СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предпрофильной подготовки "Введение в мир профессий"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по выбору «Введение в мир профессий» для учащихся является информационно-ознакомительным, дает общее представление ученикам о некоторых разновидностях профессий, знакомит с их классификациями, особенностями. Курс позволяет учащимся теоретически и практически (через самоанализ) познакомиться с некоторыми психологическими механизмами профориентации, а также мотивирует к более осмысленному подходу при определении дальнейших жизненных планов (выбор профиля обучения, будущей профессии).

Просмотр содержимого документа
«Программа предпрофильной подготовки "Введение в мир профессий"»

Пояснительная записка


Курс по выбору «Введение в мир профессий» для учащихся является информационно-ознакомительным, дает общее представление ученикам о некоторых разновидностях профессий, знакомит с их классификациями, особенностями. Курс позволяет учащимся теоретически и практически (через самоанализ) познакомиться с некоторыми психологическими механизмами профориентации, а также мотивирует к более осмысленному подходу при определении дальнейших жизненных планов (выбор профиля обучения, будущей профессии).

Курс предназначен для учеников 9 класса основной школы.

Общий объем курса – 14 часов.

Основная цель курса – активизация профессионального самоопределения школьников через формирование у них представления о многообразии профессий и удовлетворение интереса учащихся к самопознанию для дальнейшего самоопределения.

Задачи курса:

- дать представление об основах профессионального выбора;

- расширить знания учащихся о себе;

- пробудить интерес к более глубокому изучению мира профессий;

- сформировать мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию;

- дать учащимся возможность практического применения полученных знаний через выполнение самостоятельных заданий, итоговой работы по курсу.

Формы и методы работы:

- лекции с элементами беседы;

- лекции с последующей дискуссией;

- выполнение самостоятельных домашних заданий;

- исследования, направленные на самопознание (анкетирование, тесты) и знакомство с профессиями (изучение библиотечной литературы).


Планируемые предметные изменения

По окончании курса обучающиеся должны

Знать:

- основные принципы выбора профессии

- свои личностные особенности, интересы, склонности

Уметь:

- использовать различные источники информации о профессиях, учебных заведениях

- определять подходящие и неподходящие для себя профессии.


Основное содержание курса


Тема 1 «Три кита» профориентации. Факторы, влияющие на выбор профессии.

Понятие о профориентации. Роль «хочу, могу и надо» в выборе профессии, необходимость учета всех факторов (знания и умения, способности, личностные качества, интересы, мотивы, состояние здоровья, потребность общества в специалистах и др.). Понятие о факторах риска для здоровья в различных профессиях. Изучение своего состояния здоровья по основным рискам.


Тема 2 Карта интересов.

Выполнение теста «Карта интересов», понятие о различных сферах интересов, их взаимосвязи, взаимовлиянии. Разделение понятий «профессия» и «увлечение, хобби».


Тема 3 Мотивы выбора профессии.

Знакомство с понятием «мотивы», основными видами: внутренние индивидуально значимые, внутренние социально значимые, внешние положительные, внешние отрицательные. Определение собственных мотивов при выборе профессии.


Тема 4 Формула профессии.

Знакомство с классификацией профессий по методике Н.С. Пряжникова по целям, предмету, средствам и условиям организации труда. Упражнение в определении формулы различных профессий.


Тема 5 Темперамент, характер.

Понятие о темпераменте и характере человека, их взаимосвязи и различиях (роль наследственности, социальной среды). Виды темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Их сильные и слабые стороны. Определение своего типа темперамента по опроснику Айзенка. Теппинг-тест. Влияние характера на выбор профессии. Возможности самовоспитания.


Тема 6 Изучение характера.

Исследование форм проявления характера по методике Т. Лири. Анализ своих сильных и слабых сторон личности, применительно к выбранной профессии.


Тема 7 Самооценка и притязания. Успешность в профессии.

Понятие о завышенной, заниженной и адекватной самооценке, влиянии самооценки на поведение человека (общение, принятие решений, выбор профессии и т.д.). Изучение своей самооценки, анализ возможностей самовоспитания.


Тема 8 Направленность личности. Матрица выбора профессии. (2 часа)

Понятие «направленность личности». Работа с «Опросником профессиональных склонностей». Анализ результатов выполнения задания. Определение своих преобладающих склонностей: работа с людьми, исследовательская деятельность, практическая деятельность, эстетические виды деятельности, экстремальные виды деятельности, планово-экономические виды деятельности. Соотнесение результатов с выбранной профессией. Работа с «Матрицей выбора профессии». Определение нескольких возможных вариантов профессионального самоопределения. Самостоятельное знакомство с ними по литературе и ресурсам интернета.


Тема 9 Ошибки, сопутствующие выбору профессии. «Линия жизни».

Знакомство с основными ошибками при выборе профессии: неверные мотивы, незнание своих личностных качеств, неумение разобраться в мире профессий, рынке труда, неправильный учет своих умений, способностей, состояния здоровья, и др. Работа с методикой «Линия жизни», планирование жизненного пути и карьеры.


Тема 10 Изучение интеллектуальных особенностей.

Выполнение теста «Эрудит» (модификация ШТУР). Определение способностей: к общественным наукам, естественным наукам, гуманитарным наукам, физико-математические способности. Анализ соответствия интеллектуальных и предметных способностей выбранному профилю обучения и профессии. Оценка своих способностей, возможностей их развития и применения в профессии.


Тема 11 Зачет по курсу. (2 часа)

Защита творческих работ по теме «Моя будущая профессия» по следующему плану:

  1. История возникновения и развития профессии.

  2. Формула профессии.

  3. Что должен знать и уметь специалист данной профессии.

  4. Какими чертами характера, особенностями поведения должен обладать человек выбранной профессии.

  5. Почему меня привлекает выбранная профессия.

Экспресс-тест «Контрольные вопросы по курсу».


Тема 12 Стресс. Приемы преодоления стресса в период подготовки и сдачи экзаменов.

Понятие о стрессе, его видах (стресс физиологический, психологический, дистресс). Стадии стресса, их признаки. Способы преодоления стресса на разных его этапах, в различных ситуациях, в том числе в период подготовки и сдачи экзаменов.


Учебно-методический комплекс:


  1. Зуева Ф. А. Основы профессионального самоопределения. Челябинск: ИДПОПР, 1998. – 25 с.

  2. Межшкольный учебный комбинат Дзержинского района, Рабочая тетрадь ученика по курсу «Человек и профессия». Волгоград, 2005 г. – 72 с.

  3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Москва, «Питер», 2006 г. – 464 с.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, «Владос», 1995.

  5. Бидструп X. Рисунки, Т.2. /Пер. с датского М.Косова. Москва, Искусство, 1969. - 158 с.

  6. Презентация «Три кита профориентации»

  7. Презентация «Темперамент. Характер».

  8. Презентация «Ошибки при выборе профессии».

  9. Презентация «Психологическая готовность к экзаменам».

  10. Буклеты, вопросники, бланки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!