СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азы журналистики" 7 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. "Азы журналистики".

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азы журналистики" 7 класс»











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области


Рассмотрено на

заседании ШМО

Руководитель

______/Курбатова Г.Н./

Протокол №_______

От «_____»____20___г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

«____»______20___г.

____/Хализева И.Н.)/

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №________

От «_____»______20__г.

Утверждено и введено в действие

Приказ №___________

От «_____»________20__г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

_______/Жарких М.В./



Рабочая программа

внеурочной деятельности 7 класс

«Азы журналистики»

Направление «Общеинтеллектуальное»

Срок реализации 1 год

(возраст 11-12 лет)

Учитель: Курбатова Г.Н.

















2017 год









Программа разработана на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы. – М. : Просвещение, 2012; Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012


Программа рассчитана на учащихся 7 класса.

Программа составлена в связи с педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей (законных представителей).


Цель курса: создать условия для развития и совершенствования коммуникативной, компетенций учащихся через формирование и развитие понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья, что будет способствовать развитию познавательной активности, формированию положительной мотивации к освоению журналистского мастерства; грамотному оформлению своих идей и мыслей в работах различных жанров.


Содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:



- знакомство с газетными жанрами;

- развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы, формирование навыков совместной деятельности и делового общения;

- развитие сознательного интереса к СМИ;

- развитие инициативы и творческих способностей учащихся, индивидуального мышления;

- расширение общего кругозора учащихся

- формирование умения решать творческие задачи.

- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).





Содержание программы:


Тема занятия

Кол-во часов

форма

1

Введение в проблематику курса «Журналистика»

1


Беседа. Рефлексивная анкета, синквейн

2

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста

1

Работа со словами, правила работы журналиста (в парах), оформление памятки, синквейн

3

Из истории газет

1

Лекция с элементами беседы, презентация

4

СМИ в Подмосковье. Что мы читаем?

1

Экскурсия в библиотеку, работа с подборками газет, анкета

5

Газетная информация. Всякая ли информация правдива. Анализ языковых средств

1

Работа с подборками газет Презентация газетного материала

6

Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет

1

Работа с подборками газет Презентация

7-8

Основные понятия о газете.

2

Презентация, работа с прессой

9

Информационные газетные жанры

1

Презентация, работа с прессой, работа в группах

10

Хроника как газетный жанр

1

Беседа, работа в группах, словарная работа

11

Хроника, ее особенности

1

Анализ газетных хроник

12

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

1

Набросок хроники, творческая мастерская

13

Заметка в газету. Разновидности заметок

1

Работа с газетными текстами, работа в парах

14

А я сделал так…

1

Практикум набросок заметки

15

Репортаж и репортеры

1

Презентация заметок, памятка пишущему

16

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

1

Работа в парах Памятка (синквейн)

17

Закон репортажа- эффект присутствия

1

Практикум, работа с газетными текстами, анализ газетного текста

18

Когда «я» - не последняя буква в алфавите

1

Работа в парах по созданию репортажа

19

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

1

Набросок и представление репортажа

20

Особенности фоторепортажа.

1

Презентация репортажа, деловая игра

21

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

1

Работа с подборками газет

22

Интервью как газетный жанр, его признаки

1

Макет фоторепортажа

23

Интервью. Правила поведения в диалоге

1

Работа в парах. Анализ тексов

24-25

Этапы работы над интервью

2

Работа в парах, деловая игра

26

Как выбрать собеседника? Темы интервью

1

Рецензирование

Конкурс вопросов

27

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации

1

Подбор тем, анализ текстов, вопросник,

28

У нас в гостях

1

Составление опросника

29-30

Редактирование статьи

2

Деловая игра Презентация интервью

31

“Я ещё не волшебник, я только учусь”

1

Деловая игра. Создание макета газеты, работа в группах, анонс газеты

32-33

Защита проектов

2

Ролевая игра. Презентация проекта

34

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»

1

Презентация проекта, анкета




Краткое описание содержания тем


тема занятия

Описание содержания темы занятия

1

Введение в проблематику курса «Журналистика»

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества


2

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста

Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Профессиональная деятельность журналиста. Журналистские этика и стандарты.

3

Из истории газет

Появление газеты, путь от древности к современному облику. Российские рукописные и печатные газеты. Роль Петра 1 в создании газет. «Ведомости» — начало истории российской печати

4

СМИ в Подмосковье. Что мы читаем?

Средства массовой информации. Печатные СМИ. ... Интернет портал «Подмосковье»

5

Газетная информация. Всякая ли информация правдива. Анализ языковых средств

Понятие газетная информация. Языковые газетные средства

6

Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет

Типы газет как фактор, формирующий ее информационную политику. Характеристика основных видов: оперативная информация и публицистические произведения. Процесс удовлетворения информационной потребности аудиторией. Убеждения журналистов и редакции газеты.

7-8

Основные понятия о газете.

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.


9

Информационные газетные жанры

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, краткость информации.


10

Хроника как газетный жанр

Хроника как художественно-публицистический жанр. Вторичная хроника как разновидность жанра:
авторский взгляд

11

Хроника, ее особенности

Хроники: от летописей – через Шекспира –
к дневнику и подборке новостей.


12

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.


13

Заметка в газету. Разновидности заметок

Языковые стилистические особенности жанра "Заметка". Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка".

14

А я сделал так…

Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере подготовленных материалов в газету 

15

Репортаж и репортеры

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.

16

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

Отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия».

17

Закон репортажа- эффект присутствия

Репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.

18

Когда «я» - не последняя буква в алфавите

Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

19

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

Упражнение в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

20

Особенности фоторепортажа.

Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».

21

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

22

Интервью как газетный жанр, его признаки

Цель и задача интервью. Основной признак жанра – графическое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника

23

Интервью. Правила поведения в диалоге

Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

24-25

Этапы работы над интервью

Этапы работы над интервью Искусство задавать вопросы и добиваться ответов – составная часть мастерства журналиста. Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.

26

Как выбрать собеседника? Темы интервью

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного.

27

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации

 Виды и типы интервью. Виды: Интервью-беседа Экспресс-интервью Развернутый монолог По тематике: 1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях; 2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение)

28

У нас в гостях

Требования к вопросам интервью Составление вопросов. Каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными. 

29-30

Редактирование статьи

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.

31

“Я ещё не волшебник, я только учусь”

Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет.

32-33

Защита проектов

Защита проектов.

34

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»

Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.











Календарно-тематическое планирование


план

факт

тема


1


Введение в проблематику курса «Журналистика»


1

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста


1

Из истории газет


1

СМИ в Подмосковье. Что мы читаем?


1

Газетная информация. Всякая ли информация правдива. Анализ языковых средств


1

Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет


2

Основные понятия о газете.


1

Информационные газетные жанры


1

Хроника как газетный жанр


1

Хроника, ее особенности


1

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок


1

Заметка в газету. Разновидности заметок


1

А я сделал так…


1

Репортаж и репортеры


1

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа


1

Закон репортажа- эффект присутствия


1

Когда «я» - не последняя буква в алфавите


1

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»


1

Особенности фоторепортажа.


1

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?


1

Интервью как газетный жанр, его признаки


1

Интервью. Правила поведения в диалоге


2

Этапы работы над интервью


1

Как выбрать собеседника? Темы интервью


1

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации


1

У нас в гостях


2

Редактирование статьи


1

“Я ещё не волшебник, я только учусь”


2

Защита проектов


1

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»





Контроль: курс завершается проектной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся, проводятся промежуточные интерактивные тесты, практикумы, презентации по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников и определяют самые лучшие статьи в школьную газету. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.



Материально-техническое обеспечение


Список литературы для педагога:



  1. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе.- М.,1971.

  2. Ладыженская Т.А. Школьная риторика.- М.,2003

  3. Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990

  4. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.

  5. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж.Гоне; общ. ред. и вступ. А.В. Шарикова. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. -200 с.

  6.      Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. -М., 2006. -

  7.      Средства массовой информации России / Под ред. Засурского Я.Н. - М., 2005.

  8.     Волкова В.В. Теория и практика массовой информации: курс лекций.  - М., 2006

  9.     Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. - М., 2006.

  10.      Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. - М., 2006.

  11.      Ситников В. Техника и технология СМИ: печать, телевидение. - М., 2005.

  12.      Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  13.      Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

  14.    Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  15.   В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

  16.   Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

  17.   Интернет-журналистика А. А. Калмыков, Л. А. Коханова Серия: Медиа-образование Изд-во: Юнити-Дана, 2005  

  18.    Детская журналистика. Хозрасчетные газета и журнал в школе А. П. Гостомыслов Издательство: Издательство Михайлова В. А., 2006 г.

  19. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. Уч. пособие, хрестоматия. М., Наука, 2008.

  20.   Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2004.

  21.    Средства массовой информации России./ Алексеева М.И. и др. М. Аспект Пресс, 2008


Методическая литература для детей.




1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

6. Тексты, обозначенные в содержании программы.



Методическое обеспечение


Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

- различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования;

- компьютеры с выходом в интернет;

- информационный стенд.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!