ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе занятий по русскому языку « Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку. Подготовка к ОГЭ. 9 класс»
Курс предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа (по 0,5академического часа).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование
№, дата | Тема занятия | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам | Вид контроля |
1. | Введение. | Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | |
2. | Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. | Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста | Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. | Тематический контроль. Отработка задания 1. |
3. | Изобразительно-выразительные средства языка | Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса. | Знать: изобразительно-выразительные средства языка. Уметь: определять в тексте тропы. | Тематический контроль. Отработка задания 3. |
4. | Орфограммы в приставках | Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С. | Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой | Тематический контроль. Отработка задания 4. |
5. | Орфограммы в корне | Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся. | Знать: орфографические правила написания корней слов. Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися). | Тематический контроль. Отработка задания 5. |
6. | Орфограммы в суффиксах | Правописание суффиксов в различных частях речи. | Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи. Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. | Тематический контроль. Отработка задания 5. |
7. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах | Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членов предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. | Тематический контроль. Отработка заданий 9. |
8. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях | Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. | Тематический контроль. Отработка задания 9. |
9. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. |
10. | Сложносочиненное предложение | Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений. | Тематический контроль. Отработка задания 13. |
11. | Сложноподчиненное предложение | Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. | Тематический контроль. Отработка заданий 13, 14. |
12. | Виды связи слов в словосочетании | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний | Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | Тематический контроль. Отработка задания 7. |
13 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ | Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Тематический контроль. Отработка задания 8. |
14. | Виды односоставных предложений | Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного предложения. | Знать: структурные особенности односоставных предложений. Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения. | Тематический контроль. Отработка задания 10,11. |
15. | Бессоюзное сложное предложение. | Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП. | Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП. Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП. | Тематический контроль. Отработка задания 14. |
16. | Способы связи в сложной синтаксической конструкции | Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи. | Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Тематический контроль. Отработка задания 14. |
17 | Тестирование | Тест в формате ОГЭ. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ. | Текущий контроль. Тестирование в формате ОГЭ (Часть 2) |
18. | Структурные особенности сжатого изложения | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. | Тематический контроль |
19. | Основные приёмы компрессии исходного текста. | Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. | Тематический контроль |
20,21 | Написание сжатого изложения | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | Работа в формате ОГЭ (часть 1) |
22 | Редактирование изложений | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Уметь редактировать собственный текст. | Тематический контроль |
23 | Структура сочинения-рассуждения | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Работа с частью 3 (15.1) |
24. | Структура сочинения-рассуждения | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. | Знакомство с написанием сочинения-рассуждения , связанного с анализом текста | Работа над частью 3 (15.2) |
25 | Структура сочинения-рассуждения | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. | Знакомство с написанием сочинения-рассуждения , связанного с анализом текста | Работа над частью3 (15.3) |
26 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | Отработка задания 15.1 |
27 | Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему. |
28 | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Отработка задания 15.2 |
29 | Лексические нормы. | Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. Отработка задания 6. |
30 | Виды речевых ошибок и недочетов. | Типология речевых ошибок и недочетов. | Знать: типологию речевых ошибок и недочетов. Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их. | Тематический контроль. |
31 | Грамматические нормы | Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические. | Знать: типологию грамматических норм современного русского языка. Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. |
32 | Синтаксические нормы | Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов. | Знать: синтаксические нормы современного литературного языка. Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. |
33 | Написание авторского текста по предложенной модели | Структура написания сочинения по предложенной модели (часть 2: С2.). | Уметь: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенной модели (часть 2: С2). | Отработка задания 15.1. |
34 | Редактирование и рецензирование сочинений. | Сочинение-рассуждение по предложенной модели | Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели | Отработка задания 15.2 |