СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

       

 

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 6 класса разработана на основе   Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и НРФ от 05.03.2004г. № 1089) .  Программа по предмету «Технология» составлена с учетом учебного плана  МБОУ Лицей №7 и тематического планирования, предложенного  В.Д.Симоненко.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Культура дома» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома».

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки учеников.

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

В основной школе учащийся должен овладеть необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятель­ности знания, полученные при изучении основ наук.

Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной шко­ле технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Рабочая программа предмета «Технология»  создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. В основе реализации основной образовательной программы лицея лежит системно-деятельностный подход.

Цели изучения учебного предмета «Технология»

Основными целями изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культу­ре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию лич­ностно или

общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для

проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, техни­ческого мышления, пространственного воображения, интел­лектуальных, творческих, коммуникативных и организатор­ских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отноше­ния к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств лич­ности;
  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда,

формирование гуманистически и праг­матически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

 

Основным видом деятельности учащихся, изучающих пред­мет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года уча­щиеся выполняют  проект в рамках содержания  разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Ку­линария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла». Содержание раздела «Электротех­ника» в 6 классах изучается совместно с изучением содержа­ния раздела «Технологии домашнего хозяйства». Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практиче­ских работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.

Новизной данной программы является использование в обу­чении школьников информационных и коммуникационных тех­нологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих про­ектов текстовых и графических редакторов, компьютерных про­грамм, дающих возможность проектировать интерьеры, выпол­нять схемы для рукоделия, создавать электронные презента­ции.

В содержании программы сквозной линией проходят вопро­сы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

Обучение технологии предполагает широкое использова­ние межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических

построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстиль­ных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством.

 

  1. Место предмета «Технология» в базисном учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искус­ственной, созданной людьми среды техники и технологий, на­зываемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Базисный учебный план образовательного учреждения на эта­пе основного общего образования отводит для обязательного изучения образова­тельной области «Технология» в 6 классе 68 ч из расчёта 2 ч в неделю. Внеурочная деятельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональной, национальной, этнокультурной составляющей.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

При изучении технологии в основной школе обеспечивает­ся достижение личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися пред­мета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности РЛ1;
  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и физического труда ЛР2;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации ЛР3;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей ЛР4;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индиви­дуальной траектории

образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отно­шения к труду ЛР5;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образова­тельной и профессиональной карьеры, осознание необходи­мости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации ЛР6;
  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со

сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива ЛР7;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности ЛР8;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш­него хозяйства ЛР9;
  • формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному

уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным

ресурсам ЛР10;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций учащихся ЛР11.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности МР1;
  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности МР2;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов МР3;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы МР4;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объ­ектов, имеющих потребительную стоимость МР5;
  •  самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов МР6;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов МР7;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практиче­ских задач в процессе моделирования изделия или техноло­гического процесса МР8;
  • осознанное использование речевых средств в соответст­вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей МР9;
  •  планирование и регуляция своей деятельности МР10;
  • подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион­ного решения МР11;
  • отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности МР12;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ) МР13;
  • выбор для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных МР14;
  • организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками МР15;
  • объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллективаМР16;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым

критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах МР17;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства МР18;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам МР19;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникатив­ной, социальной практике и профессиональной ориента­ции МР20.

Предметные результаты освоения учащимися предме­та «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической

 культуры и культуры труда; классификация видов и назначения ме­тодов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствую­щих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда­ния объектов труда ПР1;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явле­ний, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований ПР2;
  • уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного энергетики и транспорта; распознавание ви­дов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка техно­логических свойств сырья, материалов и областей их примененияПР3;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и

использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное

использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проекти­рования и создания объектов труда ПР4;

  • овладение средствами и формами графического отобра­жения объектов или процессов, правилами выполнения гра­фической документации, овладение методами чтения техни­ческой, технологической и инструктивной информации ПР5;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь зна­ний по разным учебным предметам для решения приклад­ных учебных задач; применение общенаучных знаний по пред­метам естественно-математического цикла в процессе под­готовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов ПР6;
  • овладение алгоритмами и методами решения организа­ционных и технико-технологических задач; овладение элемен­тами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культу­ре

производства ПР7;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов ПР8;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проект­ной деятельности, решения творческих задач, моделирова­ния, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ ПР9;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены ПР10;
  • выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения ПР11;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления ПР12;
  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности; расчёт

себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг ПР13;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной пред­метной деятельности; осознание ответственности за качест­во результатов труда ПР14;
  • согласование своих потребностей и требований с потреб­ностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности ПР15;
  • формирование представлений о мире профессий, свя­занных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору про­филя технологической подготовки в старших классах пол­ной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования ПР16;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способно­сти и   готовности к предпринимательской деятельности ПР17;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие эко­логической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ ПР18;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда ПР19;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда ПР20;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного

творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со­держание рабочей одежды ПР21;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу ком­муникативной компетентности: действовать с учётом пози­ции другого и уметь согласовывать свои действия; устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуа­цию, учитывать намерения и способы коммуникации парт­нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации ПР22;
  • установление рабочих отношений в группе для выполне­ния практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со

 сверстниками и учителями ПР23;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием реше­ния и осуществлением выбора; аргументирование своей точ­ки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб­ным для оппонентов образом ПР24;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и пись­менной речью; построение монологических контекстных

высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги ПР25;

 в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными

инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций ПР26;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований ПР27;
  • сочетание образного и логического мышления в проект­ной деятельности ПР28.