СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочному курсу "Растим патриотов России" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочному курсу "Растим патриотов России" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочному курсу "Растим патриотов России" 3 класс»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Растим патриотов России»

на 3-й год обучения

возраст обучающихся – 8-9 лет
























г. Ревда

2013 г.

Оглавление

  1. Введение.

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебный план.

  4. Учебно-тематический план по каждому году обучения.

  5. Содержание по каждому году обучения.

  6. Методическое обеспечение.

  7. Список литературы.







































Введение

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

         "Патриотизм- любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           

 







Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Растим патриотов России» составлена на основе авторской программы «Растим патриотов России». Автор программы: Шусть Валентина Александровна

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.         

Программа "Растим патриотов России" определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.                                                                                    

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений  и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того,  в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение горожан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

  Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Особенностью программы является развитие патриотического воспитания и духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены знаменательно-календарные праздники и художественные образы традиций родного края.

Новизна программы заключается в:

- объединение биологического, психологического и художественного подхода к изучению воспитательной программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, природных объектов и народной культуры родного края;

- проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности совместно с библиотекой;

- участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30 - 16)

Цель программы: формирование основ патриотизма  (воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Задачи:

- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям; - обеспечить учащихся историческими знаниями, раскрывающими путь России в разные эпохи и периоды;
- приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям россиян;
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).

         С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

       • на первом уровне воспитание приближено к обучению,

при этом предметом воспитания как учения являются не

столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для

участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

Возраст детей и продолжительность реализации программы:

Реализация образовательной программы «Растим патриотов России» рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

Рекомендуемый возраст детей:

- для первого года обучения – 6,5 – 7 лет;

- для второго года обучения – 7 – 8 лет;

- для третьего года обучения – 8 – 9 лет;

- для четвёртого года обучения – 9 – 10 лет.

Формы и режим занятий

На протяжении четырёх лет обучения занятия проводятся один раз в неделю. Дети большие фантазёры, они отождествляют себя с объектами живого мира и получают радость от раскрытой тайны народных поговорок, пословиц. Способность ребёнка легко переходить грань реальности, верить в победу добра и справедливости, сопереживать чужим несчастьям и стало основой в выборе формы учебного занятия.





Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы «Растим патриотов России»

        Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

        Деловые игры;

        Классные часы;

        Беседы, диспуты, викторины;

        Исследовательская деятельность;

        Коллективные творческие дела;

        Смотры-конкурсы, выставки;

        Соревнования;

        Экскурсии, поездки, походы;

        Трудовые дела;

        Тренинг










Критерии эффективности:

Памятка – ориентир для 1, 2, 3 классов:


Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и по­требности;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельно­сти;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины чле­нов семьи и др.);

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и вну­ков;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каж­дого члена семьи в частности;

-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни

семьи;

-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека

способами;

-делать приятное своим родным и близким.


Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи


Памятка – ориентир для 4 класса:


Знаю:

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю религий народов исконно проживающих на территории Белгородской области;

-историю государственных символов России;

-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.


Умею:

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи

живое слово своего народа;

-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки, предания и сказания;

-исполнять традиционные народные танцы, пляски;

-готовить национальные блюда;

-готовить и проводить народные праздники;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные

мотивы;

-правильно использовать рецепты народной медицины;

-изготавливать изделия из серии народных промыслов;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.


Действую:

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;

-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;

-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;

-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим

меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;

-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-

щей жизни;

-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.



Учебный план

Название мероприятия

Форма

Класс

Русь, Россия, Родина моя

Праздник

1,2,3,4.

День матери

 

1,2,3,4

Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»

 

1,2,3,4

Праздник игры и игрушки

 

1

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

1

Праздник урожая

Игра-соревнование

1,2,3,4

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

1,2,3,4

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

1,2,3,4.

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

1,2.

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

1,2.

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

1,2,3,4

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

1,2,3,4

Красота родной природы

Фотовыставка

1.

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

1,2,3,4.

Режим дня.

Беседа.

1,2.

История школы

Экскурсия в школьный музей.

1,2.

Составим правила поведения в школе.

Аналитическая беседа

2.

 Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Игра-путешествие.

2.

Семейные династии

Мини проект.

3

Сельские профессии

Деловая игра.

2

Святые места Урала

Экскурсия, мини проект.

4

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1,2.

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровой классный час

1,2.

Оформление цветника.

Трудовое дело.

1,2,3,4.

Приветствие ветеранов ВОВ.

Выступление, подарки.

2,3,4.

Береги природу.

Конкурс плакатов, рисунков   

2,3,4

Изучаем родную природу.

Уроки окружающего мира.

2,3.

Учись учиться.

Беседа.

2.

День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера

Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков

1,2,3,4.

1-4

Участие в проведении «Дня здоровья».

 

1,2,3,4.

Зов леса.

Спортивно-интеллектуальная игра.

1,2,3,4.

Погост, селение, городища.   

Беседа.

4.

Семейные походы по родному краю

Экскурсия

1, 2,3,4.

Какие люди в городе, котором я живу!  

(художники, поэты, музыканты)

Беседа, экскурсия.

4

Фольклор, традиции, обычаи.

Устный журнал.

3, 4

Традиционные промыслы.

Игра-путешествие, встречи.

3, 4

Краеведческий музей города Ревды

Экскурсия.

4.

Настоящий мальчишка, какой он?

Классный час.

3, 4

 «Когда все вместе».

Конкурсная семейная программа.

3, 4

Золотые правила этики

Классный час.

2, 3.

Мир природы «На лесной полянке»

Экскурсия-тренинг поведения.

3 ,4.

Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

З., 4

Государственные символы России.

Классный час.

1,2,3,4.

Народы России.

Игра-путешествие.

4.

История Белгородской области в истории России.

Беседа

4.

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Утренник.

4.

Честь имею.

Классный час.

4.

Кому нужна моя помощь?

Классный час.

4.

Умеем ли не обижаться?

Классный час.

4.

История моей семьи в истории Белгородской области.

Проектная деятельность.

4.

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

 

1, 2, 3, 4

«По волнам нашей памяти»

Утренник

3,4

Детство наших бабушек и дедушек

Устный журнал

1,2

Я на бабушку похожа

Классный час.

1,2

«Если бы я был(а) мамой, папой»

 Сочинение

3,4

Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

1, 2, 3, 4.

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

1

Профессии в моей родословной

Классный час.

1

Чтим великий День победы

Классный час.

1, 2, 3, 4

Кто я, какие мы?

Классный час.

1

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

 Игровой классный час

1,2

Зачем человеку семья

Классный час - диспут

2, 3

Семейные реликвии

Классный час.

3

Семейные династии

Мини проект 

3

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

Устный журнал

3

Мир дому моему, мир дому твоему

Мини проект

2


Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.











Учебно-тематический план по каждому году обучения

Календарно- тематический план 3 класс


№п/п

Наименование темы.

Форма проведения

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Дата проведения

По плану

Фактически

1-2

Вместе весело шагать

Презентация класса, знакомство с летописью школы

2

+

+

06.09

13.09


3

Здесь я живу

Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети

1

 

+

20.09


4

Символы моей родины

Знакомство с флагом, гербом, символами своего города.

1

 +


27.09


5

Семейные династии

Рассказ о своей родословной

1


+

04.10


6

Праздник урожая

Выставка работ из овощей и фруктов

1

 

+

11.10


7

Заочное путешествие по крупным городам России

 

1

+

 

18.10


8

День поэзии

Конкурс стихов Алексеевских поэтов

1


 +

25.10


9

Нашей армии герои

О великих полководцах России

1

 +


01.11


10

Люди, на которых хотелось бы походить

 Рассказ об известных жителях Алексеевки

1

 +


15.11


11

Конкурс "Папа, мама я - читающая семья"

 

1

 

+

22.11


11

Праздничная программа к Дню Матери.


1


 +

29.11


12

Выставка рисунков "Моя Россия

 

1


+

06.12


13-14

Юные умельцы! Где вы?

Работа кружков, творческих мастерских

2

 

+

13.12

20.12


15

Празднование Нового года в разных странах

 

1

+

 +

27.12


16

Праздники и традиции русского народа

 Рассказ о рождестве Христовом, Святках, Колядках

1

 +


10.01


17

Воины - интернационалисты

 Рассказ о воинах -интернационалистах Белгородской области

1

+


17.01


18

"Не стесняйтесь доброты своей".

 

1

+

 

24.01


19

Имею право на права


1

+

 +

31.01


20

К своим истокам прикоснись

Выставка семейных фотографий "мы любим здесь бывать"

1

 

+

07.02


21

Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»


1


 +

14.02


22

Час мужества "День защитника Отечества"

 

1

+

 

21.02


23

Масленица

Фольклорный праздник

1

 

+

28.02


24

День поэзии

 Конкурс стихов о маме

1

+

 

07.03


25

Международный день птиц

Викторина

1

 +

+

14.03


26

Поле русской славы

Чтение былин о русских богатырях

1

 +

+

21.03


27

Школьный двор.

Подготовка макетов по оборудованию школьного двора весной

1

 

+

04.04


28

Нам космос покоряется

КВН

1

+

+

11.04


29

Международный день птиц

Викторина

1

+

+

18.04


30

Операция "Семечко"

Сбор семян цветов на посадку, посадка рассады для школьных клумб

1

 

+

25.04


31

Боевые знамёна рассказывают


1

+


02.05


32

Это гордое слово «Победа»!

 

1

+

 

02.05


33

Игры разных народов мира

 

1

 

+

16.05


34

Мир моих увлечений

Мини-проекты, поделки, коллекции в подарок городу

1

 

+

23.05


 







Содержание программного материала

3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1.      Воспитание люби  к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2.     Развитие творческой активности.

3.     Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

     Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы


Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика   деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

 



3-4-е классы

 

 

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на не-

понятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

 

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу

 

 

 

4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек

 

 

 

 

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                       По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                         одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                        В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

2-       у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 3-4-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

 

№ п/п

Фамилия, имя

Любозна

тель

ность

Прилежание

Отношение к при роде

Я и школа

Прек

рас

ное в моей жизни

Сред ний балл

Уровень воспитанности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе _______ учеников

 

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

 

Дата ________________                  Классный руководитель ___________________

 

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Диагностика «Мой портрет в интерьере»

   Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов.(На рамочку поместить, н-р, книги, очки, фрукты, мяч ит.д.). Предметы для рамочки дети выбирают самостоятельно. Психологи считают, что предметы, выбранные детьми отражают суть его жизни.

 

Диагностика «Какой я?»

    Учащимся предлагаются листочки, на которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

  Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

 

Диагностическая методика «Самореклама»

   Учащиеся готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть отражены внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность.

 

Диагностическая методика «Сказки»

   Учащимся   младших          классов предлагается написать сказку на какую-либо тему. Например,

        Сказка о моем портфеле

        Необычная история об обычном дневнике

        Сказочные каникулы

        Необычные приключения обычного школьника

        Сказочная история о том, как…

        Как я проспал

        Как я не хотел учил уроки

Тему учащиеся могут определить и сами. В своих произведениях младшие школьники обычно   достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы. Это помогает учителю и родителям понять и разрешить возникающие проблемы   эмоционального и нравственно-го характера.

Диагностическая методика «Что у меня на сердце»

   Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель предлагает ребятам написать на одной стороне сердечка причины, от которых у них на сердце тяжело. И причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

   Диагностика позволяет узнать причины переживания и затем найти пути их преодоления.

Игра «Магазин» (1-7классы)

   Цель: изучить уровень нравственного развития личности и духовно-

нравственной атмосферы в классном коллективе.

  Ход проведения.

   Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-прдажи»

Школьникам предлагается сформировать группы по 5-6 человек. Все учащиеся выступают в роли покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества, которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

   После проведенной «купли-продажи» кл. рук. Вместе с учащимися обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

   Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице.

 

Фамилия, имя

«Приобретенные» положительные качества

«Проданные» отрицательные качества

 

В течение учебного года кл. рук. Ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

   В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается указать те нравственные качества, которые они приобрели в течение года и выставить на «продажу»   отрицательные качества, от которых им не удалось избавиться.

     Составляется итоговая таблица. Учитель помогает детям проанализировать результаты работы каждого и класса в целом.

Педагогический анализ результатов игры

   На основе результатов первого этапа игры кл.рук. может зафиксировать исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определить духовные ценности классного коллектива. Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают – продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.

   После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива.

   Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.

(Желательно использовать карточки с перечнем положительных и отрицательных качеств).

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ,

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  Деловая игра «Лидер»

  Игра «Морские командные учения»

  Методика «Мы – коллектив? Мы   - коллектив…Мы   - коллектив!»

  Методика «Какой у нас коллектив»

  Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

  Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью

  Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

  Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»

  Ролевая игра «Планета друзей»

  Дискуссия в классе «Хотим быть…»

 

 

 


Список литературы

  1. Закон «Об образовании» (Федеральный закон от 22 августа 2004 г).

  2. Зверев А.Т. Экологические игры. Издат.дом – 2001 г.

  3. Как воспитать в ребёнке творческую личность. Ростов н/д – 2004 г.

  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учеб.-мет. пособие. Детство – Пресс – 2004 г.

  5. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Метод.пособие – М: ЦГЛ – 2006 г.

  6. Крупенков А.А. Старый Белгород. – Белгород; «Везелица» - 1992 г.

  7. Ладвинская А.А. Жизнь выдающихся людей. Из-во «Кредо» - 2007 г.

  8. Гончаренко Ю.И., Молчанов В.Е. Ратная доблесть белгородцев. Белгород – 1995 г.

  9. Русский детский игровой фольклор. М: - 1995 г.

  10. Мариничева О.В., Ёлкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.

  11. Пособие для учителей. Ярославль, Академия развития.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!