СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике « Практикум по решению физических задач» 10 кл.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса направлена на дальней­шее совершенствование уже усвоенных обучающимися зна­ний и умений. Для этого вся программа  делится на не­сколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

Большое значение уделяется алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по физике « Практикум по решению физических задач» 10 кл.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –

ВЕРХ – ИРМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени Героя Советского союза А.И.Демакова






ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей __________________

Протокол от 29.08.2020 №

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________

30.08.2020






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по физике

« Практикум по решению физических задач»

10 кл.

среднего общего образования

(базовый уровень)

срок реализации 1 год









Составитель:


Одинцова С.В.,

учитель информатики и физики







2020






Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по физике « Практикум по решению физических задач» разработана в соответствии:


  1. с Федеральным Государственным образовательным стандартом общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями.

  2. с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования от 28 июня 2016 г. № 2/16-з

  3. ООП ООО МКОУ-Верх-Ирменская СОШ.


Курс рассчитан на 1 год обучения, 2 часа в неделю, всего 72 часа.

Цели элективного курса:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физи­ческих задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • развитие навыка применения знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических за­дач, самостоятельного приобретения знаний и оценки новой информации физического содержания.

Задачи курса:

  1. углубление и систематизация знаний учащихся;

  2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

  3. овладение основными методами решения задач.

Общая характеристика курса

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа элективного курса направлена на дальней­шее совершенствование уже усвоенных обучающимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

Большое значение уделяется алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.


Планируемые результаты:

Личностными результатами являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами являются:

  • знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материально и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.



3. Содержание курса

10 КЛАСС. МЕХАНИКА. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА – 72 часа

1. Правила и приёмы решения физических задач (4 часа)

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.

2. Кинематика (8 часов)

Равномерное движение. Средняя скорость (4 часа). Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения.

Одномерное равнопеременное движение (4 часа). Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД.

3. Динамика и статика (26 часов)

Решение задач на основы динамики (8 часа). Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.

Движение под действием силы всемирного тяготения (10 часов). Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела.

Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников.

Условия равновесия тел (4 часа). Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения.

Проверочная работа по теме «Кинематика и динамика» - 4 часа.

4. Законы сохранения (18 часов)

Импульс. Закон сохранения импульса (4 часа). Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.

Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (8 часа). Энергетический алгоритм решения задач на работу и мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения.

Гидростатика (4 часа). Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел.

Тестирование по теме «Законы сохранения. Гидростатика» - 2часа.

5. Молекулярная физика (10 часов)

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (8 часов). Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы.

Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Проверочная работа по теме «Молекулярная физика» - 2 час.

6. Повторение (4 часа)

7. Итоговая работа с элементами ЕГЭ - 2 часа.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

Наименование раздела (темы).

Общее кол-во часов.

Характеристика видов деятельности на уровне УУД.

1.

Правила и примы решения физических задач

4

Классифицируют физические задачи по требованию, содержанию, способу задания и решения. Приводят примеры задач всех видов.

Анализируют решения и оформление решения. Применяют различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.

2.

Кинематика

8

Рассчитывать путь и скорость при равномерном движении тела.

Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном движении тела.

Определять ускорение свободного падения.

Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.

3.

Динамика и статика

26

Определять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тела, или массу на основе второго закона Ньютона.

4.

Законы сохранения

18

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.

Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела.

Применяют формулы для расчета импульса силы, импульса тела, понимают смысл второго закона Ньютона. Используют закон сохранения импульса, применяют различные формы его записи.

5.

Молекулярная физика

10

Используют основные характеристики частиц (масса, размер, скорость) при решении задач. Применяют основное уравнение МКТ и рассматривают его следствия.

Применяют расчетную формулу для работы газа. определяют работу газа в изопроцессах

Определяют характеристики твердого тела, используют закон Гука в двух формах, применяют его при решении графических задач.

6.

Повторение

4

Применяют полученные знания для решения задач

7.

Итоговая работа с элементами ЕГЭ

2

Применяют полученные знания для решения задач по теме. Овладевают навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.


Итого

72



Формы и сроки промежуточной аттестации:

контрольная работа в формате ЕГЭ (вторая половина мая)