Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы МБОУ «Школа №3».
1. Пояснительная записка
Цель программы:
- формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность, как коллективно, так и в группе через формирование УУД:
-готовность к самостоятельным поступкам и действиям, готовность преодолевать трудности;
-понимание значимости проектной деятельности;
-развитие компетентности общения;
Задачи программы:
- обучиться целеполаганию, планированию, контролю;
- определять значимые проблемы и решать их;
- научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
- овладеть следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);
- обучиться методам творческого решения проектных задач;
- развивать у них творческие способности;
- пробудить интерес к исследовательской деятельности;
- учить общению и сотрудничеству обучающихся с группами одноклассников, учителями.
2.Общая характеристика курса.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
3. Описание места данного курса в учебном плане
В 1 классе на изучение курса отводится в год 33 часа, 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
В результате участия во внеурочной проектной деятельности в первом классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;
умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;
они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;
получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения программы
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.
5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
6. Содержание программы
Введение.
Кто такие исследователи. Кто такие проектировщики. Известные русские и зарубежные проектировщики и исследователи. Зачем надо заниматься исследования и проектированием. Чем школьное проектирование и исследование отличается от научного и что у них общего.
Общее понятие об ученическом проекте и исследовательской работе.
Что значит слово проект. Проект научный и проект школьника. Объект и предмет проектирования и исследования школьника. Типы проектов школьника по разным основаниям. По времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. По включению в работу проекта различного количества учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. По характеру и содержанию: творческие, научно - познавательные, прикладные, фантастические, практико-ориентированные.
Практическая работа над исследовательским проектом.
Простейшие методы исследования: экскурсия, наблюдение, опыт, поиск, беседа, интервью, анкетирование, чтение книг и выбор нужного материала из них, извлечение нужной информации из Интернета, обобщение, классификация, сравнение, анализ.
Три этапа работа над проектом: исследовательско – подготовительный (замысел, идея), технолого-практический(воплощение замысла) , заключительно- аналитический (представление- защита проекта и его анализ).
«Ёжик обдумывания проекта» ( мотивация, адресат, тема и приемы ее формулировки, цель, время работы над проектом, исполнители, характер и содержание, конечный продукт). «Звездочка обдумывания конечного продукта» (назначение, форма, размеры, цвет, декоративное оформление, материалы, готовые элементы, элементы, которые надо изготовить своими руками). Инструментарий. Выбор оптимальной технологии изготовления. Правила безопасности труда. Технологические карты и работа по ним.
«Рабочая тетрадь юного исследователя» и приемы работы в ней.
Представление проекта, его защита, анализ и корректировка.
Защитная речь и требования к ее составлению. Презентация устная и письменная. Требования к презентации. Компьютерная поддержка презентации и требования к ее исполнению. Рефлексия эмоциональная и содержательная. Анализ работы по заданным учителем вопросам. Выход на дальнейшие планы, исходя из итогов проделанной работы.
Заключение.
Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности первоклассников проектной деятельности. Анализ результатов этой диагностики. Планы на следующий учебный год.
Общее количество выполненных проектов за год - три: два коллективных (в том числе, работа в группах в рамках коллективного проекта) и один индивидуальный.
7.Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Кто я? Моя семья | Различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» | 1 | | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | Определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек | 1 | | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | Излагать краткое содержание. Определять тему, главную мысль своего сообщения | 1 | | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этапы | Осваивать правила планирования, собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе | 1 | | |
5 | Повторение. Давай вспомним | Закреплять основные проектные понятия | 1 | | |
6 | Проблема | Разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы | 1 | | |
7 | Проблема. Решение проблемы | Обозначить возникшую проблему, предложить алгоритм действий для решения проблемы. Уметь выполнять творческие задания. | 1 | | |
8 | Гипотеза. Предположение | Придумывать свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывать свои предположения по этому поводу | 1 | | |
9 | Гипотеза. Играем в предположения | Знать значение слова «гипотеза», уметь отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» | 1 | | |
10 | Цель проекта | Определять значение слова «цель», узнать, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки | 1 | | |
11 | Задача проекта | Выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?» | 1 | | |
12 | Выбор нужной информации | Выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста) | 1 | | |
13 | Интересные люди – твои помощники | Правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу | 1 | | |
14 | Продукт проекта | Изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта | 1 | | |
15 | Виды продукта. Макет | Ставить перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета | 1 | | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий | Закрепить пройденные проектные понятия | 1 | | |
17- 18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | Уметь поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту | 2 | | |
19- 20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление | Кратко излагать основное содержание проекта, выделяя главное. Контролировать время выступления, укладываться в регламент | 2 | | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | Составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта | 1 | | |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Проводить опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывать рассказы о приключениях цветка | 1 | | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | Изучать большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимать значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д. | 1 | | |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним | Выступать перед незнакомой аудиторией, уметь справляться с волнением Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях | 1 | | |
25 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы | 1 | | |
26 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 | | |
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 | | |
28 | Тест «Чему я научился?» | Давать оценку своей деятельности с помощью учителя | 1 | | |
29 | Памятка для учащегося-проектанта | Строить свою деятельность по предложенному плану | 1 | | |
30 | Твои впечатления от работы над проектом | Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | 1 | | |
31 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | Уметь обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели | 1 | | |
32-33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Применять в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач | 2 | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с.
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/
5. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от « » _________2015 год №01 Руководитель МО начальных классов Фридман Е.А___________ | СОГЛАСОВАНО И.о заместителя директора по УВР Царёва Т.А ______________ « » ______________2015 год -
-
|