Содержание учебного предмета «Крымоведение» (5-9 класс)
7-ой класс (35 часов)
«Крымская мозаика регионов»
Программа рассчитана на 35 часов. Резервные часы предлагается использовать для углубленного изучения своего региона (населенного пункта).
Введение (5часа)
Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и функции населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры). Комплексное географическое районирование.
Знакомство с основами ориентирования и туризма:
Основы ориентирования. Основы туристической техники, движение на маршруте, правила безопасности во время похода и экскурсии.
Практикум. Нанесение на контурную карту административных районов, городов, своего населенного пункта.
Тема 1. Центральный Крым. (4 часа)
Симферопольский район и Белогорский район – край живописных предгорий и плодородных полей. Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный комплекс. Памятники природы и истории. Сельское хозяйство – основа экономики районов. Топонимика.
Симферополь - столица Республики Крым, административный, промышленный, строительный, транспортный, научно-технический, культурный, инновационный центр. История образования и развития города. Природные условия. Архитектура и памятники истории. Крупнейшие предприятия и ВУЗы города. Объекты культуры. Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя.
Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития региона (города)». 3. Сообщения учащихся «Улицы города говорят…».
Тема 2. Центрально-Северный Крым (3 часа)
Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск, Красноперекопский район, Красногвардейский район, Первомайский район, г. Джанкой и Джанкойский район. Географическое положение. Перекопский перешеек. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Залив Сиваш. Памятники культуры и природы. Джанкой – «исторические ворота» Крыма. Красноперекопск, Армянск - центры химической промышленности. Крупнейшие предприятия региона. Топонимика.
Практикум.1. Составление буклета «История основания города (района)». 2. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.
Тема 3. Северо-Восточный Крым – крупнейший сельскохозяйственный регион. (2 часа)
Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Сельскохозяйственная специализация. Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района. Топонимика.
Практикум. Презентация. Историческое наследие региона.
Тема 4. Восточный Крым (2 часа)
Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика.
Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный узел. Уникальность географического положения. Природные условия и ресурсы. Крупнейшие предприятия. Перспективы развития
Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города». 3. Презентация. Историческое наследие региона.
Тема 5. Юго-Восточный Крым (2 часа)
Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и развития территории.
Феодосия - курортный и промышленный центр, город воинской славы. Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины, горы,. Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды туризма. Памятники природы, культуры, истории.
Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия.. Судак - одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления. Окаменевшие древние коралловые рифы Исторические и природные достопримечательности. Топонимика.
Тема 6. Южный Берег Крыма – центр туризма (3 часа)
Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства. Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика.
Тема 7. Юго-Западный Крым (2 часа)
Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения территории. Природные условия и ресурсы. Уникальные природные объекты. Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри. Топонимика.
Тема 8. Западный Крым (2 часа)
Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового значения. Богатство региона. Памятники культуры.
Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы. Евпатория – курортный, промышленный центр и транспортный узел.
Практикум. 1. Изучение особенностей географического положения города (района) и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города (района)».
Тема 9. Северо-Западный Крым (2 часа)
Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной деятельности. Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Лебяжьи острова», региональный ландшафтный парк «Бакальская коса», месторождение поваренной соли - озеро Бакал. Топонимика.
Тема 10. Севастополь как субъект Российской Федерации. (2 часа)
Севастополь – город-герой. Географическое положение. Особенности природы. История возникновения, освоения и развития. Две героические обороны. Культурно-исторический фонд. Незамерзающий морской, торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный центр. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Итоговый урок. Пресс-конференция: «Образ Крыма»
Защита проекта экскурсионного маршрута (1 час)
Резерв – 5 часов (углубленное изучение своего региона / населенного пункта)
Примерное тематическое планирование
7-ой класс
№№ | Тема | Общее Количество часов |
1 | Введение | 5 |
2 | Центральный Крым | 4 |
3 | Центрально-Северный Крым | 3 |
4 | Северо-Восточный Крым | 2 |
5 | Восточный Крым | 2 |
6 | Юго-Восточный Крым | 2 |
7 | Южный Берег Крыма | 3 |
8 | Юго-Западный Крым | 2 |
9 | Западный Крым | 2 |
10 | Северо-Западный Крым | 2 |
11 | Севастополь | 2 |
12 | Пресс-конференция | 1 |
13 | Резерв на изучение своего региона | 5 |
| Итого | 35 |