Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умка. Развитие мышления» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы МБОУ «Школа №3».
1. Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Такие учащиеся требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала.
Цели изучения курса:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику.
2. Общая характеристика учебного предмета
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни, либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования по внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется как через групповые, так и индивидуальные занятия.
Групповые занятия (по 5-6 человек) проводятся 2 раза в неделю с 1 сентября по 25 мая из расчета 66 часов в год. Возможен вариант включения в группу в течение года при наличии свободных мест.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения ООП, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
1. формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на “своих” и “чужих”; уважения к истории и культуре каждого народа;
2. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, гимназии, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- достижение оптимального эмоционального уровня самооценки;
- многоаспектный анализ личностного развития ребёнка.
- возможность самоактуализации и саморазвития.
Познавательные УУД:
- многоплановый анализ познавательного развития ребёнка;
- мониторинг динамики развития познавательных способностей, выстраивание индивидуальной траектории их развития.
Регулятивные УУД:
- общее развитие и коррекция отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Коммуникативные УУД:
- социальная адаптация в коллективе, обществе.
6. Содержание учебного предмета
Программа работы со слабоуспевающими детьми на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в усвоении материала;
- консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Содержание программы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими умеренно ограниченные возможности здоровья.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.
Ожидаемые результаты:
- Сформированная способность ученика к восприятию основной образовательной программы начального общего образования;
- Достаточный уровень универсальных учебных действий обучающихся;
- Достаточный уровень речевого развития и словарного запаса;
- Стойкий познавательный интерес к учебной деятельности;
- Сформированные навыки самостоятельности и общения в коллективе.
7. Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Русский язык |
1 | Гласные звуки и буквы | Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения. Распознавать имена собственные. Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия) Различать однокоренные слова. Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые (однокоренные) слова с помощью суффиксов и приставок. Разбирать доступные слова по составу. | 2 | | |
2 | Согласные звуки и буквы | 2 | | |
3 | Что мы знаем о звуках и буквах | 2 | | |
4 | Упражнения в постановке ударения и деление слов на слоги | 2 | | |
5 | Перенос слов. | 2 | | |
6 | Развитие умения переносить слова | 2 | | |
7 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | 2 | | |
8 | Упражнения в определении гласных букв, обозначающих мягкость согласных на письме. | 2 | | |
9 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы. | 2 | | |
10 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. Повторяем написание большой буквы в именах собственных. | 2 | | |
11 | Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь. | 2 | | |
12 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах | 2 | | |
13 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. | 2 | | |
14 | Повторение слов, написание которых надо запомнить. | 2 | | |
15 | Повторение слов, написание которых надо запомнить. | 2 | | |
16 | Правила оформления предложений на письме. | 2 | | |
17 | Правила оформления предложений на письме. | 1 | | |
Математика |
1 | Квадрат, круг, прямоугольник. | Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между). Описывать в речевой форме местоположение предмета. Моделировать различные способы установления взаимно однозначного соответствия. Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги. Проводить (строить), пользуясь линейкой, прямые линии через одну точку. Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки. Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии. Строить отрезок с помощью линейки. Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка. Находить отрезки на сложном чертеже. Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля. Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки , различные неравенства с числами, которые соответствуют точкам на числовом луче. Моделировать сравнение чисел на числовом луче. | 2 | | |
2 | Изменение формы, цвета, размера. Сравнение предметов по свойствам | 2 | | |
3 | Группы предметов. Составление группы по заданному признаку. | 2 | | |
4 | Сравнение групп предметов. Знаки =, ≠. | 2 | | |
5 | Составление равных и неравных групп. | 2 | | |
6 | Один – много. На, над, под. Перед, после, между, рядом. | 2 | | |
7 | Знаки , | 2 | | |
8 | Точки и линии. Компоненты сложения. | 2 | | |
9 | Области и границы. Компоненты вычитания. | 2 | | |
10 | Отрезок и его части. | 2 | | |
11 | Выражения. | 2 | | |
12 | Зависимость между компонентами вычитания. | 2 | | |
13 | Части фигур. Соотношения между целой фигурой и её частями. | 2 | | |
14 | Сравнение с нулём. | 2 | | |
15 | Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация. | 2 | | |
16. | Равные фигуры. | 2 | | |
17 | Равные фигуры. | 1 | | |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э. Кочурова . Дружим с математикой: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 1-4 классы.
Электронное сопровождение к учебнику «Математика», 1-4 классы.
Интерактивное учебное пособие «Математика. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например,
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от « » _____________ 2015 год №01 Руководитель МО начальных классов Фридман Е.А___________ | СОГЛАСОВАНО И.о заместителя директора по УВР Царёва Т.А ______________ « » ______________2015 год
|