Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоселковская средняя общеобразовательная школа
Принята на педсовете № 7 Утверждаю
От 31.03.2016 директор МБОУ Новосековская СОШ
Коришева Е.Б.
__________

ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

Возраст участников: 7-14 лет Автор программы:
Направленность: патриотическая Сочкова Ирина Александровна
Срок реализации: июнь-июль 2014 г. заместитель начальника лагеря
д.Бебяево, 2014.
Содержание
| Информационная карта | |
| Аналитическая справка о деятельности лагеря | |
| Пояснительная записка | |
| Концептуальные основы | |
| Нормативно правовое обеспечение реализации программы | |
| Содержание деятельности | |
| Механизм реализации программы | |
| Ресурсное обеспечение | |
| Система контроля и оценки результативности | |
| Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации | |
| Система внешних контактов лагеря | |
| Система лечебно–профилактической работы, психологического сопровождения и организации питания | |
| Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере | |
| Организация питания | |
| Список литературы | |
| Приложения | |
Информационная карта программы
Полное наименование программы | «На пути к ПОБЕДЕ» |
Автор программы | Сочкова Ирина Александровна |
Руководитель программы | Чернышова Наталья Владимировна, Грязева Лариса Ивановна |
Территория, представившая программу | Арзамасский район, Нижегородская область, Приволжский Федеральный округ |
Название проводящей организации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоселковская средняя общеобразовательная школа |
Адрес организации | 607264, Нижегородская область, Арзамасский район, д.Бебяево, 40 В. |
Телефон/факс, e-mail | 8-83147-55291, [email protected] |
Форма проведения | Сюжетно-ролевая игра |
Цель программы | Создание условий для успешной организации культурологического взаимодействия сельских детей с природой, с основами культуры и истории страны; воспитание чувства патриотизма. |
Специализация программы | Патриотическая |
Сроки проведения | Июнь, июль 2014 г. |
Место проведения | Нижегородская область, Арзамасский район,д.Бебяево. |
Официальный язык | Русский |
Общее количество участников | 110 чел. – детей, 27чел. – взрослые. |
География участников | Арзамасский район, д.Бебяево, с. Новоселки |
Условия участия в программе | Заявления родителей участников программы |
Условия размещения участников | Участники программы размещаются на базе МБОУ Новоселковская СОШ. |
Краткое содержание программы | На время смены лагерь становится городом Радуга, в котором живут веселые капитошки. Отряды – это светлые облачки. У каждого облачка есть свои покровители – божества, своя легенда и символика. |
История осуществления программы | В результате исследования запроса родителей учащихся школы и опроса учащихся были сделаны выводы о необходимости создания программы, направленной на развитие патриотических чувств. Программа реализуется впервые. |
Аналитическая справка о деятельности лагеря
Приближается лето. Одно из самых любимых времён года, особенно среди школьников, ведь это пора долгих летних каникул. В настоящее время, когда многие семьи, проживающие в сельской местности, находятся в трудных экономических и социальных условиях и не имеют возможности организовать досуг своих детей, пришкольный лагерь выполняет важную задачу по оздоровлению и воспитанию школьников в летний период.
В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится две оздоровительные смены в лагере дневного пребывания на базе МБОУ Новоселковская СОШ. В нем отдыхают учащиеся 7 – 14 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Благодаря открытию лагеря дети получают возможность общаться друг с другом, правильно питаться, заниматься спортом, развивать творческие и организаторские способности, расширять кругозор.
Поэтому перед педагогами встаёт сложная задача по выбору направления работы лагеря, составлению программы.Каждый год педагоги – организаторы летнего отдыха, готовясь к работе в детских оздоровительных лагерях и центрах, решаю множество вопросов: как сделать жизнь ребят и взрослых в лагере интереснее, как создать условия для объединения их в содружество, как придумать оригинальную, умную, привлекательную для участников программу смены? Какое содержание в нее вложить?
Педагогический коллектив МБОУ Новоселковская СОШ ежегодно организует летний оздоровительный отдых для своих учащихся, реализует разнообразные программы.
В этомгоду планируется провести патриотическую смену. За основу программы летнего отдыха взято богатое знаменательными датами прошлое России, красота ее природы и величайшее духовное наследие.
Смена планируется в виде сюжетной героической игры, потому что сюжетно-ролевые игры позволяют даже известные формы работы наполнить новым содержанием. Основная идея смены – включить как можно больше детей в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования, то есть в «радужное путешествие»,способствующих изменению позиции ребенка от простого зрителя до участника и организатора коллективной деятельности.
Сегодня существует множество методик и технологий сотрудничества детей и взрослых, но суть их одна – саморазвитие ребенка в совместной творческой деятельности. Это вполне удается коллективу детей и взрослых в наших сменах.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Пояснительная записка
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.
В последние годы всё большее внимание уделяется изучению и переосмыслению исторического наследия, патриотическому воспитанию детей, привитию им любви к Родине, ее природе, гордости за ее прошлое и настоящее.
В 2014 году много юбилейных знаменательных дат. Россия живет в преддверии 70-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне, в войне, которая оставила глубокий след в жизни и судьбе каждого жителя нашей страны.
Совсем недавно произошло судьбоносное для страны событие – воссоединение территории Крыма и России. Это наполнило сердца россиян новой гордостью и радостью за свою Родину.
В основе данной программы лежит сюжетно-ролевая игра. Оказываясь в самом эпицентре героической борьбы, ребенок не просто наблюдает, а принимает активное участие в событиях и мероприятиях, что способствует его творческому развитию и осознанию трепетного отношения к истории и природе своей страны. Практика подтверждает, что такие смены в наибольшей степени отвечают задачам организации разумного досуга детей; дают дополнительные возможности для саморазвития личности; помогают открыть и развить в ребенке присущие ему способности и таланты, привить навыки общения на основе игры; отвечают педагогической цели обеспечения непрерывности, цикличности образовательного процесса, получения участниками дополнительных знаний. Все это в целом благоприятно сказывается на становлении личности ребенка, его социальной адаптации.
Лагерь создаётся на сезонной основе и функционирует во время летних каникул. Организуется две смены по 15 дней. Возрастной состав оздоровительной смены разнообразен: это учащиеся школы от 7 до 14 лет. Количество отдыхающих 110 человек. Формируется четыре разновозрастных отряда.
ЦЕЛЬ - создание условий для успешной организации культурологического взаимодействия сельских детей с природой, с основами культуры и истории страны; воспитание чувства патриотизма в условиях летнего пришкольного лагеря.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. воспитание у школьников бережного отношения к природе и приобщение к культуре предков, к традициям и обычаям русского народа, русской культуры, привитие чувства любви к родному краю.
2. развитие физической активности детей;
3. создание благоприятной эмоциональной атмосферы жизнедеятельности в летнем лагере;
4. организация досуговой деятельности в условиях временного коллектива;
5. преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью;
6. формирование у школьников навыков общения и толерантности;
7. привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
8. развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений культуры.
Ожидаемые результаты:
1. формирование у школьников патриотических чувств к Родине, представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, её изучения, рационального использования и сохранения природной гармонии;
2. формирование положительного отношения к накопленным культурологическим знаниям о народе, передаваемым из поколения в поколение;
3. развитие навыков самопознания, самоопределения, лидерских, организаторских качестви творческих способностей детей;
4. общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
5. развитие коммуникативных способностей и толерантности;
6. приобретение новых знаний о истории, природе и культуре родного края и умений (разучивание песен, игр, составление проектов)
7. расширение кругозора детей;
8. повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Концептуальные основы
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Все больше места отводится активным приемам и средствам воспитания. Известные педагоги прошлого и настоящего – Песталоцци, Ушинский, Спенсер, Пиаже, Шацкий, Сухомлинский и многие другие – относились к феномену игры как к уникальному явлению детства. «Игра – это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться» (М.И.Рожков, И.И. Фришман. Игровая основа деятельности детских объединений).
Программа лагеря «Звонкое лето» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества учащихся и типа ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Звонкое лето» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в развитии творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принцип самореализации
Осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере
Добровольность включения школьников в ту или иную деятельность
Обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей
Создание ситуации успеха, поощрения достигнутого
Признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.
Принцип включенности в социально-значимые отношения
Обеспечение участникам смены гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию
Наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены
Предоставление возможности и права отстаивать свое мнение
Взаимоуважение всех участников смены.
Нормативно правовое обеспечение программы
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3.Закон РФ «Об образовании в РФ»;
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.4.2599-10
" Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул"
5. Положение о лагере дневного пребывания .
6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
9. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
10. Приказы Управления образования.
11. Должностные инструкции работников.
12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
13. Заявления от родителей.
14. План работы.
Содержание программы
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены – 21 день.
Программа рассчитана на учащихся 1 – 7 классов. Оптимальное количество детей в отряде – 25 человек.
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, заместитель начальника лагеря, воспитатели (преподаватели школы), помощники воспитателей из числа учащихся, учитель физкультуры, музыкальный работник, работники учреждений культуры.
Этапы реализации:
1. Организационно-подготовительный (апрель – май)
2. Организационно-деятельностный (июнь)
3. Аналитико-прогностический (июнь, сентябрь)
1. Организационно-подготовительный этап
№ | Виды деятельности | Цель | Действия | Сроки | Ответственный |
1 | Комплекс диагностических методик | Сбор информации об интересах и потребностях ребенка | Анкеты | Апрель | Начальник лагеря |
2 | Беседы | Выявление уровня знаний об истории страны, родного края, о великих людях | Индивидуальные беседы, опрос | В течение года | Классные руководители 1-5 классов |
3 | Наблюдение | Получение дополнительной информации об индивидуальных особенностях детей и их родителей | Целенаправленное включенное наблюдение реального поведения или взаимоотношений ребят | В течение года | Начальник лагеря, классные руководители 1-5 классов |
4 | Работа с кадрами | Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации | Подготовка нормативно-правовых документов Формирование команды педагогов Формирование состава лагеря Проведение педагогического совета Организация встреч с родителями и детьми. Тренинговые занятия | В течение года | Администрация |
5 | Родительский всеобуч | Просвещение родителей о формах досуговой деятельности, способствующей всестороннему развитию ребенка | Лекции, Тренинговые занятия | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители 1-5 классов |
6 | Работа с пед.кадрами | Ознакомление педколлектива с программой работы летнего лагеря | Круглый стол | Май | Зам. директора по ВР, педагог-психолог |
7 | Работа с социумом | Ознакомление с программой работы летнего лагеря | Круглый стол | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог-психолог |
8 | Работа с детьми | Ознакомление с программой летнего лагеря детей – участников смены | Агитбригады | Апрель | Зам. начальника лагеря |
2. Организационно-деятельностный этап
Содержание программы осуществляется по следующим направлениям:
- эстетическое;
- спортивно-оздоровительное;
- коллективно-творческое;
- духовно-нравственное;
- историко-краеведческое;
- гражданско-патриотическое
№ | Основные направления | Цель | Вид деятельности | Ответственный |
1 | Гражданско-патриотическое | Формирование у участников смены активной гражданской позиции, патриотизма | Конкурс патриотической песни, творческие вечера, встречи с интересными людьми | Начальник лагеря, зам. начальника лагеря, воспитатели |
2 | Историко-краеведческое | Изучение истории родного края | Исследовательская деятельность: создание творческого альбома, посещение школьного музея | Педагоги дополнительного образования |
3 | Коллективно-творческое | Развитие творческих способностей участников смены | Работа творческих мастерских, ярмарка, КТД | Начальник лагеря, педагоги дополнительного образования, воспитатели |
4 | Духовно-нравственное | Развитие духовно-нравственных качеств | Тематические вечера, экскурсии, конкурсы сочинений | Начальник лагеря, педагоги дополнительного образования, воспитатели |
5 | Эстетическое | Развитие чувства прекрасного | Посещение музеев, театров, выставок, кинотеатров, творческие конкурсы | Начальник лагеря, педагоги дополнительного образования, воспитатели |
6 | Спортивно-оздоровительное | Пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения участников смены к своему здоровью | Спортивные праздники, соревнования, посещение бассейна, прогулки в лес | Начальник лагеря, педагоги дополнительного образования, воспитатели |
3. Аналитико-прогностический этап
№ | Виды деятельности | Цель | Действия | Сроки | Ответственный |
1 | Диагностика | Анализ деятельности по всем направлениям | Анкетирование, опросы, беседы | Май, сентябрь | Зам. директора по ВР, начальник лагеря, классные руководители 1-5 классов |
2 | Прогнозирование деятельности на следующий год | Выявление трудностей при реализации программы лагеря. Подведение итогов работы | Круглый стол | Сентябрь | Зам. директора по ВР, начальник лагеря |
Механизм реализации
На время смены дети живут в чудесной стране Лето, где всегда слышен звонкий смех, не бывает печалей и горести. Но в страну приходит послание из соседней страны Радуга, а которой случилась беда. Страну захватили злые темные тучи и веселым капитошкам (жителям Радуги) приходится покидать родные дома. Они просят жителей страны Лето (лучиков) о помощи. Ребята отправляются в дорогу.
Каждый день участникам лагеря придется бороться с темными тучами, которые загородили веселые цвета радуги. Чтобы победить, необходимо пройти трудные испытания, победить в общелагерном соревновании, посвященном одному из направлений деятельности лагеря. Победивший отряд получает ободок радуги соответствующего цвета.
Символ дня
1. Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря, в которых каждый ребенок принимает участие.
2. Особый Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
3. Жизненный Желтый цвет - мероприятия экологической, краеведческой направленности
4. Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия
5. Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
6.Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования
7. Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей.
По легенде на конце радуги зарыт сундук с сокровищами. Задача отрядов не только освободить жителей соседней страны, но и первыми добраться до сокровищ.
Радужное путешествие длиться 21 день смены. Это наглядно отображается на лагерном стенде, где каждый день с затемненной тучами радуги исчезает одна тучка. Основная идея – включение как можно большего числа участников в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования, то есть в «солнцеворот дел». Следовательно, изменяется позиция ребенка – от зрителя до участника и организатора игры. Поэтому модель смены представляет собой систему разнообразных коллективных и индивидуальных заданий.
В то же время каждый день смены посвящен знаменательному событию в истории и культуре нашей страны, рождает в детях желание еще больше изучить Родину, побуждает в них патриотические чувства. Каждый день имеет свой девиз, свои особенности.
Система самоуправления лагеря
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.
Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Народный форум – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рейтинг– результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.
СМИ лагеря – это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря (мультимедийные презентации; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций).
Элементы системы самоуправления лагеря | Функции |
Народный форум | Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых, членов совета лагеря |
Час отряда | Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач) |
Форум лагеря | Общее собрание лагеря, линейки ( поощрение достижений, постановка задач на предстоящий день, освещение деятельности в СМИ лагеря) |
Дела лагеря | Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа |
Задачи самоуправления лагеря:
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, конструирование поделок).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Элементы режима дня | Пребывание детей |
с 8.30 до 18 часов |
Сбор детей, зарядка | 8.30 - 9.00 |
Утренняя линейка | 9.00 - 9.15 |
Завтрак | 9.15 – 9.45 |
Работа по плану | 9.45 - 11.00 |
Отрядное время Оздоровительные процедуры | 11.00-12.30 |
Занятия по интересам | 12.30 - 13.30 |
Обед | 13.30 - 14.00 |
Свободное время | 14.00 - 14.30 |
Дневной сон | 14.30 - 15.30 |
Полдник | 15.30 - 16.00 |
Линейка | 16.00-16.15 |
Уход домой | 16.15-16.30 |
План работы первой смены лагеря «Звонкое лето»
День | Мероприятия | Особенности |
02.06. | «Здравствуйте, друзья. Это снова я!» | Знакомство, формирование отрядов, вхождение в «игру», конкурс рисунков на асфальте. Цвет – красный, голубой, фиолетовый |
03.06 | «Детство – страна чудес» | Праздничный концерт, посещение ДК. Цвет – красный, оранжевый |
04.06 | «Путешествие в Спортландию» | Спортивный праздник. Цвет – голубой, синий |
05.06 | «Родная природа» | Цветочный конкурс, КТД «Единение с природой». Цвет – желтый, голубой, красный, фиолетовый |
06.06 | «Пушкин – наше всё!» | Викторина, инсценировки по сказкам Пушкин. Цвет – голубой, красный, оранжевый |
09.06 | «Этот день наоборот» | Веселые викторины и конкурсы. Цвет - зеленый |
10.06 | «Олимпийский резерв» | Спортивные состязания. Цвет – голубой, синий |
11.06 | «Моя Россия, моя страна!» | КТД «По страницам истории». Цвет – голубой, красный, оранжевый |
13.06 | «Веселые испытания» | Игра-путешествие. Цвет – зеленый, красный, фиолетовый |
16.06 | «За здоровьем на край света» | Спорт и природа. Цвет – желтый, синий, голубой |
17.06 | «Мы едины и непобедимы» | Историческая реконструкция. Цвет – голубой, красный |
18.06 | «Музыкальный калейдоскоп» | Музыкальная викторина. Цвет – голубой, оранжевый, зеленый |
19.06 | «Безопасное колесо» | ПДД, праздник «Я и велосипед». Цвет – синий |
20.06 | «Великой победой гордимся, героев помним и чтим!» | День памяти и скорби, зарница. Цвет – голубой, фиолетовый, оранжевый, красный |
23.06 | «Мы талантами сильны» | Конкурс «Мисс и мистер лагеря». Цвет – красный, фиолетовый |
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
Методическое обеспечение:
Игротека вожатого. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008. – 100с.
Точка, точка, запятая: праздник круглый год. Выпуск 1. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. – 58с.
Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород: Педагогические технологии, 2006, 112 с.
Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. –М.: ЦГЛ, -2004. -12
Тебе, вожатый!: Выпуск 1. –Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003, 90с.
Тебе, вожатый!: Выпуск 2. –Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004, 96с.
Тебе, вожатый!:Выпуск 3. –Н.Новгород: Педагогические технологии, 2005, 104с.
6.Хочу быть лидером! - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008. – 81с.
7. Бобейко И.И. Соберемся в кружок да пойдем во лужок: Игровые программы для среднего и старшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере. -Ярославль:ИЦ "Пионер" ГУЦДЮ, 2002.-72 с.
8. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: -Ростов -н/Д: Учитель, - 2005.-324с.
9. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей): 3-е издание. - Ярославль: ГОУ Я-О ЦДЮ, ИЦ "Пионер". -2010.-56с.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие оборудованных помещений:
Отрядные комнаты – 4 кабинета.
Актовый зал – 1
Спортивный зал – 1
Спальни – 4 кабинета
Библиотека – 1
Спортивная площадка - 1
Оборудование и инвентарь:
Телевизор -1.
Видеомагнитофон -1.
Музыкальный центр -1.
Экран -1.
Компьютер – 3.
Мультимедийная установка – 1
Музыкальный инструмент (пианино)-1.
Игровой и спортивный инвентарь.
Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации
Включает в себя агитационную работу по привлечению в лагерь и информационно-просветительскую работу.
Педагогический коллектив МБОУ Новоселковская СОШ тесно сотрудничает со СМИ: районной газетой «Арзамасская Правда» и Телевидением Арзамасского Края, приглашая на различные мероприятия и публикуя свои статьи в районной газете, размещает информацию на школьном сайте.
Система внешних контактов лагеря

Психологическое сопровождение пребывание детей в лагере
Диагностика - один из важных разделов образовательной программы. Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.
Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим показателям:
мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
уровень воспитанности;
уровень творческих способностей;
отношение к трудовой деятельности.
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение) |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (стенгазета и презентация « Наш лагерь») Беседы в отрядах Цветопись Фабрика достижений лагеря |
Цель первичного этапа – определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале цикла обучения.
Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы».
Определение уровня творческих способностей у детей .
Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии: соблюдение норм поведения (на занятиях, в семье, на мероприятиях), взаимоотношения (со сверстниками, взрослыми), Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества.
Проведенное исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.
В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся».
Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.
Проведенное диагностирование позволяет сделать необходимую корректировку образовательной программы.
Цель проведения итогового этапа диагностики: определение степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля». Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.
Система контроля и оценки результативности программы
Система контроля и оценки программы
Мероприятие | Кто осуществляет | Периодичность |
Организация лагерной смены | Координационный совет | Период проведения летней кампании |
Приказ об открытии лагеря | Координационный совет | Май 2014 |
Справка по итогам летней кампании | Начальник лагеря | Июль-август 2014 |
Циклограмма мониторинга программы
Исследуемый показатель | Форма выражения | Метод исследования | Периодичность |
Социальный заказ родителей | Степень удовлетворенности | Анкетирование | В начале и в конце смены |
Удовлетворенность детей | Степень удовлетворенности | Анкетирование | В начале и конце смены |
Система лечебно–профилактической работы лагеря
Проведение организационно-подготовительной работы;
Физкультурно-оздоровительная работа;
Лечебно-профилактическа работа;
Медицинское обследование детей;
Организация питания.
Наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, а также соблюдение периодичности вакцинации в соответствии с национальным календарем прививок;
организация мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.
Медицинский персонал осуществляет ежедневный контроль за соблюдением требований санитарных правил, организует профилактическую работу с детьми и персоналом по предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний, проводит ежедневный осмотр детей при приеме в оздоровительное учреждение (включая осмотр на педикулез), ведетучет заболеваемости и оцениваются показатели заболеваемости и эффективность оздоровления детей и подростков.
Организации питания
С-витаминизация.
Программа производственного контроля за качеством и безопасностью приготовляемых блюд, утвержденными организациями общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации, и организующих питание детей в оздоровительных учреждениях.
Личные медицинские книжки сотрудников согласно списочному составу (с данными о прохождении медицинского осмотра, флюорографии, профилактических прививках, гигиенического обучения).
Примерное меню.
Режим дня.
Списки поставщиков пищевых продуктов, бутилированной (расфасованной в емкости) питьевой воды.
Список литературы
Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Бародулин В.А., Сидоренко В.Т. подсобные художественные промыслы России. – М.: Россельхозиздат, 1982.
Бордюг Н. детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. – Н.Новгород, 1993.
Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. мир истории. – М.: «Молодая гвардия», 1988.
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/ авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительное образование по возрождению традиций культуры Нижегородского края. Экспериментальные авторские программы для учреждений образования. 2 часть. Н.Новгород, 1993.
Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В. Барканов, М.И. Журавлев и др.-М.: Граф-пресс, 2002.
Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Праздники народов России. Энциклопедия./ М.М. Бронштейн и др.-М.: ООО «Росмен – издат», 2004.
Шмаков С.А. Лето. М.: NM Магистр, 1993.
Приложение
Речевки:
Спортивная речевка
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
В столовую
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку!
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
- Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
Нам высота – не помеха!
Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем
– Ребята Нового века!
НАШИ ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ
1.Закон точности
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда незаставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
2.Закон поднятой руки
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек
поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшемуруку- слово.
3.Закон территории
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как кдому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4.Закон доброго отношения к людям
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радостидругого человека, готовность поступиться с личным в интересах коллектива.
5.Закон улыбки
Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
6.Закон песни
С песней по жизни веселей.Песня – душа народа.
7.Закон чистоты
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.
С ней в любое время года
Яркой выглядит природа!
8.Закон здоровья
Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня!
Закон доброго отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ получишь понимание.
Будь приветлив, не дерись,
А подрался, так мирись!
9.Закон творчества
Пой, играй, твори, дерзай!
Капитошки получай!
Капитошки соберёшь,
Приз за них себе возьмёшь!
10.Закон Символики и атрибутики
– Оформление игровой комнаты и уголка:
Сказка про весёлых человечков.
У синей речки живёт весёлое племя разноцветных человечков. Человечки проводят время весело и интересно в своём маленьком городе – городе Радуги.
В далёкое время на синей извилистой речке
Дружили и жили семейки цветных человечков.
Мои человечки беспечно по речке бродили
И рыбу речную без помощи лесок удили.
Была у них рыба на завтрак, обед и на ужин.
У них были милые, большие и чуткие уши.
Лишь только услышат, что кто-нибудь в мире заплачет,
Они огорчатся, на тоненьких ножках заскачут,
Руками замашут, по синей воде разбегутся,
И в синее небо без помощи крыльев взметнутся…
Они прилетят к человеку, которому плохо,
На плечи присядут, и вот он услышит два вздоха…
Увидит их, синих, нелепых таких и ушастых…
И вдруг улыбнётся, забыв о несчастьях ужасных…
А их уже нет – улетели домой человечки
И также беспечно под ручку гуляют по речке.
Человечки очень любят природу и радуются, когда капельки дождика – капитошки - под лучами солнышка превращаются в радугу. Тогда разноцветные человечки скачут по ней, как по лестнице, и распевают весёлые песенки. Хотите увидеть их? Тогда добро пожаловать в наш в наш город – город Радуги!
26