Пояснительная записка
Курс по выбору «Введение в мир профессий» для учащихся является информационно-ознакомительным, дает общее представление ученикам о некоторых разновидностях профессий, знакомит с их классификациями, особенностями. Курс позволяет учащимся теоретически и практически (через самоанализ) познакомиться с некоторыми психологическими механизмами профориентации, а также мотивирует к более осмысленному подходу при определении дальнейших жизненных планов (выбор профиля обучения, будущей профессии).
Курс предназначен для учеников 9 класса основной школы.
Общий объем курса – 14 часов.
Основная цель курса – активизация профессионального самоопределения школьников через формирование у них представления о многообразии профессий и удовлетворение интереса учащихся к самопознанию для дальнейшего самоопределения.
Задачи курса:
- дать представление об основах профессионального выбора;
- расширить знания учащихся о себе;
- пробудить интерес к более глубокому изучению мира профессий;
- сформировать мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию;
- дать учащимся возможность практического применения полученных знаний через выполнение самостоятельных заданий, итоговой работы по курсу.
Формы и методы работы:
- лекции с элементами беседы;
- лекции с последующей дискуссией;
- выполнение самостоятельных домашних заданий;
- исследования, направленные на самопознание (анкетирование, тесты) и знакомство с профессиями (изучение библиотечной литературы).
Планируемые предметные изменения
По окончании курса обучающиеся должны
Знать:
- основные принципы выбора профессии
- свои личностные особенности, интересы, склонности
Уметь:
- использовать различные источники информации о профессиях, учебных заведениях
- определять подходящие и неподходящие для себя профессии.
Основное содержание курса
Тема 1 «Три кита» профориентации. Факторы, влияющие на выбор профессии.
Понятие о профориентации. Роль «хочу, могу и надо» в выборе профессии, необходимость учета всех факторов (знания и умения, способности, личностные качества, интересы, мотивы, состояние здоровья, потребность общества в специалистах и др.). Понятие о факторах риска для здоровья в различных профессиях. Изучение своего состояния здоровья по основным рискам.
Тема 2 Карта интересов.
Выполнение теста «Карта интересов», понятие о различных сферах интересов, их взаимосвязи, взаимовлиянии. Разделение понятий «профессия» и «увлечение, хобби».
Тема 3 Мотивы выбора профессии.
Знакомство с понятием «мотивы», основными видами: внутренние индивидуально значимые, внутренние социально значимые, внешние положительные, внешние отрицательные. Определение собственных мотивов при выборе профессии.
Тема 4 Формула профессии.
Знакомство с классификацией профессий по методике Н.С. Пряжникова по целям, предмету, средствам и условиям организации труда. Упражнение в определении формулы различных профессий.
Тема 5 Темперамент, характер.
Понятие о темпераменте и характере человека, их взаимосвязи и различиях (роль наследственности, социальной среды). Виды темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Их сильные и слабые стороны. Определение своего типа темперамента по опроснику Айзенка. Теппинг-тест. Влияние характера на выбор профессии. Возможности самовоспитания.
Тема 6 Изучение характера.
Исследование форм проявления характера по методике Т. Лири. Анализ своих сильных и слабых сторон личности, применительно к выбранной профессии.
Тема 7 Самооценка и притязания. Успешность в профессии.
Понятие о завышенной, заниженной и адекватной самооценке, влиянии самооценки на поведение человека (общение, принятие решений, выбор профессии и т.д.). Изучение своей самооценки, анализ возможностей самовоспитания.
Тема 8 Направленность личности. Матрица выбора профессии. (2 часа)
Понятие «направленность личности». Работа с «Опросником профессиональных склонностей». Анализ результатов выполнения задания. Определение своих преобладающих склонностей: работа с людьми, исследовательская деятельность, практическая деятельность, эстетические виды деятельности, экстремальные виды деятельности, планово-экономические виды деятельности. Соотнесение результатов с выбранной профессией. Работа с «Матрицей выбора профессии». Определение нескольких возможных вариантов профессионального самоопределения. Самостоятельное знакомство с ними по литературе и ресурсам интернета.
Тема 9 Ошибки, сопутствующие выбору профессии. «Линия жизни».
Знакомство с основными ошибками при выборе профессии: неверные мотивы, незнание своих личностных качеств, неумение разобраться в мире профессий, рынке труда, неправильный учет своих умений, способностей, состояния здоровья, и др. Работа с методикой «Линия жизни», планирование жизненного пути и карьеры.
Тема 10 Изучение интеллектуальных особенностей.
Выполнение теста «Эрудит» (модификация ШТУР). Определение способностей: к общественным наукам, естественным наукам, гуманитарным наукам, физико-математические способности. Анализ соответствия интеллектуальных и предметных способностей выбранному профилю обучения и профессии. Оценка своих способностей, возможностей их развития и применения в профессии.
Тема 11 Зачет по курсу. (2 часа)
Защита творческих работ по теме «Моя будущая профессия» по следующему плану:
История возникновения и развития профессии.
Формула профессии.
Что должен знать и уметь специалист данной профессии.
Какими чертами характера, особенностями поведения должен обладать человек выбранной профессии.
Почему меня привлекает выбранная профессия.
Экспресс-тест «Контрольные вопросы по курсу».
Тема 12 Стресс. Приемы преодоления стресса в период подготовки и сдачи экзаменов.
Понятие о стрессе, его видах (стресс физиологический, психологический, дистресс). Стадии стресса, их признаки. Способы преодоления стресса на разных его этапах, в различных ситуациях, в том числе в период подготовки и сдачи экзаменов.
Учебно-методический комплекс:
Зуева Ф. А. Основы профессионального самоопределения. Челябинск: ИДПОПР, 1998. – 25 с.
Межшкольный учебный комбинат Дзержинского района, Рабочая тетрадь ученика по курсу «Человек и профессия». Волгоград, 2005 г. – 72 с.
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Москва, «Питер», 2006 г. – 464 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, «Владос», 1995.
Бидструп X. Рисунки, Т.2. /Пер. с датского М.Косова. Москва, Искусство, 1969. - 158 с.
Презентация «Три кита профориентации»
Презентация «Темперамент. Характер».
Презентация «Ошибки при выборе профессии».
Презентация «Психологическая готовность к экзаменам».
Буклеты, вопросники, бланки.