СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету "Обществознание" составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Обществознание"»

Рабочая прогармма учебной дисциплины «Обществознание» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы по обществознанию для 10 – 11 классов (базовый уровень) авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год.


Организация – разработчик:

ОБОУ СПО «Рыльский социально – педагогический колледж» Курской области.


Разработчик:

Смородинова Анна Сергеевна, преподаватель Рыльского социально – педагогического колледжа.


Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании предметно – цикловой комиссии





































СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4

ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ

И ПРАВО)».


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7

ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ

ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)».


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)».


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 18

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»




































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»



1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право») является частью реализации среднего общего образования и составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» может быть использована при базовой подготовке специалиста.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» относится к базовым предметам общеобразовательного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов; ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

В результате изучения обществознания обучающийся должен

знать/понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

  • различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



    • успешного выполнения типичных социальных ролей;

    • сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    • совершенствования собственной познавательной деятельности;

    • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

    • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

    • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

    • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, из них

-теоретических занятий – 72 часа;

-практических, лабораторных – 36 часов;
























Содержание учебного предмета

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)


Раздел 1. Общество и человек (12 часов)

Тема 1.1. Общество (4 часа)

Что такое общество (2 часа).

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Науки об обществе.

Общество как сложная динамическая система (2 часа).

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Особенности социальной системы. Основные признаки общества. Социальные институты как высокоорганизованные системы. Развитие общества. Проблема сохранения культурного наследия.

Тема 1. 2. Человек (8 часов)

Природа человека (2 часа).

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятия антропогенеза и социогенеза. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Человек как духовное существо (2 часа).

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.

Деятельность – способ существования людей (2часа).

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Сознание и деятельность.

Познание и сознание (2 часа).

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл.


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (66часов)

Тема 2.1.. Духовная культура (8 часов)

Культура и духовная жизнь общества (2 часа).

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элемента культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.



Наука и образование (2 часа)

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций. Государственная образовательная политика.

Мораль. Религия (2 часа).

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире.

Искусство и духовная жизнь (2 часа).

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Особенности и виды искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.


Тема 2.2. Экономика (19часов)

Роль экономики в жизни общества (1 час).

Экономика как подсистема общества. Основные ресурсы экономики. Тенденции развития экономической сферы жизни общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Национальная стратегия экономического развития.

Экономика как наука и хозяйство (2 часа).

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста – интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл.

Рыночные отношения в экономике (2 часа).

Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Фирмы и экономика (2 часа).

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Правовые основы предпринимательской деятельности (2 часа).

Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика Росссийской Федерации. Организационно – правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Экономика и государство (2 часа).

Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства.

Финансы в экономике (2 часа).

Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы, банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции.

Занятость и безработица (2 часа).

Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, ее виды.

Мировая экономика (2 часа).

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы.

Человек в системе экономических отношений (2 часа).

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Факторы, определяющие производительность труда.




Тема 2.3. Социальная сфера (15 часов)

Социальная структура общества (3 часа).

Многообразие социальных групп. Социальная структура общества. Социальный статус. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение общества и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальные интересы.

Социальные взаимодействия (3 часа).

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов. Социальные аспекты труда. Трудовые отношения. Культура труда. Неравенство, богатство и бедность.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение (3 часа).

Социальные нормы Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.

Нации и межнациональные отношения (2 часа).

Этнически общности. Этнос. Национальность. Национальное самосознание. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья и быт (2 часа).

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Социальное развитие и молодежь (2 час).

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.


Тема 2.4. Политическая сфера (10 часов)

Политика и власть (2 часа).

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Политическая система (2 часа).

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Политический плюрализм.

Гражданское общество и правовое государство (2 часа).

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Международные документы о правах человека. Защита прав.

Демократические выборы и политические партии (2 часа).

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.

Участие гражданина в политической жизни (2 часа).

Сущность политического процесса. Политическое участие. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Тема 2.5. Проблемы социально – политической и духовной жизни (14 часов)


Свобода в деятельности человека (2 часа).

Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Проблема выбора.

Общественное сознание (2 часа).

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание.

Политическое сознание (2 часа).

Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно – политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда.

Политическое поведение (2 часа).

Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическое участие. Политический терроризм.

Политическая элита (2 часа).

Политическая элита и особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера.

Демографическая ситуация в современной России и

проблемы неполной семьи (2 часа).

Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт.

Религиозные объединения и организации в РФ (2 часа).

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир.



Раздел 3. Право (26 часов)

Тема 3.1. Право как особая система норм (8 часов)

Право в системе социальных норм (2 часа).

Понятие права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Представление о юридической ответственности. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Институт права.

Источники права (1 час).

Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативно-правовых актов.

Правоотношения и правонарушения (3часа).

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения (2 часа)


Тема 3.4. Человек и закон (18 часов)

Гражданин Российской Федерации (2 часа).

Гражданство в РФ. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Экологическое право (2 часа).

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно-ресурсные нормы.

Гражданское право (2 часа).

Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты.

Семейное право (2 часа).

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства (2 часа).

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс (2 часа).

Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс.

Процессуальное право: уголовный процесс (2 часа).

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения.

Процессуальное право: административная юрисдикция (2 часа).

Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение.

Международная защита прав человека (2 часа).

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.


Заключение (4 часа).

Взгляд в будущее. Общество в развитии. (2 часа).

Общество и человек перед лицом угроз ХХI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза цивилизации. Информационное общество.

Итоговый урок. (2 часа).








Тематический план




п/п


Наименование раздела, темы


Количество

часов (всего)


Раздел 1. Общество и человек.

12


Тема 1. 1. Общество

4

1.

Что такое общество.

1

2.

Общество и культура.

1

3.

Общество как сложная динамическая система.

1

4.

Социальные институты.

1


Тема 1. 2. Человек

8

5.

Природа человека.

1

6.

Цель и смысл жизни человека.

1

7.

Человек как духовное существо.

1

8.

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

1

9.

Деятельность – способ существования людей.

1

10.

Сознание и деятельность.

1

11.

Познания и знание.

1

12.

Истина и ее критерии.

1


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

66


Тема 2.1. Духовная культура.

8

13.

Культура и духовная жизнь общества.

1

12.

Многообразие культур.

1

15.

Наука в современном обществе.

1

16.

Наука и образование.

1

17.

Мораль.

1

18.

Религия.

1

19.

Искусство и духовная жизнь.

1

20.

Духовная культура.

1


Тема 2.2. Экономика

19

21.

Роль экономики в жизни общества.

1

22.

Экономика как наука.

1

23.

Экономика как хозяйство.

1

24.

Рыночные отношения в экономике.

1

25.

Конкуренция и монополия.

1

26.

Фирмы и экономика.

1

27.

Факторы производства.

1

28.

Правовые основы предпринимательской деятельности.

1

29.

Организационно – правовые основы предпринимательской деятельности.

1

30.

Экономика и государство.

1

31.

Экономические функции государства.

1

32.

Финансы в экономике.

1

33.

Инфляция: виды, причины, последствия.

1

34.

Занятость и безработица.

1

35.

Государственная политика в области занятости.

1

36.

Мировая экономика.

1

37.

Глобальные проблемы экономики.

1

38.

Человек в системе экономических отношений.


39.

Налоговая система в РФ.



Тема 2.3. Социальная сфера.

16

40.

Социальная структура общества.

1

41.

Социальная стратификация.

1

42.

Социальная мобильность.

1

43.

Социальные взаимодействия.

1

44.

Социальный конфликт.

1

45.

Социальные аспекты труда.

1

46.

Социальные нормы.

1

47.

Социальный контроль.

1

48.

Отклоняющееся поведение.

1

49.

Нации и национальное самосознание.

1

50.

Межнациональные отношения и национальная политика.

1

51

Семья как социальный институт.

1

52.

Семья в современной обществе.

1

53.

Социальное развитие и молодежь.


54.

Молодежная субкультура.

1


Тема 2.4. Политическая сфера.

11

55.

Политическая сфера и политические институты.

1

56.

Политические отношения и политическая власть.

1

57.

Политическая система.

1

58.

Государство в политической системе.

1

59.

Гражданское общество.

1

60.

Правовое государство.

1

61.

Демократические выборы.

1

62.

Политические партии.

1

63.

Сущность политического процесса.

1

64.

Политическое участие.

1


Тема 2.5. Проблемы социально – политической жизни


65.

Свобода в деятельности человека.

1

66.

Свобода и ответственность.

1

67.

Общественное сознание.

1

68.

Общественная психология и идеология.

1

69.

Политическое сознание.

1

70.

Средства массовой информации и политическое сознание.

1

71.

Политическое поведение.

1

72.

Политический терроризм.

1

73.

Политическая элита.

1

74.

Политическое лидерство.

1

75.

Демографическая ситуация в современной России.

1

76.

Проблемы неполной семьи.

1

77.

Религиозные объединения и организации.

1

78.

Проблема поддержания межрелигиозного мира.

1


Раздел 3. Право.

26


Тема 3.1. Право как особая система норм.

8

79.

Право в системе социальных норм.

1

80.

Система права.

1

81.

Источники права.

1

82.

Правоотношения и правонарушения.

1

83.

Юридическая ответственность.

1

84.

Развитие права в современной России.

1

85.

Предпосылки правомерного поведения.

1

86.

Правовая культура.

1


Тема 3.2. Человек и закон.

18

87.

Гражданин Российской Федерации.

1

88.

Права и обязанности граждан РФ.

1

89.

Экологическое право.

1

90.

Способы защиты экологических прав.

1

91.

Гражданское право.

1

92.

Защита гражданских прав.

1

93.

Семейное право.

1

94.

Права и обязанности членов семьи.

1

95.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

1

96.

Социальная защита населения.

1

97.

Процессуальное право: гражданский процесс.

1

98.

Процессуальное право: арбитражный процесс.

1

99.

Процессуальное право: уголовный процесс.

1

100.

Судебное производство.

1

101.

Процессуальное право: административная юрисдикция.

1

102.

Конституционное судопроизводство.

1

103.

Понятие и система международного права.

1

104.

Международная защита прав человека.

1


Заключение. Взгляд в будущее.

4

105.

Постиндустриальное (информационное) общество.

1

106.

Человек и закон.

1

107.

Глобальные проблемы человечества.

1

108.

Итоговое повторение.

1














Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники.


  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание. 10 кл.: базовый уровень- М.: Просвещение, 2012.

  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание. 11 кл.: базовый уровень- М.: Просвещение, 2012.

  3. Обществознание: учебник для студ.сред. проф.учеб.заведений/А.Г.Важенин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.


Для преподавателей.


  1. Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н.  Обществознание. Ч 1,2.  10 класс. Автор-составитель С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н.  Обществознание. 11 класс. Автор-составитель С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.

  3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Авторская программа по курсу «Обществознание» 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2008.

  4. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.-М.:  АСТ: Астрель,  2014.

  5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н.Боголюбова/ - М.: Просвещение. 2014.

  6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2010.

  7. Обществознание в схемах и таблицах. –СПб.: Тригон, 2011..

  8. Медведева В.С. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. - Волгоград: Учитель, 2012.

  9. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н.Боголюбова/- М.: Просвещение. 2012.

  10. ЕГЭ. Обществознание. Типовые задания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен»,2014.

  11. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. Обществознание / авт.-сост. О.С. Котова, Т.Е. Лискова.– М.: АСТ: Астрель,  2014.





Нормативные правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М., 2013.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994г. № 51 – ФЗ от 26.06.2007 №118-ФЗ))//СЗ РФ.-1994.-№32.-Ст.3301.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. №14 (в ред.от 24.07.2007 № 218-ФЗ)//СЗ РФ.-1996.-№5.-Ст. 410.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146 – ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм. , внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ)//СЗ РФ. – 2001. - №49. – Ст.4552.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 231 – ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, №52 (1ч.), ст. 5496.

  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 №138-ФЗ (в ред.от 24. 07.2007 №214 – ФЗ)//СЗ РФ. – 2002. - №46. – Ст.4532.

  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ ( в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 218-ФЗ)//СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 1.

  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ//СЗ РФ. – 2002. - №1. – Ч.1. – Ст.3.

  9. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. №174 – ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214-ФЗ)//СЗ РФ. – 2001. - №52. – Ч.1. – ст. 4921.

  10. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992. №3266 – 1 (в ред. ФЗ от 21.07ю2007 № 194 – ФЗ) СЗ РФ. – 1996. - №3.

  11. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. №125 – ФЗ (в ред.ФЗ от 13.07.2007 № 131 – ФЗ)//СЗ РФ. – 1996г. - №35. – Ст. 3802.

  12. Федеральный закон от 24 июня 1999года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред.от 24.07.2007 № 214 – ФЗ)// СЗ РФ. – 1999. - № 26. – Ст. 3177.

  13. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. №2 – ФЗ (в ред.от 25.11.20063 193 – ФЗ)// СЗ РФ. – 1996. -№3. – Ст.140.

  14. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 62 – ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121 – ФЗ)// СЗ РФ. – 2002. - №22. – Ст. 2031.

  15. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19 – ФЗ (в ред.ФЗ от 24.07. 2007 № 214 – ФЗ)//СЗ РФ. – 2003. – 32. – Ст.171.

Дополнительные источники.

  1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2012.

  2. Аверьянова Г.И.  Задания и тесты по  обществознанию 10кл.,-М., «Школа- Пресс», 2010.

  3. Аверьянова Г.И.  Задания и тесты по  обществознанию 11кл.,-М.,  «Школа- Пресс», 2011.

  4. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М.,        Дрофа, 2011.

  5. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-М., Школа-Пресс,2011.

Интернет-ресурсы

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37185/11_o.pdf

Социально–гуманитарное и политологическое образование


http://www.humanities.edu.ru/index.html

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Обществознание"


http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf

Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе

http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "обществознание" в условиях

введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"


http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc

Обществоведение 10 –11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана


http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf

Методическое письмо "О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"


http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27999/mto066.pdf

Методические приемы в гражданском образовании.


http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41163/tlg04.pdf

Необычный задачник для обычного гражданина


















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общи черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно – следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

  • систематизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    • успешного выполнения типичных социальных ролей;

    • сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    • совершенствования собственной познавательной деятельности, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

    • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

    • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

    • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально – гуманитарного познания.


Текущий контроль:

  • индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

  • контроль выполнения индивидуальных заданий;

  • контрольная работа;

  • семинарские занятия

Итоговый контроль: дифференцированный зачет.



   




Разработчик:

ОБПОУ «Рыльский социально – педагогический колледж» Курской области

преподаватель А.С. Смородинова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!