_________Сасиев Л. Х.
«_____» ______2017 г.
2016 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 29.01.24 «Оператор электронного набора и верстки»
Хачатурянц А.Г. - преподаватель спецдисциплин
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.24 Оператор электронного набора и верстки, входящей в состав укрупненной группы профессий 29.00.00 технология легкой промышленности в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
1.1. Набирать и править в электронном виде простой текст __
1.2. Набирать и править в электронном виде текст, насыщенный математическими, химическими, физическими и иными знаками, формулами, сокращенными обозначениями
1.3. Набирать и править в электронном виде текст, насыщенный математическими, химическими, физическими и иными знаками, формулами, сокращенными обозначениями. Набирать и править текст на языках с системой письма особых графических форм.
1.4. Набирать и править текст с учетом особенностей кодирования по Брайлю.
1.5. Использовать при наборе и правке текста системы электронного набора с видеоконтрольными устройствами.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной подготовке рабочих профессий электронный набор и правка текста, при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - электронный набор и правка текста, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1.Применение Программного обеспечения для электронного набора и правки текста | | 78 | |
МДК 1. Программное обеспечение электронного набора и правки текста | | 78 |
Тема 1.1. MS Office. Текстовый редактор Word | Содержание учебного материала | 43 |
-
| Основные возможности Word. Обзор рабочей среды. Меню и панели инструментов. | | 2 |
2 |
-
| Способы выделения текста | 2 |
-
| Форматирование символов в Word | 2 |
-
| Категория шрифтов | 2 |
-
| Форматирование абзацев текста. | 2 |
-
| Создание различных видов списков | 2 |
-
| Различные обрамление фрагментов текста | 2 |
-
| Табулирование текстовой и цифровой информации | 2 |
-
| Создание стилей. Изменение стилей. | 2 |
-
| Способы редактирование текста | 2 |
-
| Форматирование страниц. Параметры страниц | 2 |
-
| Многоколонный набор текста. | 2 |
-
| Графические возможности текстового редактора Word. Работа с растровым изображением. | 2 |
-
| Создание векторных изображений | 2 |
-
| Расположения графических надписей в тексте. | 2 |
-
| Художественное оформление текста | 2 |
-
| Построение таблиц и выводов. | 2 |
-
| Формульный редактор | 2 |
-
| Вставка символа отсутствующего на клавиатуре. Автозамена | 2 |
-
| Понятие колонтитулов, колонцифр и вставка и работа с ними в текстовом редакторе Word. | 2 |
-
| Создание гипертекстовый документ. Понятие сносок | 2 |
-
| Создание оглавлений, содержаний, предметного указателя | 2 |
-
| Формы представления документов, операции с документами. | 2 |
-
| Печать документа | 2 |
Лабораторные работы. | 2 | |
1 | Изучение элементов шрифта. | | |
2 | Изучение разных форм представления документов |
Практические занятия. | 11 | |
1 | Набор и правка простого текста. Создание, открытие, сохранение документа. | | |
2 | Работа с текстом. Операции копирование, вставка, перемещение |
3 | Набор и форматирование абзацев текста. |
4 | Установка параметров текста, абзацных отступов. |
5 | Выполнение работы по установке в документе одноуровневых, многоуровневых и маркированных списков. |
6 | Отработка меню вставка. Работа с WordArt. |
7 | Вставка сносок, колонтитулов, колонцифр. |
8 | Использование технологи создания и правки текста с математическими и химическими формулами. |
9 | Набор оглавлений, содержаний, предметного указателя. |
10 | Работа с таблицами и выводами. |
11 | Многоколонный набор текста различными видами расположения заголовков |
Проверочная работа: «Текстовый редактор Word» | 2 | |
Тема 1.2. Табличный процессор MS Excel | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Способы представления данных. | | 2 |
2 | Операции с ячейками. | 2 |
3 | Построение диаграмм | 2 |
Лабораторные работы. | 1 | |
1 | Составление экономического расчет с построением диаграммы. | | |
Практические занятия. | 4 | |
1 | Построение таблиц различной сложности | | |
2 | Построение диаграмм. Печать документа. |
Контрольная работа MS Excel | 2 | |
Тема 1.3 Программа MS PABLISHER | Содержание учебного материала | 10 | |
10 | Виды акциденции. Запуск и окно программы, инструменты. | | 2 |
11 | Шрифтовые схемы. Цветовые схемы | 2 |
12 | Перемещение и группировка рисунков и объектов | 2 |
Лабораторные работы. Не предусмотрено | | |
Практические занятия. | 4 | |
1 | Набор издательской акциденции – обложки, листовки афиши плакаты. | | |
2 | Набор двухсторонней визитной карточки |
3 | Набор двухстороннего буклета |
Тема 1.4. MS Power Point | Содержание учебного материала | 9 | |
1 | Запуск программы окно, нструменты окна «Power Point» | | 2 |
2 | Оформление слайдов. | 2 |
3 | Вставка эффектов анимации | 2 |
Лабораторные работы. Не предусмотрено | | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Создание и оформление текстовых слайдов. | | |
2 | Эффекты и анимация слайдов, объекта |
3 | Настройка, показ презентации. Вывод слайдов на пленку. |
4 | Создание слайдов с макетами рисунков, диаграмм, таблиц. Оформление и анимация слайдов. |
Тема 1.5. Программа Fine Rider. | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Системы ввода информации. Программа оптического распознавания текстов Fine Rider | | 2 |
| Лабораторные работы. Не предусмотрено | | |
| Практические занятия | 1 | |
1 | Сканирования и печать документа. | | |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. | 39 | |
Проработка конспекта, учебной и специальной технической литературы | | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем); |
- оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовкой к их защите. |
Проработка способов создание оглавления и содержания MS Worde. |
Проработка конспектов, по технологии электронного набора и правки текста |
Набор текстов различных групп сложности; |
Форматирование текста. Шрифты: классификация, установка |
Набор текста с использованием табуляции. Набор маркированных и нумерованных списков |
Параметры стилей абзацев и символов. Создание оглавления |
Вставка графических материалов в верстку |
Набор иллюстраций, заголовков, таблиц, формул на полосе |
Проработка конспекта, учебной и специальной технической литературы |
Изучение тем с помощью справочной литературы по MS Word |
Проработка способов создание оглавления и содержания MS Worde. |
Проработка конспектов, по технологии электронного набора и правки текста |
Набор текстов различных групп сложности; |
Сканирования и печать документа. Fine Rider. |
Архивация данных. Виды архивов |
Архивация данных |
Создание архива |
Архивирование и форматирование дисков |
Обнаружение и лечение вирусов |
Учебная практика Виды работ. | 139 | |
Набор и редактирование простого (сплошного) текста, на русском языке. | | |
Набор текста со шрифтовыми и не шрифтовыми выделениями. |
Табулирование текста |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста (ритмизированный текст) |
Набор текста с использованием символов, отсутствующих на клавиатуре |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста словарных страниц на разных языках русско-осетинском, английском т. д |
Создание различных видов содержаний и оглавлений. |
Набор сплошного текста для создания предметного указателя |
Набор многоколонного текста со вставкой рисунков. |
Правила набора драматических произведений – ремарки список действующих лиц. |
Набор текста со вставкой рисованных элементов |
Набор канцелярских таблиц и выводов |
Набор и форматирование книжно – журнальных таблиц |
Набор однострочных многострочных математических формул и химических формул |
Набор обложек и титулов. |
Многоколонный набор текста со вставкой различных объектов |
Набор текста различными видами расположения и оформления заголовков. |
Установка параметров текста, абзацных отступов |
Выполнение работы по установке в документе одноуровневых списков |
Набор многоуровневых и маркированных списков. |
Набор одномерных и двумерных стихотворений |
Набор различных видов стихотворений. |
Набор и оформление обложек. |
Набор и редактирование простого (сплошного) текста, на русском языке. |
Набор текста со шрифтовыми и не шрифтовыми выделениями. |
Табулирование текста |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста (ритмизированный текст) |
Набор текста с использованием символов, отсутствующих на клавиатуре |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста словарных страниц на разных языках русско-осетинском, английском т. д |
Создание различных видов содержаний и оглавлений. |
Набор сплошного текста для создания предметного указателя |
Раздел ПМ 2 Применении технологии для электронного набора и правки текста | | 87 | |
МДК 2 Технология электронного набора и правки текста | | 87 | |
Тема 2.1. Компьютерные шрифты | Содержание учебного материала | 7 | |
1. | Типографская система измерений | | 2 |
2 | Этапы создания издания | 2 |
3. | Общие сведения о шрифтах. Классификация шрифтов по рисунку, гарнитуре, начертанию по кеглю | 2 |
4 | Индексация шрифтов. | 2 |
5. | Выбор шрифтов для набора основного, дополнительного и вспомогательного текста. Характеристика шрифтов. | 2 |
Лабораторные работы. | 1 | |
1. | Изучение гарнитуры начертания и кегля шрифта. | | |
Практические занятия. | 1 | |
1. | Отработка набора текста с разными видами кегля и гарнитур шрифта. | | |
Тема 2.2. Издательские текстовые оригиналы | Содержание учебного материал | 2 | |
1. | Основные требования к текстовому издательскому оригиналу | | 2 |
Лабораторная работа. Не предусмотрены | | |
Практические занятия. | 1 | |
1. | Изучение с различных видов оригиналов. | | |
Тема 2.3. Основные правила и особенности набора текста | Содержание учебного материал | 34 | |
1 | Элементы издания: титулы, элементы основного текста, элементы справочно – вспомогательного и дополнительного текста, элементы словарных изданий. | | 2 |
2 | Общие правила набора текста: формат набора, выключка строк, «коридоры» | 2 |
3 | Абзацные отступы и их расчет, формат набора | 2 |
4 | Правила набора концевых строк, правила переносов. | 2 |
5 | Правила набора знаков и цифр. Правила набора знаков препинания, дефиса, тире, кавычек, скобок. | 2 |
6 | Виды выделений в тексте | 2 |
7 | Отработка набора текста с соблюдением правил набора знаков и цифр. | 2 |
8 | Ссылки на рисунок в тексте, подрисуночные подписи | 2 |
9 | Правила набора и оформление колонцифр, колонтитулов, сигнатуры, выходных данных | 2 |
10 | Виды заголовков (рубрикации), и их расположения заголовков в тексте. | 2 |
11 | Понятие о спусковой и концевой полосы набора, запрет висячих строк. | 2 |
12 | Особые виды авторских текстов -Правила набора дополнительных текстов – цитат, примечаний, сносок, пояснений - перечисления, приложения | 2 |
13 | Правила набора, сносок, эпиграфов, посвящений, и т.д. | 2 |
14 | Титульные элементы –титул, контртитул, шмуцтитул, фронтиспис | 2 |
15 | Правила набора оглавлений и содержаний | 2 |
Лабораторные занятия. | 1 | |
1 | Изучение различных видов выделений текста. | | |
Практические занятия. | 11 | |
1 | Втяжки, размеры втяжек | | |
2 | Отработка и расчет абзацных отступов и формата |
3 | Отработка навыков набора рубрик. |
4 | Применение и оформление инициалов (буквицы) |
5 | Набор и правка дополнит. и вспомогат. текстов. |
6 | Набор текста со сносками, эпиграфами и др элементыами |
7 | Отработка способов создание оглавления и содержания |
Контрольная работа | 2 | |
Тема 2.4. Понятие о корректуре | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Корректурные знаки. Группы корректур. Виды корректуры. | | 2 |
Лабораторные занятия. | 1 | |
1 | Работа с текстовыми оригиналами. | | |
Практические занятия. | 2 | |
1 | Работа над исправлением текста с использованием корректурных знаков | | |
Тема 2.5. Правила набора усложненных и сложных видов текста | Содержание учебного материала | 16 | |
1 | Виды сложного текста. Правила набора словарей и библиографических текстов | | 2 |
2 | Правило набора текста на иностранных языках | 2 |
3 | Элементы стихотворений и их расположение на полосе | 2 |
4 | Технические правила набора стихотворений | 2 |
5 | Правила набора драматических произведений – ремарки список действующих лиц | 2 |
6 | Элементы драматических произведений | 2 |
Лабораторные занятия. Не предусмотрены | | |
Практические занятия | 6 | |
1 | Набор словарей. | | |
2 | Набор различных видов стихотворений. |
3 | Отработать Набор драматического текста |
Тема 2.6. Правила набора таблиц и выводов | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Основные элементы таблиц и выводов | | 2 |
2 | Классификация выводов и таблиц | 2 |
3 | Выбор формата и кегля шрифта для набора таблиц, | 2 |
4 | Правила набора заголовочной части таблиц, боковика, цифровых колонок итоговой строки | 2 |
Лабораторная работа по теме. | 1 | |
1 | Расчет таблиц и выводов. | | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Набор таблиц различной сложности. | | |
2 | Набор выводов различной сложности |
Контрольная работа | 1 | |
Тема 2.7. Правила набора математических и химических формул | Содержание учебного материала | 14 | |
1 | Элементы формул. | | 2 |
2 | Классификация математических формул | 2 |
3 | Общие правила набора формул | 2 |
4 | Правила набора однострочных и многострочных математических формул | 2 |
5 | Виды химических формул и их элементов | 2 |
6 | Общие правила набора химических формул | 2 |
Лабораторные занятия. Не предусмотрены | | |
Практические занятия. | 5 | |
1 | Набор однострочных математических формул | | |
2 | Набор многострочных математических формул |
3 | Набор текста с химическими формулами |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. | 43 | |
Проработка конспекта, учебной и специальной технической литературы | | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем); |
оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовкой к их защите. |
Изучение тем с помощью справочной литературы по MS Word, MS Excel, MS Power Point. |
Набор различных приказов, отчетов. |
Набор таблиц и выводов |
Набор издательской акциденции – обложки, листовки афиши плакаты. |
Набор и оформление визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок. |
Набор визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок. |
Набор издательской акциденции – обложки, листовки афиши плакаты. |
Набор различных бланков (приказы, справки, протоколы и т. д.). |
Творческая работа по созданию газеты, односторонней листовки. |
Набор различных приказов, отчетов. |
Набор таблиц и выводов |
Работа с графическими элементами и инструментами |
Набор издательской акциденции – обложки, листовки афиши плакаты. |
Набор и оформление визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок. |
Набор визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок. |
Набор однострочных математических формул |
Набор многострочных математических формул |
Набор текста с химическими формулами |
Учебная практика Виды работ. | 111 | |
Работа со шрифтами. Форматирование и редактирование абзацев текста | | |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста (ритмизированный текст) |
Набор и редактирование особых и слошных видов текста словарных страниц на разных языках русско-осетинском, английском т. д |
Набор канцелярских таблиц и выводов |
Набор однострочных многострочных математических формул и химических формул |
Набор обложек и титулов. |
Многоколонный набор текста со вставкой различных объектов |
Способы выделения текста Различные обрамление фрагментов текста |
Создание различных видов списков Табулирование текстовой и цифровой информации |
Создание стилей. Изменение стилей. |
Многоколонный набор текста. Параметры страниц |
Графические возможности текстового редактора Word. Создание векторных изображений |
Расположения графических надписей в тексте. Художественное оформление текста |
Набор книжно - журнальных таблиц. |
Набор листовок , афиш, объявлений. |
Набор визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок. |
Набор сплошного текста с дополнительными элементами. |
Набор одноуровневых, многоуровневых и маркированных списков. |
Отработать Набор драматического текста |
Работа над исправлением текста с использованием корректурных знаков |
Набор элементов издания: титулы, элементы основного текста, элементы справочно – вспомогательного и дополнительного текста, элементы словарных изданий. |
Выставление формата набора, выключка строк, «коридоры» | | |
Абзацные отступы и их расчет, формат набора |
Набор концевых строк |
Набор набора знаков и цифр. |
Набор текста с выделениями в тексте |
Набор текста с соблюдением правил набора знаков и цифр. |
Набор текста с ссылками на рисунок в тексте, подрисуночные подписи |
Набор и оформление колонцифр, колонтитулов, сигнатуры, выходных данных |
Набор заголовков (рубрикации), и их расположения заголовков в тексте. |
Набор спусковой и концевой полосы набора, запрет висячих строк. |
Набор особых видов авторских текстов (цитат, примечаний, сносок, пояснений - перечисления, приложения) |
Правила набора, сносок, эпиграфов, посвящений, и т.д. |
Набор таблиц разных форматов |
Набор однострочных математических формул |
Набор многострочных математических формул |
Набор текста с химическими формулами |
Набор таблиц различной сложности. |
Набор выводов различной сложности |
Набор словарей. |
Набор различных видов стихотворений. |
Производственная практика на предприятиях. Виды работ: | 360 | |
Создание, открытие, сохранение документа MS Word, . | | |
Набор текста с разными видами кегля и гарнитур шрифта. |
Работа с текстом |
Выполнение операции копирование, вставка, перемещение |
Набор и форматирование абзацев текста. |
Набор текста с установкой параметров текста, абзацных отступов. |
Выполнение работы по установке в документе одноуровневых, |
Набор текста созданием многоуровневых списков |
Набор текста с созданием маркированных списков. |
Выполнение работы по установке в документе одноуровневых, многоуровневых и маркированных списков. |
Отработка меню вставка. Работа с WordArt. |
Набор и художественное оформление текста |
Набор и вставка сносок, колонтитулов, колонцифр. |
Набор и вставка рисунка |
Набор и правка текста с математическими |
Набор и правка текста с химическими формулами. |
Набор и правка текста на осетинском языке |
Набор и правка оглавлений |
Набор и правка предметного указателя. |
Набор и правка содержаний, |
Набор и правка таблицы |
Набор и правка вывода |
Набор и правка таблиц различной сложности |
Многоколонный набор текста. |
Набор и правка текста с различными видами расположения заголовков |
Набор и правка текста с подрисуночными подписями |
Составление экономического расчета таблиц MS Excel, |
Набор таблиц и с построением диаграммы |
Построение таблиц различной сложности |
Построение диаграмм. |
Печать документа. |
Работа со шрифтовыми цветовыми схемами. |
Перемещение и группировка рисунков и объектов |
Набор издательской акциденции – обложки, листовки афиши плакаты. |
Набор двухсторонней визитной карточки |
Набор двухстороннего буклета |
Создание и оформление текстовых слайдов. MS Power Point. |
Настройка эффектов и анимации слайдов, объекта |
Настройка, показ презентации. |
Вывод слайдов на пленку. |
Создание слайдов с макетами рисунков, |
Создание слайдов диаграмм, таблиц.. |
Оформление и анимация слайдов |
Работа в программе оптического распознавания текстов Fine Rider |
Сканирования и печать документа. |
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Компьютеры (рабочие станции), тренажеры, шрифты, и др., локальная сеть, выход на сервер и в сеть Интернет, полиграфическое оборудование.
1. Газета «Мир печати». – Режим доступа: htt://mirpehati.ru.
2. Интернет – библиотека СМИ: Public.Ru –Режим доступа www.public.RU
3. Техническая литература. – Режим доступа: www.iglib. Ru
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете электронного набора и верстки и кабинее информационных технологий» концентрированно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в организация, направление деятельности которых соответствует профилю модуля. При изучении модуля с обучающимися проводятся консультации, которые проводятся индивидуально. Необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся в кабинетах электронного набора и верстки и в кабинете информационных технологий с использованием мультимедийных пособий для самостоятельного обучения и контроля знаний.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
- имеющими высшее специальное или педагогическое образование, первая или высшая категории, соответствующие профилю преподаваемого модуля «Электронный набор и правка текста».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
- высшее педагогическое или инженерное образование, соответствующее профилю модуля
Требования к мастерам производственного обучения: - высшая квалификационная категория
- обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1 –го раза в три года.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы являются обязательным
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.