СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Мое Подмосковье"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

История заселения и освоения Подмосковья. Природа Подмосковья. Водные ресурсы Одинцовского муниципального района. Растительный и животный мир. Экологические проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Мое Подмосковье"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа







«Утверждаю»

Директор МБОУ ЖСОШ

Тараскина Г.Н.

Приказ №____ от

«01» сентября 2017г.






программа

курса внеурочной деятельности для 6 классов


«Моё Подмосковье»


по направлению краеведение

(творческая лаборатория)

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Жаворонковской средней общеобразовательной школы,

Роговой Надежды Викторовны, учителя географии,

высшей квалификационной категории






2017-2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Её решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, в котором живёшь, с любви к «Малой» Родине. Можно просто любить свой город, свой край, но лучше, если к этому прибавить знания о природе и людях этот край населяющих, о сложившихся народных промыслах и традициях. Программа курса «Мое Подмосковье» раздел «Родное Подмосковье» предусматривает изучение в шестом классе географического положения и природы Московской области, изучение географического положения природы своего района.

Курс «Мое Подмосковье» создан, главным образом, с учётом специфических условий самой территории, местности. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к своей «малой Родине» - Московии (Подмосковью). Краеведческий курс ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания. Программа выполняет, наряду с содержательно – обучающей, важную идеологическую функцию ( осознанием включенности каждого в жизнь своего региона и своей страны), содержание программы формирует патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Для характеристики региона привлекаются сведения из разнообразных областей знаний. Таким образом, курс, выявляя специфические и уникальные особенности региона, интегрирует в своём содержании географические, исторические, социальные, экономические, культуроведческие, экологические знания.

Цель курса: знакомство учащихся с особенностями географического положения и природы своего родного края, воспитание любви к своему краю, овладение навыками художественной деятельности, формирование потребности к творческому самовыражению.

Задачи:

  • освоение учащимися основных научных понятий и представлений о своём регионе из различных областей знаний;

  • овладение сведениями о взаимосвязи живой и неживой природы, о единстве человека с ней на конкретной территории своего региона;

  • формирование представлений о взаимосвязи общества и природы в целом, опираясь на материалы о своём регионе;

- развитие познавательного интереса учащихся к окружающей действительности, поисковой деятельности;

  • воспитание экологической культуры, патриотизма, любви к своей «малой» Родине;

  • развитие пространственного воображения, навыков визуальных наблюдений;

  • развитие умений анализировать результаты практической деятельности, работать с источниками информации.

Организация образовательного процесса

Структура курса представляет собой четыре логически законченных и содержательно взаимосвязанные темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление знаний обучающихся. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением теста.

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (с изменениями);

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

4.Примерные требования к программам дополнительного образования детей, утвержденные Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерств образования и науки России от

11.12.2006 г. №06-1844;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993).

Программа краеведческого курса «Мое Подмосковье» (34 час.) подготовлена на основе авторской программы регионального учебного курса « Родное Подмосковье»( автор к.п.н., доц. Л.Ф.Греханкина ).

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа внеурочного курса «Мое Подмосковье» составлена для учащихся 6 классов МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 34 часа занятий за год.

Содержание курса предполагает просмотр фильмов, подготовку презентаций, использование игровых технологий, работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, Интернетом.

Учебно –методический комплект

1.учебное пособие для учащихся « Родное Подмосковье» (авт. Л.Ф. Греханкина), М. Перо 2012г18 п.л.

2.учебные материалы по географии Москвы и Московской области для учащихся М. МГУ 2009- 2014гг 4 п.л.

3.рабочая тетрадь для учащихся по географии Москвы и Московской области М.МГУ2009- 2014гг.2п.л

4.методическое пособие для учителя «Родное Подмосковье», (авт. Л.Ф. Греханкина), М. Селадо 2012г. 16 п.л. п.л.

5. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Результаты освоения программы:

- повышение качества образования школьников;

- создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования;

- формирование коммуникативных, этических, социальных, гражданских компетенций;

- формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной.

Планируемые результаты изучения курса «Мое Подмосковье».

Личностные результаты:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к своей «малой « родине.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

3) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни.

10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметные результаты:

1) формирование первичных навыков использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

2) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

3) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации.


Содержание

Общие сведения о Подмосковье (6 часов)

Визитная карточка Подмосковья. Подмосковье на карте России. Формирование границ территории Подмосковья. Административное деление Московской области. Одинцово. Одинцовский муниципальный район. Соседи первого порядка Одинцовского муниципального района. Дальние соседи Одинцовского муниципального района.


Далекое прошлое Московского края. (4 часа)

Первые поселенцы. Когда в московских лесах впервые появился человек? Вятичи и кривичи. Где жили и чем занимались вятичи и кривичи? Возникновение древних городов Подмосковья. Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.

Природа Подмосковья (17 часов)

Геологическое строение Московской области. Рельеф и полезные ископаемые. Полезные ископаемые Подмосковья. Климат. Времена года в Подмосковье. Микроклимат большого города. Водные ресурсы Подмосковья. Реки Подмосковья. Москва-река. Канал имени Москвы. Проблемы малых рек Подмосковья. Озера Подмосковья. Живая природа (почвы, растительность). Животный мир Подмосковья.

Экологические проблемы Московской области (7 часов)

Охраняемые природные территории Московской области. Лекарственные растения и их охрана. Заповедники и заказники Московской области. «Красная книга Московской области». Изменения природы Московской области. Мероприятия по охране природы. Влияние условий мегаполиса на человека. Специфика образа жизни. Традиции города.

Календарно-тематическое планирование (34 часа)


Тема занятий

Форма

проведения

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Визитная карточка Подмосковья . Подмосковье на карте России.

игра

1



2

Формирование границ территории Подмосковья

путешествие

1



3

Административное деление Московской области

лекция

1



4

Одинцово. Одинцовский муниципальный район.

лекция

1



5

Соседи первого порядка Одинцовского муниципального района.


путешествие

1



6

Дальние соседи Одинцовского муниципального района.


путешествие

1



7

Первые поселенцы. Когда в московских лесах впервые появился человек?

ребусы

1



8

Вятичи и кривичи. Где жили и

чем занимались вятичи и кривичи?

путешествие

1



9

Возникновение древних городов Подмосковья

путешествие

1



10

Возникновение, развитие и выдвижение Москвы

лекция

1



11

Геологическое строение

Московской области

лекция

1



12

Рельеф и полезные ископаемые

беседа

1



13

Полезные ископаемые Подмосковья

беседа




14

Климат

беседа

1



15

Зима в Подмосковье

игра

1



16

Весна в Подмосковье

игра

1



17

Лето в Подмосковье

игра

1



18

Осень в Подмосковье

игра

1



19

Микроклимат большого города

беседа

1



20

Водные ресурсы Подмосковья

путешествие

1



21

Реки Подмосковья

путешествие

1



22

Москва-река

путешествие

1



23

Канал имени Москвы

путешествие

1



24

Проблемы малых рек Подмосковья

исследование

1



25

Озера Подмосковья

путешествие

1



26

Живая природа (почвы, растительность

исследование

1



27

Животный мир Подмосковья

исследование

1



28

Охраняемые природные территории Московской области

исследование

1



29

Лекарственные растения и их охрана;

исследование

1



30

Заповедники и заказники Московской области

путешествие

1



31

«Красная книга Московской области».

исследование

1



32

Изменения природы Московской области

исследование

1



33

Мероприятия по охране природы

викторина

1



34

Влияние условий мегаполиса на человека. Специфика образа жизни.

исследование






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!