Программа по семейному воспитанию «Счастливая семья».
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в центр в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В центре помощи детям воспитываются дети, в основном социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Ребята понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.
Государственной программы развития и воспитания ребенка в центре помощи детям пока не существует. Многие учреждения разрабатывают собственные программы. Однако важнее создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.
Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Каменского детского дома № 1 г. Камень – на – Оби, Алтайского края, программы Г. И. Плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни.
Программа рассчитана на 5 лет.
Программа включает в себя 11 теоретико – практических блоков:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Семья и закон»;
3 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
4 блок - «Психология взаимоотношений»;
5 блок - «Конфликты в семье и способы их разрешения»;
6 блок - «Самосовершенствование личности»;
7 блок - «Домашняя экономика»;
8 блок - «Здоровье семьи»;
9 блок - «Планирование семьи»;
10 блок - «Домашний труд в семье»;
11 блок - «Семейный досуг».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия;
Беседы;
Тренинги;
Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
Разбор ситуации на определенную тему;
Дискуссия, диспут;
Конкурсная программа;
Игры;
Демонстрация фильмов;
Практические занятия;
Анкеты, тесты;
Сочинение детей на заданную тему;
Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);
Развлечения в кругу семьи (игры, конкурсы, викторины, пение песен и т. д.).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологическими основами программы являются:
идеи «природосообразности воспитания... как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);
«нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);
«педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;
основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);
основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);
положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре,
особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко),
концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
«свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности» (К.Н. Вентцель);
основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности - неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.
Основные принципы воспитания:
Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: воспитанников основной школы - общении; старшеклассников - учебно-профессиональной деятельности.
Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
Способствовать формированию представлений о семье, её значении в жизни человека;
Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.
Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.
Способствовать формированию знаний и умений ведения домашнего хозяйства.
Научить принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезностей товаров, личного бюджетного ограничения.
Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.
Научить правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
Активизировать и развивать социальные наклонности.
Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально - личностного развития участников программы.
Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.
Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.
ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА
Принцип системности. Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).
Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.
Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.
Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.
Задачи | Темы и рассматриваемые вопросы | Кол -во часов |
Блок 1 «Семья и её функции” |
Создавать условия для формирова - ния представ ления о семье, её функциях и значении в жизни каждого человека. | Темы занятий: Занятие «Семья, как много в этом слове...» Практическое занятие: Мини-сочинение «Что для меня означает семья?» Беседа «Семья – это семья Я» Практическое занятие. Тренинг «Семья моей мечты» Занятие «Функции семьи» Занятие «Семья и семейные ценности» Диспут «Роль отца и матери в семье» Занятие «Родные люди, родственные отношения, кровное родство» Практическое занятие: «Ласковое слово родным вам людям» Разбор ситуаций «Вся семья вместе, так и душа на месте» Занятие «Слагаемые счастливой семьи» Беседа «Быт и семья» Занятие «Семейные традиции» Занятие «Неполная семья» Занятие «Неблагополучные семьи» Работа с пословицами про семью, родителей, отношений в семье. | Всего 16 часов (теоретических -13 часов, практических – 3 часа) |
Блок 2 «Семья и закон» |
Познакомить с законами, защищающими интересы семьи, с федеральны- ми и региональными мерами поддержки семьи. | Темы занятий: Беседа «Готовность к вступлению в брак» Информационный час «Законодательство о браке и семье» Занятие «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание» Практическое занятие: «Заполнение заявления в ЗАГС» Информационный час «Программы поддержки молодых семей» Занятие «Федеральные и региональные меры поддержки малоимущих семей» Беседа «Охрана и поощрение материнства» Беседа «Жилищные субсидии» Занятие «Налоговые льготы» Занятие с элементами разбора ситуаций «Семейные споры» Дискуссия «Расторжение брака или сохранение союза?» | Всего 11 часов (теоретических -10 часов, практических — 1 час) |
Блок 3 «Духовно-нравственные основы семьи» |
Создавать условия для формирова - ния представ лений о духовны и нравствен - ных ценностях семьи. | Темы занятий: Занятие «Духовные ценности семьи» Практическое занятие: «Нравственные заповеди Библии» Занятие «Моя семья - мои чувства» Занятие «Нравственные нормы и поведение людей» Занятие с элементами тренинга «Доброта. Гнев» Беседа «Искусство милосердия» Занятие «Справедливость и сочувствие» Занятие «Уважение, взаимопомощь» Занятие «Вежливость. Дружба. Благодарность» Занятие «Порядочность и честность» Занятие «Совесть. Честь. Правда.» Практическое занятие: «Правила доверия» Занятие «Вера. Любовь» Занятие «Упрямство. Обида» Занятие «Легкомыслие. Разумность» Занятие «Леность. Трудолюбие» Занятие «Скупость. Щедрость. Бережливость» Занятие «Справедливое отношение к себе и другим» Занятие с разбором ситуаций «Уважение к старшим и друзьям» Занятие «Любимая семья - источник творчества и добра» Практическое занятие: Тест «Сильный ли у вас характер?» | всего 21 час (теоретических- 18 часов, практических - 3 часа) |
Блок 4 «Психология взаимоотношений» |
Создавать условия для формирова - ния у детей этики семейных отношений, представле - ния о разных социальных ролях, гендерных семейных ролях и уважение к ним. | Темы занятий: Занятие «Супружество: наука и искусство» Беседа «Этикет взаимоотношений в семье» Практическое занятие: Психологическая игра: «Дружная семья» Беседа «Как достичь семейного счастья» Занятие с разбором ситуаций «Заботливое отношение к старшим» Занятие «Искусство быть матерью» Дискуссия «К чему ведет невыполнение материнских обязанностей?» Занятие «Отец – это сила, ум, опора семьи» Групповой час «Отцы и дети» Занятие «Семейные стили воспитания» Занятие «Заботливое отношение к младшим» Диспут «Когда не мил родительский дом?» Занятие «Психологический климат и совместимость в семье» Беседа «Братья и сестры» Практическое занятие: «Права и обязанности каждого члена в семье» Разбор ситуаций «Поощрения и наказания в семье» Дискуссия «Как вести себя, когда провинился?» Занятие «Мы все такие разные, но такие все прекрасные» Занятие «Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья» Занятие «Учимся думать о себе и о близких» Занятие «Мы - скульпторы своей судьбы» Занятие «Заповеди семейной гармонии» Ситуационный практикум «Думайте сами, решайте сами...» Практическое занятие: тест «Кто же я есть на самом деле?» Занятие «От велика до мала в доме каждому дела» Конкурсная программа «Я+ТЫ= дружная семья» Дискуссия «Развод. Как и почему это происходит?» | всего 27 часа (теоретических- 23 часа, практических - 4 часа) |
Блок 5 «Конфликты в семье и способы их разрешения» |
Создавать условия для усвоения сущности понятия «конфликт», «конфликт - ные ситуации», правил предупреждения конфликта, разрешения конфликтных ситуаций. | Темы занятий: Беседа «Основные проблемы семейных отношений» Занятие «Без конфликтов не бывает» Дискуссия «Как решать семейные проблемы?» Занятие «Конфликт и его разрешение». Практическое занятие: «Учимся разрешать конфликты» Практическое занятие: ролевые игры «Ссора сына с матерью», «Как помирить брата и сестру?» Занятие «Причины и последствия разлада семейных отношений» (Нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей, нежелание одного из супругов иметь детей). Занятие «Разногласия молодых супругов с родителями» | всего 8 часов (теоретических- 6 часов, практических - 2 часа) |
Блок 6 «Самосовершенствование личности» |
Создавать условия для формирова - ния у детей потребности в необхо - димости самосовершенствования личности. | Темы занятий: Занятие «Механизм самоутверждения» Беседа «Ваше место в обществе» Занятие «Секреты общения» Практическое занятие: игра «Правила делового общения» Занятие «Ваш стиль общения» Занятие «Создание своего имиджа» Занятие «Какой Вы однако..» Занятие «В коллективе, через коллектив и для коллектива» Занятие «Воля к победе» Занятие «Вырабатывайте характер» Беседа «Увлечение и любовь» Занятие «Как стать интересным» Занятие «Как стать обаятельной девушкой» Занятие «Как стать обаятельным юношей» Занятие «Друзья у меня в гостях» | всего 15 часов (теоретических- 14 часов, практических - 1 час) |
Блок 7 «Домашняя экономика» |
Создавать условия для формирова - ния представ лений об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, способство - вать формированию разумных потребнос - тей. | Темы занятий: Занятие «Семейная экономика» Беседа «Деньги. Их назначение их значение в нашей жизни» Занятие «Бюджет семьи» Занятие «Доходы семьи» Занятие «Расходы семьи» Занятие «Прожиточный минимум» Занятие «Потребности семьи» Практическое занятие: «Доходы и расходы в первый год самостоятельной жизни» Практическое занятие: «Оплата жилья и коммунальных услуг» Занятие с элементами игры «Расходы на питание» Практическое занятие: «Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров» Практическое занятие: «Специализированные магазины (книжный, мебельный и т.д., стоимость основных промышленных товаров)» Занятие «Как сэкономить на бытовой химии?» Занятие «Как купить бытовую технику, мебель» Занятие с элементами игры «Планирование крупных покупок для семьи» Практическое занятие: «Ориентировка в таблице международных размеров одежды, белья, обуви. Практическое занятие: «Символы и обозначения на товарах» Занятие «Знакомство с Законом РФ «О защите прав потребителя» Конкурс «Грамотный потребитель» Практическое занятие: «Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи» Практическое занятие: тест «Хорошая ли вы хозяйка, хозяин?» Занятие «В службе быта» Практическое занятие: Тест: «Как сохранить и приумножить семейные сбережения» Занятие «Финансовые услуги. Банк». Практическое занятие: «Посещение сберегательного банка РФ» Занятие «Сбережения. Назначение сбережений. Виды вкладов» Практическое занятие: «Как открыть счет в банке» Ролевая игра «Долг» Занятие: «Страховые услуги. страхование» Занятие «Нотариальные услуги» | Всего 30 часов (теоретических -17 часов, практических – 13 часов) |
Блок 8 «Здоровье семьи» |
Создавать условия для формирова - ния представле - ния о необходимости вести здоровый образ жизни, заботиться о своем будущем потомстве. | Темы занятий: Занятие «Здоровье семьи» Занятие «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей» Беседа «Ваше здоровье в ваших руках» Занятие «Скажите себе: нет!» Дискуссия «Вредные привычки» Занятие «Прививок в жизни человека» Практическое занятие: Экскурсия в городскую больницу» Занятие «Платные медицинские услуги» Практическое занятие: «Аптечка в доме» Практическое занятие: «Вызов скорой помощи» Занятие «О здоровом питании» Занятие «Значение целомудрия для здоровья будущего потомства» Занятие «Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика» Занятие: «Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги)» | Всего 14 часов (теоретических -11 часов, практических – 3 часа) |
Блок 9 «Планирование семьи» |
Создавать условия для формирова - ния представле - ния о важности планирова - ния семьи. | Дискуссия «Что такое планирование семьи?» Беседа «Когда дети нежелательны...» Просмотр видеофильма «Контрацепция». Современные способы предохранения от нежелательной беременности» Диспут «Случайные связи – оправдан ли риск?» Занятие «Внебрачные сексуальные отношения. Ситуация «Если друг оказался вдруг» Занятие «Как предупредить рождение больного ребенка?» Занятие «Здоровье супругов и будущего потомства» занятие «Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни - как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя, никотина и наркотиков» Занятие «Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств» Занятие «Будущие родители. Уход за новорожденным ребенком» Занятие «Несколько детей в семье» | Всего 10 часов (теоретических - 9 часов, практических – 1 час) |
Блок 10 «Домашний труд в семье» |
Дать теоретичес - кие знания и способствовать формиро - ванию практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства. | Темы занятий: Раздел 1: Домашний труд в семье Занятие «Домашний труд – забота всей семьи» Занятие «Эстетика и культура быта» Беседа «Зайти приятно в дом если порядок в нем» Занятие «Распределение обязанностей в семье» Занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность» Занятие «Слагаемые комфорта» Занятие «Интерьер» Занятие «Цветы в доме» Практическое занятие: «Уход за цветами» Занятие «Овладение трудовыми умениями и навыками» Практические занятия: «Навыки самообслуживания»: «Моющие средства. Стирка белья из разной ткани (хлопок, шерсть, шелк, объемная пряжа, кружева, тюль)» «Отбеливающие, подсинивающие и подкрашивающие средства» «Выведение пятен»; «Глажка белья»; «Уход за одеждой»; «Мелкий ремонт одежды»; «Уход за обувью»; «Совместный труд по созданию уюта в группе»; «Генеральная уборка в группе». Практическое занятие: «Домашний «Эрмитаж» (поделки своими руками); Раздел 2: Приусадебное хозяйство Занятие «Частное домовладение» Беседа «Домашние животные» Занятие «Содержание кошек и собак и уход за ними» Занятие «Основные овощные культуры, выращиваемые на огороде» Занятие «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде» Практическое занятие: «Посев семян на грядке» Занятие «Способы ухода за растениями» Практическое занятие: «Прополка грядки» Практическое занятие: «Полив растений» Занятие «Удобрение растений» Занятие «Ручной инвентарь» Занятие «Переработка и хранение продукции растениеводства в индивидуальном хозяйстве» Занятие «Перекапывание земли, подготовка огорода к зиме» Занятие «Цветник» Практическое занятие: «Эскиз клумбы» Раздел 3: Мужчина в доме Занятие «Сам себе мастер» Занятие «Устройство рабочего уголка в доме (инструменты, хранение)» Занятие «Техника безопасности при работе с инструментами и различными материалами» Цикл занятий: «Ремонт квартиры»: - ремонт и побелка потолков (теория); - наклейка обоев (теория и практические занятия по ремонту обоев); - заделка трещин и щелей пола (практическое занятие); - краски, красители, растворители, и их назначение, меры безопасности при работе с ними; - покраска (дверей, окон, батарей, изделий из металла и т.д.); Раздел 4: Использование различных видов труда в семейном воспитании - практические занятия: «Детская кухня» (по плану Раковой С.И.) «Швейная мастерская» (по плану Милютиной И.П.) студия бисероплетения «Бисеринка» (по плану Полудненко Т.Н.) студия «Эстетика» (по плану Раковой С.И.) | Всего 44 часа (теоретических – 26 часов, практических – 18 часов) |
Блок 11 «Семейный досуг» |
Создавать условия для формирова - ния у детей умения организации семейного досуга. | Занятие «Организация семейного досуга» Диспут «Как провести свободное время?» Беседа «Радость семейных праздников» Праздник «День семьи» Практическое занятие: «Развлекаем гостей» Практическое занятие: «Любимые игры в моём детстве» Занятие «В гости к другу» Практическое занятие: «Выбор подарков» Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье» | Всего 9 часов (теоретических – 4 часа, практических – 5 часов) |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в
жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспи-
тания ребёнка; навыками ведения домашнего хозяйства.
Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные
обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников;
соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи, важности планирования семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи; как организовать семейный досуг.
Воспитанники должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям, объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.