Программа
по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе (с 5-го по 11-й класс) в систему воспитания и обучения
обучающихся
«Школа здоровья»
Пояснительная записка
Модернизация российского образования направлена на создание благоприятных для здоровья учащихся условий обучения. По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что, если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.
Современное состояние здоровья детей и молодёжи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую науку – Валеологию.
В основе данной программы лежит мнение академика Амосова Н.М.: «…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
В основе формирования ЗОЖ лежат биологические и социальные принципы. К биологическим относят: учёт возрастных особенностей детей, последовательность, ритмичность, ведение здорового образа жизни и т.д. К социальным принципам ЗОЖ относятся: эстетичность, нравственность, воспитание воли, самоограничение и т.д.
По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие:
- Отказ от вредных привычек, пристрастий(курение, алкоголь, наркотики);
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание;
- Личная гигиена;
- Положительные эмоции.
Результатом образования должна быть валеологическая культура человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.
МОУ СОШ №24 расположена в городе Петропавловске-Камчатском, Камчатского края, что создаёт определённые трудности в процессе сохранения здоровья учащихся, связанные с условиями Крайнего Севера.
Контингент учащихся СОШ №24 – это дети из разных слоёв населения, так как школа является общеобразовательным учебным заведением.
Данная Программа будет реализовываться с 5-го по 11-й класс высокопрофессиональными педагогами (имеющими 1-ю квалификационную категорию), являющимися классными руководителями в экспериментальных классах.
Недалеко от СОШ №24 расположена Городская детская поликлиника №2, на базе которой будут проходить отдельные мероприятия.
Итоги медицинского осмотра учащихся СОШ №24 в 2010-2011 учебном году и 2011-2012 учебном году показывают, что фактически здоровых детей очень мало:
1 группа здоровья – 65 - 70 человек
2 группа здоровья (имеющие заболевания) - 528 - 545 человек
3 группа здоровья (хронические заболевания) - 26 – 29 человек
Распределение групп для занятий на уроках физкультуры:
Основная – 92%
Подготовительная (с уменьшением физической нагрузки) – 4%
Специальная (лечебные занятия) – 4%
Сравнительный анализ уровня хронических заболеваний за 2010-2011 учебный год и 2011-2012 учебный год показывает, что не снижается уровень таких заболеваний, как: хронический тонзиллит, ОРЗ, ОРВИ, сколиоз, нарушение осанки, снижение зрения.
Программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе (с 5-го по 11-й класс) в систему воспитания и обучения учащихся «Школа здоровья» позволит приобщить учащихся к ЗОЖ, расширить их представление о ЗОЖ, позволит оздоровить организм учащихся через проведение профилактических мероприятий по сохранению здоровья детей на базе Городской детской поликлиники №2 и школьного Центра «Здоровье», учащиеся будут иметь возможность дополнительно заниматься физкультурой, бывать на свежем воздухе, соблюдать питьевой режим.
Данная Программа будет реализовываться в 2012-2013 учебном году.
Цель Программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в средней школе (с 5-го по 11-й класс) в систему воспитания и обучения учащихся «Школа здоровья»:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся через участие в конкретных, востребованных детьми разнообразных видах деятельности.
Задачи:
1. Накопить опыт проведения системной воспитательной работы по охране и укреплению здоровья учащихся;
2. Организовать работы по внедрению форм здоровьесберегающей деятельности на основе экспертной оценки состояния здоровья учащихся по следующей схеме: предварительный мониторинг здоровья учащихся – выделение факторов риска в состоянии здоровья – определение форм и методов здоровьесберегающей деятельности - разработка организационных подходов к решению возникших проблем;
3. Провести информационную, научно – просветительскую, практическую работу по формированию у педагогов, учащихся и родителей понимания важности укрепления своего здоровья и приобщение к ЗОЖ;
4. Объединить усилия учителей физкультуры, классных руководителей, родителей по повышению эффективности физического воспитания через уроки физкультуры и спортивно – оздоровительные мероприятия;
5. Внедрить учителям – предметникам на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.
Программа построена на сочетании традиционных принципов:
- научности;
- систематичности;
- сознательности и активности;
- связи теории с практикой.
В результате реализации Программы учащиеся должны:
- знать особенности ЗОЖ;
- знать те негативные последствия, к которым приводит употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
- заниматься спортом (физкультурой);
- соблюдать питьевой режим;
- оздоровить свой организм дыхательной гимнастикой, кислородными коктейлями.
Критерии оценки эффективности реализуемой программы
- увеличение количества и качества проводимых спортивно-оздоровительных мероприятий, увеличение количества участников за отчётный период;
- увеличение количества учащихся, посещающих спортивные секции;
- участие учащихся в школьных, городских, краевых спортивных мероприятиях;
- сокращение у учащихся: ОРЗ, ОРВИ, пропусков по болезни, отсутствие школьных и бытовых травм