Программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Азбука почемучка »
Составитель:
Силютина И.С.
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Азбука почемучка»
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
На мой взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа внеурочной деятельности «Почемучки» основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш поселок, наш регион.
Новизна программы экологического кружка «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы экологического кружка «Почемучки»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы.
Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, районный краеведческий музей.
Содержание программы по внеурочной деятельности «Азбука почемучка» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа по внеурочной деятельности «Азбука почемучка» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 1год занятий, объемом в 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука почемучка».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Содержание программы внеурочной «Азбука почемучка», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- установление причинно-следственных связей.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы.
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных родного края.
3. Нравственные правила обращения с объектами природы.
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
Первый уровень результатов освоения программы по внеурочной деятельности «Азбука почемучка» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Программа внеурочной деятельности «Азбука почемучка» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, культуре, языку;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Программа внеурочной деятельности «Азбука почемучка» раскрывает возможности для формирования всех видов универсальных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Календарно-тематическое планирование «Азбука почемучка»
1 класс
№ темы |
Наименование темы | Количество часов |
|
| | | |
1 | Из чего сделаны окружающие нас вещи?» | | 1 |
2 | «Как образовались камни?» | | 1 |
3 | «Почему морская вода соленая?» | | 1 |
4 | «Почему растягивается резина?» | | 1 |
5 | «Почему запотевают окна?» | | 1 |
6 | Пингвин птица или рыба?» | | 1 |
7 | «Из чего делают игрушки?» | | 1 |
8 | «Из каких материалов делают одежду?» | | 1 |
9 | «Почему листья опадают?» | | 1 |
10 | «Почему так часто взрослые говорят "НЕТ?"– беседа. | | 1 |
11 | «Из чего делают духи?» | | 1 |
12 | «Почему идет дождь?» | | 1 |
13 | «Почему у кактуса иголки?» | | 1 |
14 | «Почему блестят звезды?» | | 1 |
15 | «Имеют ли звезды один и тот же цвет?» | | 1 |
16 | «Что такое млечный путь?» | | 1 |
17 | «Что такое снежинки?» . | | 1 |
18 | «Какая температура у солнца?» | | 1 |
19 | «Почему мы видим луну в разных формах?»
| | 1 |
20 | "Что такое дружба?" – беседа. | | 1 |
21 | «Почему исчезли динозавры?». | | 1 |
22 | Как появился праздник "День святого Валентина" – познавательная беседа. | | 1 |
23 | Вопросы из класса. | | 1 |
| | | |
24 | «Из чего сделан хлеб?» | | 1 |
25 | Почему Масленица именуется Масленицей? | | 1 |
26 | «Хочу все знать!» | | 1 |
27 | «Какое значение имеют библиотеки?» | | 1 |
28 | «Почему существуют четыре времени года?» | | 1 |
29 | «Какого цвета небо?» | | 1 |
30 | «Что такое молния?» | | 1 |
31 | «Что такое облака?» | | 1 |
32 | Почему Солнце необходимо всему живому на земле? | | 1 |
33
34 | Почему появляется на небе радуга?
Почему и зимой и летом...она...елочка одним цветом? | 1
1
Итого 34 урока |
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.: Просвещение ,2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2009 - №11.
4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М.: Просвещение, 2010.
5.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.