СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа прикладного авторского курса "Здоровье человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный прикладной курс  направлен на углубление и расширение знаний в  классах с углубленным изучением биологии, естествнно-математического профиля в соответствии.

В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как «компетенция».

Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции.

Основные ключевые компетенции, которые формируются, в том числе на уроках биологии это:

Ценностно-смысловая компетенция

Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.

 Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией;

Образовательная

На уроках биологии ученик должен учиться с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.

Начиная со среднего звена, ученики должны работать  над созданием проектов, вести научную деятельность. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результату.

Учебная

Это вид компетенции можно сформировать при проведении разнообразных практических работ, когда  в процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. Эта же компетенция формируется в процессе работы с дополнительной литературой

Информационно-коммуникативная

Формируется в процессе работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.

Общекультурная компетенция

Это осознание роли  биологии в жизни человека, её влияния на мир,  деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Формирование т.н. универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. В том числе в ходе изучения прикладных элективных курсов. Особенно актуальной эта эадача становится в условиях профильной школы.

Современные дети, подростки, юношество часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т.е. не обладают теми знаниями, значимость которых, особенно возросла в современное время  в связи с увеличением нервно-психических перегрузок, сложной экологической обстановкой. Поэтому важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались еще в школьные годы.

 Всем этим целям  может служить курс «Здоровье человека».

Задачи курса-

  • Формирование у учащихся всех выше перечисленных компетенций, а так же убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды.
  • формирование правильного отношения к проблемам пола.
  • вооружение учащихся определенной суммой знаний гигиенического и медицинского характера
  • формирование у них грамотной позиции по отношению к проблемам здоровья человека.

     Межпредметные связи:

Химия: физико-химические свойства воды, рН среды, способы очистки воды, хлорсодержащие соединения.

Экология: биологические ритмы сезонные и годовые, факторы загрязнения окружающей среды.

Физика: ионизирующее излучение, доза излучения и биологическая защита.

Рекомендуемые методы обучения

Содержание курса требует активной творческой работы школьников с различными источниками информации, обсуждения проблем, сопоставления различных точек зрения. Целесообразно в преподавании данного курса использовать проектную методику и мультимедийные технологии.

Метод проектов предполагает добровольный выбор учащимися интересующей темы, дальнейшее изучение ее в группе или индивидуально и презентация темы на уроке.

    Рекомендуемая форма обучения

Основная форма – урок-семинар

Требования к знаниям,  умениям и навыкам:

Учащиеся должны знать:

- этапы онтогенеза, критические этапы развития

-факторы, влияющие на здоровье человека

-современные теории геронтологии

-конституционные и психологические типы человека

-связь групповой принадлежности крови с различными характеристиками

-основы биоритмологии

-различные системы здорового образа жизни

-основы диетологии, традиции в питании у разных народов

-влияние мутагенов и канцерогенов на здоровье

-что такое техногенные болезни

-физиологические и психологические особенности развития мужского и женского организмов

-влияние различных факторов на психосексуальное здоровье человека

Учащиеся должны уметь:

-работать с различными информационными источниками

-пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой

-владеть проектной методикой

-работать с различными компьютерными программами

-составлять развернутый план – тезисы текста

-конспектировать текст

-готовить рефераты

-составлять схемы и таблицы.

 

Курс рассчитан на 34 часа учебного времени, по 1 часу в неделю.

 

ВВЕДЕНИЕ 3 часа

Общий обзор организма человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма для охраны его здоровья. Факторы здоровья. Возбуждение и торможение, нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм единое целое.

Лабораторная работа.  Знакомство с аппаратурой и оборудованием для физиологических и гигиенических исследований.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА  5часов

Основные этапы онтогенеза человека: внутриутробный, новорожденный, грудной, детство, отрочество, зрелость, старость. Критические периоды в развитии. Особенности развития мужчины и женщины. Индивидуальные особенности развития. Генетическая обусловленность онтогенеза. Медико-генетическое консультирование.

Влияние факторов среды на здоровье человека.

Акселерация, ее обусловленность социально-экономическими факторами, гипотезы объясняющие причины акселерации.

Старение, старость, смерть. Морфофизиологическая характеристика процессов старения. Теории старения. Продолжительность жизни. Проблемы долголетия. Ювенология.

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУУМ 5 часов

Психологическая, физиологическая, анатомическая индивидуальность  человека. Психофизиологические, биологические, биолого-генетические различия людей.

Конституционные (соматические) типы человека. Закономерности роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционного типа, темперамента.

Связь групповой (по крови) принадлежности с предрасположенностью к болезням

Приспособительные возможности человека в различных условиях.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ У ЧЕЛОВЕКА 4 часа

Биологические ритмы у человека. Синхронизация биологических ритмов человека с природными циклами. Суточная ритмика физиологических процессов организма человека. Ритмы и реакции нервной системы. Биоритмологическая индивидуальность человека («жаворонки», «голуби», «совы»). Десинхроноз и пути его преодоления. Значение знания учения о биологических ритмах для практической медицины.

Лабораторная работа. Определение собственных биологических ритмов  

 

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ НТР  6 часов

Медицинские и гигиенические проблемы урбанизации. Влияние регламентированного ритма жизни, усиления нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения городов на здоровье человека

Техногенные болезни, пути их профилактики. Болезни, вызываемые радиацией, шумом, электромагнитными полями, различными видами излучений, в том числе сотовой связи.

Болезни цивилизации: сердечно-сосудистые, синдром хронической усталости, депрессивный синдром, дистресс, онкологические, психосоматические. Причины их вызывающие.

Культура пользования химическими средствами, в том числе косметическими и лекарственнми. Гигиенические характеристики традиционных и современных материалов. «Химизация» организма человека, ее последствия. Ксенобиотики, их источники, влияние на обмен веществ, функционирование организма, онтогенез.

Лекарственная химизация человечества. Лекарственные болезни. Культура потребления лекарств.

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 3 часа

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни. Диетология и рациональное питание. Сбалансированное питание, хронодиетика, особенности пищевого рациона разных народов, диеты, повышающие резистентность и работоспособность. Пищевые мутагены и канцерогены.

Физиологическое и гигиеническое значение воды.

Лабораторная работа Химическое и бактериологическое исследование проб воды.

 

ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 6 часов

Индивидуальное психическое развитие человека, роль эмоций в деятельности человека, способы психологической разгрузки и саморегуляции.

Психогигиена сексуальной жизни.

Морфологические и функциональные особенности мужского и женского организмов. Межличностные отношения и интимная жизнь. Сущность полового влечения, его компоненты (платонический, эротический сексуальный), роль духовной и психической привлекательности. Биохимия любви.

Заболевания половых органов, в том числе передающиеся половым путем, их профилактика. Влияние различных факторов на половую сферу. Проблема ранних половых контактов т ранней беременности. Последствия абортов Планирование семьи.

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. 2 часа

Научные основы здорового образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А.С. Батуев и др. «Человек» 9 кл. М.
  2. Воробьева Е.А. Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б., Анатомия и физиология М.Медицина, 1988
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т 1-3, М. Мир, 1996
  4. Загрядский В.П., Физические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982
  5. Краткая медицинская энциклопедия, М. Медицина, 1996
  6. Маш Р.Д., Воронин Л. Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека М. Просвещение, 1983
  7. Материалы научно- практической конференции « Эколого-биологические аспекты адаптации организма к воздействию различных фактов внешней среды, Петропавловск 2000
  8. Материалы V съезда физиологов Казахстана. Физиология, адаптация, стресс, Караганда 2003
  9. Мари Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. Части 1-2. М.:Мир, 1993
  10. Общая биология для10 кл общественно-гуманитарного направления авт. А.Сартаев, М. Гильманов, Алматы, «Мектеп», 2006г
  11. Психология словарь под редакцией Петровского, М. издательство политической литературы 1990
  12. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М. Просвещение, 1992, 1995
  13. Сапин М.Р. Анатомия человека: Книга для учителя и студентов. М. Просвещение, 1996
  14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М. Вентана – Граф, 2000
  15. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М. Наука, 1988
  16. Цафриз Г.П. Действие природных факторов на человека. М. Наука, 1982
  17. Фомин Н.А. Физиология человека, М. Просвещение, 1982.
  18. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебная литература для медицинских институтов. М. Медицина, 1998.
  19. Чепмен Г. Пять языков любви. С-П. Библия для всех, 2003
  20. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
  21. Энциклопедия для детей «Аванта».М. Аванта, 2002.