СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа практикума решения физических задач "Физика в задачах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс «Физика в задачах» направлен на углубленное изучение разделов «Механика», «Молекулярная физика» и «Основы электродинамики», что способствует широкой социальной адаптации при выборе  специальностей наук физико-математического цикла.

Просмотр содержимого документа
«Программа практикума решения физических задач "Физика в задачах"»
































ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (рабочая) ПРОГРАММА

«ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ» научного объединения обучающихся 10 класса

1 часа в неделю, всего 35 часов.

Паспорт

рабочей программы

Тип программы программа научного объединения общего среднего образования

Статус программы: рабочая программа научного объединения

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МКОУ «Залининская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МКОУ «Залининская СОШ» программа является основанием для определения качества реализации дополнительных услуг общего среднего образования.

Категория обучающихся: 10 класс МКОУ « Залининская СОШ»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.


Пояснительная записка

Данный курс «Физика в задачах» направлен на углубленное изучение разделов «Механика», «Молекулярная физика» и «Основы электродинамики». Актуальность курса обусловлена потребностью профессионального самоопределения выпускников средней школы и предполагает усвоение обучающимися ключевых и предметных компетенций, что способствует широкой социальной адаптации при выборе специальностей наук физико-математического цикла.

Курс ориентирован на получение практических навыков решения физических задач различных типов и является дополнением к базовому уровню, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; программа дает примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Целью является углубленное освоение законов движения и взаимодействия тел на примере решения физических задач из разделов «Механика» и «Основы электродинамики», исследование внутренних свойств тел из раздела «Молекулярная физика», позволяющих трансформировать полученную информацию в сферу жизнедеятельности и область профильного самоопределения.

Задачи:

  • способствовать самореализации членов объединения в изучении конкретных тем физики;

  • формировать представления о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;

  • учить решать задачи нестандартными методами;

  • готовить к успешной сдаче ЕГЭ по физике;

  • развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;

  • развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

  • способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию;

  • учить применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.


Методы и организационные формы обучения.

Курс общим объемом 35 часов изучается параллельно с разделами «Механика», «Молекулярная физика» и «Основы электродинамики» в рамках общеобразовательной программы. По организации проведение занятий предполагает использование формы практикума решения задач. Существенная роль отводится самостоятельной работе обучающихся по отработке навыков представленного на занятиях материала, решению задач рассмотренных тематик. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, путем создания учебных ситуаций, позволяющих понять сущность изучаемых явлений или процессов.


Ожидаемые результаты.

В результате освоения данного курса у обучающихся должны сформироваться следующие ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловые — формулировать ценностные ориентиры по отношению к изучению основ механики, с позиции основ кинематики (законы движения тел), динамики (законы взаимодействия тел), законов сохранения импульса и энергии, статики; основ молекулярной физики, с позиции МКТ и термодинамики, и основ электродинамики (электростатика и законы постоянного тока в различных средах);

  • учебно-познавательные — владеть креативными навыками продуктивной деятельности по решению физических задач; опыт решения проблем и организации собственных приемов изучения материала на основе контекстных физических задач;

  • коммуникативные — владеть навыками работы в группе, различными социальными ролями в коллективе посредством исследовательской деятельности при моделировании физических объектов; уметь: грамотно излагать собственную точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения, анализировать результаты решения учебных проблем;

  • информационные – владеть приемами работы с различными источниками информации, обработки данных физических задач, представленных в форме данных, графиков, таблиц посредством информационных технологий; личностного самосовершенствования — владеть опытом преодоления трудностей, самообразования, самоконтроля.


Формы оценки качества знаний учащихся и подведения итогов.

При проведении промежуточного контроля знаний полезно внести накопи-тельную систему оценивания учебных достижений, в которую войдут умения: применять знания к решению физических задач и объяснению работы технических устройств, рассматриваемых в данном разделе; осуществлять поиск и отбор информации; участвовать в дискуссии. Изучение курса завершается презентацией проекта, который отражает уровень владения обучающимися предметными и ключевыми компетенциями. Качество знаний учащихся по освоению данного курса определяется дихотомической системой оценки (зачтено/ незачтено).


Тематическое планирование.


№ п/п

Наименование раздела

Тема занятия

1

Кинематика.

5 часов

Графики прямолинейного равномерного движения.

2

Уравнение переменного движения.

3

Графическое изображение переменного движения.

4

Движение под действием силы тяжести, когда тело движется по вертикали.

5

Движение под действием силы тяжести, когда тело брошено под углом к горизонту.

6

Динамика.

7 часов

Гравитационные силы.

7

Первая космическая скорость. Вес.

8

Движение под действием силы трения

9

Движение в горизонтальном и вертикальном направлении.

10

Движение по наклонной плоскости.

11

Движение по окружности.

12

Движение связанных тел

13

Законы сохранения. 3ч

Закон сохранения импульса.

14

Закон сохранения энергии.

15

Законы сохранения импульса и энергии.

16

Статика

2 часа

Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела.

17

Равновесие абсолютно твердых тел.

18

МКТ.

5часов

Основное уравнение МКТ газа.

19

Уравнение состояния идеального газа.

20

Газовые законы.

21

Газовые смеси.

22

Гидроаэростатика.

23

Термодинамика. 3часа

Уравнение теплового баланса.

24

Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

25

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

26

Электростатика.

4 часа

Электризация. Закон Кулона.

27

Расчет силовых характеристик поля.

28

Расчет энергетических характеристик поля.

29

Электроемкость. Конденсаторы.

30

ЗПТ.

2 часа

Закон Ома для полной цепи.

31

Правила Кирхгофа.

32

Электрический ток в среде.

3 часа

Электрический ток в вакууме.

33

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

34

Закономерности протекания электрического тока в газах.

35


Итоговое занятие.


Календарно-тематический план.

п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

Тип занятия

Элементы содержания занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Кинематика

Графики прямолинейного равномерного движения

1

Образование

Умений Навыков

Графики проекции скорости, проекции перемещения, пути и координаты для равномерного прямолинейного движения.

Знать смысл физических величин: перемещение, путь, скорость. Уметь пользоваться уравнением равномерного движения

Графическая Работа

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



2

Уравнение переменного движения.

1

ОУН

Уравнения движения (радиус-вектора, проекции перемещения, координат) и скорости при переменном движении. Определение физических величин координаты, скорости и ускорения в указанные моменты времени.

Знать смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение. Уметь пользоваться уравнением переменного движения

Практическая Работа

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



3

Кинематика

Графическое изображение переменного движения.

1

ОУН

Расчет значений, связанных с заданными физическими величинами по графику (проекции скорости, проекции перемещения, проекции ускорения). Построение графиков по аналитическим уравнениям.

Знать смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение. Уметь пользоваться уравнением переменного движения

ГР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом



4

Движение под действием силы тяжести, когда тело движется по вертикали.

1

ОУН

Движение в вертикальном направлении и с начальной скоростью. Аналитическое описание указанных случаев.

Знать смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение и ускорение свободного падения. Уметь пользоваться уравнением переменного движения с учетом ускорения свободного падения.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



5

Движение под действием силы тяжести, когда тело брошено под углом к горизонту.

1

ОУН

Движение под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. Аналитическое описание указанных случаев.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



6

Динамика

Гравитационные силы.

1

ОУН

Анализ задач на использование формулы для силы всемирного тяготения: нахождение значение силы, определение расстояния между взаимодействующими объектами по известным массе и силе. Графическое изображение силы всемирного тяготения, силы тяжести и веса тела. Сравнение силы гравитации Земли, действующей на один и тот же объект у поверхности планет и на высоте, которая сравнима с радиусом планеты.

Знать смысл закона всемирного тяготения, физических величин масса, сила. Уметь пользоваться законом всемирного тяготения и правилами работы с векторными величинами.

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



7

Динамика

Первая космическая скорость. Вес.

1

ОУН

Расчет космических скоростей. Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы.

Знать смысл закона всемирного тяготения и законов Ньютона, физических величин ускорение, масса, сила. Уметь описывать движение небесных тел и ИСЗ.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



8

Движение под действием силы трения

1

ОУН

Алгоритм решения задач по динамике. Решение комбинированных задач на движение тела под действием нескольких сил.

Знать смысл физических величин ускорение, масса, сила; определений сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения, сила упругости, вес.

Уметь графически моделировать условие задачи, находить проекции величин, составлять алгебраическую модель по условию задачи и находить ее решение.

ПР

Умение решать задачи не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



9

Движение в горизонтальном и вертикальном направлении.

1

ОУН

Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел.

ПР

Умение решать задачи по алгоритму решения задач динамики стандартным или оригинальным способом не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя.



10

Движение по наклонной плоскости.

1

ОУН

Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел.

ПР



11

Движение по окружности.

1

ОУН

Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел.

ПР



12

Движение связанных тел

1

ОУН

Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел.

ПР



13

Законы сохранения

Закон сохранения импульса.

1

ОУН

Анализ задач на расчет изменения импульса системы при действии на нее внешних сил. Закон сохранения импульса для упругого и неупругого удара при различном начальном состоянии тел замкнутой системы.

Знать смысл физических величин масса, скорость, импульс, а также закон сохранения импульса. Уметь использовать ЗСИ для решения задач

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



14

Закон сохранения энергии.

1

ОУН

Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Знать смысл закона сохранения энергии. Уметь описывать физические явления через данный закон.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



15

Законы сохранения импульса и энергии.

1

ОУН

Теорема о кинетической энергии Законы сохранения импульса и энергии.

Знать смысл законов сохранения энергии и импульса. Уметь описывать физические явления через данные законы.

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



16

Статика

Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела.

1

ОУН

Основное уравнение динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси.

Знать смысл физических величин частота, период, импульс, момент импульса. Уметь описывать наблюдаемые физические явления

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



17

Равновесие абсолютно твердых тел.

1

ОУН

Анализ качественных, количественных и экспериментальных задач на расчет момента силы, плеча силы, значения силы с использованием правила моментов для тела, находящегося в равновесии.

Знать смысл физических величин плечо, момент силы и необходимого и достаточного условия равновесия тел.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



18

Молекулярно-кинетическая теория.

Основное уравнение МКТ газа.

1

ОУН

Среднее значение квадрата скорости молекул газа. Статистическая закономерность. Уравнение Клаузиуса – основное уравнение МКТ газа

Знать смысл основного уравнения МКТ и величин в него входящих. Уметь применять его к решению задач


Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



19

Уравнение состояния идеального газа.

1

ОУН

Анализ задач на применение различных форм уравнения состояния идеального газа и формул для расчета характеристик молекул и их систем.

Знать смысл уравнения состояния идеального газа и величин в него входящих. Уметь применять его к решению задач

ГР и ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



20

Газовые законы.

1

ОУН

Задачи на обобщенный газовый закон (в двух формах) и уравнения Бойля – Мариотта, Гей-Люссака, Шарля (количественные, качественные, графические). Определение по диаграмме процесса изменения состояния газа, а также процессов, происходящих с ним. Построение диаграммы в других системах координат, отличных от заданной.

Знать смысл уравнения состояния идеального газа, газовых законов и величин в них входящих. Уметь применять их к решению задач

ГР и ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



21

Газовые смеси.

1

ОУН

Анализ задач на применение различных форм уравнения состояния идеального газа, уравнений Бойля – Мариотта, Гей-Люссака, Шарля и формул для расчета характеристик молекул и их систем.

Знать смысл уравнения состояния идеального газа, газовых законов и величин в них входящих. Уметь применять их к решению задач

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



22


Гидроаэростатика.

1

ОУН

Давление жидкости на дно сосуда. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Газовые законы.

Знать смысл законов Паскаля и Архимеда, сообщающихся сосудов и величин в них входящих. Уметь применять их к решению задач.

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



23

Термодинамика

Уравнение теплового баланса.

1

ОУН

Анализ задач на уравнение теплового баланса как без изменения агрегатного состояния, так и с изменением агрегатного состояния вещества. Изучение на примере фазовых переходов первого рода соотношения энергетического и молекулярно-кинетического описаний явлений.

Знать смысл физических удельных величин теплоемкость, теплота плавления, парообразования, сгорания и др. Уметь составлять уравнение теплового баланса для данной ситуации и его решать.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



24

Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

1

ОУН

Анализ задач (качественных, количественных, графических) на применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам, также формул работы в термодинамике и количества теплоты.

Знать смысл первого закона термодинамики, газовых законов и величин в них входящих. Уметь применять их для решения задач

ПР и ГР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



25

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

1

ОУН

Анализ примеров решения задач на оценку КПД тепловых двигателей. Определение температуры нагревателя и холодильника. Анализ проектов вечных двигателей.

Знать первый закон термодинамики и понятие КПД. Уметь применять их для решения задач

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



26

Электростатика

Электризация. Закон Кулона.

1

ОУН

Алгоритм решения задач по электростатике. Запись условия равновесия электрических зарядов в различных ситуациях. Повторение сведений из механики: основное уравнение динамики, условие равновесия объекта (элементы статики).

Знать смысл явления электризация, закона Кулона, принципа суперпозиции сил. Уметь применять их для решения задач.


Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



27

Электростатика

Расчет силовых характеристик поля.

1

ОУН

Силовая характеристика электрического поля – напряженность. Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности поля как средство его описания. Виды полей: однородное и неоднородное. Поле заряженного шара.

Знать смысл физических величин напряженность и кулоновская сила. Уметь применять их для решения задач.

ГР и ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



28

Расчет энергетических характеристик поля.

1

ОУН

Расчет изменения кинетической и потенциальной энергий электрона и других заряженных частиц при движении их в электростатическом поле. Определение разности потенциалов. Расчет напряженности поля с использованием формулы связи между напряженностью и напряжением.

Знать смысл физических величин потенциал, потенциальная энергия, напряжение (разность потенциалов), работа поля. Уметь применять их для решения задач.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



29

Электроемкость. Конденсаторы.

1

ОУН

Сосредоточение энергии конденсатора в его электрическом поле. Способы расчета энергии конденсатора. Последовательное и параллельное соединение конденсаторов. Различные виды конденсаторов и их применение на практике.

Знать принцип действия конденсатора, закономерности последовательного и параллельного соединения конденсаторов, расчет возможных энергий.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



30

Законы ПТ

Закон Ома для полной цепи.

1

ОУН

Качественные ситуации, подтверждающие тот факт, что в замкнутой цепи при изменении сопротивления какого-либо проводника напряжение перераспределяется между внутренним и внешним участками. Решение количественных задач на закон Ома для полной цепи и участка цепи, включая законы соединения проводников, на метод эквивалентных схем.

Знать смысл физических величин сила тока, напряжение, сопротивление (электрическое и удельное), ЭДС ; понимать смысл закона Ома для полной цепи. Уметь применять их для решения задач.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



31

Законы ПТ

Правила Кирхгофа.

1

ОУН

Правила Кирхгофа – правило узлов, правило контуров. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников.

Знать физический смысл правил Кирхгофа, и закономерностей соединения проводников. Уметь применять их для решения задач.

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.



32

Электрический ток в среде

Электрический ток в вакууме.

1

ОУН

Понятие об электронном пучке. Электронно-лучевая трубка – основной элемент осциллографа, а также большинства современных телевизоров и дисплеев компьютеров, ее устройство. Решение задач на движение электронов в электронно-лучевой трубке.

Знать смысл уравнения переменного движения, второй закон Ньютона, закон Ома для полной цепи и для участка, связи напряжения и напряженности. Уметь применять их для решения задач.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



33

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

ОУН

Перенос вещества при прохождении тока в проводящей жидкости. Электролиз. Его применение на практике. Закон Фарадея для электролиза. Электрохимический эквивалент.

Решение задач на закон электролиза. Определение заряда электрона.

Знать физический смысл электрохимического эквивалента и закона Фарадея (также величин в него входящих). Уметь применять их для решения задач.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



34

Закономерности протекания электрического тока в газах.

1

ОУН

Газовый разряд. Ионизация газов. Рекомбинация. Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газе. Вольтамперная характеристика газового разряда. Ионизация электронным ударом. Типы самостоятельных разрядов: тлеющий, электрическая дуга, коронный, искровой.

Знать физический смысл закона сохранения энергии и величин в него входящих. Уметь применять его для решения задач.

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием.



35


Итоговое занятие.



Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по курсу.

Применять полученные знания и умения к решению нестандартных задач.

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом.




Используемая литература

  1. Физика 10. ,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2015.

  2. Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы - Кирик Л.А. 2014г.

  3. Физика, Задачник, 10-11 класс, Гольдфарб Н.И., 2012.

  4. Физика. Задачник. 10-11 классы. Рымкевич А.П. 17-е изд., стереотип. - М.: 2013 - 192 с.

  5. Физика. 10-11 классы. Решение ключевых задач по физике для профильной школы. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., 2013


Ссылки на Интернет-ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/

http://www.interneturok.ru/video/fizika/

http://class-fizika.narod.ru

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!