МБОУ «СОЛНЕЧНОДОЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»
заседании педсовета Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол № ______С.И.Рыбак Приказ №
_____Т.Е.Глушецкая
«___»_______2015 г. «___»_______2015 г. «___»_______2015 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азы журналистики учителя русского языка и литературы
Москаленко Галины Владимировны
2015- 2016 учебный год
Кружок «Азы журналистики» относится к внеурочной деятельности учащихся 5 классов в рамках реализации ФГОС второго поколения. Согласно учебному плану МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации учебной программы 1 год.
Целью курса является ознакомление учеников 5 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачами учебного курса являются:
-выявление интересов и проверка способностей учащихся;
-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитие творческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-овладение навыками работы с медиатекстом.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами ( экскурсия в редакцию газеты «Судакские вести») , практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Дата | |
-
| История журналистики. История журналистики в России. | 1ч. | | |
-
| Профессия – журналист | 1 ч. | | |
-
| Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста | 1 ч. | | |
-
| Типы СМИ: газета, радио, телевидение, интернет. | 1ч | | |
-
| Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. | 1ч. | | |
-
| Функциональные стили и типы речи. | 1ч. | | |
-
| Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. | 1ч. | | |
-
| Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). | 1ч. | | |
-
| Анализ текстов газетных статей. | 1ч | | |
-
| Работа в группах. Сбор материала о братьях наших меньших(практическое занятие) | 1ч. | | |
-
| Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) . | 1ч. | | |
-
| Написание статьи. | 1ч. | | |
-
| Корректировка текста. | 1ч. | | |
-
| Оформление материала. «Публикация» | 1ч. | | |
-
| Посещение редакции газеты «Судакские вести» | 1ч. | | |
-
| 1ч. | | |
-
| Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. | 1ч. | | |
-
| Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) . | 1ч. | | |
-
| Написание статьи. | 1ч. | | |
-
| Корректировка текста. | 1ч. | | |
-
| Оформление материала. «Публикация» | 1ч. | | |
-
| Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение спортивного мероприятия в качестве спецкоров. | 1ч. | | |
-
| Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) . | 1ч. | | |
-
| Написание статьи. | 1ч. | | |
-
| Корректировка текста. | 1ч. | | |
-
| Оформление материала. «Публикация» | 1ч. | | |
-
| Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение АО «Солнечная Долина». Встреча с главными специалистами в качестве интервьюеров по подвалам «Архадерессе». | 1ч. | | |
-
| 1ч. | | |
-
| 1ч. | | |
-
| Отбор информации (наиболее важной и интересной для читателя) . | 1ч. | | |
-
| Написание статьи. | 1ч. | | |
-
| Корректировка текста. | 1ч. | | |
-
| Оформление материала. «Публикация» | 1ч. | | |
-
| Итоговое занятие. Вручение «дипломов» Юным журналистам. | 1ч. | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса :
Материалы для ученика:
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2010г..
Русская речь. 5-7 класс. Никитина Е.И. Просвещение, 2009г.
Школьная риторика. 7 класс. Под ред. Ладыженской Т.А. М., 2009г.
Словарь журналиста. Словарь-справочник. М., 1992.
Газеты «Судакские вести», «Крымская правда» и др.
Материалы для учителя
Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 2008г..
Уроки развития речи. 7 класс. Методич.пособие для учителей-словесников по программе «Речь».М., Владос, 2011г.
Развитие речи: Теория и практика обучения. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С..Линка-пресс,2009г.
Речевые ошибки и их предупреждение. Сергеев Ф.П. Волгоград, 2009г.
Планируемые результаты изучения курса
Курс "Азы журналистики" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся смогут -
определить тему или идею текста;
составлять простой и подробный план текста;
создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
оценивать чужую и свою речь;
спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
вести репортаж с места событий;
составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.