РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей заместитель директора Директор МБОУ
социально-гуманитарных по учебно-воспитательной «Красноярская средняя школа»
дисциплин работе
_________ Э.М. Аблаева ___________ Н. П. Самохвал _____________ Н. А. Котик
Протокол №___________ Приказ №________________
«___»_____________2016г. «___»_______________2016г. «___»______________ 2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская средняя школа»
муниципального образования
Черноморский район
Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КРЫМОВЕДЕНИЕ»
5 КЛАСС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)
ШНЯКИНА ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА
2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-го класса МБОУ «Красноярская средняя школа», составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета «Крымоведение» по учебному плану образовательного учреждения – 35 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Крымоведение»
Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
Содержание учебного курса «Крымоведение»
Введение в «Крымоведение» (7 часов).
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации. Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»(28 часов).
Тема 1. «По горам, по долам…».Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова (8 часов).
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.
Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (6 часов).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды. Стихийные погодные явления.
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.
Тема 4. Почвы (3 часа).
Почва. Значение почв в природе и жизни людей.Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека. Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
Животный мир Крыма и своей местности.
Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (1 час).
Формы организации учебного процесса
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроляза знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
В изучении данного курса будут использованы следующие технологии:
1) проблемное обучение;
2) проведение дискуссий (диалогов);
3) технологии дифференцированного обучения;
4) технология групповой деятельности;
5) технология развивающего обучения;
6) технология саморазвития личности;
7)технология критического мышления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела, темы урока | Практическая часть | Формы и темы контроля | Оборудование |
план | факт |
| | | Введение |
1. | | | Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. | | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
2. | | | Источники краеведческой информации. | Заполнение таблицы «Источники получения краеведческих знаний». | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
3. | | | Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. | Знать понятия «Родной край», «большая и малая Родина». | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, атрибутика |
4. | | | История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. | Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». | Комбинированный | Рабочая тетрадь |
5. | | | Особенности географического положения Крымского полуострова. | Изучение физической карты Крыма | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
6. | | | Административные районы и города. | Мой населенный пункт. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
7. | | | Практическая работа №2«Административные районы и города». | Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. | Комбинированный | Рабочая тетрадь |
| | | РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» |
8. | | | Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. | Знакомство с рельефообразующими процессами. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
9. | | | Формы земной поверхности. | Ознакомиться с формами рельефа | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
10. | | | Основные формы рельефа Крымского полуострова. | Знать основные формы рельефа Крыма | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
11. | | | Крымские горы. Геологические памятники. | Описание рельефа своего района. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
12. | | | Практическая работа №3.«Крымские горы. Геологические памятники». | Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. | Комбинированный | Рабочая тетрадь |
13. | | | Характерные минералы и горные породы Крымского полуострова. | Знать характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
14. | | | Полезные ископаемые Крымского полуострова. | Знать полезные ископаемые Крыма | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
15. | | | Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». | Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности | Экскурсия | Рабочая тетрадь |
16-17. | | | Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
18. | | | Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. | Описание погоды за месяц. | Комбинированный | Рабочая тетрадь |
19. | | | Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. | - | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
20. | | | Признаки и народные приметы изменения погоды. | Знакомство с народными приметами. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
21. | | | Стихийные погодные явления. | - | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
22-23. | | | «Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды. | - | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
24. | | | Реки Крыма. Гидрологические памятники. | Знать реки Крыма | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
25. | | | Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма. | Знать озёра Крыма. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
26. | | | Практическая работа № 5. «Крупные водные объекты Крыма». | Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. | Комбинированный | Рабочая тетрадь |
27. | | | Почва. | Знать свойства почвы. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
28. | | | Факторы почвообразования | - | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
29. | | | Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв. | - | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
30. | | | «Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека. | - | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
31-32. | | | Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. | Знать растительный мир Крыма. | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
33. | | | Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга. | Знакомство с красной книгой | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
34. | | | Животный мир Крыма и своей местности | Знать животный мир Крыма | Изучение нового материала | Рабочая тетрадь |
35. | | | «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?». | Повторение изученного | Итоговое повторение | Рабочая тетрадь, карта Крыма |
Критерии оценивания:
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Устный ответ:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Письменный ответ:
Оценка «5»ставится, если ученик:выполнил от 90 до 100% работы.
Оценка «4»ставится, если ученик:выполнил от70 до 90% работы.
Оценка «3» ставится, если ученик: выполнил от 50 до % работы.
Оценка «2» ставится, если ученик: выполнил менее 50% работы.
Оценка «1» ставится, если ученик: не справился с работой.