Программа по географии. Подготовка к ОГЭ в 9 классе. Составитель Пузевич И.В.
Пояснительная записка.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
В соответствие с учебным планом, и утверждённым годовым календарным учебным графиком программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания в субботу, в связи с тем, что часть занятий приходится на праздничные рабочая программа уменьшена на 3 часа, сокращены часы на тему «Резервные занятия».
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Результаты освоения курса.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
p- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание курса.
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (9 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Обобщение (1 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Подготовка к ОГЭ по географии в 9 классе» (31 час )
Введение (2 ч) |
№п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1. | Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. | | | |
2. | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. | | | |
Раздел I. Источники географической информации (3 ч). |
3. | Глобус, географическая карта. | | | |
4. | План местности. Масштаб. Градусная сеть. | | | |
5. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | | | |
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч) |
6. | Земля как планета Солнечной системы. | | | |
7. | Движения Земли. | | | |
8. | Литосфера и геологическая история Земли. | | | |
9. | Гидросфера. Атмосфера. | | | |
10. | Биосфера. Географическая оболочка. | | | |
11. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | | | |
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч) |
12. | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. | | | |
13. | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. | | | |
14. | Материки и страны. | | | |
15. | Африка. Австралия. | | | |
16. | Антарктида. Южная Америка. | | | |
17. | Северная Америка. | | | |
18. | Евразия. | | | |
19. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | | | |
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч) |
20. | Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. | | | |
21. | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. | | | |
Раздел V. География России (9 ч) |
22. | Особенности ГП России. | | | |
23. | Природа России. | | | |
24. | Природные особенности России. | | | |
25. | Население России. | | | |
26. | Демографические показатели России. | | | |
27. | Хозяйство России. | | | |
28. | Отрасли хозяйства РФ. | | | |
29. | Природно-хозяйственное районирование России. | | | |
30. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | | | |
Обобщение (1 ч) |
31. | Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. | | | |
Итого:31 час | | | | |