СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности в 6 классе " Живой организм" Сухоруков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе указано планирование, содержание программы,список литературы, задачи предмета, календарный план

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности в 6 классе " Живой организм" Сухоруков»

Вложение

Размер



Вложение

Размер

s_3.docx

177.6 КБ


Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ № 1

1.  Бутен - 1 -- Х1--Х2 --Х3 --  Х4-- C2H5OH.

2. Ацетальдегид --- ацетат калия -- - Х1---- Х2---ацетат кальция ---- Х3

3. C6H6 Х1 Х2 Х3

Х4 Х5

ВАРИАНТ 1 (решение)

1)

1.CH3CH2CH= CH2 + HBr-------- CH3CH2CH(Br) CH3

2. CH3CH2CH(Br) CH3 + NaOH CH3CH= CH CH3 + NaBr + H 2O

3.5CH3CH= CH CH3 + 8KMnO4 +12H 2SO410CH3COOH + 8MnSO4 + 4K2SO4 +12H2O

4. CH3COOH + C2H5OH CH 3COOC2H5 +H 2O

5. CH3COOC2H5  +  NaOH CH3COONa  + C2H5OH

2)

1. CH3COH + 2KMnO4 + 3KOH CH3COOK+ 2K2MnO4+ 2H2O

2. 2CH3COOK + H2SO4 2CH3COOH+K2SO4

3. CH3COOH C 2H5OH CH3COOC 2H5 +H2O

4. 2CH3COOC2H5 + Ca(OH)2 (CH 3COO)2Ca + 2C2H5OH

5. (CH3COO)2CaCaCO3+ CH3COCH3

3)

1. C6H6 +CH3Cl C6H5CH 3+HCl

2. C6H5CH3  +Cl2 C6H5CH2Cl + HCl

3. C6H5CH2Cl+ KOH C6H5CH2OH + KCl

4.5C6H5CH2OH+ 4KMnO4 + 6H2SO45C6H5COOH + 4MnSO4 + 2K2SO4  + 11H2O

5. C6H5COOH  + HNO3 C 6H4 (NO 2)COOH + H2O  (м –нитробензойнаякислота)

ВАРИАНТ №2

1. C6H14  C6H6 Х1C 6H 5ONa Х2 Х3

2. Ацетат калия Х1этилен Х2 Х3 Х4

3. C3H8 Х1 Х2 CH3 – CH(OH) - CH3 CH3 – CO - CH3 Х4

ВАРИАНТ № 2 (решение)

1)

1. C6H14 C6H6+ 4H 2

2. C6H6 + Cl 2 C6H5 Cl + HCl

3. C6H5 Cl + 2NaOH C6H5 ONa + NaCl

4. C6H5 ONa + CO2 + H2O C6H5 OH + NaHCO3

5. C6H5 OH + 3Br 2 C6H2 Br3 OH + 3HBr

2)

1. 2CH3COOK+2H 2O C2H6 + 2CO2 +H2 + 2KOH

2. C2H6 C2H4 + H2

3. C2H 4 + H 2OC2H5OH

4. 5C2H5OH + 4KMnO4 +6H2SO45CH3COOH + 4MnSO4 + 2K2SO4 + 11H2O

5. CH3COOH + C2H5OH CH3COO C2H5 +H 2O

3)

1. C3H8 + Br2(CH3)2 CHBr  + HBr

2. (CH3)2 CHBr +2NH 3(CH3)2 CH NH 2 + NH 4Br

3. (CH3)2 CH NH 2  + HNO 2(CH 3)2 CH OH + H 2O + N 2 

4.5(CH3)2 CHOH + 2KMnO4 + 3H 2SO 4 5CH3 – CO - CH3  + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O

5. CH3 – CO - CH3 +HCN CH3 – C(OH)(CN) - CH3

ВАРИАНТ № 3

1. C2H2 Х1 Х2  Х3 Х4 Х5

2. Al4C3 Х1 CH3Cl Х2 C2H4этиленгликоль

3. CH2Br – CH2 - CH2Br Х1 Х2пропенХ31,2 -дибромпропан

ВАРИАНТ № 3 (решение)

1)

1. 3C2H2 C6H6

2. C6H6 +HNO3 C6H5 NO2  +H 2O

3. C6H5NO2  + 3 Fe + 7HCl C6H5 N H3Cl +3FeCl 2 + 2H 2O

4. C6H5 N H 3Cl + KOHKCl  + NH 3 + C6H5OH

5. C6H5OH + 3Br 2 C6H2 Br3 OH + 3HBr

2)

1. Al4C3 + 12HCl4AlCl3 +3CH 4

2. CH4  + Cl 2 CH3Cl + HCl

3. 2CH3Cl + 2Na C2H6  +2 NaCl

4. C2H6 C2H4 + H2

5. 3C2H 4 + 2KMnO4 + 4H2O 3C H2OH - C H2OH + 2KOH + 2MnO 2

3)

1. CH2Br – CH2 - CH2Br + Zn ZnBr2 +C3H6

2. C3H6  + HBrCH3– CH2- CH2Br 

3. CH3– CH2- CH2Br + KOHKBr + H2O + C3H6

4. 3C3H 6  +  2KMnO4 +4H2O 3CH2 OH - CHOH – CH3 +2KOH + 2MnO 2

5. CH2 OH - CHOH – CH3 +2HBr CH2 Br - CHBr – CH3 +2H2O

ВАРИАНТ № 4

1. Метилат калия Х1бромметан Х2 Х3этаналь

2. CH 4 Х1винилацетилен Х2

этановая кислота Х3

3. Этин Х1 CH3COOH Х2

глицин Х3

ВАРИАНТ № 4 (решение)

1)

1. CH3OK + H2O CH3OH + KOH

2. CH3OH+ HBrCH3Br  + H2O

3. 2CH3Br + 2Na C2H6  + 2NaBr

4. C2H6 C2H4 + H2

5. 2C2H4 + O22CH3COH

2)

1. 2CH4 C2H2 + 3H 2↑

2. 2C2H2CH≡C – CH =CH2

3. CH≡C – CH = CH2 + 3H2 CH3CH2CH2CH3

4. 2CH3CH2CH2CH3 + 5O24CH3COOH + 2H2O

5. CH3COOH +NH 3 CH3COONH4

3)

1. C2H2 + H2OCH3COH

2. 5CH3COH + 2KMnO4 + 3H 2SO 4 5CH3COOH +2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

3. CH3COOH +Cl 2 CH2ClCOOH + HCl

4. CH2ClCOOH+3NH 3 CH2NH 2COONH 4 +NH4Cl

5. 2CH2NH 2COONH 4+ Ba(OH)2(CH2NH 2COO)2 Ba +2NH 3+ 2H2O

ВАРИАНТ № 5

1. C2H5OH Х1 Х2 Х3 Х4 Х5

2. CH3– CH2- CH2BrХ1CH3COOKХ2 C2H2 Х3

3. C6H5 COOH Х1 C6H6 Х2 C6H5 OH Х3

ВАРИАНТ № 5 (решение)

1)

1. C2H5OH + HBr C2H5Br  + H2O

2. C2H5Br + MgC2H5 Mg Br

3. C2H5 Mg Br + CO2 C2H5COO Mg Br

4. C2H5COO Mg Br + H 2O C2H5COOH + MgOH Br

5. C2H5COOH + Br 2 CH3– CHBr – COOH + HBr

2)

1. CH3– CH2- CH2Br + KOHKBr + H 2O + CH3– CH = CH2

2. 3CH3– CH = CH2  + 10KMnO 43CH3COOK +7KOH + 10MnO2 + H2O + 3CO2

3. CH 3COOK + KOH CH4 + K2CO3

4. 2CH4 C2H2 + 3H 2↑

5. C2H2 + 2Ag[(NH3)2]OH C2Ag2  + 4NH 3 + 2H 2O

3)

1. C6H5 COOH + NaOH C6H5 COONa + H 2O

2. C6H5 COONa + NaOH  C6H6  + Na2CO 3

3. C6H6 + CH 3– CH = CH 2 C6H5 - CH(CH3)2

4. C6H5 - CH(CH3)2 + O2 C6H5OH + CH3 – CO - CH3

5. C6H5OH + 3Br 2 C6H2 Br 3 OH +










Пояснительная записка биология 5 класс(внеурочная деятельность)


Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, учебного плана МОБУ СОШ с. Бакалдинское на 2016-2017 учебный год, авторской программы по биологии 5 класс Л.Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко«Биология» Живой организм.-Москва. Просвещение-2015год. Учебник Биология « Живой организм» под редакцией Сухоруковой Л. Н. ,Кучменко В. С. , Колесниковой И. Я. Биология. Предметная линия учебников «Сферы» : 5-6 классы. – М. : Просвещение, 2015год. Срок реализации программы 1 год.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог .


- Содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

Цели и задачи:

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями – работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


.Рабочая программа по биологии 5 класс  Живой организм по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

В рабочей программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста -  начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.


Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

  отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими  

              ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

 овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

глобальном,

метапредметном,

личностном

предметном,

на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.





Планируемые результаты освоения

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;






6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимисямежпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.






Регулятивные УУД:

5-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.






Коммуникативные УУД:

5–й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);



– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости




сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов





растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока.


Содержание программы

I. Введение (3 часа)

        Биология — наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Среды жизни. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Природное окружение и здоровье человека.




2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

        Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Разнообразие живых организмов родного края. Условия жизни организмов. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Среды жизни, их характерные особенности. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Экосистемная организация живой природы. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Историческая связь человека и живой природы.

        Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.

Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т. ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов внешней среды на живые организмы.

 3. Строение клетки (8 часов)                                                             

        Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов.

        Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.

        Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии -  производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов.

        Неклеточные формы жизни - вирусы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные растения (хлорелла, хламидомонада) -  самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества.

        Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы.

        Грибы - разрушители органических веществ. Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса.  Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные





низшие растения родного края. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.

Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели.

4. Ткани живых организмов (9 часов)

        Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных

  1. Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе лаборатор. раб.

I

Введение

3


II

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12


III

Строение клетки

8


IV

Ткани живых организмов

9






V

Повторение ,экскурсии

2


Итого


34

9




 Тематическое планирование уроков  биологии 5 класс( внеурочная деятельность 2017-2018г.


урока

Тема, раздел

Дата

Количество

часов

Примечание


Живой организм.


35 час.


1.

Введение


3 час.


Урок 1. Биология — наука о живых организмах. . Вводный инструктаж по ТБ

.

8.09



2.

Урок 2. Условия жизни организмов.


15.09



3.

Урок 3. Осенние явления в жизни растений родного края.


22.09



2.

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.


12 час.


 

4.

Урок 1. Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов


29.09



5.

Урок 2 . Деление царств на группы. ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».


6.10



6.

Урок 3. Среда обитания. Экологические факторы.


 

13.10



7.

Урок 4. Вода как среда жизни.   ЛР №2  «Экологические группы наземных растений ».


20.10



8.

Урок 5.  Наземно-воздушная среда жизни.


27.10.



9.

Урок 6. Свет в жизни растений и животных.


10.11



10.

Урок 7. Почва как среда жизни. Химический состав почв.


 

17.11



11.

Урок 8.Организменная среда жизни.


24.11




12.

Урок 9. Сообщество живых организмов


1.12.



13

Урок 10. Роль животных, грибов и бактерий.


8.12



14.

Урок 11. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.


15.12



15.

Урок 12.Контрольно-обобщающий






22.12



3.

Строение клетки




8 час.



16.

Урок 1. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.


29.12



17.

Урок 2. Устройство увеличительных приборов. . Инструктаж по ТБ Л.р.№3 «Устройство микроскопа»

.

19.01



18.

Урок 3. Состав и строение клеток.


26.01



19.

Урок 4. Строение бактериальной клетки.





20.

Урок 5. Строение растительной, животной и грибной клеток.


2.02



21.

Урок 6. Строение клетки. Микро и макроэлементы клеток Л.р. №4 «Строение клетки»

.

9.02



22.

Урок 7. Образование новых клеток.


16.02



23.

Урок8.  Многоклеточные одноклеточные организмы.Л.р.№5 «Строение одноклеточных организмов»


2.03.



4.

Ткани живых организмов.


11 час.


24.

Урок 1. Покровные ткани растений и животных.


9.03



25.

Урок 2. Покровные ткани.

Л.р.№6 «Приготовление микропрепарата кожицы листа». .

16.03



26.

Урок 3. Механические и проводящие ткани растений.

.

23.03



27.

Урок 4. Основные и образовательные ткани растений.

Л.р.№7 «Ткани растений». 

6.04



28.

Урок 5. Соединительные ткани животных.

Л.р. №8 «Соединительная ткань животных»


13.04



29.

Урок 6. Мышечная и нервная ткани животных. Л.р.№9 «Мышечная и нервная ткань»


20.04



30.

Урок 7. Обобщение темы « ткани живых организмов»

.

27.04



31.

Урок 8. Итоговый контроль.


4.05



32.

Урок 9. Весенние явления в жизни растений родного края.


11.05



33

Урок 10.Защита проектов


18.05



34

Урок 11.Экскурсия.Летние задания.


25.05



35

Резерв












































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6 класс внеурочная деятельность

        Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе:

- рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Москва «Просвещение» 2015год.

- фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования

          Базовый учебник:

«Биология. Живой организм 5-6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2015г; Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

Общая характеристика учебного предмета

        Курс «Биология. Живой организм. 6 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс»  служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов биологии, но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Цели изучения предмета

        Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями – работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;



- воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Результаты освоения курса в 6 классе

В направлении личностного развития:

1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости глобальных проблем человечества;

1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

1.6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

1.7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах






деятельности;

1.8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

1.9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1.10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

В метапредметном направлении:

2.1. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

2.2. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. Использование различных источников для получения биологической  информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой




природе, здоровью своему и окружающих;

2.8. Умение создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.11. Формирование ИКТ-компетенции.

В познавательной сфере  

3.1.Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

3.2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3.3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

3.4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

3.5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

3.6. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родстве общности эволюции растений и животных;

3.7. Овладение методами биологической науки ; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;




постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

3.8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

3.9. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

         Компетентностно-ориентированная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

- личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:

   

   Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами



действий в нестандартных ситуациях.

   В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

        1.Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

        2.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

        3.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).

         4.Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

      Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

     1.Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

     2.Умение готовить и делать сообщение.

     3.Умение пользоваться интернетом для поиска учебной информации.

     4.Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

     1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  1. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).




       3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров.

    4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

      Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнойсаморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.

     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

     1. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

       2. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

  3. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

     4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

            В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

        В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

        Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

        Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными




дисциплинами.

        Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания:       лабораторных  работ.

       Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.                                    

        Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.                           Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

         В программе дается  распределение материала по разделам и темам.

         Предусмотрено выполнение лабораторных работ.

        Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.


- знание основных признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

-  сущности биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

- умение объяснить роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- умение самостоятельно изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 - распознавание и описание органов цветкового растения и органов  и систем органов животных на живых объектах и таблицах;

- сравнивание биологических объектов (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и формулирование выводов на основе сравнения;

 - анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, влияния собственных поступков на живые организмы;

- проведение самостоятельного поиска биологической информации: нахождение в тексте учебника отличительных признаков живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание курса биологии в 6 классе

        В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

        В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

        Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии 7 класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

        Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

        Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных учебных часов, т.к. выполняется в ходе урока при изучении новой темы.


1. Органы и системы органов живых организмов (12 часов)

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

Строение стебля.

Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

Строение корневого волоска. Корневые системы.

 Видоизменения подземных побегов.

2. Строение и жизнедеятельность организмов (22часа)

        Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений.         Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

        Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

        Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза.         Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

        Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

        Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

        Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ.         Строение и функции сердца.

        Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

        Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

        Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

        Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:


Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе лаборатор. раб.

I

Органы и системы органов живых организмов

12


II

Строение и жизнедеятельность организмов

22


Итого


35

10































КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование уроков  биологии 6 класс ( внеурочная деятельность)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

Примечание

I

Глава 1. Органы и системы органов живых организмов

12 час.



1.

Организм ̶ единое целое. Вводный инструктаж по ТБ


2.09


2.

Органы и системы органов растений. Побег.


9.09


3.

Строение побега и почек

Лабораторная работа № 1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»


16.09


4.

Строение и функции стебля

Лабораторная работа № 2 «Строение стебля»


23.09


5.

Внешнее строение листа

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья»


30.09.


6.

Клеточное строение листа. Самостоятельная работа по теме «Строение листа».


7.10


7.

Строение и функции корня

Лабораторная работа № 4 «Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы»


14.10


8.

Видоизменения надземных побегов.

Экскурсия в Зимний сад.


21.10


9.

Видоизменения подземных побегов и корней

Лабораторная работа № 5 «Видоизменения подземных побегов»


28.10.


10

Органы и системы органов животных


11.11


11

Органы и системы органов животных


18.11


12

Контрольная работа № 1 по теме «Органы и системы органов живых организмов»


25.11


II

Глава 2. Строение и жизнедеятельность организмов

22 часа



13

Движение живых организмов


2.12


14

Почвенное питание растений. Состав почвы.


9.12


15

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений


16.12


16

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений


23.12


17

Инструктаж по ТБ. Испарение воды растениями. Листопад.


30.12.


18

Питание животных


20.01


19

Питание бактерий и грибов


27.01


20

Дыхание растений, бактерий и грибов


3.02


21

Дыхание и кровообращение животных


10.02


22

Транспорт веществ в организме


17.02


23

Выделение. Обмен веществ. Самостоятельная работа по теме «Жизнедеятельность растений»


24.02


24

Размножение организмов. Бесполое размножение


3.03


25

Вегетативное размножение растений.


10.03


26

Половое размножение растений

Лабораторная работа № 6 «Строение цветка»


17.03


27

Опыление


24.03


28

Оплодотворение у цветковых растений. Семена и плоды.

Лабораторная работа № 7 «Определение плодов»


7.04.


29

Размножение многоклеточных животных


14.04


30

Индивидуальное развитие растений


21.04


31

Индивидуальное развитие животных

Лабораторная работа № 8 «Развитие насекомых»


28.04


32

Расселение и распространение живых организмов.


5.05.


33

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов.


12.05


34

Контрольная работа №2 по теме. «Строение и индивидуальное развитие организмов».


19.05


35

Экскурсия на водоём.


26.05.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!