СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ООО КРЫМОВЕДЕНИЕ 5-9 кл._Бессрочно

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  учебного курса  «Крымоведение»  составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее – БУП), примерной программой основного общего образования по крымоведению для 5-9 классов, утвержденной  Коллегией МОН Республики Крым. Авторы:  Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ООО КРЫМОВЕДЕНИЕ 5-9 кл._Бессрочно»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

__________/ А.В. Грабина

Протокол заседания ШМО

от _________201__г. № ___



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ «Крымская школа-гимназия»

___________/ Л.М. Фефелова

«____»____________201__ г


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Крымская школа-гимназия»

____________/С.А. Коцуба

Приказ № ___

от «___» __________ 201___ г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет КРЫМОВЕДЕНИЕ

Уровень базовый

Группа учителей Толмачева Светлана Владимировна

Мовчан Раиса Павловна

Грабина Анна Валентиновна

Классы 5-9

Срок реализации период основного общего образования

Количество часов: 5-9 классы по 34 часа (1 час в неделю)





Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее – БУП), примерной программой основного общего образования по крымоведению для 5-9 классов, утвержденной Коллегией МОН Республики Крым. Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.






РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «__» ______ 2017 г.






с. Крымское, 2017 г.





Содержание рабочей программы



Содержание рабочей программы………………………………………………….

2

Пояснительная записка……………………………………………………………..

3

Общая характеристика учебного курса…………………………………………..

4

Место учебного курса в учебном плане……………………………………………

4

Планируемые результаты освоения учебного курса……………….……………

5

Содержание учебного курса……………………………………………………….

7

Тематический план курса «Крымоведение»………………………………………

14

Требования к уровню подготовки учащихся основного общего образования


при изучении курса «Крымоведения»………………………………………………

16



Критерии оценивания……………………………………………………………….

16

Контрольно-измерительные материалы…………………………………………….

19



Учебно-методическое и материально-техническое


обеспечения образовательного процесса………………………………………….

19


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» 5-9 классы составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана, примерной программой основного общего образования по курсу «Крымоведение» для 5-9 классов, утвержденной Коллегией МОН Республики Крым. Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО.

Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;

  5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  9. Планируемые результаты основного общего образования;

  10. Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» 5-9 классы, под ред. Рудякова А.Н., Супрычева А.В., Симферополь, 2015

  11. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Крымская школа-гимназия»


Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа учебного курса «Крымоведение» предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.

Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.

Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.

Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей – территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.

Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок.

Содержание программы достаточно универсально и служит ори­ентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреж­дениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения после­довательности изучения этого материала, а также путей формиро­вания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие воз­можности для реализации различных подходов к построению учеб­ного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа курса рассчитана на пять лет - 170 учебных часов – по 34 часов в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классах (по 1 часу в неделю). Изучение предлагаемого курса может быть реализовано за счет учебных часов, либо как факультатив или кружок.


Интеграция с предметами

География, биология, история, русский язык и литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.



Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание учебного курса «Крымоведение. Вводный курс» 5 класс (34 часа)


Введение (8 часов).

Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации

Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова.

Особенности географического положения Крымского полуострова.

Административные районы и города. Мой населенный пункт.

Практическая работа № 1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.

Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта.

Практическая работа № 2. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.

Контрольная работа № 1. по теме: «Введение»

Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» (26 часов)

Тема 1. «По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова (8 часов)

Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.

Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.

Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Практическая работа № 3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.

Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».

Контрольная работа № 2. по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова»

Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (5 часов).

Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.

Признаки и народные приметы изменения погоды.

Стихийные погодные явления.

Практическая работа № 4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.

Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).

Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.

Реки Крыма. Гидрологические памятники.

Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.

Практическая работа № 5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.

Контрольная работа № 3. по теме: «Погода и воды Крымского полуострова»

Тема 4. Почвы (3 часа)

Почва. Значение почв в природе и жизни людей.

Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.

Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.

Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (4 часа).

Роль растений в природе и жизни человека.

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.

Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.

Животный мир Крыма и своей местности

Контрольная работа № 4. по теме: «Почвы, растительный и животный мир Крыма»

Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (1 час)





Содержание учебного курса

«Крымоведение. Историко-культурный обзор Крыма» 6 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Предмет изучения «Крымоведения» 6 класс. Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией.

Раздел I. От древности – к современности. Исторические страницы Крыма (18 часов)

Тема 1. История древнего человека в Крыму (2 часа).

Первобытное общество на территории Крыма.

Археологические памятники: стоянки первобытного человека.

Тема 2. Древний Крым (I тысячелетие до нашей эры – V век нашей эры) (2 часа)

Древние народы Крыма. Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.

Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес.

Практическая работа № 1. Нанесение на картосхему Крыма мест расположения древнегреческих городов.

Тема 3. Средневековый Крым (IV-XV века.) (3 часа)

Средневековая Таврика (IV-XII вв.) (Вторжение готов и гуннов в Крым. Византийская эпоха. Словянская колонизация. Древняя Русь и Крым. Распространения христианства)

Золотая Орда и генуэзские владения в Крыму.

Княжество Феодоро и турецкое завоевание Таврики в XV веке.

Контрольная работа № 1. Обозначение на картосхеме Крыма территории, контролируемые в XV в. генуэзцами, княжеством Феодоро и Крымским ханством.

Тема 4. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) (2 часа).

Государственное устройство, военный и экономический уклад Крымского ханства.

Крымское ханство и Россия.

Тема 5. Присоединение Крыма к России (XVIII век.) (2 часа).

Борьба России за выход к южным морям.

Присоединение Крыма к России.

Тема 6. Таврическая губерния (XIX- начало XX века.) (2 часа).

Крымская война (1853-1856 гг.).

Героическая оборона Севастополя в 1854 – 1855 годах

Контрольная работа № 2. по теме: «Исторические страницы Крыма»

Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические) памятники.

Тема 7. Крым в XX – начале XXI века. (5 часа)

Революция и гражданская война в Крыму (1917-1920 годы)

Советский Крым в 20-30 годы XX века.

Крым в годы Великой Отечественной войны.

Крымская область во второй половине XX века. (1944-1991 годы)

Крым на рубеже веков (конец XX – начало XXI века) «Крымская весна» 2014 года.

Практическая работа № 2. Охарактеризуйте хронологию событий «Крымской весны» 2014 года.

Раздел II. Крымская мозаика народов, культуры и искусства (14 часов)

Тема 1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» (1 час)

Население Крыма Численность населения Крыма. Своеобразие этнического состава.

Тема 2. Особенности культуры и быта народов Крыма (6 часов)

Мозаика народов Крыма.

Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.

Национальные костюмы, национальная кухня.

Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма.

Практическая работа № 3. Проект «Народы Крыма» (по выбору)

Контрольная работа № 3. по теме: «Крымская мозаика народов»

Тема 3. Социально-культурный обзор (7 часов).

Крым литературный. (1 час)

Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму. (Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову.)

Изобразительное искусство и архитектура (1 час)

Выдающиеся художники и архитекторы. Художественные музеи Крыма.

Театр и кино (2 часа)

История развития театрального искусства Крыма. Кинематограф в Крыму.

Музеи Крыма. (3 часа)

Краеведческий музей. Художественные музеи. Музеи военной истории и мемориалы. Дворцово-парковые ансамбли.

Практическая работа № 4. Составление маршрута путешествия «По музеям Крыма»

Экскурсия в этнографический музей.

Подготовка творческих проектов и презентаций

Контрольная работа № 4. по теме: «Социально-культурный обзор»

Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о народе Крымского полуострова?» (1 час)


Содержание учебного курса «Крымоведение. Мозаика крымских регионов» 7 класс (34 часа)


Введение (4 часа)

Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры). Комплексное географическое районирование. Виды карт, используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки. Основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии.

Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту административных районов, городов, своего населенного пункта.

Тема 1. Центральный Крым. (4 часа)

Симферопольский район, Белогорский район – край живописных плодородных полей. Сельское хозяйство – основа экономики районов. Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный комплекс. Памятники природы и истории. Топонимика.

Симферополь - столица Республики Крым, административный, промышленный, строительный, транспортный, научно-технический, культурный, инновационный центр. История образования и развития города. Природные условия. Архитектура и памятники истории. Крупнейшие предприятия и ВУЗы города. Объекты культуры. Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя.

Практическая работа № 2. Изучение особенностей географического положения региона и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.

Практическая работа № 3. Сообщения учащихся «Улицы города говорят…».

Контрольная работа № 1. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития региона».

Тема 2. Центрально-Северный Крым (3 часа)

Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск, и г. Джанкой, Красноперекопский район, Первомайский район, Красногвардейский район и Джанкойский район. Географическое положение. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Залив Сиваш. Памятники культуры и природы. Джанкой – «исторические ворота» Крыма. Красноперекопск, Армянск - центры химической промышленности. Крупнейшие предприятия региона. Топонимика.

Практическая работа № 4. Изучение особенностей географического положения района и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.

Практическая работа № 5. Составление буклета «История основания города».

Тема 3. Северо-Восточный Крым (2 часа)

Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Сельскохозяйственная специализация. Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района. Топонимика.

Практическая работа № 6. Презентация. Историческое наследие региона.



Тема 4. Восточный Крым (3 часа)

Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика. Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный узел. Уникальность географического положения. Природные условия и ресурсы. Крупнейшие предприятия. Перспективы развития Изучение особенностей географического положения города и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.

Практическая работа № 7. Изучение особенностей географического положения района и его влияния на природу и хозяйственную деятельность населения.

Практическая работа № 8. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития города Керчь».

Контрольная работа № 2. Презентация. Историческое наследие региона.

Тема 5. Юго-Восточный Крым (2 часа)

Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и развития территории.

Феодосия - курортный и промышленный центр, город воинской славы. Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины, горы. Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды туризма. Памятники природы, культуры, истории. Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия.

Судак - одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления. Окаменевшие древние коралловые рифы Исторические и природные достопримечательности. Топонимика.

Тема 6. Южный Берег Крыма – центр туризма (2 часа)

Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства. Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика.

Тема 7. Юго-Западный Крым (2 часа)

Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения территории. Природные условия и ресурсы. Уникальные природные объекты. Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри. Топонимика.

Тема 8. Севастополь. (2 часа)

Севастополь – город-герой. Географическое положение. История возникновения, освоения и развития. Особенности природы. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Хозяйственная деятельность населения.

Практическая работа № 9. Сообщения учащихся «Улицы города говорят…».

Тема 9. Северо-Западный Крым (2 часа)

Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной деятельности. Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Лебяжьи острова», региональный ландшафтный парк «Бакальская коса», озеро Бакал. Топонимика.

Контрольная работа № 3. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития района».

Тема 10. Западный Крым (2 часа)

Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового значения. Богатство региона. Памятники культуры.

Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы. Евпатория – курортный, промышленный центр и транспортный узел.

Практическая работа № 10. Составление таблицы «Этапы освоения, заселения и развития района».

Тема 11. «Я люблю тебя, Сакский район!» (5 часов)

Моя малая Родина (с. Крымское, Степное, Валентиново, Низинное, Крайнее, Яркое, Геройское): географическое положение, история, население, экономика, экология и т.п. Топонимика.

Практическая работа № 11. Защита проекта экскурсионного маршрута по Сакскому краю.

Контрольная работа № 4. по теме: «Западный Крым – наш край»

Обобщающее повторение. (1 час) Пресс-конференция «Образ Крыма».

Содержание учебного курса

«Крымоведение. Физико-географический обзор Крыма» 8 класс (34 часов)


Введение (2 часа).

Предмет, цели и задачи курса. Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход).

Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия.

Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту крупных объектов береговой линии (мысов, полуостровов, заливов), крайних точек, определение протяженности между ними.

Раздел I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова (24 часа)

Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые (6 часов)

Геохронологическая таблица. Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор.

Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения.

Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма.

Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия. Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст.

Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности.

Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др.

Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой.

Практическая работа № 2 (обучающая). Знакомство и определение минералов и горных пород Крыма.

Практическая работа № 3. Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.

Контрольная работа № 1. по теме: «Введение. Геология, рельеф и полезные ископаемые Крыма»

Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова (4 часа)

Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные различия климата.

Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Практическая работа № 4. Сравнение и анализ основных климатических показателей Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах.

Практическая работа № 5. Выявление и объяснение территориальных климатических различий полуострова. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика годового хода температур.

Тема 3. Внутренние воды (4 часа)

Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания.

Лиманы и соленые озера. Водохранилища. Подземные воды. Источники минеральных вод.

Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы.

Гидрологические памятники Крыма.

Практическая работа № 6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору).

Контрольная работа № 2. по теме: «Климат и внутренние воды Крымского полуострова»

Тема 4. Моря (3 часа).

Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и рельефа дна.

Гидрологический режим, климатические условия.

Флора и фауна. Эндемичные виды.

Экологические проблемы.

Тема 5. Почвы. (1 час)

Почвы Крыма. Факторы почвообразования. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов.

Тема 6. Особенности растительного и животного мира (6 часов)

Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. Высотная поясность.

Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы.

Практическая работа № 7. Построение схемы высотной поясности северного и южного макросклонов Главной гряды Крымских гор.

Контрольная работа № 3. по теме: «Моря. Почвы. Растительный и животный мир Крыма»

Раздел II. Ландшафтные комплексы Крыма (7 часов)

Тема 1. Физико-географическое районирование Крымского полуострова. (7 часов)

Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов.

Главная гряда Крымских гор.

Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды).

Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК)

Равнинно-степной Крым и Керченское мелкогорье.

Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории.

Практическая работа № 8. Нанесение на контурную карту крупных единиц физико-географического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела).

Контрольная работа № 4. по теме: «Ландшафтные комплексы Крыма»

Обобщающее повторение. (1 час)

Урок-конференция (защита проектов): «Экологические проблемы почвенно-растительного покрова и животного мира Крымского полуострова».


Содержание учебного курса

«Крымоведение. Социальный и экономико-географический обзор Крыма» 9 класс (34 часов)


Введение (4 часа).

Республика Крым – субъект административно-территориального устройства Российской Федерации. Общие сведения: административные границы, размеры территории, политическое устройство, геральдика и атрибутика.

Административные границы, размеры территории, политическое устройство, геральдика и атрибутика Республики Крым. Особенности и своеобразие ЭГП и ПГП Крыма.

Современное административно-территориальное устройство Республики Крым.

Особенности ЭГП своего района.

Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту субъектов административно-территориального устройства Республики Крым

Практическая работа № 2. Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма

Раздел I. Природно-ресурсный потенциал (4 часа)

Минеральные ресурсы Крымского полуострова: топливные ресурсы, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые: сырье для химической промышленности и строительной индустрии. Основные месторождения и районы добычи.

Водные и земельные ресурсы. Рациональное природопользование.

Рекреационные ресурсы.

Практическая работа № 3. Нанесение на контурную карту основных месторождений минерального сырья Крымского полуострова

Контрольная работа № 1. Презентация на тему: «Рекреационные ресурсы Крыма»

Раздел II. Население и города Крыма (6 часов)

Население Крыма: динамика численности, основные демографические показатели на рубеже XX – XXI столетий. Естественное движение населения. Механическое движение населения. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы.

Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в единстве!».

Система расселения Крыма. Города, их функциональная структура, достопримечательности, музеи и памятные места. Города-побратимы крымских городов.

Практическая работа № 4. Построение и анализ графика изменений численности населения Крыма

Контрольная работа № 2. Защита проекта экскурсионного маршрута по достопримечательностям одного города Крыма


Раздел III. Общая характеристика хозяйства (16 часов)

История хозяйственного освоения территории Крыма.

Общая характеристика хозяйства Республики Крым. Основные экономические показатели. Отраслевая структура. Ведущие отрасли хозяйства и факторы, влияющие на их формирование и развитие. Основные тенденции модернизации отраслевой и территориальной структуры хозяйства после воссоединения Крыма с РФ.

Характеристика топливно-энергетической базы и основных отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая, промышленность строительных материалов). Принципы размещения. Крупные предприятия. Экологические проблемы отраслей.

Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и животноводства. Территориальные различия в специализации. Пищевая промышленность.

Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.

Транспортная система, ее модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты.

Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.

Крым – крупный научно-образовательный и культурный центр. Выдающиеся ученые, работавшие в Крыму. Крупные научно-исследовательские институты, ВУЗы.

Выдающиеся писатели, поэты, художники и деятели искусств, жившие и творившие в Крыму.

Защита проектов: «Они прославили крымскую землю!»

Внутригосударственные и межгосударственные связи Республики Крым.

Практическая работа № 5. Анализ и отражение на контурной карте отраслевой и территориальной структуры промышленности Крыма. (обобщающая).

Практическая работа № 6. Анализ территориальных отличий специализации сельского хозяйства

Практическая работа № 7. Нанесение основных объектов транспортной системы Крыма

Контрольная работа № 3. по теме: «Отрасли промышленности Крыма»

Раздел IV. Экономико-географическая характеристика своего района (3 часа)

Общая характеристика хозяйства своего района. Основные экономические показатели. Отраслевая структура. Ведущие отрасли хозяйства и факторы, влияющие на их формирование и развитие.

Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.

Транспортная система, ее модернизация. Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.

Контрольная работа № 4. по теме: «Экономико-географическая характеристика своего района»

Обобщающее повторение. (1 час)

Защита проектов: «Они прославили крымскую землю!»






























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ»

темы

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть


5-й класс





Введение

8

1

2

Раздел I

Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»

26



Тема 1.

«По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова

8

1

1

Тема 2.

«У природы нет плохой погоды…»

5


1

Тема 3.

«Вода – важнейший минерал на Земле»

5

1

1

Тема 4.

Почвы

3



Тема 5.

«Жизнь вокруг нас»

4

1



Обобщающее повторение

1



Всего

34

4

5






6-й класс





Введение

1



Раздел I

От древности – к современности. Исторические страницы Крыма

18



Тема 1.

История древнего человека в Крыму

2



Тема 2.

Древний Крым (I тысячелетие до н.э.-V в. н.э.)

2


1

Тема 3.

Средневековый Крым (IV-XV вв.)

3

1


Тема 4.

Крымское ханство (XIII-XVIII вв.)

3



Тема 5.

Присоединение Крыма к России (XVIII в.)

1



Тема 6.

Таврическая губерния (XIX – начало XX в.)

2

1


Тема 7.

Крым в XX – начале XXI в.

5


1

Раздел II

Крымская мозаика народов, культуры и искусства

14



Тема 1.

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

1



Тема 2.

Особенности культуры и быта народов Крыма

6

1

1

Тема 3.

Социально-культурный обзор

7

1

1


Обобщающее повторение

1



Всего

34

4

4






7-й класс





Введение

4


1

Тема 1

Центральный Крым

4

1

2

Тема 2

Центрально-Северный Крым

3


2

Тема 3

Северо-Восточный Крым

2


1

Тема 4

Восточный Крым

3

1

2

Тема 5

Юго-Восточный Крым

2



Тема 6

Южный Берег Крыма - центр туризма

2



Тема 7

Юго-Западный Крым

2



Тема 8

Севастополь

2


1

Тема 9

Северо-Западный Крым

2

1


Тема 10

Западный Крым

2


1

Тема 11

«Я люблю тебя, Сакский край!»

5

1

1


Обобщающее повторение

1



Всего


34

4

11

темы

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть


8-й класс





Введение

2


1

Раздел I

Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова

24



Тема 1.

Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые

6

1

2

Тема 2.

Особенности климата Крымского полуострова

4


2

Тема 3.

Внутренние воды

4

1

1

Тема 4.

Моря

3



Тема 5.

Почвы.

1



Тема 6.

Особенности растительного и животного мира

6

1

1

Раздел II

Ландшафтные комплексы Крыма

7



Тема 1.

Физико-географическое районирование Крымского полуострова.

7

1

1


Обобщающее повторение

1



Всего

34

4

8


9-й класс





Введение

4


2

Раздел I

Природно-ресурсный потенциал

4

1

1

Раздел II

Население и города Крыма

6

1

1

Раздел III

Общая характеристика хозяйства

16

1

3

Раздел IV

Экономико-географическая характеристика своего района

3

1



Обобщающее повторение

1



Всего

34

4

7































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЯ»


В результате изучения «Крымоведения» в 5-9 классах учащиеся должны:

  1. знать/понимать:

  • Источники получения информации о своей малой родине;

  • выдающихся исследователей Крымского полуострова;

  • особенности географического положения Крымского полуострова и своего города (района);

  • особенности уникальной природы Крымского полуострова и своей местности;

  • названия наиболее распространенных и эндемичных растений и животных Крыма и своей местности;

  • основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской истории с древности до современности;

  • особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма;

  • художественные произведения и произведения искусства, посвященные крымской тематике;

  • виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения;

  • элементы природоохранного законодательства и правила поведения на природе;

  1. уметь:

  • показывать на карте территорию Крымского полуострова и крупные природные объекты Крыма, основные населенные пункты и пути сообщения;

  • работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности;

  • оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края;

  • находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

  • анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу Крыма;

  • излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Нормы устной работы обучающихся:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

  • самостоятельность ответа;

  • логичность, доказательность в изложении материала;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Отметка «5»:

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

Отметка «4»:

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

  • есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»:

  • ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2»:

  • ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Отметка с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления отметок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5»

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

  • и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

  • Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка «3»

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

  • Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия

Интерактивные формы работы:

- экскурсии в краеведческие и этнографические музеи (школьный, районный, республиканский);

- экскурсии на природные и исторические объекты;

- посещение хозяйственных предприятий и выставок народного творчества;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- учебные конференции, круглые столы.


Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечения образовательного процесса

Учебники:

«Крымоведение. Вводный курс» 5 класс: учебное пособие / А.В Ена, А.В. Супрычев. – Симферополь: Издательство «Наша школа», 2017. – 128 с.

«Крымоведение. Историко-культурный обзор Крыма» 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ А.В. Супрычев, Б.А. Ачкинази. – Симферополь: Издательство «Наша школа», 2016. – 160 с.

«Крымоведение. Мозаика крымских регионов» 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ А.В. Супрычев, А.Б. Швец, А.В. Ена. – Симферополь: Издательство «Наша школа», 2017. – 176 с.

«Крымоведение. Физико-географический обзор Крыма» 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ А.В. Ена, А.В. Супрычев. – Симферополь: Издательство «Наша школа», 2016. – 128 с.

«Крымоведение. Социальный и экономико-географический обзор Крыма» 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ А.В. Супрычев, А.Б. Швец. – Симферополь: Издательство «Наша школа», 2015. – 128 с.


Рабочая тетрадь:

«Крымоведение. Вводный курс», 5 класс, автор А.В. Супрычев, издательство «Наша школа», 2016

«Крымоведение. Историко-культурный обзор Крыма», 6 класс, автор А.В. Супрычев, издательство «Наша школа», 2016

«Крымоведение. Мозаика крымских регионов», 7 класс, автор А.В. Супрычев, издательство «Наша школа», 2015

«Крымоведение. Физико-географический обзор Крыма», 8 класс, автор А.В. Супрычев, издательство «Наша школа», 2015

«Крымоведение. Социальный и экономико-географический обзор Крыма», 9 класс, автор А.В. Супрычев, издательство «Наша школа», 2015


Атлас Крыма. Крымоведение. 5-9 класс. Симферополь: Наша школа, 2015 -16 с.: карт, ил.

Административно-территориальная карта Крыма, В2

Физическая карта Крыма, В2

Топографическая карта Крыма

Карта «Достопримечательности Крыма»

Компьютер учителя, интерактивная доска

Учебные и документальные фильмы

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!