СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 7-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе учебного предмета "Обществознание" прикводятся требования к уровню подготовки обучающихся, содержание курса в 7-9 классах, а также календарно-тематическое планирование по классам с 7 по 9.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 7-9 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на ШМО Зам. директора по УР Директор школы №3

____________ ______________________ ________________

___/Потапчук Т.Н. _____/Кустова Н.В. ______/Пятакова Е. Н.













УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Обществознание»

7 – 9 классы







Учитель: Пушкарев Дмитрий Борисович









Кыштым

2016 г.


Содержание



Паспорт программы…………………………………………………………………………………3



Пояснительная записка…………………………………………………………………………….5



Содержание курса………………………………………………………………………………11



Календарно-тематический план курса………………………………………………………………………………16



Учебно-методический комплекс и дополнительная литература

по курсу……………………………………………………………………………...22



Цифровые образовательные ресурсы

по курсу…………………………………………………………………………..23



Контрольно-измерительные материалы………………………………………………………………………...23









Паспорт рабочей программы

учебного предмета «Обществознание » (7–9 классы)



Тип программы: программа общего образования.

Статус программы:

– для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

– для педагогических работников МОУ СОШ №3 г. Кыштыма программа определяет приоритеты в содержании учебного курса «Обществознание » (8–9 классы) и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

– для администрации МОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации содержания учебного курса «Обществознание » (8–9 классы).


Категория обучающихся: учащиеся МОУ СОШ № 3 г. Кыштыма.

Сроки освоения программы: 3 года.

Объем учебного времени: 105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, итоговая аттестация.

Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в основной школе (7–9 классы) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об установлении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 03 марта 2011 г.

3. Об установлении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16учебный год.

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Миноборнауки России от 17 декабря 2011 г. №1897.

6. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 3


Рабочая учебная программ курса «Обществознание» для 7–9 классов составлена на основе Примерной программы по обществознанию

Программа должна послужить реализацией целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Примерная программа рассчитана на 105 учебных часов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«Основы обществознания» (105 часов

Общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек


Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.


Сфера духовной культуры


Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.


Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.


Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.


Политика и социальное управление


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.


Право


Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «Обществознание» (7–9 классы)

7 класс

№№

п/п

Раздел.

Тема урока

Учебный материал

пособия

А.И. Кравченко «Обществознание»

(§§)

Домашнее задание

1

Введение.

Введение


Раздел I. Личность подростка (11 часов)

2

Переходный возраст.

§1

Ответы на вопросы

3-4

Задачи и трудности подросткового возраста.



5-6

Быть взрослым.



7+1

Физические изменения у подростков.



8+1

Психологический портрет личности.



9

Самооценка подростка.



10

Выдающаяся личность. Известные люди области, города. РК



11

Как стать лидером.



12

Повторение по разделу I.



Раздел II. Подросток в социальной среде (21 час)

13

Социальная среда подростка.



14

Юношеский пессимизм.



15

Подросток в группе.



16

Межличностные отношения.



17

«Мы» и «Они».



18

Мир знакомых и незнакомых людей.



19

Социальный портрет молодежи. Молодежь города Кыштыма. РК



20

Юридические границы подросткового возраста.



21

Подросток как гражданин.



23

Подросток и его права.



24

Опасный путь преступной жизни.



25

Заброшенные, одинокие, непонятые.



26

Подросток в обществе риска.



27

Подростковая культура. Молодежные субкультуры в нашем городе. РК



28

Образ жизни.



29

Досуг и отдых.



30

Развитие спорта.



31

Речевое поведение.



32

Повторение по разделу II.



33-35

Итоговое повторение.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «Обществознание» (7–9 классы)

8 класс


№№

п/п



Раздел.

Тема урока


Учебный материал

пособия

Л.Н.

Боголюбова

«Введение в общество

Знание»

(§§)


Учебный материал

пособия

А.И. Кравченко «Обществозна

ние»

(§§)



Домашнее задание

1.

Вводный урок. Цели и задачи курса обществознания

Введение




Тема 1. «Общество» (7 часов)


2

Общество как целостная система. Сферы жизни общества, их взаимосвязь.

§ 1'

§1


3.

Взаимосвязь общества и природы.

§8

§2


4.

Ступени развития общества.

§ 17

§з


5.

Социальный прогресс.


§4


6.

Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества.

§ 9, 28

§ 1


7. РК

Экологические и демографические проблемы региона




8.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме "Общество".




Возможно изменение последовательности тем №1 и №2



Тема 2. «Человек» (9 часов)

9

Биологическое и социальное в человеке.

§ 1-4



10.

Деятельность человека, ее основные формы.




11.

Потребности и способности человека.

§ 2.3, 19

§5


12

Сущность человеческого бытия. Духовная жизнь человека.

§5



13.

Познание мира.

§б



14-15

Личность и ее формирование в процессе социализации. Межличностные отношения.

§11, 13.48

§5


16.

Общение. Межличностные конфликты.

§ 12-13

§8


17

Урок обобщения и проверки знаний и умений учащихся по теме "Человек"

§1-13





Тема 3. «Социальная сфера общества» (10 часов)

18

Социальная структура общества. Социальные группы.

§21

§17


19.

Социальные роли. Социальный статус. Поколения.

§2.1.

§18


20.

Социальные нормы и социальная ответственность.




21.

Этнос. Нация. Межнациональные отношения.

§22

§21.22


22.

РК

Национальные отношения в современной России и регионе.

§22



23.

Семья в современном обществе. Брак, правовые основы брака и семьи.

§16,23. 53

§24. 39


24.

Социальные конфликты в пути их разрешения.


§21

§23


25.

Развитие социальных отношений в современной России. Социальная политика в РФ.

§21

§ 19.20


26. РК

Социальное, развитие региона






27

Урок обобщения п проверки знаний и умений по теме "Социальная сфера общества".

§23,24,25

§ 17-24


Тема 4.»Духовная сфера общества» (7 часов)

28

Духовная жизнь общества. Духовная культура.

§S,54



29.

Наука в жизни современного общества.

§26

§ 46,47


30

Образование и его значимость в условиях информационного общества.

«47



31.

Религия, ее роль в жизни общества.


§44


32.

Мораль.

§ 49. 52



33.

Культурная жизнь современной России.

§26



34.РК

Культурная жизнь региона.




35

Урок итогового повторения и проверки знаний





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «Обществознание» (7–9 классы)

9 класс



№№

п/п


Раздел.

Тема урока


Учебный материал

пособия

Л.Н.

Боголюбова

«Введение в общество

знание» (§§


Учебный материал

пособия

А.И. Кравченко «Обществозна

ние» (§§)




Домашнее

задание


Тема 5 «Экономическая сфера общества» (12 часов)

1

Экономика и ее роль в жизни общества

18

9


2

Факторы производства

19

9


3

Экономические системы

19

9


4

Рыночная экономика

19

9


5

Товар и деньги


10,11,12


6

Предпринимательство и его виды. Прибыль.




7

Государство и экономика

20

14


8

Госбюджет. Налоги.

20

15


9

Экономические реформы в России




10

РК

Экономика региона




11

Урок обобщения по теме «Экономика»


9-16


12

Урок проверки знаний и умений по теме «Экономика»





Тема 6 «Политико-правовая сфера» (16 часов)

13

Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть.

24

1


14

Государство. Формы государства

25

2,4


15

Политические режимы: демократия, авторитаризм, тоталитаризм

25

5


16

Гражданское общество и правовое государство

29,31,32

6


17

Политические партии


8


18

Избирательный процесс, выборы


7


19

Право и его роль в жизни общества

29

9


20

Конституция – Основной закон государства. Основы конституционного строя России

33



21

Права человека и гражданина

35,36

50,51,52


22

Структура высшей государственной власти в РФ

34



23 РК

Местное самоуправление в регионе




24

Международное гуманитарное право

37



25

Право и имущественные отношения

38

12


26

Потребитель и его права


13


27

Труд и трудовое право

39

14


28

Юридическая ответственность. Правоохранительные органы

30



29

Социальные права человека

45



30

РК

Законодательство региона




31

Урок обобщения «Роль политики и права в жизни общества»





32



Урок проверки знаний и умений




33-35

Предэкзаменационное повторение. Общество и человек. Современное общество: экономика, социальная жизнь, политика, право, культура.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен


Знать/понимать:

    • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

    • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

    • ·характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

    • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  • ·описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • ·объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • ·оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • ·решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • ·самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной  информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

курса «Обществознание» (7–9 классы)


1. Кравченко А.И. Обществознание : учебник для 7 класса / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М: Русское слово, 2008.

2. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М: Русское слово, 2004.

3.Кравченко А.И. Поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко«Обществознание : 8–9 классы» / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М: Русское слово, 2004.

4.Кочетов Н.С. Поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание: 8 класс» / Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель , 2006.

5. Рутковская Е.Л. Сборник заданий для проведения экзамена по обществознанию в 9 классе / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2007.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

курса «Обществознание» (7–9 классы)


  1. Обществознание: 8–11 классы; учебное электронное издание ООО «Марис», 2004.

  2. Обществознание: практикум, 8–11 классы; учебное электронное издание ООО «Марис», 2004.



Контрольно-измерительные материалы

курса «Обществознание» (7–9 классы)



  1. http://www.fipi.ru.

  2. http://www1.ege.edu.ru/.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!