10
Содержание учебной программы
Основание рабочей программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 5 класса МБОУ « Школа № 109» составлена на основе следующих документов:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».
Программа разработана с учётом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);
- годового учебного календарного графика МБОУ «Школа № 109» на 2015 – 2016 учебный год
2. УМК
Учебно – тематическое планирование «Азбука здоровья» в рамках внеурочной деятельности в 5 классе Зайцев Г.К. « Азбука здоровья».С.- Петербург. « Акцидент», 2012г,
Ковалько В. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.
Методическое пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение : 2008г.
Печатные пособия
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е . Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов Природы (5 классы). -- М.: ВАКО, 2004г.
Экранно-звуковые пособия
Наглядные пособия
Спортивный инвентарь
Набор ЦОР по валеологии
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Копировальный аппарат
Мультимедиапроектор
Экран
Цифровые образовательные ресурсы
Мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья» http://onlinemultfilmy.ru/smeshariki-azbuka-dobrozhelatelnosti/
Видео-уроки этикета:
http://uroki-online.com/beauty/style/1037-uroki-etiketa-smotret-onlayn.html
Проект-презентации для 5 класса «Азбука здоровья»:
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98690423
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, демонстрационные пособия
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Плакаты «Здоровье человека».
Плакаты «Съедобные и несъедобные растения».
Диски с видео-уроками, мультфильмами.
3 | Количество часов в неделю | 2 часа |
4 | Количество часов в 1 четверти | 18 часов |
5 | Количество часов во 2 четверти | 16 часов |
6 | Количество часов в 3 четверти | 20 часов |
7 | Количество часов в 4 четверти | 16 часов |
8 | Количество часов за год | 70 часов |
В случае корректировки календарного учебного графика школы в течение учебного года изменения в рабочую программу вносятся путем увеличения или уменьшения часов, отведенных на изучение отдельной темы, или часов, отведенных на повторение ранее изученного материала.
№ | Наименование разделов учебной программы | Количество часов | Основные содержательные линии | Система оценки планируемых результатов |
1 | Введение | 1 | О продуктах питания, их роли в жизни человека. | Приобретение новых знаний о пользе продуктов питания через игровую деятельность, проблемно- ценностное общение. |
2 | Поговорим о пище. | 1 | Из чего состоит пища, исследование видов круп, макаронных изделий. | Выработка полезных привычек питания. |
3 | Полезные и вредные привычки. | 1 | Игра «давайте определим». | Здоровьесберегающий фактор питания. |
4 | «Самые полезные продукты». | 1 | О вреде фаствудов и быстром питании, культура приёма пищи. | Игра «Угадай-ка». |
5 | Как правильно составить свой рацион питания. | 1 | Индивидуальное составление рациона питания. Калории. | Разыгрывание ситуации. проведение опытов. |
6 | Как готовят пищу. | 1 | Сбор информации о разных рецептах. | Экскурсия в школьную столовую |
7 | Как сделать кашу полезной. | 1 | Рецепты приготовления каш. | Творческое рисование. |
8 | Хлеб - всему голова! | 1 | психологический тренинг. | Творческая работа. Исследование. |
9 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | Органы пищеварения, их роль. | Знакомство с доктором здоровая пища. |
10 | Зачем человеку кожа. | 1 | Правила ухода за кожей, народная медицина. | Практическое занятие. |
11 | Надёжная защита человека. | 1 | Органы чувств человека. | Практическая работа. |
12 | Если кожа повреждена. | 1 | Ожоги, солнечный удар. | Тест. |
13 | Питание- необходимое условие жизни человека. | 1 | О диетах. | Работа по таблице «Органы пищеварения». |
14 | Здоровая пища для всей семьи. | 1 | О культуре питания в семье. | Опыт «Что разрушает здоровье?» |
15 | Сон- лучшее лекарство. | 1 | Гигиена сна. Совы и жаворонки. | Игра «Юный кулинар». |
16 | Как настроение ? | 1 | Типы темперамента человека. | Игра «азбука волшебных слов». |
17 | Ты пришел из школы. | 1 | Распорядок дня. Режим отдыха. | Упражнение «Любишь- не любишь». |
18 | Подвижные игры. | 1 | Активность .Динамика. Статика. | Весёлые старты. |
19 | Я - ученик. | 1 | Соблюдение режима дня. | Анализ рассказа М. Кунина «Федя на перемене». |
20 | Правила закаливания. | 1 | Знакомство с правилами закаливания. | Практическая работа. |
21 | Правила безопасности на воде. | 1 | Знакомство с правила безопасности на воде. | Работа с таблицей. |
22 | Правила безопасности на дороге. | 1 | Выработка умений безопасного поведения на дорогах. | Виды дорожных знаков. |
23 | Игра «Хорошо- плохо». | 1 | Выработка умений безопасного поведения на дорогах. | Виды дорожных знаков. |
24 | Осанка – стройная спина. | 1 | Выработка навыков здорового образа жизни. | Игра. |
25 | Причины болезни. | 1 | Выработка навыков здорового образа жизни. | Игра. |
26 | Как здоровье ? | 1 | Индекс здоровья. | Игра. |
27 | Как организм помогает сам себе. | 1 | Иммунитет. Витамины. | Активный отдых на воздухе. |
28 | Здоровый образ жизни. | 1 | Занятия физкультурой и спортом. | Спортивные старты. |
29 | Какие врачи нас лечат. | 1 | Медицина. | Общение с медсестрой школы. |
30 | Инфекционные болезни. | 1 | История развития медицины. | |
31 | Прививки от болезней. | 1 | Календарь прививок. | Игра. |
32 | Что такое эмоции ? | 1 | Психологическая терминология. | Встреча с психологом школы. |
33 | Чувства и поступки. | 1 | Тренинг. | Встреча с психологом школы |
34 | Учимся думать и действовать | 1 | Мысли и чувства. | КВН |
35 | Стресс. | 1 | Стрессовоустойчивые ситуации. | Общение с медсестрой школы. |
36 | Учимся находить причину и последствия событий. | 1 | События в жизни. | Игра. |
37 | Умей выбирать. | 1 | Спорт. | тест |
38 | Принимаю решение. | 1 | Поступки человека. | игра |
39 | Я отвечаю за свои решения. | 1 | Осознанные решения человека. | тренинг |
40 | Что мы знаем о курении. | 1 | Вредные привычки. Появление табака в России. | Ситуации. |
41 | Зависимость. | 1 | Вредные привычки. Появление табака в России. | Общение с медсестрой школы. |
42 | Умей сказать нет. | 1 | Что хорошо и что плохо. | Игра. |
43 | Как сказать нет. | 1 | Выбор человека. Школьника, взрослого. | Творческая работа. |
44 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | 1 | Транспорт. Театр. | Тренинг |
45 | Волевое поведение. | 1 | Уроки. Кружки. | Тренинг |
46 | Алкоголь. | 1 | Вредные привычки. | Благоприятный климат в семье. |
47 | Алкоголь- ошибка. | 1 | Вредные привычки. | Благоприятный климат в семье. |
48 | Алкоголь- сделай выбор. | 1 | Вредные привычки. | Благоприятный климат в семье. |
49 | Наркотик. | 1 | Просмотр фильма о последствиях применения наркотиков. | Благоприятный климат в семье. |
50 | Мальчишки и девчонки. | 1 | Физиология развития. | Соучастие. |
51 | Моя семья. | 1 | Члены семьи. Традиции семьи. | Тренинг |
52 | День здоровья. | 1 | Активное поведение. | Игры |
53 | Чистота и порядок. | 1 | Поведение на кухне. | Игровая ситуация. |
54 | Какие лекарства мы выбираем. | 1 | Номенклатура лекарств. | Ролевая игра. |
55 | Народная аптека. | 1 | Природные лекари. | Сбор гербария. |
56 | Отравление лекарствами. | 1 | Ситуации из жизни. | Схема. |
57 | Спеши делать добро. | 1 | Меценатство. | Работа с ветеранами. |
58 | Поможет ли нам обман. | 1 | Ложь. | Ролевая игра. |
59 | Надо ли прислушиваться к советам родителей? | 1 | Родители, друзья. | Семейные сценки. |
60 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | 1 | Взаимопонимание между детьми и родителями. | Игровая деятельность. |
61 | Все ли желания выполнимы? | 1 | Возможность исполнения желаний. | Ролевая игра. |
62 | Я принимаю подарки. | 1 | Этикет, подарки. | Диалог с учениками. |
63 | Я дарю подарки. | 1 | Этикет, подарки. | Диалог с учениками. |
64 | Наказание | 1 | Поощрение, виды наказаний. | Тренинг. |
65 | Одежда. | 1 | Мода, этикет, время | Показ мод. |
66 | Как доставить родителям радость. | 1 | Сюрпризы, подарки родителям. | Просмотр фильма. |
67 | Огонёк здоровья. | 1 | Профилактика болезни, закаливание. | Веселые старты. |
68 | Путешествие в страну здоровья. | 1 | Польза витаминов. | Таблица с группами витаминов. |
Планируемые результаты
2.1.Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни
являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
-овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой
медицинской помощи;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2.2.Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни
являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
2.3.Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья:
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
3. Тематическое планирование
I четверть
Раздел учебной программы | Тема урока | Количество часов | основные виды деятельности | дата проведения |
5В |
1 | Введение | 1 | Беседа | 02.09 |
2 | Поговорим о пище. | 1 | Дискуссия | 02.09 |
3 | Полезные и вредные привычки. | 1 | Экскурсия | 09.09 |
4 | «Самые полезные продукты». | 1 | Экскурсия в столовую | 09.09 |
5 | Как правильно составить свой рацион питания. | 1 | Беседа | 16.09 |
6 | Как готовят пищу. | 1 | Наблюдение | 16.09 |
7 | Как сделать кашу полезной. | 1 | Опыт | 23.09 |
8 | Хлеб - всему голова! | 1 | Доклад | 23.09 |
9 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | Просмотр фильма | 30.09 |
10 | Зачем человеку кожа. | 1 | Презентация | 30.09 |
11 | Надёжная защита человека. | 1 | Беседа | 07.10 |
12 | Если кожа повреждена. | 1 | Работа с микроскопом | 07.10 |
13 | Питание - необходимое условие жизни человека. | 1 | Опыт | 14.10 |
14 | Здоровая пища для всей семьи. | 1 | Презентация | 14.10 |
15 | Сон - лучшее лекарство. | 1 | Беседа | 21.10 |
16 | Как настроение ? | 1 | Ролевая игра | 21.10 |
17 | Ты пришел из школы. | 1 | Просмотр фильма | 28.10 |
18 | Подвижные игры. | 1 | Ролевая игра | 28.10 |
IIчетверть
Раздел учебной программы | Тема урока | Количество часов | основные виды деятельности | дата проведения |
19 | Я - ученик. | 1 | Презентация | 11.11 |
20 | Правила закаливания. | 1 | Просмотр мультфильма. | 11.11 |
21 | Правила безопасности на воде. | 1 | Ролевая игра | 18.11 |
22 | Правила безопасности на дороге. | 1 | Беседа | 18.11 |
23 | Игра «Хорошо - плохо». | 1 | Дискуссия | 25.11 |
24 | Осанка – стройная спина. | 1 | Презентация | 25.11 |
25 | Причины болезни. | 1 | Доклад | 02.12 |
26 | Как здоровье? | 1 | Наблюдение | 02.12 |
27 | Как организм помогает сам себе. | 1 | Сообщение | 09.12 |
28 | Здоровый образ жизни. | 1 | Беседа | 09.12 |
29 | Какие врачи нас лечат. | 1 | Презентация | 16.12 |
30 | Инфекционные болезни. | 1 | Просмотр фильма | 16.12 |
31 | Прививки от болезней. | 1 | Экскурсия в мед. кабинет | 23.12 |
32 | Что такое эмоции? | 1 | Просмотр фильма | 23.12 |
33 | Чувства и поступки. | 1 | Беседа | 30.12 |
34 | Учимся думать и действовать | 1 | Наблюдение | 30.12 |
IIIчетверть
Раздел учебной программы | Тема урока | Количество часов | основные виды деятельности | дата проведения |
35 | Стресс. | 1 | Беседа. | 13.01 |
36 | Учимся находить причину и последствия событий. | 1 | Беседа. | 13.01 |
37 | Умей выбирать. | 1 | Просмотр презентации. | 20.01 |
38 | Принимаю решение. | 1 | Опыт | 20.01 |
39 | Я отвечаю за свои решения. | 1 | Дискуссия. | 27.01 |
40 | Что мы знаем о курении. | 1 | Просмотр фильма | 27.01 |
41 | Зависимость. | 1 | Беседа. | 03.02 |
42 | Умей сказать нет. | 1 | Наблюдение. | 03.02 |
43 | Как сказать нет. | 1 | Беседа с психологом. | 10.02 |
44 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | 1 | Доклад | 10.02 |
45 | Волевое поведение. | 1 | Просмотр мультфильма. | 17.02 |
46 | Алкоголь. | 1 | Презентация. | 17.02 |
47 | Алкоголь - ошибка. | 1 | Доклад | 24.02 |
48 | Алкоголь - сделай выбор. | 1 | Беседа с психологом. | 24.02 |
49 | Наркотик. | 1 | Беседа с психологом. | 03.03 |
50 | Мальчишки и девчонки. | 1 | Наблюдение | 03.03 |
51 | Моя семья. | 1 | Дискуссия | 10.03 |
52 | День здоровья. | 1 | Веселые старты | 10.03 |
53 | Чистота и порядок. | 1 | Доклад | 17.03 |
54 | Какие лекарства мы выбираем. | 1 | Презентация | 17.03 |
IVчетверть
Раздел учебной программы | Тема урока | Количество часов | основные виды деятельности | дата проведения |
55 | Народная аптека. | 1 | Беседа с медсестрой | 07.04 |
56 | Отравление лекарствами. | 1 | Презентация | 07.04 |
57 | Спеши делать добро. | 1 | Просмотр фильма | 14.04 |
58 | Поможет ли нам обман. | 1 | Дискуссия | 14.04 |
59 | Надо ли прислушиваться к советам родителей? | 1 | Творческая работа | 21.04 |
60 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | 1 | Доклад | 21.04 |
61 | Все ли желания выполнимы? | 1 | Презентация | 28.04 |
62 | Я принимаю подарки. | 1 | Чтение этикета | 28.04 |
63 | Я дарю подарки. | 1 | Чтение этикета | 05.05 |
64 | Наказание | 1 | Просмотр фильма | 05.05 |
65 | Одежда. | 1 | Показ мод | 12.05 |
66 | Как доставить родителям радость. | 1 | Создание поделок | 12.05 |
67 | Огонёк здоровья. | 1 | Приготовление блюд | 19.05 |
68 | Путешествие в страну здоровья. | 1 | Экскурсия в мед. кабинет | 19.05 |
69 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 | Урок -игра | 26.05 |
70 | Будьте здоровы! | 1 | Дискуссия | 26.05 |