый день, будьте здоровы, прощайте, добрый вечер, счастливой дороги, до встречи.

Сначала назовите слова приветствия, затем пожелания и, наконец, прощания.







XX НЕДЕЛЯ


1. Текст «Первые коньки».


Учёные нашли при раскопках кости животных. У этих костей необычный вид. Края их сточены, а на концах просверлены отверстия. Это коньки наших предков.

Много веков назад на таких коньках скользили по льду рек и озёр. На коньках передвигались так же, как мы ходим на лыжах. Приходилось отталкиваться длинными палками с острыми наконечниками.

Прошли века. Люди научились делать коньки из железа. Палки конькобежцам стали не нужны. Металлические коньки в России впервые появились почти триста лет назад.

Молодой царь Пётр I сам выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки».


Задания к тексту:

  1. Что нашли учёные при раскопках?

  2. Как передвигались на костяных коньках?

  3. Когда появились в России первые металлические коньки?

  4. Что вы можете сказать о коньках Петра I?




2. Фразы по теме: «Твой род. Твоя родня».


  1. Есть ли у твоих отца и матери братья и сёстры? Это – твои дядя и тетя.

  2. Дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры – это твоя родня или родственники.

  3. Сколько у тебя дедушек? Бабушек?

  1. Маленький или большой ваш род?

  2. Кто в твоём роду старший?












XXI НЕДЕЛЯ


1. Текст «Мой любимый вид спорта».


Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор, как я стал заниматься плаванием, я перестал болеть гриппом, ангиной и другими простудными заболеваниями. Мне никакая простуда не страшна.

Кроме того, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, позвоночник выправляется, чувствуешь себя сильным и ловким.

Даже плохое настроение куда-то улетучивается.


Словарь: плаванье, полезный вид спорта, грипп, ангина, простудные заболевания, простуда, позвоночник выправляется.


Задания к тексту:

  1. Назови свой любимый вид спорта.

  2. Какой любимый вид спорта был у мальчика?

  3. Какую пользу приносит плаванье?

  4. Придумай предложение со словами плаванье, спорт.



2. Фразы по теме: «Вредные привычки».


  1. Вредные привычки – это алкоголизм, наркомания, табакокурение.

  2. Вредные привычки вредят здоровью.

  3. Алкоголь плохо влияет на сердце, головной мозг и другие органы человека.

  4. Назовите самые полезные привычки.

  5. Назовите самые вредные привычки.


Словарь: Алкоголизм, курение, наркомания, полезные привычки, заниматься спортом, вовремя ложиться спать, вредные привычки, курить, поздно ложиться спать, переедать.











XXII НЕДЕЛЯ

1. Текст «Заяц на дереве».


Заяц жил на островке среди широкой реки. По ночам он глодал кору с молодых осин. Днём прятался в кусты, так как боялся лисы или людей.

В тот день заяц спокойно сидел у себя под кустом. Солнце пригревало. Заяц не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Началось наводнение.

Заяц удрал на середину островка. Там было ещё сухо. Вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше. Заяц метался с одного конца на другой. Так прошёл весь день и вся ночь.

На следующий день из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое корявое дерево. Зайцу удалось вскочить на толстый нижний сук. Он стал ждать конца наводнения.


Словарь: наводнение, на островке, глодал кору, удрал, метался с одного конца на другой, торчал.


Задания к тексту:

  1. Где жил заяц?

  2. Чем занимался заяц?

  3. Почему заяц не заметил, что началось наводнение?

  4. Как спасся заяц?

  5. Повторите: заяц удрал на середину острова.

  6. Продолжите предложение: На нём росло толстое, корявое …



2. Фразы по теме: «Весна».


  1. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, какое время года описано: Улетела вьюга,

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

  1. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.

  2. Повторите: Ранний прилёт журавлей – к ранней весне.

  3. Растения просыпаются от зимнего сна. Появляются первые весенние цветы.

  4. До появления листьев зацветают ива и орешник. Это – кустарники.





XXIII НЕДЕЛЯ

1. Текст «Дружба».


Летели над тайгой стая лебедей. Два лебедя отделились от стаи и стали снижаться. Они опустились на озеро. Несколько раз один из лебедей пытался подняться и улететь, а потом снова возвращался.

Наступили холодные дни. Зашумел ветер. Посыпался снег. Лебеди перебрались с озера к устью реки. Там между камней ещё бурлила вода.

Однажды ночью разыгралась вьюга, Утром лесник наткнулся на двух лебедей. Они лежали мёртвыми, тесно прижавшись друг к другу.

Лесник принёс их домой. Здесь он увидел, что у лебёдки было сломано крыло. У лебедя оба крыла были целы.

Внук лесника спросил, почему не улетел здоровый лебедь. Лесник ответил одним словом: «Дружба».


Задания к тексту:

  1. Что случилось с лебедями?

  1. Что увидел лесник на озере?

  1. В чём причина смерти лебедей?

  2. Повторите: сломано крыло, оба крыла целы, разыгралась вьюга.



2. Фразы по теме: «Лучшее на свете имя – мама».


  1. Какие нежные слова ты говоришь маме, обращаясь к ней?

  2. Какие любимые цветы твоей мамы? А бабушек?

  3. Кто по профессии твоя мама?

  4. Что ты знаешь о её работе?

  5. Что тебе нравится в маме?

  6. Кого называют мать-героиня?

  7. Приходится ли тебе скрывать что-нибудь от мамы?














XXIV НЕДЕЛЯ


1. Текст «Воробьи».


Лучистое солнце после зимних холодов обласкало город. Весенний настрой и у воробьёв. Перезимовали, повеселели птицы. Весёлая стайка разместилась на старой берёзе. Мартовское утро они встретили весёлым чириканьем. Это особенные птицы в мире пернатых. Воробьи не живут в клетках и не попадают в сети. Цвет их оперения меняется без потери пера. Жители городов пригляделись и не замечают воробьёв. Летом воробьи - ярые защитники зелени. Птенцов первого выводка они кормят личинками яблоневого долгоносика. Он злейший враг садов.


Словарь: лучистое солнце, обласкало город, весенний настрой, весёлая стайка, громкое чириканье, в мире пернатых, цвет их оперения, птенцов первого выводка, личинками яблоневого долгоносика.


Задания к тексту:

  1. Какой настрой у воробьёв?

  2. Где разместились воробьи?

  3. Как воробьи встретили мартовское утро?

  4. Чем кормят воробьи своих птенцов?

  5. Какую пользу приносят воробьи?



2. Фразы по теме: «Учись хорошо работать и быть дисциплинированным».


  1. Дисциплина – это привычка к порядку.

  2. Умеешь ли ты хорошо работать?

  3. Не давай пустых обещаний. Будь хозяином своего слова.

  4. Ты можешь назвать себя дисциплинированным?

  5. Кого из вашего класса можно назвать дисциплинированным? Почему?

  6. Повторите пословицу: Дал слово – держи его.










XXV НЕДЕЛЯ

1. Текст «Весна».


Пригрело весеннее солнце. На лесной поляне начал таять снег.

Побежали весёлые ручейки. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный, на иголках – сухая трава, листья, выбрался ёжик на пригорок, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор счищать. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ёжик голодный, съест и жучков, червячков и лягушек.

Ожил под тёплым весенним солнцем и огромный муравейник. С рассвета и до темна муравьи тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку.

Вместо зимних квартир на поляне появились новые – весенние.


Задания к тексту:

  1. Как с приходом весны изменилась жизнь насекомых?

  2. Опишите поведение ёжика после зимней спячки. Используйте словосочетания: ёж сонный, взъерошенный; зевнул, потянулся; брюшко вылизывать; ожил под тёплым весенним солнцем.




2. Фразы по теме: «Как вести себя в гостях».


  1. Не садись за стол без приглашения хозяина.

  2. Ешь с помощью ножа и вилки, держи их соответственно в правой и левой руке.

  3. Использованные нож, вилку, ложку нужно оставить на тарелке, нельзя класть на скатерть.

  4. Не забывай пользоваться салфеткой.

  5. Горячие напитки (чай, кофе) пейте, вынув ложечку из стакана или чашки.

  6. Сахар набирайте специальной ложечкой, что находится в сахарнице.

  7. Не разговаривайте с полным ртом.

  8. Вставая из-за стола, не забывайте поблагодарить хозяина.






XXVI НЕДЕЛЯ


1. Текст «Благая весть».


Весенним, чистым и добрым праздником считают Благовещение. Оно встречается 7 апреля. Это народный праздник верующих людей. Только после Благовещения разрешалось начинать весенние полевые работы.

В этот день выпускали на волю птичек, выводили на солнце домашних животных.

Благовещение связано с прилётом птиц, которые начинали вить гнёзда.

По народному поверью щука, пойманная и приготовленная в этот день, имела чудодейственную силу.


Задания к тексту:

  1. Когда отмечают верующие люди праздник Благовещения?

  2. Когда начинались весенние полевые работы? Почему?

  3. Какие весенние праздники вы знаете?

  4. Повторите: выпускали на волю птичек; выводили на солнце домашних животных: чистый, добрый праздник.



2. Фразы по теме: «Чествование хлеба».


1. Хлеб – главный продукт на столе.

2. Издавна украинцы бережно относились к хлебу.

3. Если кусочек хлеба падал на пол, его поднимали и целовали.

4. О хлебе говорили и говорят очень уважительно.

5. Как берегут хлеб в твоей семье?

6. Каждый день тебе в жизни нужен хлеб.

7. Где выпекают хлеб?

8. Сколько стоит хлеб?












XXVII НЕДЕЛЯ


1. Текст «Легенди про калину».


Колись на Україну нападали турки і татари. Усе нищили на своєму шляху, а дівчат і хлопців забирали в полон. І ось одного разу хотіли забрати в полон першу красуню села. Але дівчина почала тікати. І була б утекла, та на лихо зачепилася за дерево своїм червоним намистом. Намисто розірвалося, посипались на землю червони намистинки. Забрали вороги красуню, і там вона загинула. А червоні намистинки зійшли, з них виросли прекрасні кущі з червоними ягідками. Назвали іх люди - калиною.З того часу і росте на землі цей кущ.


Завдання до тексту:

  1. Як поводились турки і татари на Україні?

  2. Яка легенда існує про появу калини?

  3. Доповніть речення: І ось одного разу хотіли забрати в ... .

А червоні намистинки зійшли, з них .... .


2. Фразы по теме: «Мы все граждане Украины».


  1. Кто живёт в Украине?

  2. Очень много об украинском народе, об Украине говорят такие слова: казак, чумак, земледелец, кобзарь. Всё это история украинского народа.

  3. Стоит только сказать: кобзарь или казак – и каждый поймёт, что речь идёт об истории украинского народа.

  4. Государственный язык в Украине – украинский.

  5. Об этом написано в основном законе нашего государства – Конституции Украины.

  6. Как ещё мы называем украинский язык? ( Родной, государственный).

  7. Какие языки вы ещё знаете?

  8. Какой язык мы называем государственным?











XXVIII НЕДЕЛЯ

1. Текст «Берегите воду».


Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце заря в воде. Ручей спешил вперёд. Со всех сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился шире и глубже.

Течение стало медленным. Наш ручей стал рекой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды нежно закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.

Вода несёт жизнь растениям, животным, птицам, человеку. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду!


Задания к тексту:

  1. Из чего появилась река?

  2. Где поселились различные животные?

  3. Что можно увидеть на поверхности реки?

  4. Как вы думаете, что несёт воду растениям, животным, птицам, человеку?




2. Фразы по теме: «Природа и мы»



  1. Природа даёт людям всё необходимое для жизни: еду, топливо, сырьё для изготовления одежды, мебели, машин.

  2. Природа удивляет нас красотой цветов, пением птиц.

  3. Природа помогает укреплять здоровье: купание в чистой реке или пруду, катание на коньках и лыжах, прогулки и работа на свежем воздухе.

  4. Знания о природе помогут бережно относиться к природным богатствам нашей прекрасной Родины - Украины.















XXIX НЕДЕЛЯ


1. Текст «Шестьдесят метров к бессмертию».


В Берлине, в парке, стоит памятник советскому воину. Его правая рука сжимает меч, левая бережно держит девочку. Памятник этот известен всему миру. Он поставлен Масалову Николаю Ивановичу.

Советские войска окружили фашистский Берлин. Пришёл день решительного штурма. Масалов укрылся в развалинах и высматривал фашистские пулемёты. Вдруг он услышал детский голос. Застыли, онемели советские солдаты. Сейчас атака. Погибнет в огненной атаке ребёнок. На детский крик пополз русский солдат. До места шестьдесят шагов. Но улица усеяна минами. Масалов смело ползёт вперёд. А вот и мост. Прыжок через перила – и Николай под мостом. Там он увидел плачущую девочку около мёртвой мамы.

Тут загремели наши пушки. Прижал к себе солдат ребёнка и пошёл во весь рост. Таким и запечатлел его скульптор.


Словарь: в Берлине, советские войска, решительный штурм, бессмертие, укрылся в развалинах, застыли, онемели, атака, через перила, запечатлел скульптор.

Задания к тексту:

  1. Кому поставлен в Берлине памятник?

  2. Кого держит в руке солдат?

  3. Какие события происходили в Берлине в мае 1945 года?

  4. Что услышал советский солдат?

  5. Как советский солдат спас немецкую девочку?

  6. Можно ли назвать его поступок подвигом?




2. Фразы по теме: «Курение и здоровье человека».


  1. Почему курить опасно?

  2. На какие органы влияет никотин?

  3. Как влияет никотин на окружающих?

  4. Почему трудно бросить курить?

  5. Как помочь товарищу бросить курить?

  6. Что должен сделать человек, чтобы бросить курить?





XXX НЕДЕЛЯ


1. Текст «Сова».


Жила в зелёном лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой.

Как-то днём задремала сова. Слышит, а над её головой кто-то летает. Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.

Наступила холодная ночь. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о тёплом гнезде синички. Захотелось и ей такое. Всю ночь сова поджидала восхода солнца. Наконец, солнце взошло и согрело её. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.

Так проходил день за днём, а гнездо сова себе так и не свила из-за лени.


Задания к тексту:

  1. Кто жил в зелёном лесу?

  2. Какая была сова?

  3. Что делала синичка?

  4. Почему сова ночью вспомнила о тёплом гнезде?

  5. Чего захотелось сове?

  6. Почему сова не свила себе гнездо?

  7. Повтори: ленивая-преленивая, задремала, тополиный пух, птицы снуют, кузнечики звенят, восход солнца, разомлела от тепла, сладко заснула.

  8. Прослушай предложение, назови прилагательные.

Жила в зелёном лесу серая сова.



2. Фразы по теме: «Родители обязаны – дети обязаны».


    1. Каких людей мы называем самыми дорогими?

    2. Как проявляют заботу о вас взрослые члены семьи?

    3. Помогают ли они вам? В чём именно?

    4. А как вы относитесь к своим родным? Чем им помогаете?

    5. В статье 51 Конституции записано: «Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях».








XXXI НЕДЕЛЯ

1. Текст «Царица лета».


По улицам города слышен удивительный аромат. Это цветёт липа. Прекрасная, душистая пора цветения липы.

Липа вековая – древнейшая спутница города. Известно, что в Киеве это самый старый древесный житель. Приютившейся около развалин Десятинной церкви липе уже тысяча лет.

Липу любят все. Оттого и сажают её на видном месте – под окном, у дома, вдоль дорог и улиц.

В каждом цветке липы два – три миллиграмма нектара. А на дереве миллионы цветков. Выше всех медоносов ставят липу пчеловоды. Нет равных ей на нашей земле.

Задания к тексту:

  1. Как вы думаете, в какое время года цветёт липа?

  2. Часто ли можно видеть липу на аллеях нашего города?

  3. Где в Киеве растёт самая старая липа?

  4. Что есть в цветках липы?

  5. Повторите: древнейшая спутница города; старый древесный житель; около развалин Десятинной церкви; медонос.



2. Фразы по теме: «Скоро лето».


  1. Отгадай: Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь созревает,

Когда это бывает?

Почему ты так думаешь?

  1. Летом воздух напоён запахами трав и цветов.

  2. Летний день долгий, солнечный, знойный, а ночь короткая.

  3. Летом закаляй свой организм. Купайся, загорай.

  4. Соблюдай режим дня.

  5. Как ты будешь отдыхать летом?






СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

І-ІІІ СТУПЕНЕЙ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Г. МАРИУПОЛЯ









Примерный речевой материал

по развитию слухового восприятия

для учащихся 9-х классов

общеобразовательных специальных школ

для детей с недостатками слуха.








Составители:

Лящук Л.В. – учитель индивидуальной работы,

Горина Н.М. – учитель индивидуальной работы,















г. Мариуполь – 2007 г.