СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Азбука почемучка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Азбука почемучка"

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Азбука почемучка"»















Программа курса внеурочной деятельности

для начальных классов

«Азбука почемучка »











Составитель:

Силютина И.С.













2017







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Азбука почемучка»



Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

На мой взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа внеурочной деятельности «Почемучки» основывается на принципах:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш поселок, наш регион.

Новизна программы экологического кружка «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Цели программы экологического кружка «Почемучки»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы.

Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, районный краеведческий музей.

Содержание программы по внеурочной деятельности «Азбука почемучка» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Программа по внеурочной деятельности «Азбука почемучка» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 1год занятий, объемом в 34 часа, 1 час в неделю.





Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука почемучка».

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Содержание программы внеурочной «Азбука почемучка», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства.



Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- установление причинно-следственных связей.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы.

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных родного края.

3. Нравственные правила обращения с объектами природы.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.



Первый уровень результатов освоения программы по внеурочной деятельности «Азбука почемучка» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Программа внеурочной деятельности «Азбука почемучка» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;

  • терпимость и уважение к истории, традициям, культуре, языку;

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

  • трудолюбие;

  • настойчивость;

  • дисциплинированность;

  • любовь к малой родине;

  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Программа внеурочной деятельности «Азбука почемучка» раскрывает возможности для формирования всех видов универсальных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).





























Календарно-тематическое планирование  «Азбука почемучка»

1 класс



темы



Наименование темы

Количество часов






1

Из чего сделаны окружающие нас вещи?»


1

2

«Как образовались камни?»



1

3

«Почему морская вода соленая?»



1

4

«Почему растягивается резина?»



1

5

«Почему запотевают окна?»



1

6

Пингвин птица или рыба?»



1

7

«Из чего делают игрушки?»



1

8

«Из каких материалов делают одежду?»



1

9

«Почему листья опадают?»



1

10

«Почему так часто взрослые говорят "НЕТ?"– беседа.



1

11

«Из чего делают духи?»


1

12

«Почему идет дождь?»


1

13

«Почему у кактуса иголки?»



1

14

«Почему блестят звезды?»


1

15

«Имеют ли звезды один и тот же цвет?»



1

16


«Что такое млечный путь?»


1

17

«Что такое снежинки?»

.



1

18

«Какая температура у солнца?»


1

19

«Почему мы видим луну в разных формах?»





1

20

"Что такое дружба?" – беседа.


1

21

«Почему исчезли динозавры?».


1

22

Как появился праздник "День святого Валентина" – познавательная беседа.


1

23

Вопросы из класса.


1





24

«Из чего сделан хлеб?»


1

25

Почему Масленица именуется Масленицей?


1

26

«Хочу все знать!»


1

27

«Какое значение имеют библиотеки?»



1

28

«Почему существуют четыре времени года?»



1

29

«Какого цвета небо?»



1


30

«Что такое молния?»



1


31

«Что такое облака?»




1

32

Почему Солнце необходимо всему живому на земле?



1


33



34

Почему появляется на небе радуга?



Почему и зимой и летом...она...елочка одним цветом?

1



1



Итого 34 урока











Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.: Просвещение ,2010.

2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010.

3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2009 - №11.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –

М.: Просвещение, 2010.

5.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.