Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Исетская средняя общеобразовательная школа № 2
Исетского района Тюменской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
_______/Т.Г. Медведева/ ___________ /Н.А. Семёнова / __________ / Н. В. Зубарева/
протокол № 1 31.08.2016г Приказ № 181
30.08.2016г от 01.09.2016г
Рабочая программа
по предмету «Технология»
Перспективная начальная школа
4 класс
Составитель: Путимцева Ольга Сергеевна, учитель высшей категории
с. Исетское, 2016
Технология
Авторы: Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва, И.Л. Голованова
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Данная программа курса «Технология» для учащихся 3 класса разработана на основе примерной программы «Технология» (авторы Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 с изменениями) и учебным планом МАОУ Исетской СОШ № 2 на 2016- 2017 учебный год.
Цели и задачи курса
Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
I – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всѐ необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»;
- расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
- воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
II – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
- формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
- воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой;
- развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторскихспособностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает:
- ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
- овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость;
- овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
- обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
Общая характеристика курса «Технология»
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности. Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени в 4 классе, согласно учебного плана МАОУ Исетской СОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год, составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважать результаты труда других людей;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Технология 4 класс»
Обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Описание содержания учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространѐнные виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учѐтом региональных особенностей).
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, еѐ использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).
Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Искусственные материалы
Бумага и картон
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приѐмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздѐм, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка. Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приѐмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продѐргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учѐтом еѐ свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ѐмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приѐмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров. Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Тематическое планирование, основные виды деятельности.
№ п/п | Название раздела. | К-во часов | Основные виды деятельности. |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | 5ч. | Проектировать изделия под руководством учителя; создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел. Соблюдать приемы безопасного и рационального труда Применять информационно-компьютерные технологии. |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 27 ч. | Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Анализировать конструкторско- технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, предлагаемые задания, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. |
3 | Пластические материалы | 2 ч. | Исследовать приемы обработки пластических материалов6 раскатывание пластины скалкой, вырезание формы, создание фактурной поверхности стекой, выбирание пластической массы внутри заготовки, выравнивание края. |
4 | Бумага и картон | 11 ч. | Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Декоративное оформление и отделка изделий. Исследовать физические, механические, технологические свойства крепированной и бархатной бумаги. |
5 | Текстильные материалы | 6 ч. | Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Овладение основными приемами обработки текстильных материалов |
6 | Металлы | 3 ч. | Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Выставка лучших работ. Исследовать физические, механические, технологические свойства проволоки. Скручивание проволоки спирально. |
7 | Пластмассы | 3 ч | Исследовать физические, механические, технологические свойства пластичных материалов. Разметка на глаз и по шаблону, резание ножницами и макетным ножом. |
8 | Конструирование и моделирование. | 2 ч | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику. Сравнивать различные виды конструкций. |
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ ур | Тема и тип урока | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | дата |
предметные | универсальные учебные действия | план | факт |
I четверть ( 8 часов) |
1 | Ваза для осеннего букета. Урок первичного предъявления новых знаний. | Овладение основными приёмами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия Многообразие материалов и область их применения. Овладение основными способами соединения деталей. Последовательность и краткая характеристика операций | Знать:понятие «емкость»; свойства шпагата; Уметь:оформлять вазу для осеннего букета; рассматривать и сравнивать бумажный и льняной шпагаты; анализировать рисунок; оклеивать бумажным шпагатом и льняным шпагатом емкость; делать из шпагата украшения для вазы в форме улитки, листика, завитка, вилюшки, цветка | Р:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П: - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; К:- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | 07.09 | |
2 | Аппликация из соломки. Урок первичного предъявления новых знаний. ИКТ Презентация. | 14.09 | |
3 | Головоломка. Урок первичного предъявления новых знаний | Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия. Последовательность изготовления изделия | Знать: последовательность и краткая характеристика операций. Уметь: рассматривать на рисунке конструкцию и приемы изготовления его деталей. Изготавливать головоломку. | Р:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П: - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К:- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном, решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | 21.09 | |
4 | Игрушка-перевёртыш. Урок применения предметных ЗУН и УУД. | Овладение основными приёмами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе с различными инструментами. Создание декоративной композиции по собственному замыслу с техникой аппликационных работ. Анализ работы. Выставка лучших работ Овладение основными способами ремонта книг | Знать: понятие «развертка» Уметь: размечать по чертежу развертку основы игрушки и заготовку для склеивания клапанов,делать рицовку там, где будут отогнуты ее части. | П: Поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Р:анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения К: учёт позиции собеседника (соседа по парте); умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере; Л:умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | 28.09 | |
5 | Ремонт книг. Урок применения предметных ЗУН и УУД ИКТ Презентация. | Знать: строение книги, название составных частей. Уметь: осматривать книги, выявлять повреждения книг, выполнять ремонт книг. | 06.10 | |
6 | Олимпийский символ из пяти колец. У ППНЗ ИКТ Презентация. | Многообразие материалов и область их применения. Анализ образца, выбор материалов с учётом поде- лочных свойств. Формат и размер изделия | Знать; понятия «интерьер», «композиция».Уметь; работать в группе, размечать по чертежу кольца, вырезать кольцо, обматы- вать кольцо ниткой, располагая ее витки плотно друг к другу. | П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Р:анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков и чертежей; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату К: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов; умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества; Л:действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, инициативность. | 13.10 | |
7 | Металлы Спортивный значок Урок первичного предъявления новых знаний ИКТ Презентация. | Многообразие материалов и область их применения. Изготовление изделий из фольги по образцам, эскизам, чертежам. Свойства фольги. Разметка деталей по шаблонам с применением разметочных инструментов. Соединение деталей из фольги. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: свойства проволоки и фольги. Уметь: рассказывать, кто, где и как использует проволоку и фольгу; приводить примеры предметов, сделанных из проволоки и фольги. | 20.10 | |
8 | Каркасные модели из проволоки. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: свойства проволоки и фольги. Уметь: рассказывать, кто, где и как использует проволоку и фольгу; приводить примеры предметов, сделанных из проволоки и фольги. | П: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения анализа объекта; подбор доступных в обработке материалов для изделия; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков и чертежей; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату К: оформлять свои мысли в устной речи Л:действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу. | 27.10 | |
II четверть (8 часов) |
9 | Лепка декоративного рельефа. Урок ПП ЗУН и УУД ИКТ Презентация. | Овладение основными приёмами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. | Знать: приемы обработки пластичных материалов. Уметь: использовать основные способы соединения деталей изделия. | П: поиск и выделение необходимой информации из учебника Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное К: оформлять свои мысли в устной речи Л: формирование социально-значимых качеств: любознательность | 09.11 | |
10 | Игрушка- гармошка. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Виды бумаги и её назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: виды бумаги и ее назначение. Уметь: сравнивать свойства разных видов бумаги, размечать детали с помощью разметочных инструментов. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность | 16.11 | |
11 | Игрушка- гармошка. Урок ПП ЗУН и УУД | Знать: виды бумаги и ее назначение. Уметь: сравнивать свойства разных видов бумаги, размечать детали с помощью разметочных инструментов. | 23.11 | |
12 | Бусы из бумаги в технике оригами. УПП ЗУН и УУД | Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам. Виды бумаги и её назначение. | Знать: виды бумаги и ее назначение. Уметь: сравнивать свойства разных видов бумаги, размечать детали с помощью разметочных инструментов | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность | 30.11 | |
13 | Новогодние фонарики. УПП ЗУН и УУД ИКТ Презентация. | 07.12 | |
14 | Новогодние фонарики. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Виды бумаги и её назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: виды бумаги и ее назначение. Уметь: сравнивать свойства разных видов бумаги, размечать детали с помощью разметочных инструментов | П: поиск и выделение необходимой информации из учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чер тежа; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуще ствлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным крите риям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. инструментов; использование измерений для решения практических задач. Р: воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и канцелярским ножом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное К: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Л: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность | 14.12 | |
15 | Подвеска из пенопласта. Урок первичного предъявления новых знаний | Овладение основными приё мами обработки пеннопласта. Последовательность и крат кая характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Условные обозначения на схемах и чер тежах. Экономное расходо вание материала. Определе ние формы, размеров и после довательности изготовления изделий по рисункам, схемам. Разметка деталей с примене нием разметочных инструмен тов. Использование измере ний для решения практичес ких задач. | Знать: приемы обработки пенопласта, условные обозначения на чертеже. Уметь: читать чертеж, экономно расходовать материал, размечать детали с помощью разметочных инструментов, использовать измерения для решения практических задач. . | 21.12 | |
16 | Подвеска из пенопласта. Урок применения предметных ЗУН и УУД | 28.12 | |
III четверть ( 10 часов) |
17 | Маска из бумаги. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Определение формы, размеров и последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач | Знать: приемы обработки бумаги, условные обозначения на чертеже. Уметь: читать чертеж, экономно расходовать материал, размечать детали с помощью разметочных инструментов, использовать измерения для решения практических задач | П: поиск и выделение необходимой информации из учебника; чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и канцелярским ножом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; К: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; учёт позиции собеседника (соседа по парте); Л: формирование системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающей успешность совместной деятельности | 11.01 | |
18 | Футляр из ткани. Урок первичного предъявления новых знаний ИКТ Презентация. | Анализировать особенности предлагаемых изделий. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной задачи. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: правила работы с текстильными материалами, технику ,выполнения швов «потайной», «строчка» Уметь: изготавливать футляр из ткани, выбирать нужный материал, анализировать выкройку, соединять детали швами, | П: конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий:определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; К: коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделий по плану; оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы Л: действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; формирование нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу. | 18.01 | |
19 | Футляр из ткани. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Анализировать особенности предлагаемых изделий. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной задачи. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: правила работы с текстильными материалами, технику ,выполнения швов «потайной», «строчка» Уметь: изготавливать футляр из ткани, выбирать нужный материал, анализировать выкройку, соединять детали швами, | 25.01 | |
20 | Игрушка из бумаги. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Соединение деталей изделия из бумаги. Разметка с помощью линейки. Разметка деталей по шаблону с применением разметочных инструментов. Указание черточкой точного места на заготовке. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: анализировать чертежи деталей игрушки, приемы изготовления деталей, выполнять объемные детали из толстой бумаги; оформлять детали изделия из цветной бумаги. | П: поиск и выделение необходимой информации из учебника осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов Р: планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; самоконтроль и корректировка хода практической работы;самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. Л: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность; формирование системы норм и правил межличностного общения | 01.02 | |
21 | Оформление изделий вышивкой простым крестом. УППНЗ ИКТ Презентация. | Нитки и их назначение. Срав нение ниток по цвету, проч ности, мягкости и толщине. Инструменты и приспосо бления при работе с текстиль ными материалами. Безопас ные приёмы труда при работе с инструментами. Трудовая деятельность в жизни чело века.Рукотворный мир как результат труда человека. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Иметь представление о видах переплетения нитей в тканях. Уметь: оформлять изделия вышивкой крестиком, соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой. | П: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение чертежа; осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; К: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Л: формирование социально-значимых качеств: любознательность | 08.02 | |
22 | Оформление изделий вышивкой простым крестом. УПП ЗУН и УУД | Иметь представление о видах переплетения нитей в тканях. Уметь: оформлять изделия вышивкой крестиком, соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой. | 15.02 | |
23 | Декоративное панно. Комбинирован ный. ИКТ Презентация. | Свойства бумаги и картона. Овладение основными приёмами работы с бумагой. Анализ плана работы по схеме и рисунку. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать : свойства крепированной бумаги. Уметь: выполнять декоративное панно для украшения дома, выбирать рисунок для панно. Исследовать свойства крепированной бумаги( разрезать, скручивать, растягивать, склеивать) | П: чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом); К: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Л: формирование нравственных качеств: трудолюбие, инициативность; формирование системы норм и правил межличностного общения | 22.02 | |
24 | Декоративное панно. Комбинирован ный. | 01.03 | |
25 | Подарочная открытка. Комбинирован ный. | Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: изготавливать поздравительную открытку; проводить наблюдение над свойствами бархатной бумаги; отмечать по чертежу детали открытки из бархатной бумаги, вырезать детали; оформлять края открытки зубчиками. | 15.03 | |
26 | Ремонт одежды. Урок применения предметных ЗУН и УУД ИКТ Презентация. | Назначение текстильных материалов. Лицевая и изнаночная стороны. Инструменты и приспособления. Экономное расходование текстильных материалов, ниток при разметке деталей с помощью линейки. Анализ работы. Выставка лучших работ. Представление и оценка результатов деятельности. | Знать: термин «заплатка-аппликация». Уметь: выбирать вариант заплатки- аппликации; анализировать приемы пришивания их с лицевой стороны и изнаночной к поврежденному месту одежды; выполнять мелкий ремонт одежды. | П: сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями Л: формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу; действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; К: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Л: формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу; действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 22.03 | |
IV четверть (8 часов) |
27 | Ремонт одежды. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Назначение текстильных материалов. Лицевая и изнаночная стороны. Инструменты и приспособления. Экономное расходование текстильных материалов, ниток при разметке деталей с помощью линейки. Анализ работы. Выставка лучших работ. Представление и оценка результатов деятельности. | Знать: термин «заплатка-аппликация». Уметь: выбирать вариант заплатки- аппликации; анализировать приемы пришивания их с лицевой стороны и изнаночной к поврежденному месту одежды; выполнять мелкий ремонт одежды. | Познавательные УУД: сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Личностные УУД: формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу; действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 05.04 | |
28 | Нитяная графика. Урок первичного предъявления новых знаний | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; создавать мысленный образ изделия; | Знать: что такое графика, ее виды. Уметь: характеризовать основные требования к изделию, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. | Познавательные УУД: сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументировать свою позицию Личностные УУД: формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу; действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | 12.04 | |
29 | Нитяная графика. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; создавать мысленный образ изделия; | 19.04 | |
30 | Сборка моделей транспортирующих устройств. Урок первичного предъявления новых знаний | Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме | Знать: виды ременных передач; правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора, название деталей конструктора. Уметь: собирать модели транспортных машин и устройств, в которых есть ременная передача. | П: моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; Р: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме К: оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы; аргументиро вать свою позицию Л: формирование социально-значимых качеств: любознательность, трудолюбие, инициативность. | 26.04 | |
31 | Сборка моделей транспортирующих устройств. УПП ЗУН и УУД | Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме | 03.05 | |
32 | Фигурки из глины и пластических материалов. Урок применения предметных ЗУН и УУД | Свойства глины. Декоративное оформление и отделка изделий из пластичных материалов. Создание изделий по собственному замыслу. Основные виды соединения деталей из пластичных материалов. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать: свойства глины. Уметь: лепить фигурки из глины для школьной выставки ,выбирать готовый вариант фигурки животного, Работать стекой, выравнивать пальцами края заготовки. | ПознавательныеУУД: моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; создание изделий по собственному замыслу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи Личностные УУД: формирование социально-значимых качеств: любознательность, трудолюбие | 10.05 | |
33 | Проект коллективного создания макета села Мирного. Комбинирован ный. | Свойства бумаги и картона. Разметка деталей по шаблонам с применением разметочных инструментов. Изготовление изделий из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью нитей, проволоки, клея. Основные элементы изделия. Сбор, анализ информации о создаваемом изделии. Поиск и построение плана деятельности под руководством учителя. Коллективный выбор лучшего варианта. Анализ работы. Выставка лучших работ. Представление и оценка результатов деятельности. | Знать: понятие «проект» Уметь: рассматривать план местности, анализировать, какие здания и сооружения будут на макете, обсуждать, какие материалы необходимо использовать, этапы выполнения. | П:осуществление поиска необходимой информации на бумажных носителях;сохранение информации на бумажных носителях в виде упорядоченной структуры;чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; сравнение различных видов конструкций и способов их сборки; Р:планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы;самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии. К:учёт позиции собеседника (соседа по парте);умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности Л:действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации; возможность осуществления проектной деятельности | 17.05 | |
34 | Проект коллективного создания макета села Мирного. Комбинирован ный. | Знать: понятие «проект» Уметь: рассматривать план местности, анализировать, какие здания и сооружения будут на макете, обсуждать, какие материалы необходимо использовать, этапы выполнения. | 24.05 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Голованова И.Л. Технология. 4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2013г.
Учебно-методические пособия для учителя
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Программа по курсу «Технология»:
Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2013 г. – Ч.2: 192 с. Проект «Перспективная начальная школа» ,разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Тип программы: Государственная